Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Управление человеческими ресурсами как стратегическая функция менеджмента

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Факультет экономики, управления и права

 

Учебно-методический комплекс

 

 

Рабочая программа учебной

дисциплины

«УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»

по направлению 080200 «Менеджмент»

для студентов очной и очно-заочной форм обучения

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Авторы-составители:

д.э.н., профессор Пирогов Н.Л.,

к.п.н., доцент Дивненко О.В.

 

 

Москва – 2016


Пирогов Николай Леонидович. Дивненко Ольга Владимировна. Управление человеческими ресурсами.

Рабочая программа учебной дисциплины. Для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).

 

 

Рецензент: заведующая кафедрой социально-экономических инноваций Института международных социально-гуманитарных связей, кандидат экономических наук Никулина И.В.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры менеджмента и предпринимательства НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса»

 

 

Протокол №4 от 29.11.13 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи учебной дисциплины……………………………………………….
2. Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины………...
3. Объем учебной дисциплины и формы учебной работы……………..……………
4. Тематический план…………………………………..………………………………
5. Содержание учебной дисциплины……..…………………………………………..
6. Планы семинарских занятий………………………………………………………..
7. Методические указания студентам……..……………………………….………….
8. Словарь основных терминов………………………………………………………..
9.Фонд оценочных средств………………………………………………….…………
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….………………..
11. Перечень литературы………………………………………………………………

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа учебной дисциплины «Управление человеческими ресурсами»составлена в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Рабочая программа является основным документом, определяющим общее содержание курса.

Целью изучения учебной дисциплины «Управление человеческими ресурсами» -дать обучающимся комплекс знаний о принципах, методах и закономерностях руководства коллективами людей и основах эффективного использования человеческих ресурсов в практике работы предприятий и организаций; способствовать формированию общекультурных (ОК-19, ОК-20) и профессиональных (ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-37) компетенций, позволяющих принимать эффективные решения в области управления человеческими ресурсами.

Объектом учебной дисциплины являются процессы управления человеческими ресурсами в широком понимании этой категории.

Предметом учебной дисциплины являются организационные, социально-психологические, организационно-технические аспекты (методы, технологии, подходы) управления человеческими ресурсами.

Образовательные задачи учебной дисциплины:

- изучить подходы к развитию навыков управленческой деятельности;

- изучить методы управления персоналом и его структурные характеристики;

- ознакомить с проблемой мотивации труда и ее эффективным использованием;

- ознакомить с содержанием понятий "философия предприятия", "национальная (государственная) идея", их диалектической связью и взаимозависимостью;

- изучить вклад зарубежных и отечественных ученых и практиков в разработку проблемы использования человеческих ресурсов;

- ознакомить с принципами формирования коллектива организации (предприятия);

- ознакомить с проблемой управления деловой карьерой;

- изучить основы теории конфликта в трудовом коллективе.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание и структура учебной дисциплины «Управление человеческими ресурсами» должны способствовать формированию как общекультурных (ОК), так и профессиональных компетенций (ПК).

Выпускник по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными:

- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК – 19);

- способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);

профессиональными:

- готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

- способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

- способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

- способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

- способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

- способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);

- владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);

- проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать: теоретическое наследие зарубежных и отечественных ученых и практиков в области управления человеческими ресурсами; основные закономерности и правила формирования коллектива предприятия, принципы набора, аттестации и обучения персонала; принципы формирования и управления деловой карьерой; теорию конфликтов и уметь управлять конфликтной ситуацией в трудовом коллективе; принципы развития и закономерности функционирования организации; роли, функции и задачи менеджера в современной организации; основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля; виды управленческих решений и методы их принятия; основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

уметь: находить взаимосвязь между решением проблем конкретной организации и задачами, стоящими перед страной, пути и средства содействия решению общегосударственных, региональных и местных задач; уметь определить эффективность мероприятий по совершенствованию персонала; проводить аудит человеческих ресурсов организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения; разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации; разрабатывать программы обучения сотрудников и оценивать их эффективность; разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации;

владеть: методами управления персоналом и способами мотивации труда адекватно сложившейся ситуации; навыками ораторского искусства; на практике принципами формирования и управления деловой карьерой; технологией предотвращения конфликтов и управления конфликтной ситуацией в трудовом коллективе; современным инструментарием управления человеческими ресурсами; методами формирования и поддержания этичного климата в организации; навыками деловых коммуникаций.

