Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монархическая форма правления: понятия, виды

Монархия- это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Признаки монархической формы правления: - наличие единоличного правителя; - наследование власти( салическое- только по мужской линии Швеция, кастильское- не исключает женщин, но младший брат опережает сестру Великобритания, австрийское – женщины если не осталось мужчин) ; - пожизненность правления; концентрация в руках монарха всей полноты власти; - отсутствие отв-ти монарха. Он несет отв-ть только перед Богом и Историей.Монархия по признаку наследства делиться на родовую (царская семья), династическую (от отца к сыну), выборную (совр. Малайзия, экваториальная Африка)

В свою очередь монархия делится на:

- абсолютную; - ограниченную; - дуалистическую, - теократическую (Ватикан); - парламентарную (или конституционная Великобритания).

Неограниченной (абсолютной) монархии, которая была присуща рабовладельческим или феодальным обществам. Это такая форма правления, при которой верховная гос-ная власть( законодател, исполнит, судебная) по закону всецело принадлежит одному лицу. (Бахрейн, Бруней, Кувейт, Оман)

При дуалистической монархии гос. власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. – переход от абсолютн к парламентарной(Марокко, Тайланд, Непал)

Парламентарная или конституционная – где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности

Для парламентарной монархии характерны след. черты: власть монарха ограничена во всех сферах гос. власти; исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом; - правительство формируется на представителей партии, победивших на выборах в парламент; - глава правительства лидер партии; - законы принимает парламент, их подписывает монарх, правом вето он не обладает. Дания, Нидерланды)

Крайняя форма монархии - тирания

 

16. Форма государственного устройства: определение, виды, характеристика.

Форма гос. устройства – это политико – территориальная организация гос-ва, в т.ч. характер взаимоотношений между центральными и местными властями. Гос-во достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти.

Существует 2 разновидности гос. устройства: простая (унитарное гос-во) и сложная (федеративное гос-во).

Унитарное государство.

Унитарное гос-во– единое, слитное гос-во, не имеющее в своем составе гос-х образований.

Черты унитарного гос-ва:

- единый центр гос. власти (парламент, правительство, верховный суд); - одна система законодательства; - единое гражданство;

- единая судебная система; - одноканальная система налогов, т.е все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;

- административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются компетенцией в эк-кой, соц., культурной сферах. (Франция, Норвегия)

В последнее время в унитарных предприятиях появилась новая форма – регионализм – когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство (Италия, Испания).

Унитарные гос-ва могут быть централизованными – отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники; и децентрализованными – местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью. (Болгария, Польша)

Федеративное государство

Федерация – сложное гос. устройство, для которого характерно наличие в составе гос-ва других гос-х образований. В научном смысле федерацией является союз гос-в, основанный на договоре или конституции, добровольно передавшие частвь своего суверенитета центральным федеральным органам

Гос-ые образования, входящие в федерацию, носят название субъектов. По числу субъектов федеративные гос-ва отличаются друг от друга (в США – 50 субъектов (штатов), в России – 85 (автономные республики, области, края, города федерального значения), в Индии – 25 штатов).

Черты федерации:

- политическая и юр. самостоятельность субъектов (например, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика, Германия), гражданство (США));

- двухуровневая система органов гос. власти (наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации);

- две системы законодательства – общефедеральная и субъектов;

- в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

- наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);

- двухканальная система налогов;

-разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.

Входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории.

Различают национальную - считаются непрочными (СССР, Чехословакия, Югославия); и территориальную федерацию - способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции (США) ;

Симметричные – это федерация, где субъекты имеют одинаковое правовое положение и полномочия; и асимметричные федерации – субъекты имеют разный правовой статус.

(Россия, Германия, Австрия, Малайзия, Канада, Мексика, Австралия, Аргентина и др.)

