Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 1. Социально-правовая природа и назначение современного российского уголовного процесса

Введение

Подготовка специалистов в рамках магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности» предполагает не только наличие у студентов знаний по дисциплине «Уголовно-процессуальное право», полученных в рамках подготовки бакалавров, но и углубленное изучение современных проблем науки уголовного процесса.

Уголовно-процессуальная деятельность резко вторгается в сферу конституционных прав и свобод человека, поэтому одной из наиболее актуальных и труднорешаемых проблем в уголовном процессе является проблема защищенности личности. Конституционное право на судебную защиту прав и свобод человека предполагает создание такого механизма уголовного судопроизводства, который, с одной стороны обеспечивал бы достижение цели уголовного процесса, а с другой – действенным образом гарантировал бы защиту прав и законных интересов лиц, вовлеченных в его орбиту.

Перманентное реформирование уголовно-процессуального законодательства приводит к созданию новых для современного уголовного процесса институтов таких как: институт судебного контроля, институт уголовного преследования, особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, институт досудебного соглашения о сотрудничестве, институт реабилитации. Совершенно очевидно, что принятие в 2001 году УПК РФ стало не только событием в развитии российского законодательства, но и явилось компромиссом между различными процессуальными школами. Обобщение практики применения УПК РФ за прошедшие десять лет дает все основания говорить об устойчивых проблемах правоприменения. К числу таких проблем мы относим изменение процессуальных функций прокурора, их соотношение с полномочиями руководителя следственного органа. Закрепление состязательной формы уголовного процесса породило новые вопросы, связанные с результатом исследования доказательств, которые, в свою очередь рождают острые дискуссии относительно места и роли суда в процессе доказывания. В последние годы с новой остротой встает проблема примирительной модели уголовного судопроизводства, которая с одной стороны имеет массу преимуществ, в числе которых процессуальная экономия, устранение последствий преступления без применения мер уголовной репрессии, с другой – отсутствие четкой законодательной регламентации соответствующей процедуры влечет бесконтрольность ее применения.

Изучение учебной дисциплины «Актуальные проблемы теории и практики уголовного процесса» не ставит своей целью рассмотрение всех существующих ныне доктринальных споров, имеющих место в науке уголовного процесса, равно как и всех проблем правоприменения. Авторы рабочей программы исходят из посылки о том, что магистры – это во многом исследователи, а магистерская диссертация – определенный вид научно-исследовательской работы, результатом которой является получение первой научной степени ученого. Настоящий спецкурс дает студентам возможность углубить знания по проблемам теории и практики уголовного процесса.

Основная цель преподавания дисциплины состоит в подготовке для правоохранительных органов специалистов, изучающих уголовно-процессуальное законодательство для дальнейшего применения его в практической деятельности. В соответствии с этой целью основными задачами курса являются: 1) привить студентам глубокие и систематические знания теории уголовного процесса, сущности уголовно-процессуальной деятельности; 2) сформировать у студентов устойчивые навыки применения уголовно-процессуального законодательства в процессе предупреждения, выявления, расследования преступлений; 3) сформировать у студентов высокий уровень правосознания в области уголовного процесса, умение эффективно бороться со всеми видами преступности.

В результате изучения дисциплины выпускники должны

знать:

- доктринальное толкование содержания и особенностей институтов и понятий уголовно-процессуального права;

- специфику уголовно-процессуального познания (доказывания) как самостоятельной области юридического познания;

- механизм решения практических задач по расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел;

уметь:

- применять полученные знания для использования в процессе производства по уголовному делу и научно-исследовательской работы.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Актуальные проблемы теории и практики уголовного процесса» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК):

- способность квалифицированно применять уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в ходе производства по уголовному делу (ПК-2);

- готовность к выполнению должностных обязанностей, возлагаемых на дознавателя, следователя, прокурора, судью по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления (ПК – 4); способность осуществлять предупреждение преступлений, выявлять причины и условия, способствовавшие их совершению (ПК – 5);

- способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты в области уголовно-процессуального права (ПК-7); способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере уголовного судопроизводства (ПК-8);

- способность принимать оптимальные, законные и обоснованные решения при производстве по уголовному делу (ПК-9);

- способность квалифицированно проводить научные исследования в области уголовно-процессуального права (ПК-11);

- способность преподавать курс уголовно-процессуального права на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12); способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13); способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Студент должен также владеть:

- методикой самостоятельного изучения и анализа доктринальных положений науки уголовного процесса;

- навыками принятия законных и обоснованных решений по уголовному делу, а также составления основных процессуальных актов досудебного и судебного производств.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в рамках подготовки бакалавров (специалистов) по следующим дисциплинам: «Уголовно-процессуальное право»; «Уголовное право»; «Гражданско-процессуальное право»; «Криминология»; «Теория оперативно-розыскной деятельности»; «Административное право»; «Международное право»; «Юридическая психология»; «Уголовно-исполнительное право»; «Прокурорский надзор»; «Логика»; «Судебная этика»; «Судебная медицина»; «Судебная психиатрия» и др.

