Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплексы специальных упражнений для укрепления здоровья младших школьников.

Игра «РАДУГА».

Дети вместе с учителем произносят:

Радуга-дуга-дуга,

Унеси меня в луга,

На травушку шелковую,

На речку бирюзовую,

На желтенький песок!

Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают и снова закрывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» заданный цвет. По истечении 3-5 секунд учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры – 30 секунд.

Методические указания.

1.Игра «РАДУГА» – это игра на воображение. Как созерцание, так и представление различных цветов радуги оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка. Так, синий цвет положительно влияет на зрение и слух; желтый – на желудочно-кишечный тракт, кровяное давление; зеленый – на сердечно-сосудистую систему; а вот красным цветом нельзя злоупотреблять – он возбуждает нервную систему.

2. У оленя дом большой.

Он глядит в свое окно.

Заяц по полю бежит,

В дверь к нему стучится.

- Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой!

- Заяц, заяц, заходи,

Лапку мне давай!

 

3. Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

 

4. Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики:

Прыг-скок, прыг-скок. Сели!

Травушку поели, тишину послушали...

 

«Радуга»

Время 5-7 минут. Возраст 7-11 лет.

Цель: Снятие эмоционального напряжения, стимулирование воображения.

1. Закройте глаза. Представьте, что у тебя в голове находится экран. На экране ты видишь радугу – цвета, которые тебе нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой, чувства. Ты видишь то, что описываю я, или то, что захочешь ты сам.

2. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким, успокаивающим. Что ты думаешь, когда думаешь о голубом?

3. Красный – энергия и тепло.

4. Желтый – радость.

5. Зеленый – цвет природы. Замечаешь ли ты, как разные цвета влияют на настроение и даже самочувствие?

Попробуй также увидеть другие цвета. Просто расслабиться и подурачиться – прекрасный способ снять напряжение у детей. Иногда нам просто необходимо сесть на пол с малышами, поиграть и посмеяться. Можно выполнить несколько упражнений.

 

«Лодка или тетива»

Время: 2 минуты. Возраст: 6-12 лет.

Цель: растягивание и расслабление всех мышц, особенно живота и бедер.

1. Ляг лицом вниз на одеяло или коврик. Выдохни и подтяни пятки к ягодицам. Ухватись за лодыжки. Если это сложно, воспользуйся поясом или полотенцем.

2. Сделай вдох, напрягая ягодицы и прижимая живот к полу. Выдохни, приподняв грудь и бедра от пола. Замри на 30 секунд на вдохе, затем вернись в исходное положение на выдохе.

3. Отдыхая, попробуй покататься, как лодка на реке.

 


Приложение 5.

Внеклассное занятие “ Невыдуманные рассказы”

Цель занятия: воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, вызвать положительную или отрицательную реакцию на поведение человека в природе, способствовать накоплению правил поведения человека, обеспечивающих гармонию во взаимоотношениях “человек - природа”.

Возраст: 5-6 класс.

Примерное содержание занятия.

1.Учитель читает небольшой рассказ о взаимоотношениях человека и природы.

Рассказ Б. Рябинина “Зачем?”.

Они появились в одном из парков города. Откуда пришли - неизвестно. Впрочем, ничего в их появлении невероятного не было: сохатые осмелели, находясь под защитой охраняющего их закона и нередко наведывались в города и селения. И все-таки приход лосей в город - всегда событие. Внезапно разнеслось: ”Лоси в парке!”

Неожиданное и заманчивое зрелище. Все поворачивались и устремлялись в одном направлении, туда, откуда донесся крик.

Вот они! Два могучих таежных красавца, два зверя на высоких сухих ногах, с губастой крупной мордой. Большие и сильные. Он и она. Раздувая чуткие ноздри, красавец-сохатый вскинул увенчанную рогами голову и всматривался в приближающихся людей. К нему жалась лосиха. В позах животных не чувствовалось особого страха. Только настороженность. Да, пожалуй, еще и любопытство. Только любопытство владело и людьми. Но, увы, совсем не такое безобидное, как у животных. Кто первым крикнул: ”Лови!”, кто обманул доверие, завоеванное многими годами неусыпной егерской службы, доверие, которым мог бы поистине гордиться человек, теперь уже не установить. Почему “лови”, а не просто “гляди, любуйся”?! Лоси вдруг метнулись, сперва в одну сторону, потом в другую, бурыми пятнами замелькали за стволами сосен, и - разбежались поодиночке. Горбоносый красавец с тяжелыми массивными рогами пытался скрыться, но дорогу ему внезапно преградила ватага улюлюкающих подростков. Отпрянув, он подался назад. Преследователи были и там. Ему удалось прорвать кольцо окружения, но, выбежав на утоптанную площадку, он оказался совсем на виду, а повсюду были они, галдевшие, глазевшие на него.

Они наступали, размахивали руками. В глазах лося зажегся ужас. Подругу он потерял. Теперь им руководил только страх, безмерный, всепожирающий, от которого все его сильное и прекрасное тело затряслось в мелком противном ознобе. Почему взрослые не остановили подростков, когда те кинулись гонять животных? Почему сами поддались этому стихийному чувству? Не чудесно ли, что огромный лесной обитатель заходит в гости к человеку? Так нет! Безусловно, не все включились в эту игру в пятнашки. Кто-то даже пытался остановить, образумить. Но их не слышали. Лось напоминал сейчас футбольный мяч, который перебрасывают от одного игрока к другому. Внезапно он остановился, тяжело раздувая крутые бока, покачнулся и рухнул. Агония продолжалась не больше минуты. То ли не выдержало сердце лесного богатыря, то ли его убил страх перед неизвестностью, - еще несколько конвульсивных движений, и он испустил последний вздох...

А на другом конце парка в болоте увязла лосиха. Чем больше она старалась отдалиться от людей, тем глубже уходила в черную жижу. И вот уже только голова с выпученными, полными отчаяния глазами остались на поверхности... Кто-то закричал: ”Веревки! Нужны веревки!” Сбегали, притащили веревки. Потом приволокли здоровую жердину, доски. Устроили подобие мостков. Лосиха тем временем перестала биться. Лишь шумно дышала. Свернутую петлей веревку набросили на нежную шею, потянули. Сейчас людьми владело доброе желание - спасти. Теперь все жалели животное. Полузадушенную, наконец, ее вытащили на сушу. Она не билась, не сопротивлялась. Сделала только несколько движений, хотела подняться, но тут же упала. Как изменилась она за какие-то час-полтора. Из шоколадно-бурой, со светлыми ногами и подбрюшьем, лосиха стала черной, мокрой, жалкой. Шерсть слиплась, вместо копыт будто подвесили безобразные кувалды. В растерянности люди смотрели на дело своих рук. Куда ее теперь? Пригнали грузовик: решили отвезти в зоопарк. Зачем в зоопарк? Не лучше ли было просто оставить ее в покое? Она, может быть, отлежалась бы и ушла потихонечку. Далеко везти лосиху не пришлось. Проехав два квартала, заметили, что пленница закрыла глаза и не шевелилась. Потрогали - мертва.

Ведь лоси не терпят насилия над собой! Они отвергли знакомство и ушли туда, откуда не возвращаются.

Беседа с ребятами.

Почему погибли лоси?

Почему так вели себя люди, собравшиеся в парке?

Как бы вы поступили, если бы оказались в это время в парке?

2. Можно прочитать еще один рассказ, в котором человек ведет себя иначе.

Б. Рябинин. “Кошка на карнизе”

Дело происходило в Москве, на улице Горького. В Москве все спешат. Спешил, торопился и я. Вдруг - стоп. Пробка. Прохожие - мужчины, женщины, дети - заполнили весь тротуар, столпились и - ни туда, ни сюда. Все смотрят вверх.

Кошка на карнизе. Между вторым и третьим этажами. Вот-вот сорвется. Дом каменный, лапы скользят по карнизу, а она ходит, с трудом поворачиваясь, податься некуда. Как ее туда занесло? Одно неверное движение и ... Столько людей, и все встревожены. Как помочь? В окне третьего этажа появилось движение - стали убирать цветы, потом отдирать заклейку. Дело-то случилось в марте, окна еще были заклеены по-зимнему. Сперва до пояса был виден мальчик, потом старушка. Вот уж не осталось ни одного горшка, сейчас откроют... И вдруг кошка перебралась к следующему окну. Вот недогадливая! Из окна перевесился мальчик, стал звать. Нейдет! “Не упади сам!” - кричат снизу. Выходили женщины из дома, смотрели вверх. Им говорили: “Смотрите, где она... Не в вашей квартире?”