Формы контроля.

Текущий контроль: выступления и решение задач на практических занятиях; участие в деловых играх, коллоквиумах, практических работах; письменные домашние задания; промежуточное и итоговое тестирование.

Промежуточная аттестация – экзамен.

Формы и методы учебной работы: Проблемная лекция; лекция – беседа; лекция с разбором конкретных ситуаций; лекция – консультация; деловая игра «Брифинг»; семинар с элементами проблемности; семинар с использованием метода «мозгового штурма»; семинар – «круглый стол»; семинар – дискуссия; занятия с использованием методов «Портфолио»; «Нооген»; тренинги в малых группах; деловые игры, практикумы; метод коллективного анализа ситуаций (кейс-стади); коллективные коуч – сессии; практикум с элементами навыкового тренинга и с последующим анализом; письменные домашние работы; аналитические срезы; тесты; консультации преподавателя.

ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), из них:

- для очной формы обучения - аудиторных 56 часов (24 часа– лекции, 32 часа – семинарские и практические занятия), 88 часов – самостоятельная работа.

- для очно – заочной формы обучения - аудиторных 20 часов (12 часов – лекции, 8 часов – семинарские и практические занятия), 124 часа – самостоятельная работа.

На лекциях студенты получают знания о различных сторонах управления качеством, получают знания о системе управления качеством.

В ходе семинарских занятий закрепляется теоретический материал, проводится тестирование студентов. На практических занятиях анализируются видео- записи с последующим коллективным анализом увиденного и прочитанного.

Самостоятельная работа студентов, являясь основным видом обучения, имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, самостоятельный анализ источников, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) с целью доработки лекций.

Изучение учебной дисциплины «Управление человеческими ресурсами» завершается экзаменом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Управление человеческими ресурсами»

(очная форма обучения – 144часа)

Наименование тем Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары Прак. занятия
Тема 1.Управление человеческими ресурсами как стратегическая функция менеджмента 6/6* 2* 4* -
Тема 2. Методы управления и системы мотивации персонала -
Тема 3. Организация работы с персоналом 4/4* 2* 2* -
Тема 4. Система работы с персоналом -
5. Тема 5. Формирование коллектива 6/4* 2* 2*
Тема 6. Деловая карьера и профессиональная репутация
Тема 7. Конфликт в трудовом коллективе 6/2* 2*
Тема 8. Эффективность использования человеческих ресурсов 4/4* 2* 2* -
Тема 9. Вклад зарубежных и отечественных ученых и практиков в теорию и практику управления человеческими ресурсами 8/-
Тема 10. Управление человеческими ресурсами в системе профессиональной компетентности менеджера 8/4* 4*
  Итого аудиторных часов 56/24* 24/12* 22/12*

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Управление человеческими ресурсами»

(очно-заочная форма обучения – 144часа)

Наименование тем Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары Прак. занятия
Тема 1.Управление человеческими ресурсами как стратегическая функция менеджмента 1* 1* - -
Тема 2. Методы управления и системы мотивации персонала -  
Тема 3. Организация работы с персоналом 1* 1* -  
Тема 4. Система работы с персоналом  
5. Тема 5. Формирование коллектива 1* 1* - -
Тема 6. Деловая карьера и профессиональная репутация -
Тема 7. Конфликт в трудовом коллективе -
Тема 8.Эффективность использования человеческих ресурсов 2* 1* 1*  
Тема 9.Вклад зарубежных и отечественных ученых и практиков в теорию и практику управления человеческими ресурсами
Тема 10. Управление человеческими ресурсами в системе профессиональной компетентности менеджера 3/1* 1*
  Итого аудиторных часов 20/6* 12/5* 4/1*

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

а) для студентов очной формы обучения

 

Семинар 1 (Тема 1)

Доклад ««Особенности управления человеческими ресурсами в системе тотального качества менеджмента».

Вопросы для обсуждения:

1.Сущность понятий «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом», а также выявить сходство и различие.

2. Характеристики кадровых ресурсов организации.

