Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фонематический анализ открытого и закрытого слогов.

Первоначально рекомендуются для анализа слоги, состоящие из гласного и согласного, т. е. закрытые слоги (ах, ус), так как они менее трудны при расчленении на составляющие звуки и менее слиты в произношении, чем открытые. Работа проводится в следующей последовательности. Выделив гласную из предложенного слога, дети после повторного воспроизведения слога определяют, какой звук произносится после выделенного звука. При этом согласный сначала подчеркивается интонационно.

После закрепления действия по формированию звукового анализа закрытых слогов даются открытые слоги, состоящие из тех же звуков, по расположенных в иной последовательности (ха, су). Логопед дает задание определить, какой первый звук в слоге и какой второй. Выделяемый звук сначала произносится с интонированием.

Затем определяется звуковой состав закрытых и открытых слогов, состоящих из одинаковых звуков, например: ах - ха.

Фонематический анализ слова.

Логопедическая работа по формированию функции фонематического анализа на материале слова проводится в следующей последовательности: выделение согласного звука на фоне слова, вычленение гласного звука из слова, первого и последнего согласных из слова, определение количества, последовательности и места звука в слове.

Выделение (узнавание) звука на фоне слова. Прежде чем научить детей выделять звук на фоне слова, необходимо уточнить произносительный и слуховой образ данного звука с опорой на различные анализаторы, зрительный и кинестетический. Слуховой образ звука связывается с неречевым звучанием.

Затем проводится работа по определению наличия или отсутствия звука в словах, предъявленных на слух.

Многие авторы указывают на то, что щелевые согласные, шипящие, сонорные выделяются легче других согласных. Ребенок часто затрудняется выделить шипящие согласные из-за несформированности слуховой дифференциации звуков в группе шипящих (ж - ш - щ - ч) даже тогда, когда при произношении эти звуки дети не смешивают. Вследствие этого действие выделения шипящих звуков в слове проводится только после уточнения и закрепления слухопроизносительной их дифференциации изолированно и в слоге.

Логопед предлагает детям определить наличие или отсутствие звука в словах различной степени сложности: односложных, двухсложных, трехсложных, простых и со стечением согласных. Заданный звук может находиться в начале, середине или в конце слова, слова могут быть с данным звуком или без него.

Сначала наличие звука определяется и по слуху, и на основе собственного произношения, затем - только на основе собственного произнесения или только по слуху и, наконец, по слухопроизносительным представлениям, в умственном плане. Для закрепления этого действия можно предложить детям самостоятельно подобрать слова с указанным звуком, отобрать картинки на данный звук, не называя их, т. е. на основе слухопроизносительных представлений.

На последующих этапах работы звук связывается с соответствующей буквой.

Даются следующие упражнения:

1. Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.

2. Разделить страницу на две части: с одной стороны записать печатную букву, с другой - поставить черточку. Логопед произносит слова. Если в слове имеется заданный звук, дети ставят кружочек под буквой, если в слове нет звука, кружочек ставится на той половине страницы, где обозначена черточка.

3. Повторить вслед за логопедом слова с заданным звуком.

4. Выделить из предложения слово, имеющее в своем составе заданный звук, и показать соответствующую букву.

5. Подобрать к букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.

Примерные задания по выделению звука с:

1. Поднять руку или карточку с буквой с, если в слове имеется заданный звук. Слова называет логопед:

рама, нос, окно, сорока, косынка, помидор, лодка, лес, санки, смородина, дверь, подсолнух.

2. Отобрать картинки, в названиях которых есть звук с.

3. Разложить картинки, в названиях которых есть звук с.

В один ряд положить картинки, в названии которых звук находится в начале слова, в другой - картинки, в названии которых звук слышится в середине слова. Примерные картинки: сова, сумка, лиса, кресло, бусы, осы, собака, весы, астра, сыр, косы, сом.

4. Подобрать слова, в которых звук с в начале слова.

5. Подобрать слова, в которых звук с в середине слова.

6. Подобрать слова, в которых звук с в конце слова.

7. Назвать животных, овощи, игрушки, фрукты, растения, посуду, цветы, в названии которых имеется звук с.

8. Добавить слог с заданным звуком с, чтобы получилось слово.

...бака, ро..., ..дак, коле..., ко...ка, ...хар.

Логопед предлагает детям назвать все слово, определить, в каком слоге указанный звук - в первом или во втором, затем произнести все слово, уточнить место звука в слове.

9. Дети ставят в тетради крестик, если в слове есть указанный звук, или кружок, если звук отсутствует. Предъявляются слова, в которых звук находится в начале, в середине или в конце слова. Включаются и слова, не имеющие данного звука.

10. Дополнить предложения словами, в которых содержится звук с. Дети либо подбирают слова, либо выбирают картинку, в названии которой имеется заданный звук. Например, логопед называет часть предложения, а ученики выбирают нужную картинку и дополняют предложение соответствующим словом: "Весной мы посадили на грядке..." (картинки: свекла, лук, морковь). Из указанных картинок ребенок должен выбрать слово свекла, так как в нем имеется звук с. Или: "В нашем лесу растут..." (дубы, сосны, ели); "В саду расцвели..." (картинки: колокольчики, маки, астры); "Осенью в саду созрели вкусные..." (картинки: яблоки, груши, сливы); "В зоопарке мы видели..." (картинки: лев, тигр, лиса); "Мама купила..." (картинки: книга, ведро, санки).

Вначале ребенок произносит недостающее слово, а затем - все предложение полностью.

11. Игра в лото. Предлагаются карточки с 4 - 6 картинками, в названии которых произносится звук с, и прямоугольнички, разделенные на три части. На одной из частей (в начале, в середине или в конце) написана буква.

В ходе игры логопед называет слова. Ученики определяют, в начале, в середине или в конце слова находится заданный звук, а затем закрывают картинку соответствующим прямоугольничком.

Последнее изменение этой страницы: 2017-08-19

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...