Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика предрасположенности к ВК. Возможность ее адаптации к младшему школьному возрасту.

Сложность конфликта как явления внутренней жизни человека и социально-педагогического взаимодействия предъявляет высокие требования к методам и методикам его изучения. «Конфликтология, будучи сравнительно молодой научной дисциплиной, объективно вынуждена использовать для изучения конфликта методы, разработанные в других отраслях знаний, в первую очередь – методы психологии» [6, стр.150].

Изучив состояние вопроса о ВК в научной литературе, делаем вывод о недостаточной его исследованности применительно к младшему школьному возрасту, т. к. авторы статей по данной проблеме часто делают перенос знаний о ВК у взрослых людей на детский возраст. Хухлаева О., например, в своей работе пишет: «Мы полагаем, что выводы Р. Мэя можно распространить и на детей» [66].

По нашему мнению, именно младший школьный возраст наиболее важен в плане диагностики предрасположенности к ВК и проведения коррекции нарушений психического здоровья.

В нашей работе активно использованы рисуночные тесты, как наиболее полно рассматривающие личность ребенка и ориентированные на подсознание. Необходимо уяснить сущность и специфику рисуночных тестов. «Слово «тест» заимствовано из английского языка, в котором оно с давних пор бытует в традиционном значении: «испытание», «проба». Для обозначения психодиагностических методов это слово было употреблено в конце XIX в. Примерно с этого времени и ведет свою историю психодиагностика.

Метод тестов в его современном виде существует сравнительно недавно. Однако ученые, исследовавшие историю его становления, находят уже в далекой древности примеры, которые с некоторой долей условности могут быть расценены как первые варианты тестов [62, стр. 6-7].

Изучив литературу по диагностике внутриличностной конфликтности [6, 42] и подходы к пониманию сущности ВК в психологии, возникло представление о личности, предрасположенной к данному психическому явлению. Можно предположить, что такой человек должен быть очень чувствительным (с развитой эмпатией), тревожным, с тонкой душевной организацией, склонный к самоанализу, рассуждениям и разного рода переживаниям, депрессиям, интравертированный, с богатым внутренним миром, пессимистичный.

При составлении пакета диагностических методик отдавали предпочтение тем методикам, которые способствовали выявлению вышеуказанных свойств личности. Исследование началось с опроса класса на тему «Какой(ая) я?». Опрос проводился в письменной форме. Требовалось ответить на два вспомогательных вопроса:

1. Справедливо ли учитель относится к вам?

2. Что нужно сделать, чтобы быть хорошим?

Данный опрос проводился в сентябре 2002 года с целью выделить возможную область конфликта: понять внутренний мир детей, причину разногласий между учителем и учащимися (см. Приложение 1. Опрос на тему «Какой(ая) я»).

Из детских ответов видно, что самооценка многих учащихся значительно занижена, дети склонны к самообвинению. Просматривается высокий уровень учебной тревожности.

Вторым шагом исследования внутреннего мира детей этого класса стало анкетирование родителей на выявление предрасположенности их детей к ВК (см. Приложение 2. Анкета на выявление предрасположенности к ВК).

Изучив все ответы родителей, значительно расширились наши представления о семьях учащихся. Эти представления еще более расширились во время посещения учащихся на дому. Проведенная работа позволило увидеть стиль внутрисемейных отношений. Среди семей, в которых воспитываются дети с ВК, имеет место опека и гиперопека.

Большинство анкетируемых считает своих детей ранимыми и чувствительными. Сферой жизнедеятельности, вызывающей у ребенка высокое чувство тревожности и напряжения была названа школа. По мнению большинства родителей, их дети недолго колеблются при решении какой-либо проблемы. Часто указывается в анкетных данных чувство одиночества. Значит, дети не чувствуют поддержки, «уходят в выдуманные миры», как, например, Настя Р. Некоторые родители избегают подробного описания внутреннего мира ребенка, используя сухую формулировку «соответствует возрасту». Мы делаем предположение о нежелании, либо скрытности анкетируемых людей предоставить информацию по 5 и 6 вопросу. Однако, в беседах родители, особенно мамы, зачастую очень откровенно рассказывают о своих детях и их проблемах, просят совета и помощи. Так как дети, по словам родителей, недостаточно самостоятельны, логично предположить наличие в семьях элементов авторитарного стиля воспитания. Помощь ребенку со стороны родителей ограничивается часто использованием метода беседы. Практически все анкетируемые назвали испуг, как перенесенную ребенком психическую травму. Течение беременности у большинства опрашиваемых было без осложнений; у некоторых трудно протекали роды. Просмотрев медицинские карты детей, можно сделать вывод о несоответствии ответов матерей реальному положению, т. к. осложнения течения беременности и родов имели место. Необходимость 10 вопроса обусловлена тем, что полноценный психоанализ, по мнению З. Фрейда, возможно построить, зная биографию ребенка или взрослого с момента зачатия и появления на свет. У некоторых (судя по ответам) были трудные роды (мамы Кеши М., Димы Б.). Эта анкета послужила еще одним подтверждением возможности возникновения ВК в младшем школьном возрасте.

Рассмотрев классный коллектив с позиций астрологического гороскопа, мы выяснили, что дети принадлежат преимущественно двум стихиям – «огню» и «воздуху». Нетрудно догадаться: чтобы сильней разгореться, «огню» только и нужен «воздух». Следовательно, в классе собраны дети, несовместимые с т. зр. Астрологии. К тому же большинство детей обладает холерико-сангвиническим типом темперамента. Интерпретировать такие показатели можно лишь как благоприятную обстановку для возникновения межличностных конфликтов, которые, кстати, очень часто имеют место. Неблагоприятная обстановка в области межличностного общения часто является сферой внутреннего конфликта.

Таблица 3. Астрологические данные учащихся 2 «а» класса.

Имя Знак зодиака Стихия
Андрей Б. Близнецы Воздух
Сергей Б. Водолей Воздух
Дима Б. Овен Огонь
Женя Б. Овен Огонь
Ксюша Б. Скорпион Вода
Бэликто Д. Стрелец Огонь
Аюна Д. Весы Воздух
Надя Ж. Лев Огонь
Кристина К. Водолей Воздух
Никита К. Близнецы Воздух
Артем Л. Близнецы Воздух
Костя М. Лев Огонь
Лена М. Дева Земля
Кеша М. Водолей Воздух
Виталя П. Водолей Воздух
Алена П. Овен Огонь
Миша П. Близнецы Воздух
Настя Р. Стрелец Огонь
Вова Т. Близнецы Воздух
Дима Ц. Весы Воздух
Алдар Ц. Весы Воздух
Кристина Ч. Рыбы Вода

Очень часто важным этапом исследования классного коллектива служит выявление социального статуса каждого его члена [30]. На протяжении семи месяцев мы наблюдали за изменениями во внутриклассных отношениях, регулярно проводя социометрические срезы (сентябрь, январь, март). Показания мы обозначили в баллах, соотнося их со статусами «отверженные» (0 баллов), «пренебрегаемые» (1-3 балла), «предпочитаемые» (4-5 баллов) и «лидеры» (6 и более баллов). Рост, либо снижение статуса можно пронаблюдать в таблице 4 и на рис. 2. Как видим, наметился позитивный сдвиг в положении детей со статусом «Отверженные». Важным выводом по результатам использованной диагностики является то, что мы выделили предполагаемую сферу ВК. По нашему мнению – это учебная деятельность.

Дети-«лидеры» являются членами группы «не имеющих отношение к ВК», т. к. у таких детей положение в классном коллективе вполне благополучно. Намеченные нами как носители ВК (члены группы «имеющих признаки ВК») - Виталий П., Сергей Б, Андрей Б., Костя М., Алдар Ц. – имеют низкий социометрический статус («отверженные»). Надя Ж, Артем Л и Миша П. также имеют низкий социометрический статус, но мы отнесем к группе «предрасположенных к ВК» лишь Надю Ж. и Артема Л. У Миши - адекватная самооценка (см. табл. 6), он достаточно коммуникативен, что подтверждают результаты методики «Несуществующее животное» (табл. 8), а также по этой же методике отсутствует тенденция к ВК, в семье у Миши благоприятные условия для развития. По результатам методики «Несуществующее животное» у Нади Ж. имеет место тенденция к ВК, тревожность, неуверенность в себе. Результаты рисуночного теста «Человек» обнаружили у девочки чувство неполноценности (см. также прил. 2). В связи с этим можно проследить взаимосвязь между социометрическим статусом и отношением к ВК. Однако, наличие низкого социометрического статуса еще не означает наличие ВК, или предрасположенности ребенка к данному нарушению. Обязательным условием считаем рассмотрение множества других показателей. Между тем, мы считаем, что в большинстве случаев низкий социометрический статус имеет прямую связь с наличием ВК у обследуемого ребенка. В отношении нашего исследования низкие показатели социометрического статуса у Димы Б., Никиты К. и Миши П. как раз не являются показателями ВК, а лишь констатируют отсутствие популярности этих

детей в классном коллективе.