3. Стратегия управления человеческими ресурсами. Цели ее изучения (общие и специфические).

4. Характеристика кадровых ресурсов организации.

5. Подходы к участию в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планированию и осуществлению мероприятия, направленных на ее реализацию.

*Примечание: форма проведения занятия: деловая игра «Брифинг»(от англ. brief - короткий, недолгий) - краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу. Основное отличие: отсутствует презентационная часть. То есть практически сразу идут ответы на вопросы журналистов.

Формируемые компетенции: ОК-19; ПК –13.

Семинар 2 (Тема 2)

Доклад ««Характеристики административных методов».

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание категорий «Организационные воздействия» и «Распорядительные воздействия».

2. Особенности материальной ответственности и взысканий; дисциплинарной ответственности и взысканий, а также административной ответственности.

3. Специфика экономических методов, а также классификации экономических методов.

4. Понятия управление человеческими ресурсами и управление персоналом (сходство и различие).

5. Оплата труда. Ценообразование. Ценные бумаги. Налоговая система. Формы собственности.

6. Использование основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

Рассмотрение практических заданий (см. Фонд оценочных средств).

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 4.

Семинар 3 (Тема 3)

Доклад «Традиции и опыт управления человеческими ресурсами в Великобритании, США, Японии».

Вопросы для обсуждения:

1. Рассказать об особенностях формирования и характерные черты российской рабочей силы

2. Описать особенности структуры персонала предприятия, в том числе, организационной, функциональной, ролевой, социальной, штатной.

3. Регламентация управления. Правила внутреннего трудового распорядка. Положения о подразделениях. Должностные инструкции.

4. Целевое планирование. Техника личной работы. Нормирование труда.

5. Использование основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач за рубежом.

Решение тестов (см. Фонд оценочных средств).

*Примечание: форма проведения занятия: метод коллективного анализа ситуаций (кейс-стади) – форма учебного занятия, в рамках которого обучающимся предлагается проанализировать реальную ситуацию, разобраться в сути проблемы, оценить имеющийся выбор решения ситуации, предложить свое решение конкретной ситуации.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 4.

Семинар 4 (Тема 4)

Доклад «Персонал как система».

Вопросы для обсуждения:

1. Структура, содержание рынка труда, трудовых ресурсов.

2. Классификация персонала.

3. Стратегия управления человеческими ресурсами. Цели ее изучения (общие и специфические).

4. Подходы к аттестации кадров, расстановки персонала, движению персонала, обучению персонала.

5. Разработка процедур и методов контроля.

6. Эффективная организация групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды.

Анализ ситуаций (см. Фонд оценочных средств).

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 3; ПК – 4; ПК – 5.

Семинар 5 (Тема 5)

Доклад «Задачи кадровой психодиагностике».

Вопросы для обсуждения:

1. Основы теории лидерства.

2. Подходы к социальным группам как объектам управления.

3. Основы различных стадий развития коллектива.

4. Описать подготовленный проект Программы создания коллектива.

5. Командообразование как технология формирования управленческого потенциала организации.

6. Анализ и проектирование межличностных, групповых и организационных коммуникаций.

Рассмотрение практических заданий (см. Фонд оценочных средств).

*Примечание: форма проведения занятия: семинар с использованием метода «мозгового штурма»-форма практического занятия, в ходе которого решается задача поиска оптимального решения с помощью творческой мыслительной работы студентов в кратчайшие сроки. Это достигается посредством генерирования любых идей без какой-либо критики с последующим их анализом, оценкой и выбором наилучшего решения.

Формируемые компетенции: ОК-19; ПК – 4; ПК – 5; ПК – 6; ПК – 7.

 

Семинар 6 (Тема 6)

Доклад «Деловая карьера».

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, виды и этапы деловой карьеры.

2. Управление деловой карьерой. Планирование деловой карьеры. Деловые качества менеджера.

3. Профессиональная репутация, основные характеристики. Формирование и развитие профессиональной репутации.

4. Имидж и репутация. Имиджформирующая информация.

5. Профессиональная репутация и деловая карьера в системе корпоративной культуры и философии компании.

6. Оценка условий и последствий принимаемых организационно-управленческих решений.

