Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассказы на тему «Как мне помогает природа»

Виталий П.

Однажды мне помогла природа. В субботу я писал, писал и потерял сознание, и проспал целый день.

Кристина К.

Я плохо переношу все виды транспорта. И когда я ехала в маршрутке, я стала задыхаться. Но я вышла на свежий воздух, нанюхалась травы и мне полегчало.

Костя М.

Однажды меня догоняли и я спрятался в траве, так и мне помогла природа.

Алдар Ц.

Природа помогла узнать, что когда шишки становятся старые, падают, потом вырастают новые.

Женя Б.

Природа дала мне воздуха. Природа дала мне жизнь и здоровье. Природа дала мне ловкость. Природа нам дала животных. Природа нам дала деревья. Природа дала нам лето.

Настя Р.

Природа мне может помочь. Например, я болею мне ничего не помогает, мне приснился сон, как я играю с мышкой. Я попросила у мамы мышку, живую, и мама купила мне мышку.

Лена М.

Природа мне помогла появиться на свет. Природа помогает дышать, в общем, жить. Природа дает нам есть. Природа дала мне жизнь. Природа дает нам травы. Природа дала овощи, фрукты.

Кеша М.

Мне помогает природа тем, что когда я хожу в лес, мне становится легче. А когда иду домой – очень весело. Вот чем помогает мне природа.

Артем Л.

Мне помогла природа. Мне она помогла лесом. Потому что там звери.

Никита К.

Мне помогла природа, потому что земля растит семена, которые мы (я с мамой) сажает летом. А воздух - мы с помощью него дышим.

Вова Т.

Природа помогает мне тем, что я родился. Природа дала мне, что я вырос.

Аюна Д.

Мне помогла природа: когда у меня болела голова, мы с мамой пошли в больницу, и когда мы пришли, у меня перестала голова болеть.

Сережа Б.

Однажды у меня был насморк. Когда мы всей семьей поехали в лес, у меня прошел насморк.

Ксюша Б.

Когда вышел на улицу, природа помогает думать. Иногда она даже лечит раны.

Алена П.

Когда я выхожу в лес, у меня перестает болеть голова. И когда я падаю в яму, мне помогает сучок. У нас есть качели на дереве, и когда я качаюсь, мне дует ветер в лицо, и мне становится хорошо.

Миша П.

Мне природа помогла разжечь огонь. Я побил камень о камень, и я зажег его. И еще мог камнем забить гвоздь. Природа мне дала жизнь, и есть чем дышать, и она нам дала деревья. А деревья мы любим. И будем за ними ухаживать. Я люблю природу.

Дима Ц.

Мне помогла природа. Помогла растить фрукты и овощи поливать, делает хорошо нам всем. Дает свежий воздух. Украшает наши места. Дает воздух и воду. Я очень благодарю природу.


Приложение 9.

Рисунки по методике «Несуществующее животное» (Время проведения: сентябрь, 2002 г.)


Приложение 10.

Рисунки по методике «Несуществующее животное» (Время проведения: март, 2003 г.)


Приложение 11.

Рисунки по методике «Рисунок семьи» (Время проведения: январь, 2003 г.)


Приложение 12.

Рисунки по методике «Человек» (Время проведения: сентябрь, 2002 г.)


Приложение 13.

Тест на определение склонностей ребенка [46].

Нравится ли ребенку:

1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

2. Слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести.

3. Петь, музицировать.

4. Заниматься физкультурой.

5. Выполнять различные задания взрослых вместе со сверстниками (в паре, в группе).

6. Слушать рассказы о природе.

7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8. Играть с техническим конструктором.

9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.

10. Рисовать самостоятельно.

11. Играть в подвижные игры.

12. Играть вместе с другими детьми.

13. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

14. Ходить в магазин за продуктами.

15. Слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях).

16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17. Сочинять истории, сказки, рассказы.

18. Соблюдать режим дня, делать зарядку.

19. Разговаривать с новыми незнакомыми людьми.

20. Иметь дома рыбок, птиц, животных.

21. Убирать за собой карандаши, книги, игрушки и др.

22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

23. Знакомиться с историей, посещать исторические музеи.

24. Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными видами художественного творчества.

25. Читать или слушать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

26. Играть вместе со сверстниками на улице и дома.

27. Ухаживать за домашними животными.

28. Помогать делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол).

29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в детском саду.

30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31. Игры-драматизации, участие в постановке спектаклей.

32. Заниматься спортом в секциях и кружках.

33. Помогать другим людям.

34. Ухаживать за растениями (выращивать цветы, сажать деревья...).

35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.


Приложение 14.

Личностный опросник Айзенка

(детский вариант)

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем либо спрашивают, если это не на уроках?

4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

7. Бывает ли иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Всегда ли ты сразу делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Ты веселый человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Многое ли раздражает тебя?

14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты развеселить заскучавших товарищей?

18. Случается ли иногда так, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?

19. Обычно ты делаешь первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?

22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?

23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими детьми?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. Бывает ли так, что у тебя сильно кружится голова?

30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32. Ты любишь иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?

34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?

35. Ты быстро решаешься на что-нибудь?

36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?

39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?

42. Если тебе случается попасть в неловкое положение, ты долго потом переживаешь?

43. Ты любишь шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?

45. Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь попросят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Ты когда-нибудь был грубым с родителями?

49. Тебя считают веселым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?

54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?

56. Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?

57. Когда кто-нибудь из приятелей кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины.

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утренниках, на елке?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Ключ к обработке детского варианта опросника Айзенка.

Шкала № вопроса
Да Нет
Экстраверсия 1,3,9,11,14,17,19,22,25,27,30,35,38,41,43,46,49,53,57 6,33,51,55,59
Нейротивизм 2,5,7,10,13,15,18,21,23,26,29,31,34,37,39,42,45,47,50,54,56,58,60  
Лживость 8,16,24,28,44 4,12,20,32,36,40,48

 

Тест Айзенка

Тест Айзенка направлен на исследование трех индивидуальных качеств ребенка – интравертность –экстравертность, нейротизм и лживость.

Стимульный материал: 60 вопросов и бланк ответов.

Особенно нас интересовали показатели интравертности, нейротизма и лживости. Айзенк исходил из соотнесения психодинамических качеств с чертами характера и темперамента (!) человека.

Инструкция: «Слушай меня внимательно. Сейчас я тебе прочитаю вопросы, на которые ты должен ответить только «да» или «нет». Перед тобой лежит лист, на котором написаны номера вопросов и нарисованы две колонки. Ты должен поставить крестик или галочку в первой колонке, если хочешь ответить на этот вопрос «да». Если же ты не согласен и хочешь ответить «нет», то поставь галочку во второй колонке. Старайся отвечать быстро, но будь внимателен, подумай, прежде чем ответить «да» или «нет».

Проведение теста. Ребенку дается бланк ответов, затем зачитывается инструкция. Вопросы читаются вслух, по очереди. На ответ дается примерно 1-1,5 минуты. Если ребенок не успел ответить, его можно поторопить, сказав о том, что сейчас Вы будете зачитывать следующий вопрос. После окончания работы детей спрашивают, все ли им было понятно, не было ли пропущенных вопросов, и в случае необходимости зачитывают пропущенный вопрос повторно. Затем листы с ответами собираются.

Анализ результатов. При обработке полученного материала подсчитывается количество баллов, набранных ребенком по каждой из трех шкал – экстра-интраверсия, нейротизм и лживость. Подсчет происходит на основании «ключа». Если ребенок ответил на вопрос так, как указано в «ключе», он получает один балл. При противоположном ответе – 0 баллов. Например, подсчитывая количество баллов по первому качеству – экстра-интраверсия, Вы видите, что ребенок на первый и девятый вопросы ответил «да». За эти вопросы он получает по одному баллу. На вопросы 3 и 11 – ответы «нет», соответственно за них Вы ставите 0 баллов. В то же время при ответе на вопросы 6 или 33 Вы, наоборот, ставите 1 балл за ответ «нет» и 0 баллов за ответ «да». Таким образом подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале.

1. Максимальное количество баллов по шкале «экстра-интраверсия» - 24 (19+5).

Дети, набравшие по первой шкале 12 и больше баллов, - экстравертированны, набравшие меньше 12 баллов – интравертированны. Для экстравертов характерно стремление к общению. Они открыты и доброжелательны, как правило, уверены в том, что и другие люди относятся к ним хорошо. Такая уверенность и дает им возможность относиться ко всем людям, даже незнакомым, с доверием. Это помогает им наладить общение с любым человеком, завести много друзей. Для

этих детей также характерна импульсивность, активность в поведении, хорошее настроение.

Интравертные дети – более закрыты, они труднее налаживают контакты, особенно с незнакомыми людьми из-за своей неуверенности и застенчивости. Зато при контактах с близкими они стараются проявить себя с самой лучшей стороны, хотя и не стремятся иметь много друзей. Такие дети хотят распланировать свои действия заранее или хотя бы осмотреться в новой ситуации до того, как начать что-то делать.

