Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние декабристов на политику Николая I

В самом начале своего правления Николай I столкнулся с восстанием декабристов, что в дальнейшем отложило огромный отпечаток на политику императора. Николай маниакально боялся масонских лож, так как именно в них зарождались антигосударственные идеи.

Так как членами масонских лож и различных тайных организаций были преимущественно дворяне, император усилил контроль над их действиями в первую очередь. Императором было создано знаменитое Третье отделение императорской канцелярии во главе с А. Бенкендорфом.

Этим органом велась активная борьба с инакомыслящими: вскрывалась личная переписка, осуществлялся надзор за иностранцами и приехавшими из-за границы русскими дворянами, контролировалась пресса, рассматривались жалобы крепостных на помещиков.

Бенкендорф внедрял в дворянские поместья своих тайных агентов, чтобы узнать, не замышляют ли в том или ином семействе бунтарства против действующего строя. Парадоксально, что Император только отправлял неугодных людей на войну, где в большинстве случаев их ждала смерть, но не подписывал указов об их расстреле. Пять декабристов, расстрелянных еще в первом году его правления, остались единственными, кого казнили по прямой воле Императора.

Политика жесткой цензуры

Естественно, политика жесткой цензуры вызывала недовольство высших слоев общества. Но Император не собирался менять свою политику и ввел еще более жесткие условия для дворянства. Теперь им запрещалось посылать своих крепостных на тяжелые работы, запрещалось продавать их.

В 1837 году была проведена реформа, которая регламентировала управление государственными крестьянами. Большинству крестьян выделялись земельные участки, для них строили специальные медицинские учреждения.

Еще один удар для высших сословий последовал от Императора после того, как он забрал у обедневших дворян их статус. Дворян, которые потеряли свое состояние, по Императорскому указу начали называть Почетными гражданами города.

Либеральные крестьянские реформы

Что касается крестьянской реформы, которая освобождала бы крестьян он крепостной повинности, то при жизни Николая она так и не была проведена. Хотя царем неоднократно были предприняты попытки для облегчения жизни крепостных, в том числе крепостным была дана возможность купить себе вольную грамоту, которая освобождала их от повинности.

Все либеральные указы царя, которые касались положения крепостных, в дальнейшем станут для его сына Александра фундаментом для отмены крепостного права в Российской Империи.

Борьба с коррупцией и развитие промышленности

Во время своего правления Николай вел активную борьбу с взяточничеством и коррупцией. В этой борьбе ему активно помогал уже известный нам Бенкендорф, который в переносном смысле был глазами и ушами Государя.

Чиновников, которых подозревали во взяточничестве, без следственного процесса просто увольняли и отправляли в тюрьму.

Николай также смог поднять уровень промышленности в Российской Империи. На заре его правления, в Империи практически не существовало заводов и фабрик, а всю необходимую продукцию завозили с Европы.

Промышленная революция, которая уже набирала оборотов в европейских странах, обошла Россию стороной. Император смог исправить эту ситуацию, и уже к концу его правления Империя изобиловала текстильными фабриками и сахарными заводами.

Внешняя политика Николая I.

Император Всероссийский Николай I правил страной почти 30 лет, с 1825 по 1855 годы. На период его царствования пришлось несколько кровопролитных войн, но территория государства была значительно увеличена.

Основные задачи в Европе

Главное, чего хотел добиться император, – укрепления новых границ своего государства, что предполагало сохранение тех территорий, которые присоединили его предшественники, а также подчинение Финляндии, Польши и Прибалтики интересам России. Кроме того, приоритетной задачей Николай I считал обеспечение стабильности в Европе.

Восточный вопрос

Все же центральное место во внешнеполитических вопросах данного времени заняли отношения России с Османской империей. В этом направлении император стремился к укреплению позиций России на Черноморском побережье, обеспечению наиболее благоприятного режима проливов Дарданеллы и Босфор, и защите южных границ. Кроме того, он ставил перед собой задачу не допустить иностранные военные суда в Черное море.

Кроме отношений с Османской империей, еще одним немаловажным направлением внешней политики были отношения с Ираном по вопросу Закавказья. Позднее, уже во второй четверти XIX в., император бросил значительные силы на дальневосточное и среднеазиатское направление.

Кавказская война

Война эта была продолжительной (с 1817 по 1864 гг.), и затронула весь период правления императора. После присоединения к Российской империи земель Закавказских ханств, а также Картли-Кахетинского царства, между ними и Россией оказались земли независимых народов, которые, хотя и присягнули на верность империи, оказывали сопротивление усилению ее влияния. В середине 30-х годов конфликт обострился, поскольку в Чечне и Дагестане появилось религиозно-политическое движение, поддерживаемое Османской империей и Великобританией.

Персидский вопрос

В 1826 г. Персия начала поход против России, рассчитывая вернуть утраченные в результате Гюлистанского мирного договора земли, а также восстановить влияние в Закавказье. Русским войскам при поддержке отдельных отрядов грузин и армян удалось захватить Эривань, юг Азербайджана и Тавриз, разгромив армию персов. В результате в феврале 1828 г. страны заключили Туркманчайский мирный договор, согласно которому к России отошла Эривань и Нахичевань.

Русско-турецкие отношения

Николай I начал широкую поддержку и защиту православного населения на Балканах, способствуя обретению некоторыми народами политической независимости. В результате развернувшейся в 1828 – 29 гг. русско-турецкой войны России удалось заставить турецкого султана признать независимость Греции и автономию Сербии. На 1833 г. пришелся пик российского влияния в данном регионе – Николай I добился права запрещать вход иностранных судов в Черное море.

В 1853 г. отношения обострились, и Турция объявила войну России. Поначалу успех был на стороне последней, однако в войну на стороне Турции включились союзные армии Франции и Англии, и русской армии был нанесен ряд поражений. Война завершилась уже после окончания правления Николая I, значительно ослабив влияние России в Черноморском регионе и принеся тяжелые экономические последствия.

Итоги

Последствия внешней политики этого российского императора довольно долго определяли место России на внешнеполитической арене. Оценки современников были неоднозначны, поскольку, с одной стороны, Николай I стремился принять меры для укрепления позиций государства, а с другой – допустил начало нескольких войн, которые имели тяжелые последствия для российского государства.

Золотой век русской культуры

Первая половина XIX в. вошла в историю как «золотой век» русской культуры. Культурный прогресс определялся небывалым ростом национального самосознания русского народа под влиянием Отечественной войны 1812 г. и развивался нередко вопреки консервативной политике правительства. Как указывалось выше, после реформы П.Д. Киселева сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования: приходские школы — для государственных крестьян, уездные училища — для купеческих детей и прочих городских обывателей, кадетские училища — для подготовки офицеров, гимназии — для детей дворянства и чиновничества. Для дворян создавались также кадетские корпуса и другие специальные учебные заведения. Право поступить в университет давало только окончание гимназии или дворянских учебных заведений. Открылись новые специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Высшее училище правоведения, Технологический, Межевой, Строительный институты, Лазаревский институт восточных языков. Продолжала развиваться наука, причем происходит ее дифференциация, т.е. выделение самостоятельных научных дисциплин. В 1826 г. выдающийся русский математик Н.И. Лобачевский создал «неевкли­дову геометрию», признанную в науке лишь несколько десятилетий спустя. Была построена Пулковская астрономическая обсерватория под Петербургом. Важнейшие открытия сделаны русскими учеными в электротехнике, механике, медицине (Б.С. Якоби, П.Л. Шиллинг, Н.И. Пирогов и др.). Мировое значение имели географические открытия: кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803—1806), открытие Антарктиды М.П. Лазаревым и Ф.Ф. Беллинсгаузеном (1819) и др. Огромный интерес к русской истории вызвало создание Общества истории и древностей при Московском университете (1804). К этому периоду относятся работы историков Н.М. Карамзина, Т.Н. Грановского, а с конца 40-х гг. XIX в. — СМ. Соловьева. Проблемы русского языка широко обсуждаются в Обществе любителей российской словесности, занявшемся разработкой правил и норм русского литературного и разговорного языка, соотношения в нем иностранных слов, неологизмов и архаизмов. Проблема была особенно острой, так как русская аристократия говорила преимущественно на французском языке, а простые сословия хранили давние традиции церковнославянского языка. В противовес Н.М. Карамзину, предлагавшему «писать, как говорят, и говорить, как пишут», литератор А.С. Шишков представлял в Обществе противоположную точку зрения: он предлагал ориентироваться на книжно-славянский язык.во имя сохранения национальных корней. Становление современного русского языка принято связывать с творчеством А.С. Пушкина. Большую роль в этом сыграли также «Практическая русская грамматика» Н.И. Греча и первый «Словарь Российской Академии». В начале XIX в. сентиментализм в русской литературе под влиянием войны 1812 г. сменился романтизмом (В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев-Марлинский). Основоположниками реализма, утверждавшегося тогда в европейской литературе, стали в России А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов. Метод изображения действительности, примененный в романе «Евгений Онегин» и пьесе «Горе от ума», стал преобладать в русской литературе. Писателями-реалистами принято считать их младших современников М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова. Исключительное значение для развития русской литературы имели «толстые» литературные журналы — «Современник», основанный А.С. Пушкиным, .и «Отечественные записки». Распространение частного книгоиздательства в 30—40-е гг. XIX в. связано прежде всего с именем А.Ф. Смирдина, основавшего серию «Библиотека.для чтения». Он снизил стоимость книг и сделал их широко доступными даже для покупателей со скромными средствами. Как уже отмечалось, в 1814 г. появилась первая библиотека для широкой публики — Императорская публичная библиотека, основу которой составило польское книжное собрание. Вход в нее был открыт бесплатно три раза в неделю всем желающим, кроме «непристойно одетых». В 1831 г. основан Румянцевский музей в Петербурге, названный по имени собирателя первоначальной коллекции графа Н.П. Румянцева. В 1861 г. его собрание перевезено в Москву и послужило основой Российской государственной библиотеки. В 1852 г. придворный Эрмитаж также был открыт для посещений. Развивается русский театр: наряду с крепостными театрами русских аристократов (Шереметевых, Юсуповых), существовали государственные театры — Александрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве. Начинает складываться русская, национальная музыкальная школа, в создании которой исключительную роль сыграл М.И. Глинка, автор первой национальной оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Композитор А.С. Даргомыжский, автор оперы «Русалка», добивался максимального выражения музыкальными средствами психологического портрета своих героев. Его кредо в искусстве «хочу правды» послужило основой для последующих исканий русских композиторов, занявших видное место в мировой музыкальной культуре. Особо следует отметить балетное искусство России. С того момента, как из первой балетной столицы мира — Парижа — балет пришел на русскую сцену, самые значительные события балетной жизни стали происходить в Петербурге, а затем и в Москве. Балетоманство русских императоров ежедневно утверждало эстетизированный идеал самодержавия. И эстетика парада, и эстетика балета имели общую основу — крепостной строй русской жизни. Балет не противостоял жизни, а как бы становился ее частью, возвышая повседневное течение событий. Для царской фамилии содержание балета было делом престижным: хорошая балетная труппа так же повышала престиж монарха, как роскошный дворец. И если дворцы европейских монархов не слишком уступали (если уступали вообще) дворцам русских царей, то содержать такую балетную труппу, как в России, да еще две такие труппы — в Петербурге и Москве — не мог себе позволить ни один европейский двор. Российский балет содержался министерством императорского двора. Мариинский театр, названный так в честь императрицы Марии Федоровны, подобно другим императорским театрам обеих столиц, принадлежал царскому семейству, которое ежегодно выдавало на его содержание 2 млн руб. Создателем русского классического балета стал знаменитый французский балетмейстер, педагог и драматург Шарль Дидло, в балетах которого танцевали русские балерины Е.И. Истомина, А.С. Новицкая и др. В 1801 г, Ш. Дидло был приглашен на русскую сцену. Именно он положил начало новой эпохе в русском балете— эпохе великих достижений. В течение 28 лет Дидло возглавлял императорскую школу, приглашал иностранных балерин и танцовщиков в Мариинский театр, знакомил Петербург с искусством европейских знаменитостей — в частности, на петербургской сцене блистала великая итальянская ба­лерина М. Тальони. Академия художеств стала к этому времени консервативным учреждением, в творчестве «академиков» преобладало изображение библейских и религиозных сюжетов. Преодолеть узкие рамки «академизма» стремились О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, К.П. Брюллов. Создателями бытового жанра в русской живописи стали А.Г. Венецианов, а затем П.А. Федотов. Активно развивается русская скульптора: первый в Москве гражданский памятник — К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади— создал И.П. Мартос (1818), в честь Александра I в память победы над Наполеоном воздвигнута знаменитая «Александрийская» колонна на Дворцовой площади в Петербурге (скульптор А.А. Мон-ферран), П.К. Клодту принадлежат конные скульптурные группы на Аничковом мосту в Петербурге. В русской архитектуре господствуют традиции позднего классицизма — стиль «ампир», проявившийся в создании крупных архитектурных ансамблей Петербурга: Адмиралтейства (А.Д. Захаров), стрелки Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами (Т. де Томон), Казанского собора (А.Н. Воронихин). Самым высоким зданием России того времени стал Исаакиевский собор (А.А. Монферран). После пожара 1812 г. вновь отстраивалась Москва: здесь создаются ансамбли Театральной площади (О.И. Бове), Манежной площади. В 30-е гг. XIX в. классицизм сменяется «русско-византийским» стилем, крупнейшим мастером которого был К.А. Тон — создатель Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты, автор проекта храма Христа Спасителя. Строительство ведется не только в столицах, но и в других городах — например, ансамбль Приморского бульвара в Одессе с Потемкинской лестницей (А.И. Мельников).


 

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...