И ни одного смешка. Стало раскупориваться другое окно. Женщина и снова детские лица. Тоже цветы. Замазка. Мы, стоящие внизу, были готовы броситься туда и помочь отодрать ее поскорее. Наконец, можно открывать. Внутреннюю створку открыли, надо наружную, а она открывается на улицу, а там - кошка, толкнешь створку - столкнешь кошку. А она сидит... И толпа продолжала стоять и ждать. Наконец, в створках образовалась щель. Просунулись две детские руки, схватили и втянули в окно... Все! Словно очнувшись, люди враз поспешили по своим делам.

Беседа с ребятами.

Сравните поведение людей первого и второго рассказов.

Как вы думаете, почему люди вели себя по-разному?

Что, по-твоему, надо сделать, чтобы между человеком и животными сложились правильные взаимоотношения?

Вспомните подобные ситуации своей жизни, прочитанные в книгах, увиденные в кино.

Ст. Преподаватель каф. Общей биологии СГПУ

Л.М. Глазкова

Ссылка: Самарский виртуальный центр экологической информации «Экоинформ», Эко-бюллетень.

Адрес в Интернете: http://www.ecology.samara.ru


Приложение 6.

 

«Терпение – это алмаз».

(Методические приемы воспитания толерантности у детей разного возраста).

 

Наши занятия, встречи обязательно включают размышления вслух. Нам представляется, что путь к терпимости лежит через понимание многообразия мира людей и мира природы.

ОДИНАКОВЫЕ ЛИСТОЧКИ

(Занятие для учащихся 1-го класса).

В начальных классах мы используем окружающую нас природу. Это удивительное естественное произведение искусства – лес. Он – просто кладезь для психологических наблюдений и исследований.

В сентябре мы с детьми идем в лес. Во время одной из таких прогулок ребятам дается задание – найти два одинаковых листочка, упавшие с одного дерева (специально выбираем одиноко стоящее). Дети пытаются найти. Приносят одни, другие. Мы внимательно их рассматриваем. У одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета, у третьих «хвостик» не так загнут, прожилки другие. В конце концов, дети немного устают, энтузиазм снижается. И тогда мы собираемся вместе. Задаю вопрос.

Психолог. Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев?

Ребята задумываются. Потом начинают высказывать свое мнение. Высказывается по этому поводу и взрослый.

Психолог. А вот хорошо это или плохо, что на одном дереве растут разные листочки, хотя на первый взгляд они кажутся одинаковыми?

Дети думают и высказываются. Взрослый делится своим мнением.

Дальше работа может идти, как подсказывает педагогу воображение. Это может быть сочиненная вместе сказка. Или только ее начало. Дети могут записать сказку на магнитофонную ленту, а затем принести в класс для прослушивания. К этой записи могут приложить свои иллюстрации.

ЧТО ПОДСКАЗАЛИ ДЕРЕВЬЯ?

(Занятие для учащихся 3-4-х классов).

Детям предлагается найти в лесу (мы ходим в лес часто) два одинаковых дерева – таких, чтобы у них совпадало все: цвет, форма, порода дерева, высота, положение веток. Обычно я говорю ребятам, чтобы их заинтриговать, что нашел эти два дерева. Поиск начинается. Дети находят, как им кажется, такие деревья и подзывают всех остальных. Мы рассматриваем деревья. По мере движения подмечаем, какие разные, удивительные скульптуры создала природа из деревьев. Каждое дерево что-то выражает.

После путешествия подводим итог нашим поискам.

Психолог. А можно ли было выполнить это задание?

Ответы детей: Нет.

Психолог. А поднимите руку те, кто сделал сам хоть одну часть своего тела: ухо или ресничку, глаз или рот...

Таких нет.