2. Максимальное количество баллов по шкале «нейротизм» – 24.

Дети, набравшие 12 и более баллов по второй шкале, эмоционально неустойчивы. Они ранимы, не могут справиться со своими отрицательными эмоциями – обидой, тревогой, которые могут у них перейти в гнев и даже агрессию, мстительность. В то же время доброе слово, улыбка способны снять эту вспышку и быстро привести из в хорошее настроение. Дети с низким уровнем нейротизма (меньше 12 баллов) меньше подвержены эмоциональным срывам, они не так зависимы от расположения других людей, особенно взрослых. Но зато их гнев или агрессию не так легко остановить, так же как и изменить их плохое (или хорошее) отношение к какому-то человеку, как взрослому, так и сверстнику.

3. Максимальное количество баллов по шкале «лживость» – 12 (5+7).

Критическое количество баллов по шкале «лживость 5-6. Дети, набравшие больше 5 баллов, стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Они демонстративны, т. е. стремятся обратить на себя внимание любой ценой, даже если для этого надо «набедокурить» или соврать. Для них характерна высокая самооценка, притязания на высокую оценку или лидерство в группе. Однако эта неискренность сказывается и в ответах на другие вопросы, на которые дети могут ответить не столько правдиво, сколько «правильно», с их точки зрения, для того чтобы показать себя с лучшей стороны. Это надо учитывать при обработке материала, по возможности проверяя ответы детей или сверяя полученные результаты с данными других тестов.

Для составления более полной характеристики ребенка после подсчета баллов по отдельным шкалам нужно соотнести эти показатели между сотой. Сопоставляя этот тест, Айзенк исходил из того, что психодинамические качества соотносятся с чертами характера и темперамента человека. Это соотношение иллюстрируется «кругом Айзенка», на котором показано, какими чертами обладает интравертный ребенок с высоким (левый верхний угол) и низким (нижний левый угол) уровнем нейротизма. На правой стороне приводятся качества, характерные для экстравертных детей с высоким (верхний угол) или низким (нижний угол) уровнем нейротизма.

Составляя общую характеристику ребенка, нужно также помнить о том, что дети с высоким уровнем экстраверсии, нейротизма и лживости обладают неадекватно завышенной самооценкой. Их притязания, стремление к доминированию в группе сверстников часто не подкрепляются их реальными знаниями и умениями. Однако это не снижает их самооценку, только усиливая их демонстративность, переводя ее в негативизм, упрямство, агрессивное поведение. В неблагоприятных условиях (холодность взрослых, нежелание признать их достоинства, жестокий, авторитарный стиль общения) у них развивается истерия.

Дети, у которых высокий уровень нейротизма сочетается с интравертностью и лживостью, также неадекватны, но склонны, наоборот, занижать свою самооценку. Их неуверенность в себе может привести к уходу от общения, замкнутости, закомплексованности. Такие дети боятся ошибиться, вызвать гнев или неудовольствие взрослых. Поэтому они могут не ответить на вопрос даже тогда, когда знают правильный ответ, а их лживость связана со стремлением понравиться экспериментатору. Однако у таких детей может наблюдаться агрессивное поведение, которое является защитой от их тревожности и неуверенности в себе. В неблагоприятных обстоятельствах у этих детей развиваются депрессии и фобии, т. е. немотивированные страхи (темноты, высоты, закрытых помещений и т. д.).

Таким образом, надо помнить о том, что дети, набравшие большое количество баллов по шкалам «нейротизм» и «лживость», нуждаются в повышенном внимании взрослых, бережном отношении, т. к. отклонения в процессе личностного роста у них возникают быстрее, чем у более уравновешенных и стабильных детей. В то же время тепло и забота взрослых, поощрение реальных достижений ребенка важны для нормального развития личности всех детей.

 


Приложение 15.

План работы учителя начальных классов в целях профилактики внутриличностного конфликта.

1. Обязательное проведение занятий, на которых будет происходить экологическое просвещение детей. Например, темами могут служить следующие высказывания: «Планета – наш дом. Сохраним ее чистоту», « О друзьях наших меньших», «Экология отношений» и т. д.

2. Использовать в воспитательном процессе упражнения для релаксации, задействовав по возможности запись звуков леса, наблюдение за объектами природы.

3. Системно проводить диагностическую работу по выявлению детей с внутриличностным конфликтом (с учетом перинатального развития детей).

