Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сборник с коллективным автором.Инновации в российском образовании. Высшее профессиональное образование. 2000. Часть 2. — М., 2000. — 80 с.
Статья из журнала, газеты. Бальсевич В. К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. — 1996, № 10.-С. 2-7. Статья из ежегодника. Кацура В. А. Научное познание и системные закономерности // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1985. — М., 1986.-С. 305-321. Статья из энциклопедического словаря. Дипломная работа // Советский энциклопедический словарь. — М., 1987. - С. 394. Статья или другой материал, опубликованный в книге, а также глава, раздел или иной фрагмент произведения. При описании статьи вначале приводят сведения о статье, затем сведения об издании, в котором она опубликована; при описании главы сначала приводят сведения о произведении в целом, а затем о главе. Пример. Железняк Ю.Д. Профессионализм в физкультурно-спортивной деятельности // Основы общей и прикладной акмеологии. — М., 1995. — С. 294 — 303. Симонов В. П. Система контроля за образовательным процессом // Педагогический менеджмент. — М., 1999. — С. 192 — 237. Оформление библиографических ссылок (см. также 6.5). Этот вид ссылок представляет собой библиографические сведения, рекомендуемые читателю по ходу чтения или обсуждения в тексте издания. Эти ссылки непосредственно связаны с конкретным местом текста издания знаками (цифрами, звездочками) или указанием фамилии автора и года издания). Библиографические ссылки обязательны в научных изданиях, при их оформлении необходимо соблюдать требования библиографического описания произведений печати, выбора наиболее удобного места для ссылки, последовательного единообразного редакционно-технического оформления. Библиографические ссылки рекомендуются при цитировании, заимствовании положений, таблиц, иллюстраций и т.п. не в виде цитаты, при анализе в тексте опубликованных трудов, при необходимости рекомендовать издание, в котором вопрос изложен более полно. По месту расположения библиографические ссылки подразделяют на внутритекстовые, подстрочные, затекстовые, комбинированные. Внутритекстовые ссылки (непосредственно в строке после текста, к которому относятся) рекомендуются в тех случаях, когда часть ссылки вошла в основной текст работы и переносить ее в другое место нельзя, недостающую часть или выходные данные и номер ссылочной страницы вставляют в скобки после цитаты или заимствования; если ссылки содержат только фамилию автора и заглавие (при цитатах-примерах); в изданиях для массового читателя; при описании официальных изданий (законов, договоров) с указанием номеров статей, параграфов. Подстрочные ссылки (помещаемые внизу страницы, под строками текста) рекомендуются в тех случаях, когда они нужны читателю по ходу чтения, но внутри текста их разместить трудно или нежелательно, чтобы не усложнять чтение и наведение справок. Для связи с основным текстом используются знаки сносок (звездочка, цифра), которые располагают в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Например: В тексте: С позиций педагогической технологии в процессе целеобразования выделяют три уровня: общегосударственный, вузовский, кафедральный*. В сноске: * Беспалько В. П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учеб Полное описание источника дается только при первой сноске, в последующих вместо заглавия приводят условное обозначение («Указ. соч.»). При нескольких ссылках на один и тот же источник на одной странице пишется слово «Там же» и проставляется номер страницы, на которую делается ссылка. Для связи основного текста диссертации с библиографическим списком используют порядковый номер источника в нем, который в тексте заключается в квадратные скобки «[21]»; если при этом надо указать страницу источника, то она проставляется рядом с номером «[21, С. 36]». Первичная ссылка включает в себя все обязательные элементы описания источника, знак сноски ставится после цитаты, например: В тексте: А. М. Новиков дает такое определение научной проблемы: «Под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научном знании»*. В сноске: * Новиков А. М. Докторская диссертация. — М., 1999. — С. 40. Если в тексте упомянуты фамилия автора и заглавие источника (первая часть аналитического описания), в подстрочной ссылке можно ограничиться описанием только самого издания (вторая часть аналитического описания), например:
В тексте: В книге «О науке, творчестве и здоровье» академик Ю. М. Лопухин пишет: «Каждое утро в любую погоду вместе с собакой я бегаю в парке недалеко от дома и делаю приятные физические упражнения. Два раза в неделю играю очень активно в теннис с приятным мне партнером»*. В сноске: * М.: Знание, 1991. - С. 188. Затекстовые ссылки (за текстом всей книги, главы, статьи) рекомендуются в научных изданиях при большом числе ссылок; в изданиях для подготовленного читателя при многократных ссылках на одни и те же источники; в научно-популярных изданиях для массового читателя, когда такие ссылки нужны только части читателей. Затекстовые ссылки отличаются от библиографических по назначению (они не предназначены для самостоятельного использования в качестве библиографического пособия по данной теме); по объему (список ссылок всегда включает только упоминаемые или цитируемые источники); по расположению записей (они располагаются в последовательности первых упоминаний источника в основном тексте); по набору элементов. В то же время между затекстовыми ссылками и библиографическими списками есть много общего. Корректурные исправления Для исправления корректурных оттисков, сверки напечатанного на пишущей машинке текста с рукописным вариантом, бумажного варианта — с компьютерным применяются стандартные корректурные знаки — условные обозначения, служащие для исправления ошибок и технических неправильностей. Корректурные знаки систематизированы в группы в зависимости от назначения. Ниже приводятся для примера знаки, применяемые чаще других [1, 16]. Исправление букв и знаков: — заменить неверную букву, знак: корректурным значком перечеркивают направил ьную букву (цифру, знак), на поле справа этот знак повторяют и справа от него пишут нужную букву (цифру, знак). Таких знаков несколько, для того чтобы различать несколько исправлений в одной строке (|_, Г. _L J)', — заменить строчную букву прописной: букву перечеркивают одним из знаков замены, на поле рядом со знаком повторяют нужную букву и подчеркивают ее двумя черточками снизу ([Д); — заменить прописную букву строчной: то же, но черточки ставят над буквой (_1_к); — вставить недостающую букву: знаком замены зачеркивают букву, стоящую перед пропущенной, на поле рядом со знаком пишут зачеркнутую букву и пропущенную ([ ре);
— выкинуть лишнюю букву: на букву ставят знак замены, повторяют его на поле с добавлением справа внизу знака выкидки (кружочек с идущей вниз волнистой линией (Г); — поменять местами соседние буквы (r\j);~^ — уменьшить пробел между буквами (J,); — уничтожить пробел между буквами (£); — увеличить пробел между буквами ( I); — сделать пробел (Т); — поставить тире, дефис (J—, J-). — заменить часть слова, слово, несколько слов: знаком (|-|) зачеркивается ненужная часть, рядом указывают правильное написание; — удалить часть слова, слово, несколько слов (|—[); — вставить слово или несколько слов: в тексте пишут знак (у), повторяют его на поле и справа — нужное слово; — поменять местами соседние слова или группы слов (О--;,); — поставить слова в нужном порядке: над словами в тексте ставят цифры в том порядке, как нужно над скобкой, на поле над скобками ставят цифры в нужной последовательности (1^Д Д); — перенести часть слова, слово, несколько слов из одной строки в другую (°~g>); — начать текст с абзацного отступа (в тексте показать место знаком Z и обозначить его на поле справа); — набрать без абзаца, «в подбор» ((—-О); — поставить текст посередине (в «красную строку») — с обеих сторон текста поставить знаки (Z Z); Шрифтовые исправления: — набрать курсивом: в тексте слово или группу слов подчеркивают волнистой чертой и воспроизводят рядом с той же строкой на поле (к^)\ — набрать полужирным: слово или группу слов в тексте подчеркивают прямой линией и воспроизводят ее на поле (п/ж); — набрать полужирным курсивом (п/ж курс.); — набрать прямым: под словом, набранным курсивом, делают знак в виде лежачей скобки (П П), знак выносят на поле «прям^
— набрать светлым: под словом, набранным полужирным шрифтом (как весь текст), делают лежачую скобку, знак выносят на поле (jcggera^j); — сделать разрядку ((р!Гз~р?)); — убрать разрядку: под каждым пробелом внутри слова, набранного в разрядку, проставляют «соединяющие» дужки, на поле ставят знак (Хч^).