Структурно дисциплина состоит из 9 взаимосвязанных тем.

Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения
Зачетные единицы - общая трудоемкость   3 з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них:
Лекции
Семинарские занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа под руководством преподавателя
Экзаменационная сессия
Форма итогового контроля экзамен

 

Тематический план

для студентов заочной формы обучения

№ п/п Темы дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лек- ции Семи-нары ПРЗ С /р
1. Тема 1. Социально-правовая природа и назначение современного российского уголовного процесса - -
2. Тема 2. Система уголовного судопроизводства и проблемы ее совершенствования -
3. Тема 3. Система принципов уголовного процесса: проблема ее соответствия потребностям практики и развития уголовно-процессуальной теории - - 2 (интерактивная форма занятия)  
4. Тема 4. Институт уголовного преследования и его место в системе уголовно-процессуального права  
5. Тема 5. Судебный контроль в российском уголовном судопроизводстве: современное состояние и перспективы развития - - (интерактивная форма занятия)
6. Тема 6. Уголовно-процессуальное принуждение и проблема процессуальной ответственности -  
7. Тема 7. Проблемы производства по уголовным делам в судебных стадиях уголовного процесса - - 2 (интерактивная форма занятия)
8. Тема 8. Производство в суде с участием присяжных заседателей как форма участия граждан в отправлении правосудия Тема 9. Нравственные основы уголовно-процессуальной деятельности - -

Программа курса

Планы семинарских занятий

Семинарское занятие № 1.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Раздел 1. Ст. 6. // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921.

Основная:

Уголовно-процессуальное право: учебник / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2012. – С. 6-21.

Уголовно-процессуальное право. Курс лекций / Под ред. Г.И. Загорского. М., 2010. – С. 16-32.

Дополнительная:

Алексеев Н.С., В.Г. Даев, Л.Д. Кокорев. Очерк развития науки советского уголовного процесса. − Воронеж, 1980. − С. 7-14.

 

Семинарское занятие № 2.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Глава 1. Ст. 5. // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921.

Основная:

Лебедев В.М.Судебная власть в Российской Федерации. Организация работы судов в России: учебник. − М., 2007. С. 66-71.

Уголовно-процессуальное право: учебник / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2012. – С. 8-24.

Дополнительная:

Барабаш А.С. Природа российского уголовного процесса, цели уголовно-процессуальной деятельности и их установление. − СПб., 2005. − (Теория и практика уголовного права и уголовного процесса). − С. 18-64.

Волколуп О.В. Система уголовного судопроизводства и проблемы ее совершенствования. − СПб., 2003. − (Теория и практика уголовного права и уголовного процесса). − С. 5-37.

Семинарское занятие № 3.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Глава 3. // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921.

Основная:

Уголовный процесс Российской Федерации: учебник / отв. ред. А.П. Кругликов. − М., 2009. С. 118-130.

Дополнительная:

Головко Л.В. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве. − СПб., 2002. − (Теория и практика уголовного права и уголовного процесса). − С. 46-81.

Хатуаева В.В. Проблемы реализации функции уголовного преследования. − Москва, 2010. − С. 39-74.

Семинарское занятие № 4.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

 

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Раздел 4 // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921.

Основная:

Томин В.Т. Уголовный процесс. Актуальные проблемы теории и практики. – М., 2009. – С. 117-136.

Уголовно-процессуальное право: учебник / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2012. – С. 244-292.

Дополнительная:

Заключение под стражу при предварительном расследовании преступлений. – М. : Юрлитинформ, 2005.

Меры пресечения в уголовном процессе / И.Л. Трунов, Л.К. Трунова. – СПб. : Юрид. центр. Пресс, 2003.

Семинарское занятие № 5.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

 

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Глава 42 // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921.

Основная:

Лебедев В.М.Судебная власть в Российской Федерации. Организация работы судов в России: учебник. − М., 2007. С. 18-22.

