Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сборник с коллективным автором.

Инновации в российском образовании. Высшее профессиональное образование. 2000. Часть 2. — М., 2000. — 80 с.


 


Статья из журнала, газеты.

Бальсевич В. К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаи­мосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. — 1996, № 10.-С. 2-7. Статья из ежегодника.

Кацура В. А. Научное познание и системные закономерности // Сис­темные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1985. — М., 1986.-С. 305-321.

Статья из энциклопедического словаря.

Дипломная работа // Советский энциклопедический словарь. — М., 1987. - С. 394.

Статья или другой материал, опубликованный в книге, а также глава, раздел или иной фрагмент произведения. При описании статьи вначале приводят сведения о статье, затем сведения об издании, в котором она опубликована; при описании главы сначала приводят сведения о произ­ведении в целом, а затем о главе. Пример.

Железняк Ю.Д. Профессионализм в физкультурно-спортивной деятель­ности // Основы общей и прикладной акмеологии. — М., 1995. — С. 294 —

303.

Симонов В. П. Система контроля за образовательным процессом // Педагогический менеджмент. — М., 1999. — С. 192 — 237.

Оформление библиографических ссылок (см. также 6.5). Этот вид ссылок представляет собой библиографические сведения, реко­мендуемые читателю по ходу чтения или обсуждения в тексте из­дания. Эти ссылки непосредственно связаны с конкретным мес­том текста издания знаками (цифрами, звездочками) или указа­нием фамилии автора и года издания).

Библиографические ссылки обязательны в научных изданиях, при их оформлении необходимо соблюдать требования библио­графического описания произведений печати, выбора наиболее удобного места для ссылки, последовательного единообразного редакционно-технического оформления.

Библиографические ссылки рекомендуются при цитировании, заимствовании положений, таблиц, иллюстраций и т.п. не в виде цитаты, при анализе в тексте опубликованных трудов, при необ­ходимости рекомендовать издание, в котором вопрос изложен бо­лее полно.

По месту расположения библиографические ссылки подразде­ляют на внутритекстовые, подстрочные, затекстовые, комбини­рованные.

Внутритекстовые ссылки (непосредственно в строке после тек­ста, к которому относятся) рекомендуются в тех случаях, когда часть ссылки вошла в основной текст работы и переносить ее в другое место нельзя, недостающую часть или выходные данные и


номер ссылочной страницы вставляют в скобки после цитаты или заимствования; если ссылки содержат только фамилию автора и заглавие (при цитатах-примерах); в изданиях для массового чита­теля; при описании официальных изданий (законов, договоров) с указанием номеров статей, параграфов.

Подстрочные ссылки (помещаемые внизу страницы, под стро­ками текста) рекомендуются в тех случаях, когда они нужны чи­тателю по ходу чтения, но внутри текста их разместить трудно или нежелательно, чтобы не усложнять чтение и наведение спра­вок. Для связи с основным текстом используются знаки сносок (звездочка, цифра), которые располагают в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Например:

В тексте:

С позиций педагогической технологии в процессе целеобразования выделяют три уровня: общегосударственный, вузовский, кафедральный*.

В сноске:

* Беспалько В. П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учеб­
но-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М., 1989. — С. 15.

Полное описание источника дается только при первой сноске, в последующих вместо заглавия приводят условное обозначение («Указ. соч.»). При нескольких ссылках на один и тот же источник на одной странице пишется слово «Там же» и проставляется но­мер страницы, на которую делается ссылка.

Для связи основного текста диссертации с библиографичес­ким списком используют порядковый номер источника в нем, который в тексте заключается в квадратные скобки «[21]»; если при этом надо указать страницу источника, то она проставляет­ся рядом с номером «[21, С. 36]». Первичная ссылка включает в себя все обязательные элементы описания источника, знак сноски ставится после цитаты, например:

В тексте:

А. М. Новиков дает такое определение научной проблемы: «Под на­учной проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содер­жится в накопленном обществом научном знании»*.

В сноске:

* Новиков А. М. Докторская диссертация. — М., 1999. — С. 40.

Если в тексте упомянуты фамилия автора и заглавие источни­ка (первая часть аналитического описания), в подстрочной ссыл­ке можно ограничиться описанием только самого издания (вто­рая часть аналитического описания), например:


 




В тексте:

В книге «О науке, творчестве и здоровье» академик Ю. М. Лопухин пишет: «Каждое утро в любую погоду вместе с собакой я бегаю в парке недалеко от дома и делаю приятные физические упражнения. Два раза в неделю играю очень активно в теннис с приятным мне партнером»*.

В сноске:

* М.: Знание, 1991. - С. 188.

Затекстовые ссылки (за текстом всей книги, главы, статьи) ре­комендуются в научных изданиях при большом числе ссылок; в из­даниях для подготовленного читателя при многократных ссылках на одни и те же источники; в научно-популярных изданиях для массо­вого читателя, когда такие ссылки нужны только части читателей. Затекстовые ссылки отличаются от библиографических по назначе­нию (они не предназначены для самостоятельного использования в качестве библиографического пособия по данной теме); по объему (список ссылок всегда включает только упоминаемые или цитируе­мые источники); по расположению записей (они располагаются в последовательности первых упоминаний источника в основном тек­сте); по набору элементов. В то же время между затекстовыми ссыл­ками и библиографическими списками есть много общего.

Корректурные исправления

Для исправления корректурных оттисков, сверки напечатанно­го на пишущей машинке текста с рукописным вариантом, бумаж­ного варианта — с компьютерным применяются стандартные кор­ректурные знаки — условные обозначения, служащие для исправ­ления ошибок и технических неправильностей. Корректурные зна­ки систематизированы в группы в зависимости от назначения. Ниже приводятся для примера знаки, применяемые чаще других [1, 16].

Исправление букв и знаков:

— заменить неверную букву, знак: корректурным значком пе­речеркивают направил ьную букву (цифру, знак), на поле справа этот знак повторяют и справа от него пишут нужную букву (циф­ру, знак). Таких знаков несколько, для того чтобы различать не­сколько исправлений в одной строке (|_, Г. _L J)',

— заменить строчную букву прописной: букву перечеркивают одним из знаков замены, на поле рядом со знаком повторяют нужную букву и подчеркивают ее двумя черточками снизу ([Д);

— заменить прописную букву строчной: то же, но черточки ставят над буквой (_1_к);

— вставить недостающую букву: знаком замены зачеркивают букву, стоящую перед пропущенной, на поле рядом со знаком пишут зачеркнутую букву и пропущенную ([ ре);


 

— выкинуть лишнюю букву: на букву ставят знак замены, по­вторяют его на поле с добавлением справа внизу знака выкидки (кружочек с идущей вниз волнистой линией (Г);

— поменять местами соседние буквы (r\j);~^

— уменьшить пробел между буквами (J,);

— уничтожить пробел между буквами (£);

— увеличить пробел между буквами ( I);

— сделать пробел (Т);

— поставить тире, дефис (J—, J-).
Исправление слов и их частей:

— заменить часть слова, слово, несколько слов: знаком (|-|) зачеркивается ненужная часть, рядом указывают правильное на­писание;

— удалить часть слова, слово, несколько слов (|—[);

— вставить слово или несколько слов: в тексте пишут знак (у), повторяют его на поле и справа — нужное слово;

— поменять местами соседние слова или группы слов (О--;,);

— поставить слова в нужном порядке: над словами в тексте ставят цифры в том порядке, как нужно над скобкой, на поле над скобками ставят цифры в нужной последовательности (1^Д Д);

— перенести часть слова, слово, несколько слов из одной строки в другую (°~g>);

— начать текст с абзацного отступа (в тексте показать место знаком Z и обозначить его на поле справа);

— набрать без абзаца, «в подбор» ((—-О);

— поставить текст посередине (в «красную строку») — с обеих сторон текста поставить знаки (Z Z);

Шрифтовые исправления:

— набрать курсивом: в тексте слово или группу слов подчерки­вают волнистой чертой и воспроизводят рядом с той же строкой на поле (к^)\

— набрать полужирным: слово или группу слов в тексте под­черкивают прямой линией и воспроизводят ее на поле (п/ж);

— набрать полужирным курсивом (п/ж курс.);

— набрать прямым: под словом, набранным курсивом, делают знак в виде лежачей скобки (П П), знак выносят на поле «прям^

 

— набрать светлым: под словом, набранным полужирным шриф­том (как весь текст), делают лежачую скобку, знак выносят на поле (jcggera^j);

— сделать разрядку ((р!Гз~р?));

— убрать разрядку: под каждым пробелом внутри слова, на­бранного в разрядку, проставляют «соединяющие» дужки, на поле ставят знак (Хч^).


 




Исправления в расположении строк:

— убрать строку: применяют знак (I—\);

— заменить строку: применяют тот же знак, повторяют его на поле и рядом пишут правильный текст;

— переставить строку, несколько соседних строк (-^и);

— заменить несколько строк: неправильно набранный текст перечеркивают знаком (IS), на поле рядом с таким же знаком пишут правильный текст;

— удалить несколько строк: применяют тот же знак с добавле­нием знака выброски (^).

Исправление технических дефектов набора:

— выровнять края строк (||), буквы в строке (=), пробелы ($$$) —
на поле эти знаки повторяют;

— пробелы между строками увеличить (—с) или уменьшить (-5) — применяют знаки увеличения или уменьшения пробела, располагая их лежа;

— отменить сделанные исправления: в тексте под знаком ис­правления ставят ряд точек (....), а корректурный знак с исправ­лением перечеркивают (%).

Существуют определенные правила корректурной компенса­ционной правки, с ними и с другими материалами следует озна­комиться в специальной литературе [1, 15]. В отношении исправ­лений в компьютерном варианте набора см. гл. 3.

Контрольные вопросы

1. План-проспект, аннотация и оглавление (содержание) научного учебного издания.

2. Определение объема рукописи, понятия «авторский лист», «печат­ный лист».

3. Рубрикация текста, виды рубрик (заголовков), их значение.

4. Нумерация — числовое или буквенное обозначение составных час­тей текста рукописи.

5. Язык и стиль изложения научных работ.

6. Язык и стиль изложения учебного издания.

7. Запись в тексте количественных и порядковых числительных.

8. Буквенные аббревиатуры и сокращения слов.

9. Цитаты, заимствования и выделения в тексте.

 

10. Ссылки в тексте, авторские примечания.

11. Требования к составлению таблиц (содержание, форма).

12. Характеристика иллюстративного материала.

13. Требования к иллюстрациям (рисунок, график, диаграмма, чер­теж, схема).

14. Библиографическое описание, характеристика и значение.

15. Составление библиографического списка по алфавитному и тема­тическому признакам.


 

16. Примеры библиографического описания: книги, разделы (главы) книги, статьи в журнале, автореферат диссертации.

17. Характеристика корректурных исправлений, корректурные знаки.

Литература

1. Буга П. Г. Создание учебных книг для вузов. — М., 1990.

2. Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных пра-ах от 9 июля 1993 г. // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Вер-овного Совета РФ. — 1993 — № 32. — Ст. 1242.

 

3. Золотарев А. Л. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: Дис... докт. пед. наук. — Краснодар, 1997.

4. Краевский В. В., Полонский В.М. Критерии оценки качества и эф­фективности педагогических исследований (рекомендации). — М., 1987.

5. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. — М., 1977.

6. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. — М., 1977.

7. Лебин Б.Д., Рассудовский В.А., Цыпкин Т.А. Научный работник (права и обязанности). — П., 1982.

8. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. — М., 1998.

9. Новиков А. М. Как работать над диссертацией? — М., 1999.

 

10. Новиков А. М. Докторская диссертация. — М., 1999.

11. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1988.

12. О языке и стиле диссертаций, авторефератов и заключений специа­лизированных советов // Бюллетень ВАК при Совете Министров СССР. — 1980. - № 2.

13. Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогичес­ким работникам ученых степеней и присвоения научным работникам уче­ных званий. Утверждено постановлением Правительства Российской Феде­рации от 24 октября 1994 г. № 1185 // Бюллетень ВАК РФ . — 1995. — № 1.

14. Психологический словарь. — М., 1996.

15.Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. — М., 1994.

16. Словарь-справочник автора. — М., 1979.

17. Стандарты по библиотечному делу и библиографии. -М., 1985.

18. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. — М., 1992.

19. Современный словарь иностранных слов. — СПб., 1994.

20. Требования к диссертационным работам по педагогическим нау­кам / В.С.Леднев, В.В.Красовский, В.М.Полонский, Э.А.Штульман. — М., 1990.

21. Феллер М.Д. Структура произведения. — М., 1981.



Рецензирование


ГЛАВА 7

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ

И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ

Произведения и авторское право

Продуктом научной и методической деятельности являются произведения — результат творческой работы, предполагающей создание нового, ранее неизвестного, оригинального. Произведе­ния защищены авторским правом, которое является частью граж­данского законодательства, регулирующего отношения по исполь­зованию произведений науки, литературы и искусства [2, 5]. Ав­торское право распространяется на обнародованные и необнаро-дованные произведения, существующие в какой-либо объектив­ной (материальной) форме (ст. 5 ЗоАП).