Исправления в расположении строк: — убрать строку: применяют знак (I—\); — заменить строку: применяют тот же знак, повторяют его на поле и рядом пишут правильный текст; — переставить строку, несколько соседних строк (-^и); — заменить несколько строк: неправильно набранный текст перечеркивают знаком (IS), на поле рядом с таким же знаком пишут правильный текст; — удалить несколько строк: применяют тот же знак с добавлением знака выброски (^). Исправление технических дефектов набора: — выровнять края строк (||), буквы в строке (=), пробелы ($$$) — — пробелы между строками увеличить (—с) или уменьшить (-5) — применяют знаки увеличения или уменьшения пробела, располагая их лежа; — отменить сделанные исправления: в тексте под знаком исправления ставят ряд точек (....), а корректурный знак с исправлением перечеркивают (%). Существуют определенные правила корректурной компенсационной правки, с ними и с другими материалами следует ознакомиться в специальной литературе [1, 15]. В отношении исправлений в компьютерном варианте набора см. гл. 3. Контрольные вопросы 1. План-проспект, аннотация и оглавление (содержание) научного учебного издания. 2. Определение объема рукописи, понятия «авторский лист», «печатный лист». 3. Рубрикация текста, виды рубрик (заголовков), их значение. 4. Нумерация — числовое или буквенное обозначение составных частей текста рукописи. 5. Язык и стиль изложения научных работ. 6. Язык и стиль изложения учебного издания. 7. Запись в тексте количественных и порядковых числительных. 8. Буквенные аббревиатуры и сокращения слов. 9. Цитаты, заимствования и выделения в тексте.
10. Ссылки в тексте, авторские примечания. 11. Требования к составлению таблиц (содержание, форма). 12. Характеристика иллюстративного материала. 13. Требования к иллюстрациям (рисунок, график, диаграмма, чертеж, схема). 14. Библиографическое описание, характеристика и значение. 15. Составление библиографического списка по алфавитному и тематическому признакам.
16. Примеры библиографического описания: книги, разделы (главы) книги, статьи в журнале, автореферат диссертации. 17. Характеристика корректурных исправлений, корректурные знаки. Литература 1. Буга П. Г. Создание учебных книг для вузов. — М., 1990. 2. Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных пра-ах от 9 июля 1993 г. // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Вер-овного Совета РФ. — 1993 — № 32. — Ст. 1242.
3. Золотарев А. Л. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: Дис... докт. пед. наук. — Краснодар, 1997. 4. Краевский В. В., Полонский В.М. Критерии оценки качества и эффективности педагогических исследований (рекомендации). — М., 1987. 5. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. — М., 1977. 6. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. — М., 1977. 7. Лебин Б.Д., Рассудовский В.А., Цыпкин Т.А. Научный работник (права и обязанности). — П., 1982. 8. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. — М., 1998. 9. Новиков А. М. Как работать над диссертацией? — М., 1999.