4. Вовлекать агрессивных детей и детей с высоким уровнем тревожности, а также детей из социально неблагополучных семей в работу, связанную каким бы то ни было образом с природой: уход за цветами, животными, обработку земли, изготовление поделок из природного материала.

5. Учить детей видеть красоту природы, оберегать ее. Развивать чувство единения с природой. Проводить экскурсии в лес, поле, на водоем.

6. Использовать прием «написания письма» обо всех своих проблемах любимому животному, растению.

7. Проводить эко-турниры для родителей и детей (возможны совместные походы, вечера на природе).

8. Создавать в классах живые уголки, организовывать в них работу.

9. При школе необходимо иметь учебно-опытный участок, где можно проводить учебную и внеклассную работу.

10. Создавать экологическую тропу на базе школы или на близлежащих территориях.


Приложение 15.

Методические рекомендации для учителей и воспитателей по коррекции врутриличностного конфликта у детей младшего школьного возраста посредством взаимодействия с природой

 

Одной из принципиально важных основ современной педагогической науки является личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Педагог стремится к реализации идеальной цели о всестороннем и гармоничном развитии личности каждого ребенка. Часто в поиске эффективных методов осуществления этого развития учитель не осознает основ данного процесса.

Активно формирующаяся личность ребенка не может должным образом развиваться, если психологическое здоровье учащегося не соответствует норме. «Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности,, неспособность к выполнению своей жизненной задачи» (О. Хухлаева). Одним из нарушений пихологического здоровья как раз является ВК. Однако, при выборе способа коррекционного воздействия прежде всего необходимо определить: является ли данный конфликт деструктивным, т. е. усугубляющим раздвоение личности, перерастающим в жизненный кризис ребенка, ведущим к появлению невротических реакций (по мнению О. Е. Емельяновой). В случае конструктивного конфликта ребенок, преодолевая конфликтную ситуацию, имеет возможность для сознательного принятия моральных ценностей, для приобретения новых адаптивных умений, для выработки адекватной самооценки, для самореализации.

Оказать помощь ребенку в преодолении его ВК может в той или иной степени педагог (в зависимости от длительности протекания конфликта, т. к. затяжной невротический конфликт требует вмешательства специалиста.

Существует несколько методов коррекции ВК. Один из которых, как наиболее эффективный, по нашему мнению, предлагаем в своей работе. Суть коррекции состоит в непосредственном и опосредованном систематическом воздействии через воспитание природой на психику ребенка. Необходимость этого воздействия и его результативность проверяется при помощи определенного комплекса психодиагностических методик, направленных на изучение состояния личностной сферы ребенка.

Опробирование системы коррекционной работы дало положительный результат, что позволяет сформулировать методические рекомендации по коррекции ВК у детей младшего школьного возраста для учителей и воспитателей группы продленного дня. Последние имеют больше возможности для реализации этих рекомендаций, т. к. основными видами деятельности детей в группах продленного дня являются игровая деятельность и свободное общение.

Целью данных методических рекомендаций является оказание помощи учителям и воспитателям групп продленного дня в диагностировании детей, находящихся в состоянии ВК, а также предлагаем рассмотреть вариант системы коррекционной работы, основанный на систематическом и активном воздействии с природой на психику.

План работы учителя начальных классов в целях профилактики внутриличностного конфликта.

11. Обязательное проведение занятий, на которых будет происходить экологическое просвещение детей. Например, темами могут служить следующие высказывания: «Планета – наш дом. Сохраним ее чистоту», « О друзьях наших меньших», «Экология отношений» и т. д.

12. Использовать в воспитательном процессе упражнения для релаксации, задействовав по возможности запись звуков леса, наблюдение за объектами природы.

13. Системно проводить диагностическую работу по выявлению детей с внутриличностным конфликтом (с учетом перинатального развития детей).

14. Вовлекать агрессивных детей и детей с высоким уровнем тревожности, а также детей из социально неблагополучных семей в работу, связанную каким бы то ни было образом с природой: уход за цветами, животными, обработку земли, изготовление поделок из природного материала.

15. Учить детей видеть красоту природы, оберегать ее. Развивать чувство единения с природой. Проводить экскурсии в лес, поле, на водоем.

16. Использовать прием «написания письма» о всех своих проблемах любимому животному, растению.

17. Проводить эко-турниры для родителей и детей (возможны совместные походы, вечера на природе).

18. Создавать в классах живые уголки, организовывать в них работу.

19. При школе необходимо иметь учебно-опытный участок, где можно проводить учебную и внеклассную работу.

20. Создавать экологическую тропу на базе школы или на близлежащих территориях.

Последнее изменение этой страницы: 2017-08-19

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...