Психолог. Вот видите, как интересно. Среди нас нет похожих друг на друга. Никто из нас не сделал ни одной части своего тела. Да и растем мы не от своего желания.

Но тогда почему мы обзываем друг друга? Порой зло смеемся друг над другом только потому, что у нашего товарища не такие глаза, волосы, рост, цвет кожи. Кто-то, может быть, не совсем правильно говорит слова (в классе есть дети-армяне, они путают род, окончания). Имеем ли мы хоть какое-то право на такие отношения? Кто из вас может похвастаться, что он сам выбрал, среди какого народа ему родиться?

И уж если мы являемся хозяевами своей страны, то какие мы? Обладаем ли мы добрым и гостеприимным сердцем? ...

Когда мы с вами шли по лесу, то старались подметить окружающую нас красоту. Ответьте мне на такие вот сложные вопросы: «Почему окружающая нас красота не живет в нас? Почему она не пропитывает, не насыщает нас? Почему мы совершаем иногда некрасивые поступки?»

Ответы детей.

Константин Назин, педагог-психолог, школы «Веста», п. Черноголовка, Московская обл. [40].


Приложение 7.

Мини-сочинения учащихся 2 «а» класса на тему «Как бы я помог спасти природу» (дата проведения 26 ноября, 2003 года)

Ксюша Б.

Я думаю, что все взрослые люди надеются только на детей. Они думают, что мы станем спасителями. Ведь все наводнения и потопления – из-за того, что все портят природу. В общем, зачем губить природу? Если мы не будем губить природу, то у нас все будет хорошо.

Виталий П.

Я бы спас природу от выхлопных газов, создал бы такие машины (рисунок автомобиля, выхлопными газами которого надуваются воздушные шарики).

Вова Т.

Я думаю, что природа злится на людей, потому что мы загрязняем воду, воздух. И это МЫ загразняем природу.

Дима Б.

С 2000 года вулканы начали взрываться все чаще. И это влияет на ядро Земли. И, может быть, в дальнейшем все будет в лаве.

Лена М.

Я бы могла спасти природу, если бы человек сделал специальные машины и перерабатывал мусор, и не любил леса и жил в таком доме (рисунок деревянного дома)

Миша П.

Я очень люблю свою родину. Я ее очень-приочень люблю. Я никогда не брошу любых животных в обиду, пусть они даже ко мне лезут, а если какое-нибудь животное будет в беде, я его спасу.

Кристина К.

Я считаю, надо беречь природу, и то, что можно жить по-древнему – рисовать на камнях, жить в деревянных домах. Так природы будет больше. Даже самое маленькое существо нас оберегает. Ну, к примеру, как мы без собаки, ведь она же друг наш. Наш мир жесток и нечестен. А если природа исчезнет, то что мы будем делать. Никому не известно.

Аюна Д.

Мне очень жаль природу, но я не могу понять, но она мне так помогла, что сердце просто разрывается. Природа так красива, что даже оторваться невозможно.

Никита К.

Мы должны оберегать природу. Ну, конечно, можно сделать, чтобы не было дыма от заводов, и можно сделать, чтобы не было выхлопных газов, и нам же будет лучше. И тогда будет всем хорошо: и животным, и людям, и планете.

Надя Ж.

Я буду защищать мир так: я буду помаленьку брать все помаленьку. И еще я не буду жечь лес, гонять и мучить животных.

Костя М.

Я думаю, что люди плохо поступают с природой. Надо учиться уважать природу.

Кристина Ч.

У нас нельзя строить высокие дома, потому что у нас часто бывают землетрясения. А как помочь Земле я не знаю.

Алена П.

Я думаю, что надо сохранить природу. Вот, например, вытянули невод, рыбу надо брать по чуть-чуть, а потом извиняться перед природой. Если мы будем так делать, то снова будет хорошо, и не будет злиться на нас природа.

Андрей Б.

У нас в России был град сильный, и еще на другой стороне Бурятии был метеоритный дождь. Вот так страдает природа.

Сергей Б.

Когда-то, в давние времена, люди могли жить, не губя природу. А сейчас очень много людей, и многие губят страну.

 


Приложение 8.

Последнее изменение этой страницы: 2017-08-19

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...