10. Новиков А. М. Докторская диссертация. — М., 1999. 11. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1988. 12. О языке и стиле диссертаций, авторефератов и заключений специализированных советов // Бюллетень ВАК при Совете Министров СССР. — 1980. - № 2. 13. Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 г. № 1185 // Бюллетень ВАК РФ . — 1995. — № 1. 14. Психологический словарь. — М., 1996. 15.Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. — М., 1994. 16. Словарь-справочник автора. — М., 1979. 17. Стандарты по библиотечному делу и библиографии. -М., 1985. 18. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. — М., 1992. 19. Современный словарь иностранных слов. — СПб., 1994. 20. Требования к диссертационным работам по педагогическим наукам / В.С.Леднев, В.В.Красовский, В.М.Полонский, Э.А.Штульман. — М., 1990. 21. Феллер М.Д. Структура произведения. — М., 1981. Рецензирование ГЛАВА 7 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ Произведения и авторское право Продуктом научной и методической деятельности являются произведения — результат творческой работы, предполагающей создание нового, ранее неизвестного, оригинального. Произведения защищены авторским правом, которое является частью гражданского законодательства, регулирующего отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства [2, 5]. Авторское право распространяется на обнародованные и необнаро-дованные произведения, существующие в какой-либо объективной (материальной) форме (ст. 5 ЗоАП). Авторское право на произведение возникает в силу факта его создания, никакой регистрации произведения или выполнения иных формальностей не требуется (п.1, ст. 9 ЗоАП). Использование произведений осуществляется главным образом путем опубликования, для научных и методических произведений это издание книг, брошюр, монографий, учебников и учебных пособий, статей в журналах и т. д. (см. гл. 5). Существуют также неиздаваемые произведения (диссертации, научные отчеты, переводы научно-технических текстов, обзоров и т. п.). Опубликование входит в более широкое понятие — обнародование, которое делает произведение доступным для общего сведения любым способом (Ст. 4 ЗоАП). Обнародование и опубликование осуществляются только с согласия автора (или иного владельца авторских прав). Соавторство (ст. 10 ЗоАП) — это создание произведения совместным творческим трудом двух и более лиц (соавторов). Различают раздельное соавторство и неделимое соавторство. При раздельном соавторстве указывается, какая часть создана каждым соавтором, который может использовать ее по своему усмотрению. При неделимом соавторстве право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Это же относится к вопросу о вознаграждении. Научная, методическая или другие виды литературы, представляемые к изданию, подвергаются рецензированию. Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение, обследование) — критический разбор и оценка, отзыв на рукописи произведений перед их публикацией или после выхода их в свет, перед защитой диссертации. ' Для рецензирования и подготовки отзыва на диссертацию назначаются оппоненты (от лат. opponents — возражающий), которые выступают при защите диссертации: кандидатской — два оппонента, докторской — три; кроме того, на диссертацию дается отзыв ведущей организации [7]. Методические работы на первом этапе проходят рецензирование в своем коллективе (кафедры, лаборатории), а затем — внешнее рецензирование. При представлении рукописи в издательство необходимо приложить две рецензии («внутреннюю» и «внешнюю»). В свою очередь издательство по ходатайству учебного заведения может направить рукопись учебника, учебного пособия на заключение в учебно-методическое объединение (УМО) по соответствующей специальности, где проводится экспертиза на предмет присвоения изданию грифа «Учебник» или «Учебное пособие». Если рукопись претендует на гриф Минобразования РФ, то она предварительно тоже направляется на заключение в УМО (приложение 20, п. 5, 10). В рецензии, экспертном заключении должны быть отражены следующие вопросы [1]: — соответствует ли содержание рукописи ГОС ВПО, учебной программе по данной дисциплине, какие имеются отступления; — соответствует ли название работы содержанию рукописи, удачно ли оно; — соответствуют ли материал, способ изложения и язык предполагаемой категории читателей; — чем отличается издание от подобных книг, в чем его особенность; — достаточно ли раскрыта тема, имеется ли текстовой материал, таблицы, иллюстрации и приложения, которые можно изъять без ущерба для книги;
— соответствует ли текстовой, табличный, иллюстративный материал, понятийный аппарат современной науке и методике в области физического воспитания и спорта; — учтены ли в работе официальные материалы по рассматриваемым проблемам; — в чем заключаются основные достоинства и недостатки рецензируемой работы. При подготовке отзыва официальный оппонент изучает диссертацию, автореферат и опубликованные научные работы соис-
кателя ученой степени по теме диссертации. В отзыве отражаются актуальность темы диссертационного исследования, уровень научного анализа, адекватность методов исследования поставленным задачам, дается оценка полученным научным результатам, их новизне и практической значимости. В случае отсутствия новизны, недостаточной обоснованности выводов, нарушений в оформлении диссертации, несоответствия содержания автореферата содержанию диссертации, несоответствия содержания диссертации специальности, по которой работа представлена к защите, и др. в отзыве оппонент указывает причины, по которым автору работы не может быть присуждена ученая степень. Для подготовки отзыва ведущей организации на диссертацию диссертационный совет назначает организации, широко известные своими научными достижениями в соответствующей отрасли науки. В отзыве ведущей организации отражаются вопросы, изложенные выше. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |