Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности произношения аббревиатур.

Аббревиатура – слово, образованное из начальных звуков слов (вуз) или названий их начальных букв (АТС, ЖСК).

При произношении аббревиатур следует учитывать, что:

буквенные аббревиатуры, состоящие из согласных, читаются так, как эти буквы названы в алфавите: ФСБ – [эф] [эс] [бэ], НХЛ – [эн] [ха] [эл];

звуковые аббревиатуры, состоящие, как правило, не только из согласных, но и из гласных, читаются не по названиям букв, а по звукам, как обычные слова: НАСА – [наса], УЕФА – [уэфа].

 

Материалы для самостоятельной работы

Задание 1. Прочитайте слова, обращая внимание на произношение звука, обозначенного буквой Г. Какими фонетическими законами обусловлено его произношение в конце и середине слов? Объясните, с чем связана допустимость произношения [Y].

1. Торг, досуг, друг, пирог, диалог, флаг, вдруг, он смог, морг, порог, зажег, Бог.

2. Легчайший, легкий, мягчайший, легковооруженный, легкомысленный, легковой.

3. Гам, гастарбайтер, город, гул, разговор, жаргон, Аргентина, гвардия, гвозди, безгласный, догма, графин, погром, гребешок, гегемон, гносеология.

4. У Черного моря, своего, мягкого, шестого, маминого, слепого.

5. Бога, Господи, благо, богатый.

 

Задание 2.Прочитайте слова, обращая внимание на произношение

-чн-. Объясните, какими причинами обусловлено двоякое произношение этого сочетания.

[шн]: горчичник, конечно, нарочно, яичница, двоечник, скворечник, прачечная, скучно, пустячный, скучный, Ильинична;

[чн]: поточный, командировочный, сказочный, съемочный, конечный, заочный, месячный, прибавочный, алчный, веревочный, гречневый;

[чн] и [шн]: лоточник, полуночник, порядочный, лавочник, сливочный, булочная, подсвечник, горничная.

 

Задание 3. Отметьте особенности в произношении слов со звуками, которые обозначены двумя одинаковыми буквами, произнесите их.

1. Аннибалова клятва, иллюминация, хлорофилл, аббревиатура, программный, группка, грипп, аккредитив, суббота, киловатт, прогресс, корректор, хоккей.

2. Поддержка, с собакой, былинный, струнный, оттаять, ванна, трасса, рассечь, вилла, беззлобный, из класса, гамма, ссора.

 

Задание 4. Прочитайте данные ниже слова. Какой фонетический закон действует при произношении гласных звуков в безударной позиции? Каковы современные нормы их произношения?

Беда, молоко, пятак, часы, жена, ржаной, жалеть.

Задание 5. Пользуясь орфоэпическим словарем, вместо точек вставьте буквы е или ё. Прочитайте данные слова.

Аф…ра, оп…ка, ман…вры, деловая см…тка, гренад…р, ист…кший год, разнош…рстный, быти…, осужд…нный, жити…, голол…дица, плат…жеспособный, ос…длый, перен…сший, остри…, иноплем…нный, бл…клый, трехв…д...рный.

 

Задание 6. Прочитайте слова в таблице, обращая внимание на заголовки столбцов.

Произношение твердого согласного перед гласным [э] Произношение мягкого согласного перед гласным [э] Сосуществование двух произносительных вариантов
Интервью, ателье, модель, атеизм, темп, бутерброд, стенд, тезис, идентичный, кодекс, де-юре, майонез, штемпель, антитеза, термос, реквием, тире, бизнесмен. Депрессия, термин, Одесса, музей, шинель,рейс, агрессор, эффект, патент, академия, одеколон, крем, компресс. Сессия, бактерия, свитер, конгресс, декан, девальвация, бандероль, депо.

Задание 7. Пользуясь орфоэпическим словарем, определите, в каких из приведенных ниже иноязычных слов обязательно произношение безударного гласного [о] на месте буквы о. Произнесите данные слова.

Шопен, рояль, поэзия, бокал, трио, вокзал, боа, Отелло, бордо, сонет, фойе.

 

Задание 8. Вставьте, где необходимо, пропущенную букву. Прочитайте данные слова. Объясните их значение.

Интриган…, конфиде…циальный, дерма…тин, инци…дент, э…сгумация, конста…тировать, дико…браз, э…скорт, конъю…ктура, грейпфру..т.

 

Задание 9. Прочитайте данные ниже сочетания слов. Составьте из них аббревиатуры. Произнесите их. Какие из составленных аббревиатур являются буквенными, а какие – звуковыми?

Министерство иностранных дел; Организация Объединенных наций; Центральное разведывательное управление; Китайская Народная Республика; Содружество Независимых Государств; средства массовой информации; Национальная хоккейная лига; высшее учебное заведение.

 

Задание 10. Ответив на следующие вопросы, определите, соответствует ли ваш фонетический портрет портрету жителя Воронежской области.

1. Как вы произносите безударные гласные звуки в словах вязанье, лягушка, жакет, жасмин, часовня, частица, рядок?

2. Какой согласный – [Г] или [Y] – вы произнесете в словах гамбургер, награда, голубь?

3. Как вы произнесете последний согласный в словах Бог и стяг?

4. Даны слова: роман, ноктюрн, бокал, Россини, поэт. В каких из них произносится звук [о] в безударной позиции?

Норма ударения

 

Ударение– выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона. Русское ударение разноместное (может падать на любой слог в слове: осень, казарма, пароход); и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного слова: доска– доски).

Ударение имеет большое значение в русском языке и выполняет различные функции:

– указывает на семантику (значение) слова: хлопок – хлопок;

– указывает на грамматическую форму (руки – им. падеж мн. ч.; руки– род. падеж ед. ч.);

– помогает различать значение слов и их формы (белок – род. падеж мн. ч. слова белка; белок – им. падеж ед.ч. слова, которое называет составную часть яйца или часть глаза).

Следует отметить, что в русском языке существует большое количество вариантов ударения: равноправные варианты (травниковый – травниковый, искристый – искристый) и неравноправные, различия в которых обусловлены значением (острота – острота), стилистической принадлежностью слов (баловать – книжное, баловать – разговорное; компас – общеупотребительное, компас – профессиональное), временными рамками (музыка – современное, музыка – устаревшее).

При постановке ударения следует руководствоваться правилами, существующими для разных частей речи.

 

Имя существительное.

1. Ряд существительных имеет неподвижное ударение на основе во всех формах: досуг – досуга, торттортами, шрифтшрифты, волк – волка и т.д.

2. Многие односложные существительные мужского рода имеют в родительном падеже единственного числа ударение на окончании: штрих – штриха, бинт – бинта, серп – серпа, зонт – зонта и т.д.

3. В форме винительного падежа единственного числа одни существительные женского рода имеют ударение на окончании (сохасоху, бедабеду, вина – вину, зола – золу и т.д.), другие – на основе (гора – гору, бородабороду, вода – воду, зима – зиму и т.д.).

4. В родительном падеже множественного числа существительные 3-го склонения произносятся:

– с ударением на основе: почестей, возвышенностей, глупостей, местностей и др.;

– с ударением на окончании: новостей, крепостей, очередей, ведомостей и др.

Допускаются варианты: пядейпядей,отраслейотраслей.

 

3.2. Имя прилагательное.

1. Многие краткие прилагательные имеют подвижное ударение, переходящее с основы на окончание в форме женского рода. В кратких формах среднего и мужского рода ударение ставится на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: мудрый – мудра, мудр, мудро; нежный – нежна, нежен, нежно.

2. В форме множественного числа кратких прилагательных допускаются варианты произношения: мудры – мудры, нежны – нежныи др. Но только – легки, вогнуты, правы, красивы.

3. Если в краткой форме прилагательных женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение ставится на основе: красива – красивее, брезглива - брезгливее и т.п.

3.3. Глагол.

1. Во многих глаголах прошедшего времени в форме женского рода ударение стоит на окончании:

а) начать – начал, начала, начало, начал; плыть – плыл, плыла, плыло, плыли;

реже на основе:

б) дуть – дул, дула, дуло, дули; класть – клал, клала, клало, клали

2. Среди глаголов на -ировать выделяются две группы:

а) с ударением на и(копировать, дискутировать, консультировать);

б) с ударением на а (нормировать, премировать, пломбировать).

 

Причастие.

1. Страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на -ировать, делятся на две группы:

а) форме на -ировать соответствует форма на -ированный (блокировать – блокированный, запланировать – запланированный);

б) форме на -ировать – форма на -ированный (премировать – премированный, сформировать – сформированный).

2. У кратких страдательных причастий прошедшего времени ударение в форме женского рода в одних случаях падает на окончание, в других – на приставку:

а) взятый – взята, начатый – начата, принятый – принята;

б) в причастиях на - бранный, -дранный, -званный ударение падает на приставку: забрана, призвана и т.п.

Материалы для самостоятельной работы

Задание 1. Прочитайте слова, данные в акцентологическом минимуме, соблюдая правильное ударение.

Задание 2. Расставьте ударение в словах.

Агент, алфавит, алкоголь, агрономия, анатом, апостроф, ассиметрия, афиняне, баловать, блага, вероисповедание, воспринятый, духовник, диспансер, документ, двоюродный, джинсовый, досуг, еретик, жалюзи, знамение, завидно, зернопровод, звонит, иконопись, катарсис, кирка, каталог, кладовая, комбайнер, красивее, маркетинг, мастерски, мельком, намерение, некролог, обеспечение, облегчить, похороны, прикус, ракушка, свекла, соболезнование, склады, средства, танцовщица, упрочение, факсимиле, феномен, ходатайство, христианин, цыган, черпать, эксперт.

Задание 3. Проверьте по орфоэпическому словарю, все ли данные слова при изменении ударения приобретают другой смысл.

Броня, замок, индустрия, кругом, клубы, лавровый, мука, острота, призывного, творог, угольный, хоры.

 

Задание 4. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа множественного числа и расставьте в них ударение.

Область, отрасль, местность, прибыль, кисть, скатерть.

Торт, шарф, сирота, доска.

 

Задание 5. Образуйте от следующих прилагательных краткие формы м., ж. и ср. рода; расставьте в них ударение.

Брезгливый, веселый, вредный, гордый, горький, дешевый, крепкий,красивый, правый, редкий.

Задание 6. Расставьте ударение в глаголах на - ировать.

Бомбардировать, блокировать, газировать, гравировать, дебатировать, дискутировать, драпировать, информировать, нормировать, компрометировать, копировать, лакировать, премировать, опломбировать, транспортировать, формировать.

 

Задание 7. От следующих глаголов образуйте формы м., ж. и ср. рода прошедшего времени; расставьте в них ударение.

Дуть, задать, класть, нанять, начать, плыть, понять, слыть.

 

Задание 8. Расставьте ударение в кратких страдательных причастиях.

Взят – взята – взято – взяты;

Начат – начата – начато – начаты;

Принят – принята – принято – приняты;

Забран – забрана – забрано – забраны;

Призван – призвана – призвано – призваны.

 

Задание 9. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения.

1. Правительство выделило средства на строительство газопровода в Сибири. 2. По факту кражи было возбуждено уголовное дело. 3. Эксперт констатировал поломку зубчатого колеса. 4. Отчет за первый квартал был сдан вовремя. 5. Украинский язык так же, как и русский, является языком восточнославянской группы. 6. Ученики быстро поняли объяснения учителя. 7. Самые вкусные тортыпечет моя бабушка. 8. Несмотря на кризис, руководство все же смогло премировать отличившихся сотрудников. 9. Это платье красивее, чем то. 10. Нами было подано ходатайство о предоставлении помещения для бездомных животных. 11. Ты мне завтра позвонишь? 12. Ректорат заботится о материальном обеспечении студентов.

Тестовые задания

1.Определите, в каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

пустячный, опека, грипп.

1) пустя[шн]ый, о[п¢о]ка, гри[п]

2) пустя[чн]ый, о[п¢э]ка, гри[п]

3) пустя[шн]ый, о[п¢э]ка, гри[пп]

4) пустя[шн]ый, о[п¢э]ка, гри[п]

2.Верно указано произношение слов конечно, бокал, маневры в ряду…

1) коне[чн]о можно, б[а]кал, ма[н¢о]вры

2) коне[шн]о можно, б[о]кал, ма[н¢э]вры

3) коне[шн]о можно, б[а]кал, ма[н¢о]вры

4) коне[чн]о можно, б[а]кал, ма[н¢э]вры

3.Верно указано произношение слов граждане, легковой, досуг в ряду…

1) [г]раждане, ле[х]ковой, досу[х]

2) [Y]раждане, ле[х]ковой, досу[к]

3) [г]раждане, ле[г]ковой, досу[к]

4) [г]раждане, ле[х]ковой, досу[к]

4. Укажите слова с пропущенной буквой.

1) грейпфру..т

2) инци..дент

3) конъю..ктура

4) светопре..ставление

5. В каком ряду верноуказано произношение всех данных слов:

аннибалова клятва, бутерброд, беспечный?

1) а[нн¢]ибалова клятва, бу[тэ]рброд, беспе[шн]ый

2) а[нн¢]ибалова клятва, бу[т¢э]рброд, беспе[шн]ый

3) а[нн¢]ибалова клятва, бу[тэ]рброд, беспе[чн]ый

4) а[н¢]ибалова клятва, бу[тэ]рброд, беспе[шн]ый

6. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

1) эксперт, договор, балованный ребенок

2) торги, умеренный, бряцание

3) генезис, пахота, склады

4) квартал, могущий, корысть

7. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

1) жерло, агония, форзац

2) бекон, афиняне, (десяток) яиц

3) феномен, биржа, якуты

4) стенография, агент, адаптер

8. В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог?

1) километр, кладовая, мастерски

2) подбодрить, простыня, щепотка

3) ортопедия, побасенка, нефтяник

4) пломбированный, погруженный (на платформу), острога

9. В каком ряду во всех словах ударение падает на последний слог?

1) дозировать, туфля, отнял

2) отдал, склады, танцовщик

3) некролог, умно, нефтепровод

4) искра, принудить, отворен

10. В каком ряду верно указано ударение приведенных слов?

1) кожух, догмат, торты

2) иконопись, мусоропровод, пасквиль

3) избаловать, гофрировать, вечеря

4) углубить, апостроф, уведомленный

 

Вопросы для самоконтроля

1. К какому типу лингвистических словарей следует обращаться, чтобы уточнить нормы произношения?

2. Каковы особенности русского ударения?

3. Какую роль выполняет русское ударение в семантических вариантах слов?

4. Каковы орфоэпические диалектные особенности в речи жителей Центрально-черноземной области?

5. Назовите особенности произношения иноязычных слов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...