Авторское право на произведение возникает в силу факта его создания, никакой регистрации произведения или выполнения иных формальностей не требуется (п.1, ст. 9 ЗоАП).

Использование произведений осуществляется главным обра­зом путем опубликования, для научных и методических произведе­ний это издание книг, брошюр, монографий, учебников и учеб­ных пособий, статей в журналах и т. д. (см. гл. 5). Существуют также неиздаваемые произведения (диссертации, научные отчеты, пе­реводы научно-технических текстов, обзоров и т. п.). Опубликова­ние входит в более широкое понятие — обнародование, которое делает произведение доступным для общего сведения любым спо­собом (Ст. 4 ЗоАП).

Обнародование и опубликование осуществляются только с со­гласия автора (или иного владельца авторских прав).

Соавторство (ст. 10 ЗоАП) — это создание произведения со­вместным творческим трудом двух и более лиц (соавторов). Разли­чают раздельное соавторство и неделимое соавторство. При раз­дельном соавторстве указывается, какая часть создана каждым со­автором, который может использовать ее по своему усмотрению. При неделимом соавторстве право на использование произведе­ния в целом принадлежит соавторам совместно. Это же относится к вопросу о вознаграждении.


Научная, методическая или другие виды литературы, представ­ляемые к изданию, подвергаются рецензированию. Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение, обследование) — критический раз­бор и оценка, отзыв на рукописи произведений перед их публи­кацией или после выхода их в свет, перед защитой диссертации. ' Для рецензирования и подготовки отзыва на диссертацию назна­чаются оппоненты (от лат. opponents — возражающий), которые выступают при защите диссертации: кандидатской — два оппо­нента, докторской — три; кроме того, на диссертацию дается от­зыв ведущей организации [7]. Методические работы на первом этапе проходят рецензирование в своем коллективе (кафедры, ла­боратории), а затем — внешнее рецензирование. При представле­нии рукописи в издательство необходимо приложить две рецен­зии («внутреннюю» и «внешнюю»).

В свою очередь издательство по ходатайству учебного заведения может направить рукопись учебника, учебного пособия на заклю­чение в учебно-методическое объединение (УМО) по соответ­ствующей специальности, где проводится экспертиза на предмет присвоения изданию грифа «Учебник» или «Учебное пособие». Если рукопись претендует на гриф Минобразования РФ, то она пред­варительно тоже направляется на заключение в УМО (приложе­ние 20, п. 5, 10).

В рецензии, экспертном заключении должны быть отражены следующие вопросы [1]:

— соответствует ли содержание рукописи ГОС ВПО, учебной программе по данной дисциплине, какие имеются отступления;

— соответствует ли название работы содержанию рукописи, удачно ли оно;

— соответствуют ли материал, способ изложения и язык пред­полагаемой категории читателей;

— чем отличается издание от подобных книг, в чем его особен­ность;

— достаточно ли раскрыта тема, имеется ли текстовой матери­ал, таблицы, иллюстрации и приложения, которые можно изъять без ущерба для книги;

 

— соответствует ли текстовой, табличный, иллюстративный материал, понятийный аппарат современной науке и методике в области физического воспитания и спорта;

— учтены ли в работе официальные материалы по рассматри­ваемым проблемам;

— в чем заключаются основные достоинства и недостатки ре­цензируемой работы.

При подготовке отзыва официальный оппонент изучает дис­сертацию, автореферат и опубликованные научные работы соис-


 




кателя ученой степени по теме диссертации. В отзыве отражаются актуальность темы диссертационного исследования, уровень на­учного анализа, адекватность методов исследования поставлен­ным задачам, дается оценка полученным научным результатам, их новизне и практической значимости. В случае отсутствия но­визны, недостаточной обоснованности выводов, нарушений в оформлении диссертации, несоответствия содержания авторефе­рата содержанию диссертации, несоответствия содержания дис­сертации специальности, по которой работа представлена к за­щите, и др. в отзыве оппонент указывает причины, по которым автору работы не может быть присуждена ученая степень.

Для подготовки отзыва ведущей организации на диссертацию диссертационный совет назначает организации, широко извест­ные своими научными достижениями в соответствующей отрасли науки. В отзыве ведущей организации отражаются вопросы, изло­женные выше.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...