Для того, чтобы выявить интересующие нас личностные особенности (чувствительность, неудовлетворенность положением дел, склонность к постоянному самоанализу) мы решили использовать методику «Фигура-личность» (табл. 5).

Семеро ребят, которым мы уделяли особое внимание, предполагая у них интересующую нас предрасположенность, обнаружили по результатам присутствие вышеназванных качеств. Кандидатуры Ксюши Б., Насти Р. мы не стали рассматривать как предрасположенных к ВК. Ксюша Б. – по наблюдению за ее поведенческими реакциями – явный экстраверт. Настя Р. занимает высокий (лидерский) социальный статус в классе (см. табл. 4); семейная обстановка, как нельзя, более благоприятна для развития личности (см. табл. 8, 10). Дома у Насти есть свой живой уголок, она популярна, старательна, общительна.

Для более детального рассмотрения черт и свойств личности, которые характеризуют предрасположенность ребенка к ВК, считаем необходимым использование рисуночных тестов [30, 55, 59]. Эти методики направлены именно на изучение личностной сферы. Результаты использования данных методик («Несуществующее животное», «Рисунок семьи» и «Рисование человека») представлены в виде таблиц (таблицы 8 и 9). Анализируя результаты, видим, что наблюдаемые дети, действительно обладают всеми качествами, которые при особых обстоятельствах, позволят развиться ВК. У Кеши, Нади и Алены наблюдается повышенный уровень тревожности, у Кеши М.– склонность к депрессивности (см. таблицу 9); у него заниженная самооценка и заниженный уровень притязаний, неудовлетворенная потребность в общении. У Нади Ж. – по результатам трех рисуночных тестов и по наблюдаемым поведенческим реакциям присутствует чувство неполноценности, низкая самооценка, завышенный уровень притязаний, т. е. очевидны главные признаки ВК, а также тревожность, неуверенность в себе (см. табл. 6, 8, 9). Однако, причислять этих детей к группе «имеющих признаки ВК» мы не можем по причине благоприятной семейной обстановки: в их семьях присутствует демократический стиль взаимоотношений, что видно из анкетирования и результатов методики «Лесенка» (см. таблицу 10). Кеша и Надя входят в группу «предрасположенных к ВК». Алену не можем отнести в группы с тенденцией к ВК, т. к. она одна из лучших учениц, явно растет ее популярность в классе, в семье царит полное взаимопонимание между Аленой и ее мамой.

«Несуществующее животное» - рисуночный прожективный метод изучения личностных и интеллектуальных особенностей ребенка (табл. 6, 7). Описание данной методики встречается в литературе по психологии достаточно часто (например, один из вариантов можно прочесть у авторов А. Л. Венгер и Т. А. Цукерман [13].

В результате проведения рисуночного теста о семье (табл. 8) положение в группах наблюдения не изменилось. Артем Л., Лена М., подтвердили принадлежность к группе «предрасположенных к ВК», т. к. у Артема Л. имеют место показатели нарушения межличностного общения и тревожности, а у Лены М. – нарушение межличностного общения, тревожность, отверженность. Эти данные подтверждаются нашими личными наблюдениями, а вот подобные результаты у Алены П. и Вовы Т. не соответствуют нашим наблюдениям. Действительно, у этих детей не все благополучно в семейной сфере: родители обоих детей находятся в разводе. Конечно же, дети переживают, особенно Алена, мечтающая о воссоединении своей семьи. Но, несмотря ни на что, родители этих детей делают все, что в их силах, чтобы дети не страдали. Вова добивается лидерства в классе, Алена с жаром и интересом работает на уроке и принесла в класс свою морскую свинку. Их все любят в классе. Поэтому мы не можем отнести этих детей в группы с тенденцией к ВК.

Методика выявления показателей личностной сферы (табл. 9) дала негативные результаты, потому что все дети, кроме Насти Р., обнаружили присутствие признаков, характерных для состояние ВК. Этот результат нельзя считать окончательным, т. к. по одной методике невозможно поставить диагноз.

Следующим шагом диагностического исследования стало дальнейшее рассмотрение положения ребенка – потенциального носителя ВК в семье (табл. 10).

· У Алдара Ц. явное неблагополучие в семейной сфере. Больше всех ему уделяет времени и внимания отец, а на «ступеньке доверия» он оказался на предпоследнем месте. Себе ребенок оказывает больше доверия, чем родителям. В этом можно увидеть завышенную самооценку.

· Костя М. буквально «растворился» в своей семье. Родители и он «слиты воедино». Ребенок не оценивает свое «я», не видит собственной ценности и значимости.

· Андрей Б. Себе отводит первое место на лестнице доверия. Ребенок, видимо, «внутренне бастует» по отношению к своим родным. Мама в его душе все-таки сохраняет близость и доверие, а вот описываемый «авторитет» дядя Слава у Андрея Б. почему-то на последнем месте. У ребенка по другим методикам складывается картина с доминантой комплекса неполноценности и заниженной самооценкой. А эта методика говорит о том, что ребенок еще не разочаровался в себе и хранит какой бы то ни было внутренний стержень.

· Сергей Б. На самую высокую ступень ставит маму, привыкнув во всем ей следовать и подчиняться, себя же расположил на самой низкой ступени. Самооценка и по другим диагностическим методикам занижена. В классе ребенок занимает позицию отверженного в плане общения. Сам говорит о том, что одноклассники, бывшие раньше друзьями, бросили его, а сейчас его товарищи очень ненадежны.

· Кристина К. Результаты диагностирования свидетельствуют о неблагополучии ребенка в семье, т. к. есть еще один член семьи – отчим Кристины К. – дядя Слава, которого в другой методике (рисуночный тест «Семья») девочка называет отцом. Еще есть бабушка, у которой Кристина К. проводит половину своего свободного времени, т. е. живет то дома, то у бабушки.

· У Димы Ц. в семье все вполне благополучно.

· Виталий П. на первую ступень ставит и маму, и папу, затем себя, хотя из опыта общения с ним известно, что маму он обожает, а папу побаивается, а поставил их вместе.

Алена П., Вова Т., Лена М. и Надя Ж. отобразили в своих работах неблагополучие в семейной сфере. Проблема Алены, Кристины и Вовы кроятся в разводе родителей, Лена М. ревнует маму к младшей сестре, Наде не хватает внимания со стороны отца.

Затем, исходя из того, что высокий уровень тревожности – это один из важных показателей ВК, мы решили рассмотреть уровень тревожности, а также и ее виды более тщательно, включив в исследование методику «Шкала тревожности» (см. таблицу 11). Среди восьми детей, у которых по результатам суммарный уровень тревожности превышал 60 баллов, оказались и предполагаемые потенциальные носители: Кондратьева К., Первушин В. и Цагадаев Д. Необходимо отметить, что некоторые другие дети также набрали более 60 баллов: Женя Б., Бэликто Д., Аюна Д., Артем Л., Миша П.

Женя Б., Аюна Д., Бэликто Д. занимают достаточно «высокое социальное» положение в сфере общения в классе, поэтому мы не будем переносить их в группу предрасположенных к ВК. Миша П. по другим тестам не обнаружил высокой тревожности, к тому же у него очень хорошая атмосфера в семье по результатам тестов (см. таб. 10, 12). Следовательно, он остается в прежней группе.

Особого внимания требуют дети с высокой тревожностью (более 20 баллов по одному разделу или более 60 - суммарный уровень) и "очень спокойные", особенно те случаи, когда оценки по каждому разделу не превышают 5 баллов или приближаются к 0 [30], см. табл 11.

Высокие баллы по отдельным видам тревожности или в целом свидетельствуют о реальном неблагополучии ребенка. По результатам первого тестирования (колонки 1) Андрей Б., Сергей Б., Надя Ж, Костя М., Алдар Ц. имеют высокие показатели того или иного уровня тревожности, что подтверждает правильность отнесения их в группы с тенденцией к ВК. Вова, Настя, Кристина имеют высокий социометрический статус, их любят в классе, поэтому учебная сфера не стала для них «почвой» для ВК. Важным моментом считаем определение типа темперамента детей трех контрольных групп. Тип темперамента мы определяли, использую метод наблюдения, а также игры «Я и моя тень», «Я и зеркало». Результаты следующие: Андрей Б. и Алдар Ц. – склонны к меланхолическо-флегматическому типу темперамента, остальные дети – предположительно к холерико-сангвиническому типу темперамента. Смысл игр состоит в повторе движений ведущего в ситуации «собираюсь в поход», «прихорашиваюсь перед дискотекой».

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

В ходе диагностического исследования возникла необходимость наметить путь коррекционной работы. Исходя из видимого интереса класса к природе по результатам наблюдения за детьми), предположили коррекцию основать на активном и систематическом воздействии природным окружением на психику детей. Убедиться в правильном выборе средств коррекции позволила нижеописанная методика.

Итак, для определения уровня развития бережного отношения и любви к природе мы использовали методику « Определение склонностей ребенка» [46]. Как известно, ребенка привлекает в первую очередь то, что у него успешно получается. С помощью данной методики можно определить интересы и склонности детей до 10-летнего возраста. Эта методика привлечена с целью выявить интерес ребенка к природе. Если то, о чем говорится в вопросе, ребенку очень нравится, в соответствующей клетке ставится «++»; просто нравится – «+» и не нравится – «–». Родители, воспитатели, учителя заполняют лист ответов по нижеприведенной форме, где в каждой клеточке указан номер вопроса (в нашем исследовании дети сами заполняли лист ответов).

Таблица 12. Склонности.

Интересы Вопросы
Техника и математика (1)
Гуманитарная деятельность (2)
Художественная деятельность (3)
Физкультура и спорт (4)
Коммунальные интересы (5)
Явления природы (6)
Домашний труд (7)

 

Обработка результатов.

Подсчитать количество «+» и «–» по горизонтали. Плюс и минус взаимно сокращаются. Сумма баллов по горизонтали характеризует соответствующие интересы. Максимальный интерес там, где наибольшее количество плюсов. На основе полученной информации можно построить профиль интересов ребенка.


Рис. 3. Профиль склонностей класса.

По вертикали: сумма баллов.

По горизонтали: интересы (см. табл. 13 «Определение склонностей»).

Важным моментом диагностирования являлось то, что дети самостоятельно заполняли бланки ответов. Мы исходили из достаточно несложного характера вопросов, поэтому дети сами отвечали на вопросы теста (перечень вопросов см. в прил. 13).

Проанализировав варианты профилей детей, пришли к выводу о преобладании интереса детей к области «явления природы». Следовательно, можно взять за ориентир направленное воздействие на психику детей природным окружением. Опора на интересующую детей сферу, по нашему мнению, должна дать положительные результаты.

В процессе коррекционной работы необходимо было отслеживать ее результаты. Выбор нужных методик был обусловлен существующим в научной литературе [6, стр. 301] описанием личностных особенностей индивида, склонного к ВК. Исходя из этого описания, мы подобрали ряд методик, избегая по возможности повторения уже использованных при проведении констатирующего эксперимента. Такими методиками стали: «Несуществующее животное», «Шкала тревожности», личностный опросник Айзенка, а также «Изучение самооценки в учебной деятельности», т. к. сфера конфликта у 6 из 7 человек с ВК результатам констатирующего эксперимента является учебная деятельность. Первой для оценки результативности коррекционной работы была использована методика «Шкала тревожности». В результате проведенной коррекционной работы уровень тревожности стал ниже; дети несколько раскрепостились, их нервное напряжение несколько спало, что видно при сравнительном анализе старых (колонки 1) и новых (колонки 2) данных (табл. 11). По результатам второго тестирования (колонки 2) можно сделать вывод, что уровень тревожности стал ниже: улучшилось положение Жени Б., Аюны Д., Кристины К., а также Нади Ж, Кости М., Алдара Ц. и Андрея Б.

После коррекционной работы следующим контрольным методом исследования результативности проведенного воздействия стал адаптированный для младшего школьного возраста тест Айзенка [63].

Таблица 14. Результаты по опроснику Айзенка.

Ф. И. О. Экстра-интраверсия Нейротизм Лживость
Андрей Б.**
Сергей Б.**
Дима Б.**
Женя Б.*
Ксюша Б.*
Бэликто Д.
Аюна Д.*
Надя Ж.*
Кристина К.*
Никита К.**
Артем Л. Не участвовал
Костя М.**
Лена М.**
Кеша М.**
Виталий П.**
Алена П.*
Миша П.**
Настя Р.*
Вова Т. Не участвовал
Дима Ц.**
Алдар Ц.***
Кристина Ч. Не участвовала

Примечание:

* - не имеющие отношение к ВК.

