Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффективность применения метода проектной деятельности как способа формирования универсальных учебных действий младших школьников

 

Русинова О. В. ,

учитель начальных классов МБОУ лицей № 5

Кировского района ГО г. Уфа РБ

 

Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.

Бернард Шоу

 

В современных условиях модернизации общего образования начальная школа является важным звеном в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Главная цель образования – это развитие личности каждого учащегося. Школа – это тот социальный институт, где каждому ребёнку необходимо помочь раскрыться как уникальной, неповторимой индивидуальности. При этом всём не стоит забывать, что современные дети это не чистый лист, на котором можно зафиксировать знания.

Главная задача современного учителя состоит в том, чтобы воспитывать в учениках человечность, целеустремлённость и доброту, научить самостоятельно добывать знания и применять их в своей повседневной жизни. Для этого необходимо постоянно самосовершенствоваться, только тогда труд учителя будет поистине важным и продуктивным.

Сегодня возникает проблема поиска таких методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его универсальными учебными способами действий, необходимыми ему для развития и самосовершенствования в непрерывно меняющемся обществе.

Современный урок – это:

- Высокая мотивация.

- Активная деятельность учащихся.

- Проблемно-деятельностный подход.

- Творческий союз учителя и ученика.

- Самостоятельность учащихся.

- Диалог учителя и ученика, диалог учеников между собой.

- Связь с жизнью.

- Воспитание и развитие личности.

Систематическая и целенаправленная работа учителя должна обеспечивать формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся, которые способствуют овладению ими основами методологии и теории познания и создают условия для повышения качества образовательного процесса.

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учащимися и родителями можно достигнуть хорошего результата в развитии и формировании личности ребёнка.

Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь.

Основные подходы к обучению в основной школе в связи с переходом на ФГОС

Рыськова Н. В.,

заместитель директора МБОУ СОШ № 22

Кировского района ГО г.Уфа РБ

 

Современное развитие человеческой цивилизации ставит перед самим человеком задачу профессиональной компетенции специалиста любого уровня, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость своей деятельности, нести ответственность за ее результат. Постановка цели на сегодняшний день определит наше будущее. Сейчас мы обучаем и воспитываем тех, кто через 10-15 лет будет основой российского общества.

В настоящий момент практически каждый из нас обладает определенным набором знаний и умений. Только в рамках ФГОС основное внимание необходимо уделять развитию продуктивных видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Основными методами преподавания должны стать продуктивный, эвристический, исследовательский. В рамках ФГОС недопустимо использовать иллюстративно-информационный и репродуктивный методы обучения, они просто не сработают на планируемые результаты.

Урок, в соответствии с требованиями ФГОС должен отличаться следующими параметрами:

- цели урока;

- роль и функции учителя на уроке;

- изменение отношений между учителем и учащимися;

- логика построения процесса обучения;

- использование межпредметных связей;

- внедрение коллективной учебной деятельности.

Необходимо подбирать для уроков исследовательские и поисковые учебные задачи, решая которые, ученик становится равноправным участником учебного процесса. При таком обучении руководящая роль педагога не снижается, но она "скрыта" от учеников. Его руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизвести. Учитель предлагает новые формы взаимодействия: организовывает совместные размышления, поиск, наблюдения (за объектом природы, математическим объектом, языковой единицей и т.д.), самостоятельную деятельность школьников по построению алгоритмов, моделированию учебных ситуаций и т.п. Такое обучение вводит ребенка в ситуацию познания научных законов существования данной области знаний.

Таким образом, когда ребенок проводит свое собственное исследование, делает свое маленькое открытие, процесс учения становится личностно значимым для него и формирует у него, как говорил А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы».

 

 

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

 

Трухова Л.Р.,

заместитель директора МБОУ СОШ №103

с углубленным изучением иностранного языка

Демского района ГО г.Уфа РБ

 

Основной дидактической единицей учебного процесса является урок. За последние годы многое изменилось в школе, но урок остался основой школьной классно-урочной системы.

Какие же требования к уроку предъявляются сегодня? Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, и урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, обеспечивает развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества. Ведущим требованием становится выполнение государственного образовательного стандарта: урок должен соответствовать запросам государства, должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире; на уроке должны формироваться навыки самостоятельного и творческого мышления, умение работать с информацией, умение учиться, работать в коллективе. Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования.

Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «современный учитель». Руководитель проекта по разработке ФГОС А.М. Кондаков определил это так: «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения». В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю.

1) Это профессионал, который:

- демонстрирует универсальные и предметные способы действий,

- инициирует действия учащихся,

- консультирует и корректирует их действия,

- находит способы включения в работу каждого ученика,

- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

2) Это учитель, применяющий развивающие технологии.

3) Современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функция ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Современный урок в рамках федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

 

Уфимцева М.В.,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №87

Калининского района ГО г.Уфа РБ

 

Современный урок – это совокупность нескольких показателей: профессиональная и методическая подготовка учителя, целеполагание и мотивация учения, системно-деятельностный подход, современные средства обучения, выбор оптимальных средств обучения, создание условий для саморазвития, анализ каждого учебного занятия.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять суть этого подхода. В процессе учения осознать: «Для чего нужны знания?», «Почему не получилось?», «Каких знаний не хватает?». Не требовать от ученика прочитать, запомнить и рассказать, а помочь исследовать проблему, изучить ситуацию, принять решение, доказать своё мнение, проанализировать результат.

Создать условия для мотивации учебно-исследовательской самостоятельной деятельности ребёнка, в ходе которой активизируются личностные качества, воспитывается характер, формируется рефлексия, включается общение, рассуждающее мышление, осуществляется дифференциация «знание-незнание», поиск недостающей информации в решении проблемы. Формировать у обучающегося внутреннюю психологическую готовность работать с незнакомой информацией.

Вариативны и способы приобретения знания – каждый обучающийся действует оптимальным для себя способом: на репродуктивном, проблемном, творческом уровне; индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем; письменно, устно; посредством слова, рисунка, схемы. Меняется роль учителя на уроке. Он организует продуктивную самостоятельную работу обучающихся, помогает овладеть способами познания.

Приведем пример из практики. По программе окружающего мира в первом классе есть тема «Вода и воздух». Тема рассматривает различные свойства воды и воздуха. Для того чтобы дети лучше усвоили материал было решено провести урок следующим образом: мы провели 20 минут на улице, самостоятельно изучая свойства воздуха при помощи воздушного шарика. После, уже в классе, ребята по группам составили таблицы, в которых отразили свои наблюдения. На следующем уроке, на этапе актуализации знаний, ребята показали, что материал прошлого урока они усвоили и могут применить знания в новой ситуации.

Сейчас у учителя в распоряжении есть готовые разработки уроков и огромное количество наглядного материала. Тем не менее, он ищет новый материал, подбирает новые наглядные пособия. Причиной тому является то, что современный урок не может быть успешным без желания учителя научить и научиться самому.


Последнее изменение этой страницы: 2017-08-19

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...