В зависимости от юр основы федерации: договорные, конституционные

Конфедеративное государство

Конфедерация- межгосударственные объединения или временные юрид союзы суверенных гос-ств, которые создаются для решения полит, социал., экономич, задач

В отличии от федерации:

Отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства

Совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединились

Добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов (которые носят рекомендательный характер) на своей территории. Конфедерация, обычно временный союз, который впоследствии перерастает в федерацию или распадается на унитарные государства США в период войны севера и юга, СССР до создания с 1917 по 1922

Империя– это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти. (Римская, Александра Македонского, Русская)

20.Политический режим: определение, виды, характеристика.

Политический режим — Это система методов, форм и способов осуществления полит власти в обществе, это методы осуществления по­литической власти, итоговое политическое состояние в об­ществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функцио­нирования всех политических институтов и характеризует­ся демократизмом или антидемократизмом.Политический режим является ведущим элементом формы гос-ва, т.к. он оказывает решающее влияние на 2 других элемента (форма правления и гос. устройство).

Самая распространенная классификация – деление режимов на демократические и антидемократические. Их подразделяют также на авторитарные, переходные (чрезвычайные), демократические.

Признаки авторитарного: отстранение населения от формирования гос власти, гос власть в руках правящей элиты, не учитываются интересы остального населения, устранение полит оппозиции,реализация гос власти при помощи воено-полицейского аппарата, доминирование противоправных решений

Среди антидемократических режимов выделяют

Деспотический – глава государства избирается законными путями,но его власть носит поработительный характер

Тиранический – глава гос-ва к власти путем захвата, жестокость, произвол главы гос-ва

Тоталитарный режим – представляет собой всеобъемлющий контроль гос-ва над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия его применения, единая идеология, ограничивает права( крайняя форма – фашизм)

Авторитарный режим – главная специфика состоит в том, что гос-вом руководит узкий круг – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами, права провозглашены формально(ОАЭ, Оман, Кувейт)

Демократический режим

Признаки- осуществляется прямое и непосредственное формирование народом предстваительных органов;

- принцип разделения властей;

-подчинение гос-ва праву,

-провозглашены и гарантированы демократические права и свободы

Для демократического режима характерны следующие черты:-народовластие; свобода личности в эк. сфере;гарантированность прав и свобод человека и гражданина; осуществление гос. власти на основе принципа разделения властей; выборность и сменяемость органов гос. власти; наличие политико-правовых механизмов; наличие легальной оппозиции; политический плюрализм (т.е. отсутствие единой общеобязательной идеологии; свобода мнений, убеждений, многопартийность), власть на убеждении, а не на принуждении

Среди демократических режимов различают либерально – демократический и собственно демократический режимы.

Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В эк. сфере – выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений.

Собственно демократический режим – исходит из признания равенства и свободы всех людей.

22. Правовое государство: определение, признаки, отличающие его от неправового государства, его оценка в современной России.

Правовое гос-во – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос. власти в целях недопущения злоупотреблений.

В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует назвать:

1) господство права во всех сферах жизни общества– предполагает правовую организацию гос. власти, т.е создание и формирование всех гос-х структур на основе закона; - правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона;

- связанность гос-ва им же созданными законами, т.е ограничение гос. власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности гос-ва, его органов и должностных лиц; - верховенство Конституции в системе НПА, т.к. в К. закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны.

2) незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина – означают, что гос-во должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых гос. властью.

Гос-во может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом.

3) взаимная ответственность личности и гос-ва- проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и гос-во выступает равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями.

4) принцип разделения властей –предполагает самостоятельное функционирование 3-х ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной.

Принцип разделения властей служит критерием демократичности гос-ва. Он предполагает, что все споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры.

Проблемы формирования правового гос-ва в России: сложившиеся экономические и социальные условия замедляют этот процесс: рост цен, инфляция, бюрократизм, коррупция). Успешное решение формирования правового общества возможно при сл. условиях: - достижение высокого уровня полит сознания населения(выработка у широких слоев населения потребности для сознательного участия в управлении гос-вом)

- создание единого внутренне не противоречивого законодательства( закон растворяется в подзаконных актах, ведомственных)

- ограничение вмешательства гос-ва в экономику(не мешать развитию частного предпринимательства)

- продуманная национальная политика

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...