Уголовно-процессуальное право. Курс лекций / Под ред. Г.И. Загорского. М., 2010. – С. 116-121.

Дополнительная:

Уголовно-процессуальное право: учеб. для студентов учреждений СПО. – М. : Юристъ, 2009. – С. 312-322.

Семинарское занятие № 6.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

 

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921.

Литература:

Основная:

Уголовно-процессуальное право: учебник / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2012. – С. 212-164.

Уголовно-процессуальное право. Курс лекций / Под ред. Г.И. Загорского. М., 2010. – С. 114-131.

Дополнительная:

Адвокатская деятельность: учебно-практическое пособие / под общ ред. В.Н. Буробина. – М.: Юстина; Статут, 2005. – С. 123-128.

Нравственно-правовые критерии уголовно-процессуальной деятельности следователей. – СПб. : Юрид. центр. Пресс, 2003. – С. 16-81.

Планы практических занятий

Практическое занятие № 1.

Подведение итогов дискуссии.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Глава 2. // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921.

Практическое занятие № 2.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Главы 12, 16, 19, 20 // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921.

Практическое занятие № 3.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

 

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Часть 3 // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921.

Основная:

Лебедев В.М.Судебная власть в Российской Федерации. Организация работы судов в России: учебник. − М., 2007. − С. 16-52.

Уголовный процесс Российской Федерации: учебник / отв. ред. А.П. Кругликов. − М., 2009. − С. 509-648.

Дополнительная:

Анишина В.И. Основы судебной власти и правосудия в РФ: курс лекций. М., 2008. − С. 173-205.

Загорский Г.И. Постановление приговора [Текст]: учебно-практическое пособие. − М., 2010. − С. 6 -145.

Лупинская П.А. Решения в уголовном судопроизводстве: теория, законодательство и практика. – М. : Юристъ, 2010. – С. 54-73.

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения под руководством преподавателя

Указанная дисциплина изучается на протяжении двух семестров, со сдачей итогового экзамена. В ходе установочных и зачетных периодов обучения основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекцийрассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятийуглубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой, кроме того на практических занятиях рассматриваются вопросы применения теоретических знаний на практике.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

–– изучить нормативно-правовые акты;

— изучить рекомендованную учебную литературу;

— дополнить конспекты лекций;

— изучить и законспектировать первоисточники по теме;

— подготовить ответы на все вопросы семинара, решить тестовые задания.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару и практическим занятиям студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя, а также использовать современные профессиональные (нормативные) базы данных (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс, Дельта и др.).

В ходе изучения курса «Актуальные проблемы теории и практики уголовного процесса» предполагается проведение семинарских занятий в интерактивных формах: учебная дискуссия, ролевая игра и анализ конкретных практических ситуаций.

При подготовке к интерактивным занятиям необходимо учитывать специфику каждой из предлагаемых форм. Так, проведение занятия в форме учебной дискуссии предполагает коллективное обсуждение поставленных проблем теории уголовного процесса. Этот метод позволяет оптимально использовать уже имеющиеся у магистрантов знания по курсу «Уголовно-процессуальное право» и смежным дисциплинам, на основе которых ведется научная дискуссия более глубокой проблематики. При подготовке к рассматриваемому виду семинарских занятий необходимо изучить не только предложенную преподавателем специальную литературу по теме, но и дополнительно просмотреть необходимые материалы, в том числе и с использованием информационных, справочных и поисковых систем (Яндекс, Рамблер и т.д.), а также библиотечного фонда Центрального филиала ГОУ ВПО РАП. Готовясь к ведению дискуссии в учебной аудитории, магистрант должен заранее обосновать свою позицию по всем поставленным в плане семинарского занятия вопросам.

Интерактивное общение в учебной аудитории проводится и в форме ролевой игры. Этот метод представляет собой непосредственное исследование студентами конкретной заданной преподавателем практической ситуации посредством активного участия в ее инсценировании, что позволяет не только усвоить методику работы участников уголовного судопроизводства с противоположными процессуальными интересами, но и связано с необходимостью принятия какого-либо процессуального решения, а также составления соответствующего документа как в ходе игры, так и по ее окончании. При подготовке к ролевой игре магистранту необходимо обстоятельно проанализировать фабулу уголовного дела, определить процессуальный статус каждого участника судебного процесса, составить проекты уголовно-процессуальных актов.

Метод анализа конкретной практической ситуации предполагает использование ранее накопленных магистрантом теоретических знаний и навыков в области уголовно-процессуального права к их практическому применению в конкретных следственно-судебных ситуациях. Подготовка студентов к интерактивному занятию в рассматриваемой форме должна включать в себя изучение предложенной фабулы уголовного дела, выявление проблемной ситуации, анализ законодательных вариантов ее решения, а также обоснование принятого решения. Особое внимание должно уделяться аналитической работе, когда необходим поиск и анализ нескольких вариантов решения одной проблемы, обозначенной в предлагаемой судебно-следственной ситуации. Необходимо обратить внимание на возможность использования не только уголовно-процессуального законодательства, но и следственно-судебной практики рассмотрения и разрешения конкретных уголовных дел, а также личного опыта практической деятельности магистранта по юридической специальности.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы.Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено около 89 % часовот объема учебных занятий выделять на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему семинарскому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Не уясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии разобрать их на семинарских и практических занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради — это способствует более полному запоминанию учебного матери­ала.

Кроме того, учебным планом магистратуры предусмотрено выполнение трех контрольных заданий, которые также представляют собой форму самостоятельной работы магистранта. Контрольные задания должны представляться на кафедру в электронном виде. Проверка будет осуществляться на сайте филиала Академии с проставлением результата в электронной ведомости. Каждое задание содержит несколько вариантов, которые определяются для каждого студента индивидуально преподавателем, ведущим дисциплину. Сроки сдачи контрольных заданий устанавливаются учебным отделом филиала совместно с кафедрой уголовно-процессуального права.

 

Контрольные задания

Задание № 1

Вариант 1.

1. Определите соотношение понятий «уголовный процесс» и «уголовное судопроизводство», а также соотношение понятий «уголовный процесс» и «правосудие».

2. Выявите характерные черты частно-исковой, розыскной (инквизиционной) и состязательной форм уголовного процесса.

3. Определите роль решений Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в регламентации уголовно-процессуальных отношений.

4. Дайте понятие общепризнанных норм и принципов международного права, а также определите, какие из них являются источниками уголовно-процессуального права. (При подготовке ответа используйте постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров РФ» // БВС РФ. 2003. № 12).

5. Решите тестовое задание:

а) Специфическим признаком стадии уголовного процесса является: 1) итоговое процессуальное решение; 2) принципы построения; 3) правовая основа; 4) круг участвующих лиц.

б) Характерной особенностью уголовно-процессуальных отношений служит: 1) содержание прав и обязанностей субъектов; 2) трехсторонний характер; 3) регламентированность правовыми нормами; 4) равноправие субъектов; 5) участие компетентного должностного лица в качестве обязательной стороны.

в) Категория «уголовное судопроизводство» включает в себя понятие: 1) правосудие; 2) деятельность милиции; 3) правосудие по уголовным делам; 4) применение права.

г) Не является назначением уголовного судопроизводства: 1) возбуждение уголовного дела в каждом случае обнаружения признаков преступления; 2) правильное применение законов; 3) назначение справедливого наказания; 4) привлечение к уголовной ответственности виновных; 5) реабилитация невиновных; 6) решение вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

6. Решите задачу:

Определением суда кассационной инстанции приговор в отношении Ширшова, осужденного за совершение убийства с особой жестокостью братьев Михайловых, оставлен без изменения. В надзорной жалобе осужденный Ширшов оспаривает обоснованность приговора и кассационного определения и просит переквалифицировать его действия на ч. 2 ст. 107 УК РФ. В обоснование этого указывает, что он совершил преступление в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, когда узнал, что жена бросила его, и увидел ее на даче у Михайловых. В кассационном определении отсутствуют ответы на доводы жалобы, касающиеся необоснованности оглашения показаний свидетелей Карпова и Островского, а также отказа в проведении стационарной судебно-психиатрической экспертизы лечившемуся ранее у психиатра Ширшову, что повлияло на правильность принятого решения. В кассационном определении не изложено существо жалобы, не указаны основания, по которым доводы жалобы признаны неправильными или несущественными.

Какое решение должно быть принято по жалобе осужденного? Укажите основание для принятия решения.

Вариант 2.

1. Проанализируйте содержание понятия «принцип уголовного процесса» и выделите основные признаки, его характеризующие.

2. Дайте характеристику свойства бинарности и перечислите принципы, которые им обладают.