** - предрасположенные к ВК.

*** - имеющие признаки ВК.

Весь класс разбился на 4 группы.

1. Интравертированный, нестабильный тип.

Настя Р. Женя Б. Алдар Ц. Легко расстраивающийся, тревожный, ригидный, склонный к рассуждениям, пессимистический, сдержанный, необщительный, тихий.

2. Интравертированный, стабильный тип.

Надя Ж. Бэликто Д. Пассивный, осмотрительный, рассудительный, благоразумный, доброжелательный, миролюбивый, управляемый, контролируемый, внушающий доверие, надежный, ровный, спокойный.

3. Экстравертированный, нестабильный тип.

Кеша М. Никита К. Лена М. Миша П. Аюна Д. Дима Б. Андрей Б. Дима Ц. Виталий П. Костя М. Сергей Б. Чувствительный, беспокойный, агресивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, оптимистический, активный.

4. Экстравертированный, стабильный тип.

Ксюша Б. Алена П. Кристина К. Общительный, контактный, разговорчивый, отзывчивый, непринужденный, жизнерадостный, несклонный к беспокойству, склонный к лидерству.

После проведения коррекционной работы наша экспериментальная группа разбилась на 3 части.

Круг Айзенка.

1. Интравертированный, нестабильный тип.

Алдар Ц. Легко расстраивающийся, тревожный, ригидный, склонный к рассуждениям, пессимистический, сдержанный, необщительный, тихий.

2. Экстравертированный, нестабильный тип.

Андрей Б. Кеша М. Дима Ц. Виталий П. Сергей Б. Костя М. Чувствительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, оптимистический, активный.

3. Экстравертированный, стабильный тип.

Кристина К. Общительный, контактный, разговорчивый, отзывчивый, непринужденный, жизнерадостный, несклонный к беспокойству, склонный к лидерству.

 

Как показали результаты исследования (по формирующему эксперименту, методике Айзенка), Андрей Б., Кристина К. и Дима Ц. вышли из первого блока. Следовательно, положение этих детей улучшилось, т. к. до коррекции личностное описание в первом блоке полностью характеризовало этих детей.

Большинство детей в классе экстравертированы, лишь 5 – интравертированы. Из наблюдаемой нами группы интравертом оказался Алдар Ц. Дети набрали по второй шкале «нейротизм» (практически все) больше 12 баллов, исключение составляют 5 человек. Из экспериментальной группы 6 баллов (т. е. менее 12) набрала Кристина К. Самой эмоционально неустойчивой оказалась Лена М. (21 балл). По 3 шкале детей, набравших более пяти баллов (большинство таких) - 10 Из экспериментальной наблюдаемой группы детей с показателем «лживый» - 3.

Итак, сопоставив данные трех шкал, можно констатировать отсутствие в классе детей с неадекватно завышенной самооценкой. Необходимо помнить о том, что Андрей Б., набравший высокие баллы по 2 и 3 шкалам (19 и 9), нуждается в повышенном внимании взрослых, бережном отношении, т. к. отклонения в процессе личностного роста у такого ребенка обычно возникают быстрее, чем у более уравновешенных и стабильных детей.

Данная методика рассмотрена более подробно и грубого в учебно-методическом пособии для студентов и учителей общеобразовательных школ, авторами которого являются Сиренова Э. П., Фролова В. К., Леонтьева В. М., с. 9-16 [61]. В интерпретации этих авторов нас заинтересовала обработка результатов по шкале «нейротизм»: Если от 10 до 16 баллов (Ксюша Б., Миша П., Алдар Ц., Кеша М., Дима Ц., Аюна Д., Дима Б., Виталий П., Никита К.), то эмоционально впечатлителен. Если от 17 до 22 (Андрей Б., Женя Б., Сергей Б., Костя М., Лена М.), то у ребенка имеются отдельные признаки расшатанности нервной системы. Если от 23 до 24 баллов (таковых нет), то у ребенка невроз, или нейротизм, граничащий с патологией. Возможен срыв, невроз. Так как детей с 23-24 баллами у нас не оказалось, то мы рассматриваем пограничную группу детей, с предрасположенностью к нарушению психики.