Решение тестов (см. Фонд оценочных средств»).

Формируемые компетенции: ОК-19; ПК – 5; ПК – 7; ПК – 8.

 

Семинар 7 (Тема 7)

Доклад «Основные теории конфликтов».

Вопросы для обсуждения:

1. Стили поведения в конфликтной ситуации.

2. Межгрупповые и межличностные конфликты.

3. Подходы к роли руководителя в конфликтной ситуации.

4. Объяснить термин «Моббинг».

5. Аудит человеческих ресурсов и осуществление диагностики организационной культуры как профилактика конфликтов.

*Примечание: форма проведения занятия: семинар - дискуссия – форма учебного занятия, в рамках которого предполагается диалог студентов в ходе формулирования собственных точек зрения на обсуждаемые проблемы, принятие согласованных решений. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры. В рамках семинара студенты по основным проблемным вопросам представляют доклады, рефераты.

 

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 8; ПК – 14, ПК – 37.

Семинар 8 (Тема 8)

Доклад «Сущность процессов проектирования системы управления персоналом».

Вопросы для обсуждения:

1. Процессы проектирования системы управления персоналом.

2. Особенности управления персоналом как элемента управления производством.

3. «Коммерческая эффективность проектов», «бюджетная эффективность проектов», «народнохозяйственная эффективность проектов».

4. Определение эффективности деятельности персонала.

5. Методические подходы и основные методы оценки эффективности деятельности персонала. Балльная методика определения эффективности деятельности персонала. Коэффициент трудового вклада.

*Примечание: форма проведения занятия: с использованием метода презентаций. Презентация на основе современных мультимедийных средств. Презентация - эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 5; ПК – 7; ПК – 8; ПК – 14, ПК – 37.

Семинар 9 (Тема 9)

Доклад «Разработки Ф. Тейлора в области практики управления человеческими ресурсами».

Вопросы для обсуждения:

1. Новаторский подход к управлению предприятием Г. Форда, Ли Якокки.

2. Работы Гастева, Керженцева в области научной организации труда.

3. Тарифно-квалификационная система в СССР.

4. Достижения в области управления персоналом отечественных руководителей (П.Столыпина, И.Курчатова, А.Королева, Св.Федорова и др.).

5. Современные технологии управления персоналом.

Решение тестов (см. Фонд оценочных средств).

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 8; ПК – 13; ПК – 14.

Семинар 10 (Тема 10)

Доклад «Профессиональная компетентность менеджера».

Вопросы для обсуждения:

1. Составляющие профессиональной компетентности менеджера.

2. Коммуникативные и социальные компетенции в системе профессиональной компетентности.

3. Управление человеческими ресурсами в системе профессиональной компетентности менеджера.

4. Разработка стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планирования и осуществления мероприятия, направленного на ее реализацию.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 7; ПК – 8; ПК – 13.

Семинар 1 (Тема 4)

Доклад «Персонал как система».

Вопросы для обсуждения:

1. Структура, содержание рынка труда, трудовых ресурсов.

2. Классификация персонала.

3. Стратегия управления человеческими ресурсами. Цели ее изучения (общие и специфические).

4. Подходы к аттестации кадров, расстановки персонала, движению персонала, обучению персонала.

Анализ ситуаций (см. Фонд оценочных средств).

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 3; ПК – 4; ПК – 5.

Семинар 2 (Тема 8)

Доклад «Сущность процессов проектирования системы управления персоналом».

Вопросы для обсуждения:

1 Процессы проектирования системы управления персоналом.

2. Особенности управления персоналом как элемента управления производством.

3. «Коммерческая эффективность проектов», «бюджетная эффективность проектов», «народнохозяйственная эффективность проектов».

4. Определение эффективности деятельности персонала.

5. Методические подходы и основные методы оценки эффективности деятельности персонала. Балльная методика определения эффективности деятельности персонала. Коэффициент трудового вклада.

Рассмотрение практических заданий (см. Фонд оценочных средств).

*Примечание: форма проведения занятия: с использованием метода презентаций. Презентация на основе современных мультимедийных средств. Презентация - эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 5; ПК – 7; ПК – 8; ПК – 14

Семинар 3 (Тема 9)

Доклад «Разработки Ф. Тейлора в области практики управления человеческими ресурсами».