3. Какие из изученных Вами принципов можно отнести к группе общепроцессуальных, а какие реализуются только в судебных стадиях уголовного процесса? Какие принципы относятся к числу судоустройственных, а какие – к числу судопроизводственных

4. К каким принципам уголовного судопроизводства относятся следующие положения:

- Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.

- В ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного процесса.

- Нарушение норм УПК РФ судом, прокурором, следователем, дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.

- В случае согласия лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, давать показания, они должна быть предупреждены о том. что их показания могут использоваться в качестве доказательств.

- Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты.

- Лицо, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни или здоровью.

- Недоказанная виновность равна доказанной невиновности.

6. Решите тестовое задание:

а) Какое положение является принципом уголовного судопроизводства: 1) выяснение причин и условий, способствующих совершению преступления; 2) свобода оценки доказательств; 3) быстрота и полнота расследования преступления; 4) презумпция правосудности приговора; 5) состязательность сторон.

б) Что входит в содержание принципа осуществления правосудия только судом: 1) возбуждение судом уголовного дела в каждом случае обнаружения признаков преступления; 2) признание лица виновным в совершении преступления и назначение ему наказания; 3) оценка доказательств по внутреннему убеждению судьи; 3) назначение принудительных мер медицинского характера; 4) прекращение уголовного дела при отсутствии в деянии признаков состава преступления.

в) Принцип презумпции невиновности предполагает: 1) назначение виновному справедливого наказания по приговору суда; 2) обязанность правоохранительных органов прекратить уголовное дело в отношении лица, непричастность которого к совершению преступления подтверждена доказательствами; 3) недоказанная невиновность равна доказанной виновности; 4) все сомнения в виновности трактуются в пользу обвиняемого; 5) лицо не обязано доказывать свою невиновность.

г) Какое положение является проявлением принципа гласности: 1) выступление следователя в средствах массовой информации; 2) свободный доступ в зал судебного заседания лиц, достигших 18 лет; 3) участие представителей общественности в производстве по уголовному делу; 4) публикация в прессе итогов разбирательства по делу; 5) проведение закрытых судебных заседаний для обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.

д)Какое утверждение является неправильным: 1) принцип уголовного судопроизводства обязательно закреплен в законе; 2) любой принцип обладает свойством бинарности; 3) принцип законности обращен к любому участнику уголовного судопроизводства; 4) презумпция невиновности предполагает толкование любых неустранимых сомнений в виновности в пользу обвиняемого.

7. Решите задачу:

В судебном заседании с участием присяжных по делу об обвинении Б. в неоднократном получении взяток председательствующий: 1) необоснованно отказал обвинителю в получении дополнительных доказательств; 2) акцентировал внимание присяжных на том, что Б. ранее не был судим; 3) высказал мнение по поводу достоверности показаний свидетелей. Вердиктом присяжных Б. был оправдан ввиду отсутствия в его действиях состава преступления.

Оцените действия председательствующего? Какие процессуальные последствия они могут повлечь?

 

Задание № 2.

Вариант 1.

1. Схематично изобразите классификацию мер принуждения, учитывая их порядок избрания, а также статус субъектов, к которым они могут быть применены.

2. Проанализируйте п. 15 ст. 5 УПК РФ и ст. 91, 92 УПК РФ и соотнесите понятия «фактическое задержание» и «уголовно-процессуальное задержание».

3. Сопоставьте содержание и порядок применения личного поручительства, наблюдения командования воинской части и присмотра за несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым). Какие общие черты у названных мер пресечения? Можно ли их назвать разновидностями поручительства?

4. Проанализируйте ст. 109 УПК РФ и схематично изобразите сроки заключения под стражу и порядок их продления.

5. На основании постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1 (в ред. от 23.12.08) «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса РФ» определите, какие документы должны быть представлены в суд вместе с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

6. Решите тестовое задание:

а) Найдите в приведенном перечне основания задержания: 1) если лицо скрылось с места совершения преступления; 2) если очевидцы указывают на это лицо, как на совершившее преступление; 3) если лицо застигнуто на месте совершении преступления; 4) если лицо не имеет постоянного места работы или учебы; 5) если в суд направлено ходатайство о применении меры пресечения в виде домашнего ареста; 6) если на одежде лица обнаружены следы преступления.

б) Какой суд рассматривает ходатайство о применении меры пресечения в виде заключения под стражу: 1) тот, который выносит приговор; 2) суд гражданской юрисдикции; 3) по месту производства предварительного расследования; 4) областной суд.

в) На какой срок может быть избрана мера пресечения в отношении подозреваемого: 1) на 5 суток; 2) на 15 суток; 3) на 10 суток; 4) на 25 суток; 5) на 30 суток.

г) Какая мера пресечения избирается с согласия подозреваемого (обвиняемого): 1) залог; 2) подписка о невыезде; 3) поручительство; 4) наблюдение командования воинской части; 5) домашний арест; 6) заключение под стражу.

д) Не является основанием для применения меры пресечения данные о том, что обвиняемый: 1) скроется от органов расследования; 2) склоняет потерпевшего к даче ложных показаний; 3) будет продолжать преступную деятельность; 4) дает заведомо ложные показания.

7. Решите задачу:

В-ким гарнизонным военным судом рядовой Алиев был осужден по п. «в» ч. 2 ст. 335 УК РФ. Дело рассматривалось в порядке, предусмотренном гл. 40 УПК РФ. Органами предварительного следствия Алиев обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 33, п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ. В ходе судебного разбирательства действия Алиева были переквалифицированы на п. «в» ч. 2 ст. 335 УК РФ. Кроме того, суд удовлетворил письменное ходатайство подсудимого о рассмотрении дела без его участия. В кассационном порядке приговор не обжаловался. Президиум В-ского окружного военного суда приговор отменил и передал дело на новое судебное рассмотрение.

Законно ли решение суда надзорной инстанции? Аргументируйте свой ответ.

Вариант 2.

1. Проанализируйте Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ» и ответьте на следующие вопросы:

- что может быть отнесено к иным решениям и действиям (бездействию), способным причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства и затруднить доступ граждан к правосудию;

- определите круг лиц, обладающих правом обжалования в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ;

- в каких случаях судья имеет право отказать в принятии жалобы к рассмотрению;

- каковы особенности рассмотрения судьей жалоб на постановления о прекращении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела?

2. Дайте классификацию общих условий судебного разбирательства в зависимости от их содержания.

3. На основе анализа ст. 247, ч. 1 ст. 276, ч. 1-3 ст. 281 УПК РФ определите случаи оглашения показаний подсудимого, потерпевшего и свидетеля.

4. Проанализируйте общие условия, регламентирующие процессуальный статус участников судебного разбирательства, и определите, явка каких участников в судебное заседание является обязательной, а явка каких таковой не является.

5. Изобразите в виде схемы виды приговоров, которые могут быть постановлены в результате рассмотрения уголовного дела судом первой инстанции.

6. Решите тестовое задание:

а). Родовая подсудность определяется: 1) как свойство уголовного дела рассматриваться судом определенного вида и состава; 2) квалификацией преступления; 3) составом суда первой инстанции; 4) признаками субъекта преступления; 5) местом, в котором закончено предварительное расследование.

б) Может ли судья при назначении судебного заседания предъявить лицу новое обвинение: 1) да; 2) нет.

в) Подсудимый получает копию обвинительного заключения: 1) от судьи не позднее чем за трое суток до рассмотрения дела в судебном заседании; 2) от прокурора еще до направления дела в суд; 3) от следователя еще до направления дела прокурору.

г) В течение какого срока с даты поступления материалов уголовного дела в суд должно быть назначено судебное заседание, если обвиняемый находится под стражей: 1) 7 суток; 2) 10 суток; 3) 14 суток; 5) 30 суток; 6) 35 суток.

д) Какой процессуальный акт придает обвиняемому статус подсудимого: 1) обвинительный акт; 2) обвинительное заключение; 3) постановление о назначении предварительного слушания уголовного дела; 4) постановление о назначении судебного заседания; 5) постановление о возвращении уголовного дела прокурору.

7. Решите задачу:

Овчинников был осужден за нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, и с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Во вводной и описательной частях приговора имелись ссылки на уголовный закон, по которому Овчинников признан виновным, - п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ. В резолютивной части приговора не был указан пункт ч. 4 ст. 162 УК РФ.

Каков характер и последствия допущенного судом нарушения? Укажите способы исправления ошибки.

Задание № 3.

Вариант 1.

1. На основании ст. 31 УПК и ФКЗ от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации» (СЗ. РФ. 1999. № 26. Ст. 3170) определите подсудность военных судов в РФ.

2. Определите структуру и содержание постановления о назначении судебного заседания (ст. 231 УПК РФ).

3. Составьте схему, отражающую виды и содержание ходатайств, которые могут быть заявлены сторонами на этапе предва

Последнее изменение этой страницы: 2017-08-19

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...