Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современный урок как реализация принципов развивающего обучения

Пескина С.З.,

директор МБОУ лицей «Содружество»

Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ

 

Современный урок в системе требований новых образовательных стандартов – это создание учебных ситуаций для решения поставленных проблем. Это требование исходит из понимания и принятия положения, что вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода.

Известно, что внедрение нового часто вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителя начальных классов нашего лицея работают по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова более 20 лет.

ФГОС построен на принципах развивающего обучения:

- Принцип субъектности ребенка в учебном процессе.

- Принцип опережающего обучения.

- Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач.

- Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем.

- Ученическая работа строится как поиск и проба средств решениязадачи.

Особенности урока в системе развивающего обучения:

- включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов;

- знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии;

- используется квазиисследовательскийметод обучения;

- особое внимание уделяется формированию действий контроля и самоконтроля

(система проверочных, диагностических работ).

Учителю, работающему по новым стандартам, необходимо взять за основу своей деятельности понимание того, что от типа урока и дидактической задачи зависит структура урока. Она должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Этапы урока повторяются, чередуются, вплетаются один в другой, при этом каждый этап имеет определенную дидактическую задачу, наполнен содержанием учебного материала и нацелен на результат. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его самостоятельной деятельности.

Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития учащихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний. Теперь учитель – это навигатор, тьютор, помощник, который должен чаще говорить учащемуся: «Найди информацию, поищи в учебнике, попробуй сам». Способность к импровизации на уроке становится важной составляющей профессиональной компетенции учителя. Педагог должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения. Он должен быть предрасположен к овладению новыми профессиональными компетенциями в области управления системой «учитель-ученик», в сфере медиа-технологий, средствами учебного предмета, развивающими и социализирующими учащихся.


Требования к современному уроку в начальной школе

 

Подобная О. В.,

заместитель директора МБОУ СОШ № 7

Советского района ГО г. Уфа РБ

 

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу обучающегося и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель нацеливается на сотрудничество с обучающимися и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся. При этом изучаемый материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы), осваивает характерные для предмета способы действия, т. е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение обучающихся самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении – заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Любой урок имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для обучающихся, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок всегда актуален, имеет непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека.

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель лишь направляет детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Образовательный процесс в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов

 

Полищук Н.А.,

заместитель директора МБОУ СОШ № 100

Советского района ГО г. Уфа РБ

Введение ФГОС заставило педагогов по-новому взглянуть на образовательный процесс, пересмотреть свои позиции в обучении.

Сегодня совершенствование системы образования – это требование времени, на который влияет целый ряд факторов: введение в школьную практику федерального стандарта второго поколения; внедрение информационных технологий; появление обновленных программ и учебников. Все это требует совершенствования главной формы обучения – урока.

Основное направление работы – повышение профессионального мастерства в области теории и практики современного урока, его анализа и самоанализа, освоение и внедрение современных технологий.

Первый этап работы – изучение нормативных документов и современной научно-методической литературы. Произошли принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности», которые включают не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Основными методическими принципами современного урока являются: субъективация, метапредметность, деятельностный подход, рефлексивность, импровизационность. Любой современный урок должен включать шесть основных этапов: мобилизация, целеполагание, осознание недостаточности имеющихся знаний, коммуникация, взаимопроверка и взаимоконтроль, рефлексия.

Второй этап работы – этап овладения умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, освоение и внедрение современных образовательных технологий.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Сущностьданного подходаформирование деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник.

Современной формой планирования взаимодействия учителя и обучающихся на уроке является технологическая карта. К наиболее актуальным педагогическим технологиям, которыми учитель должен овладеть в процессе введения ФГОС, следует отнести технологию проектной деятельности, проблемно-диалогическую, технологию продуктивного чтения, информационно-коммуникационные технологии, технологию оценивания учебных успехов, технологию, основанную на уровневой дифференциации обучения.

Изменения, связанные с введением ФГОС, касаются не только деятельности педагога на уроке, но и его самоанализа. В самоанализе современного урока необходимо сочетать традиционные и принципиально новые аспекты: формулировка цели; формулировка учебных задач; позиции учителя и учеников; создание подготовленной информационно-образовательной среды; эффективность содержания; направленность используемых видов деятельности на формирование УУД.

Современный урок должен соответствовать новым требованиям, предусмотренным стандартом, и в то же время сохранять и ряд традиционных требований, обусловленных спецификой образовательного процесса и возрастными особенностями школьников.

Последнее изменение этой страницы: 2017-08-19

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...