Важным показателем ВК является также самооценка личности, поэтому после проведения коррекционной работы возникла необходимость проследить возможные изменения в сфере самооценки исследуемых детей [14].

Изучение самооценки в учебной деятельности (время проведения: февраль, 2003).

Материал: 2 листа бумаги с изображенной на них лесенкой в одиннадцать ступеней, 2 цветных карандаша.

Ход выполнения задания.

Ученику говорится, что на верхних ступенях лестницы располагаются самые хорошие ученики, на нижних ступенях находятся те, кто плохо учится. Его просят подумать и показать ступеньку (поставить знак «+»), на которую он поставил бы себя; объяснить, почему именно сюда он себя поставил.

Затем ученику предлагается взять карандаш другого цвета и поставить плюс на той ступеньке, на которую, как ему кажется, его поставила бы учительница, а также ответить на вопрос, почему он так думает.

После этого ученику дается второй лист бумаги и предлагается выделить:

а) свое место на лесенке, которое будет соответствовать его успехам в учебе в 5 классе;

б) какое место он будет занимать, когда будет заканчивать школу. Во всех случаях ребенок должен объяснить, почему он поставил себя именно на это место.

Анализ выполненного задания.

Полученные материалы необходимо соотнести с реальной успеваемостью школьника и его интеллектуальными возможностями. На основе этого можно определить:

- степень адекватности самооценки в данный момент и в перспективе;

- степень осознания своих возможностей.

Сопоставление собственной оценки и оценки школьника учителем, помимо характеристики отношения к нему учителя (если оценка учителя совпадает или выше, то это свидетельствует о комфортном положении ученика), дает дополнительные данные, характеризующие степень осознания самооценки.

Анализ результатов исследования самооценки детей экспериментального класса.

Результаты говорят о том, что проведенная в классе коррекционная работа дала положительный результат. Самооценка большинства детей стала адекватной. Лишь у семерых прослеживается отклонение от нормы: пятеро исследуемых, среди которых –Сергей Б. (из группы предполагаемых носителей ВК), имеют низкую самооценку; двое – высокую самооценку (см. таблицу 15 «Изучение самооценки в учебной деятельности»).

Сравнение результатов изучения самооценки детей по методикам «Лесенка», «Несуществующее животное» (результаты за сентябрь, 2002 г. и март, 2003 г.), см. табл. 6 и 7, «Изучение самооценки в учебной деятельности» показывает положительные сдвиги в изменении самооценки исследуемых детей. По результатам методики «Изучения самооценки в учебной деятельности» лишь у 7 детей самооценка не соответствует норме, тогда как до коррекции этот показатель был равен 14 (см. табл. 6).

Также мы исследовали по методике Р. М. Грановской механизмы психологической защиты, а они, действительно, присутствуют у детей, особенно с ВК (см. приложение «Опросник копинг-стратегий школьного возраста»). Данный опросник оказал нам помощь в диагностировании повышения уровня личностной тревожности в ситуациях стресса.

Проанализировав результаты по опроснику Айзенка (см. табл. 14), и учитывая данные рисуночного теста «Несуществующее животное» за март 2003 года (см. табл. 7), показатели «Шкалы тревожности» за февраль 2003 года (см. табл. 11), результаты изучения самооценки в учебной деятельности за март 2003 года (см. табл. 15) – т. к. сферой ВК мы предположили учебную деятельность – можно составить новую сравнительную таблицу (см. табл. 16) «Отношение учащихся 2 «а» класса к ВК (по результатам проведенной коррекционной работы).

*Примечание к таблице 16.

1 – дети имеющие признаки ВК;

2 – дети, предрасположенные к ВК;

3 – дети не имеющие отношение к ВК.

На данной таблице можно наблюдать динамику, личностные изменения, произошедшие вследствие коррекционной работы. В первой группе было 7 человек, а стало – 2; во второй было 4 человека, стало – 7; в третьей было 11 человек, стало – 13. Следовательно, у пятерых детей был преодолен ВК. Это позитивный сдвиг, говорящий об успехе эксперимента. Вторая группа «предрасположенные к ВК» пополнилась тремя детьми из первой группы «имеющих признаки ВК». Считаем возможным констатировать безусловный успех эксперимента.


Последнее изменение этой страницы: 2017-08-19

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...