Вопросы для обсуждения:

1. Новаторский подход к управлению предприятием Г. Форда, Ли Якокки.

2. Работы Гастева, Керженцева в области научной организации труда.

3. Тарифно-квалификационная система в СССР.

4. Достижения в области управления персоналом отечественных руководителей (П.Столыпина, И.Курчатова, А.Королева, Св.Федорова и др.).

Решение тестов (см. Фонд оценочных средств).

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 8; ПК – 13; ПК – 14.

Семинар 4 (Тема 10)

Доклад «Профессиональная компетентность менеджера».

Вопросы для обсуждения:

1. Составляющие профессиональной компетентности менеджера.

2. Коммуникативные и социальные компетенции в системе профессиональной компетентности.

3. Управление человеческими ресурсами в системе профессиональной компетентности менеджера.

Анализ ситуаций (см. Фонд оценочных средств).

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 7; ПК – 8; ПК – 13.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Методические указания студентам по учебной дисциплине «Управление человеческими ресурсами»составлены в соответствии с квалификационными требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080200 «Менеджмент», профили «Управление малым бизнесом», «Государственное и муниципальное управление», «Финансовый менеджмент», «Маркетинг», (квалификация (степень) «бакалавр»).

Самостоятельная работа, являясь основным видом обучения, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) в интересах доработки лекций и подготовки к семинарским и практическим занятиям.

Самостоятельная работа, являясь основным видом обучения, предполагает изучение рекомендованных литературных источников, справочных материалов (основной и дополнительной литературы) в интересах доработки лекций и подготовки к семинарским и практическим занятиям.

Доработку лекции целесообразно осуществлять в течение 2-3-х дней после её проведения. Для этого необходимо прочитать сделанные записи, подчеркнуть (выделить) вопросы, заголовки и основные положения лекции, тщательно изучить ключевые слова и понятия данной темы занятия. В случае необходимости следует более подробно самостоятельно рассмотреть вопросы лекции, дополнив материалом из других источников. При этом следует учесть, что конспект лекции должен максимально полно раскрывать содержание изучаемой темы. В силу практической ориентированности курса «Управление человеческими ресурсами» следует не только просмотреть лекционные записи, изучить заданный материал по учебникам, но и регулярно анализировать информацию в СМИ по данной тематике.

К семинарскому и практическому занятию следует готовиться заранее. Для этого необходимо детально изучить план семинарского занятия, подобрать соответствующую литературу. Желательно по каждому вопросу семинарского занятия сделать небольшой конспект, отразив в нем ключевые моменты. В случае выбора доклада, рекомендованного на семинаре, целесообразно поставить об этом в известность преподавателя и проконсультироваться у него по поводу структуры и содержания доклада. Кроме выступления на семинаре, студент должен быть готов к рецензированию докладов, сделанных товарищами, внесению дополнений к имеющимся выступлениям, а также к решению тестов и ситуационных (расчётных) задач.

В ходе подготовки к семинарскому и практическому занятию студент должен повторить лекционный материал по данной теме, изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу. В целях более полного усвоения учебного материала следует также изучить основные термины и вопросы для самоконтроля по данной теме. Подготовка к семинару или практическому занятию должна обеспечивать активное участие каждого студента в обсуждении всех вопросов, вынесенных для рассмотрения на каждом занятии.

С целью более эффективного усвоения учебного материала студенты в процессе самостоятельной работы должны использовать словарь основных терминов курса и вопросы, предназначенные для самоконтроля, а также подготовиться к решению тестов и заданий, предназначенных для проведения семинаров и практических занятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Управление человеческими ресурсами»

(очная форма обучения – 144часа)

Наименование тем Всего Количество аудиторных часов Сам. раб.
Лекции Семинары Прак. занятия
Тема 1.Управление человеческими ресурсами как стратегическая функция менеджмента -
Тема 2. Методы управления и системы мотивации персонала -
Тема 3. Организация работы с персоналом   -
Тема 4. Система работы с персоналом -
5. Тема 5. Формирование коллектива
Тема 6. Деловая карьера и профессиональная репутация
Тема 7. Конфликт в трудовом коллективе
Тема 8. Эффективность использования человеческих ресурсов -
Тема 9. Вклад зарубежных и отечественных ученых и практиков в теорию и практику управления человеческими ресурсами
Тема 10. Управление человеческими ресурсами в системе профессиональной компетентности менеджера
  Итого часов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Управление человеческими ресурсами»

(очно-заочная форма обучения – 144часа)

Наименование тем Всего Количество аудиторных часов Сам. Раб.
Лекции Семинары Прак. занятия
Тема 1.Управление человеческими ресурсами как стратегическая функция менеджмента - -
Тема 2. Методы управления и системы мотивации персонала -  
Тема 3. Организация работы с персоналом -  
Тема 4. Система работы с персоналом  
5. Тема 5. Формирование коллектива - -
Тема 6. Деловая карьера и профессиональная репутация -
Тема 7. Конфликт в трудовом коллективе -
Тема 8.Эффективность использования человеческих ресурсов  
Тема 9.Вклад зарубежных и отечественных ученых и практиков в теорию и практику управления человеческими ресурсами
Тема 10. Управление человеческими ресурсами в системе профессиональной компетентности менеджера
  Итого часов

Задания для самостоятельной работы студентов

а) при чтении лекций

Семинар 1.

Семинар 2.

Семинар 3.

Семинар 4.

Семинар 5.

Семинар 6.

Семинар 7.

Семинар 8.

Семинар 9.

Семинар 10.

Практическое занятие 1.

Практическое занятие 2.

Практическое занятие 3.

Практическое занятие 4.

Практическое занятие 5.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Адаптация работников - процесс приспособления работника к содержанию и условиям труда на новом рабочем месте, социально-психологическому климату нового коллектива.

Анализ должности - определение наиболее существенных характеристик должности, а также содержания работы, ее задач, функций, обязанностей.

Ассессмент-центр - метод комплексной оценки персонала, основанный на использовании системы взаимодополняющих методик: упражнений, тестов, деловых игр, моделирующих ключевые моменты деятельности оцениваемого, в которых проявляются его профессионально важные качества.

Аттестация - определение квалификации, уровня знаний, способностей, деловых и других качеств работника.

Аудит персонала - система консультационной поддержки, аналитической оценки кадрового потенциала организации.

Аутплейсмент - специальная услуга кадрового агентства по организации процесса увольнения сотрудников компании.

Аутсорсинг - передача непрофильных функций организации стороннему подрядчику.

Аутстаффинг - вывод за штат компании имеющегося персонала и его дальнейшее юридическое оформление в фирме-провайдере (как правило, кадровом агентстве).

Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве.

Бонусы - разовые выплаты работникам из прибыли предприятия (годовой, полугодовой).

Вознаграждение - все то, что представляет для работника ценность.

Высвобождение работников - сокращение части занятых в организации.

Гибкие режимы рабочего времени - форма организации рабочего времени, при которой допускается саморегулирование общей продолжительности рабочего дня, рабочей недели, рабочего года при обязательном соблюдении общей нормы рабочего времени.

Группа - ограниченная размером общность людей, объединенных целями, совместной деятельностью.

Гуманизация труда - создание условий труда, максимально благоприятныхдля человека, обеспечивающих свободное и разностороннее развитие работника.

Делегирование полномочий - передача части прав и обязанностей одних должностных ли и другим.

Дисциплина - система социально-трудовых отношений по поводу соблюдения правил поведения в процессе коллективного труда.

Должностная инструкция - документ, регламентирующий деятельность каждой должности и содержание требований к работнику, занимающему эту должность.

Должность — служебное место, связанное с исполнением определенных служебных обязанностей и определенной ответственностью.

Заработная плата - сумма денежных выплат работнику за выполненную им по трудовому договору работу.

Кадровая политика - система взглядов, принципов и практических мероприятий организации, направленных на установление методов и форм кадровой работы во всех сферах деятельности.

Кадровое планирование - целенаправленная деятельность по своевременному и качественному обеспечению потребностей организации в рабочей силе.

Кадры - основной (штатный) состав работников конкретной организации.

Карьера - последовательность развития человека в основных сферах его деятельности, характеризующаяся

Последнее изменение этой страницы: 2017-08-19

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...