Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные типы механизмов газораспределенияКонструкции двигателей с двухклапанными механизмами газораспределения, включающими в себя один впускной и один выпускной клапаны (рис. 4.1, 4.2) получили наиболее широкое распространение. В двигателях с цилиндрическими и клиновидными камерами сгорания клапаны расположены в один ряд вдоль оси блока (см. рис. 4.1). Рис.4.1. Однорядное расположение двух клапанов на один цилиндр: а,в – впускные и выпускные клапаны чередуются; б – впускные и выпускные клапаны расположены попарно
Впускные и выпускные клапаны чередуются (рис. 4.1, а) или располагаются попарно (рис. 4.1, 6). При попарном расположении впускные клапаны соседних цилиндров могут иметь один общий или раздельные патрубки для каждого клапана (см. рис. 4.1, а, в). Двухрядное расположение клапанов (рис. 4.2) применяют в двигателях с искровым зажиганием, имеющих шатровые или полусферические камеры сгорания. Для дизелей двухрядное расположение клапанов не характерно, что объясняется трудностью размещения форсунок в местах, удобных для обслуживания. В двигателях с искровым зажиганием и однорядным расположением клапанов впускной и выпускной трубопроводы могут быть размещены как с одной стороны головки цилиндров (см. рис. 4.1, а, б), так и с обеих сторон (см. рис. 4.1, в). В V-образных двигателях и в двигателях с двухрядным расположением клапанов трубопроводы располагаются по обе стороны головки цилиндров (см. рис. 4.2). Рис.4.2. Двухрядное расположение двух клапанов (а,б) на один цилиндр
В современных автомобилях все чаще встречаются конструкции механизма газораспределения с тремя (рис. 4.3) и четырьмя клапанами на один цилиндр (рис. 4.4). Такие конструкции позволяют увеличить площади проходных сечений клапанов при уменьшении их размеров, при этом увеличивается жесткость тарелки клапана, улучшается охлаждение, а также снижается инерционная нагрузка на детали механизма газораспределения. Рис.4.3. Варианты (а,б) расположения трех клапанов на один цилиндр
Трехклапанный механизм содержит одним выпускной клапан большого диаметра и два впускных (рис. 4.3, а) или один впускной большого диаметра и двумя выпускных (рис. 4.3, б). При установке четырех клапанов на один цилиндр (рис. 4.4) одноименные клапаны могут располагаться как вдоль продольной оси блока (рис. 4.4, а), так и в двух рядах (рис. 4.4, б). Рис.4.4. Варианты (а,б) расположения четырех клапанов на один цилиндр
Впуск горючей смеси и выпуск отработавших газов на поршневых четырехтактных карбюраторных двигателях осуществляются клапанами, которые могут иметь нижнее или верхнее расположение. При нижнем расположении клапаны устанавливают в блоке цилиндров (двигатели автомобилей ГАЗ-52-04, ЗИЛ-157КД), а при верхнем — в головке цилиндров (двигатели автомобилей ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, ГАЗ-24-10, ВАЗ-2108 и др.). Усилие от кулачка 6 (рис. 4.5, б) распределительного вала при нижнем расположении клапанов передается толкателю 7, а затем через регулировочный болт 4 с контргайкой 3 клапану 14, головка которого отходит от седла 13. В процессе работы газораспределительного механизма стержень клапана совершает возвратно-поступательные движения в направляющей втулке 15. На нижнем конце втулки свободно установлена пружина 17, верхний торец которой упирается в блок, а нижний — в тарелку 19, которая закреплена на конце стержня клапана сухариками 18. Клапан закрывается под воздействием пружины по мере того, как выступ кулачка 6 выходит из-под толкателя. Наиболее распространены газораспределительные механизмы с верхним расположением клапанов, так как они имеют следующие преимущества: камера сгорания получается компактной, улучшается наполнение цилиндров, упрощается регулировка клапанов и значительно уменьшаются потери тепла с охлаждающей жидкостью.
Рис.4.5. Схемы газораспределительных механизмов с различным расположением клапанов: а – верхним; б – нижним
Рассмотрим процесс работы рядных двигателях при верхнем расположении клапанов (рис.4.5,а): усилие от кулачка 6 распределительного вала передается толкателю 7, а от него — штанге 5, штанга через регулировочный винт 4 нажимает на короткое плечо коромысла 1, которое, поворачиваясь на оси 2, воздействует своим носком на стержень клапана 14. При этом пружина 17 сжимается, а клапан перемещается вниз, отходит от седла 13, обеспечивая в зависимости от назначения клапана впуск горючей смеси или выпуск отработавших газов. Клапанный механизм возвращается в исходное положение под действием пружины 17 после того как выступ кулачка 6 выйдет из-под толкателя 7. Положение направляющей втулки 15, запрессованной в головку цилиндров 16 фиксируется стопорным кольцом 12, а регулировочного винта 4 — контргайкой 3. при помощи сухариков 11, установленных в тарелке 9 при помощи втулки 10 закреплен верхний конец стержня клапана. При верхнем расположении клапанов распределительные валы могут быть установлены в блоке цилиндров — нижнее расположение (двигатели автомобилей ЗИЛ-130, КамАЗ-5320) или на головке блока— верхнее расположение (двигатели автомобилей семейств ВАЗ и «Москвич»). Если распределительный вал имеет верхнее расположение (рис. 4.6, 30) толкатели и штанги отсутствуют, вследствие чего уменьшаются масса и инерционные силы клапанного механизма, что озволяет увеличить частоту вращения коленчатого вала и уменьшить уровень шума при работе двигателя. Рис.4.6. Газораспределительные механизмы двигателей с верхним расположением распределительных валов автомобилей: а – Москвич-21412; б – ВАЗ-2105, -2107
В двигателях автомобилей семейства «Москвич» (рис. 4.6, а) клапаны 6 имеют двухрядное расположение и приводятся в действие коромыслами 4 от кулачков 5 распределительного вала. Регулировочный болт 1 с контргайкой 2 служит для регулировки теплового зазора в клапанах. В двигателях заднеприводных автомобилей ВАЗ (рис.4.6, б) распределительный вал находится в отдельном картере на головке 7 блока цилиндров и вращается в подшипниках скольжения. Привод к клапанам 6, размещенным в один ряд, осуществляется непосредственно от кулачков 5 распределительного вала через одноплечие рычаги (рокеры) 8. Одним концом одноплечий рычаг опирается на стержень клапана, другим - на сферическую головку болта 1 и удерживается на ней при помощи шпилечной пружины 9. В двигателях переднеприводных автомобилей ВАЗ верхний распределительный вал находится в отдельном корпусе 1 (рис. 4.7), расположенном на головке цилиндров 4, в которую запрессованы чугунные седла 9 и направляющие втулки 8 клапанов 3. Металлорезиновые маслоот-ражательные колпачки 7 служат для уплотнения верхней части втулок 8. Кулачки 5 через цилиндрические толкатели 2 без промежуточных рычагов приводят в действие клапаны 3. Для регулировки теплового зазора h используются шайбы 6, расположенные в гнездах толкателей клапанного механизма. Рис.4.7. Газораспределительный механизм двигателя с верхним расположением распределительного вала автомобилей ВАЗ-2108, -2109
На V-образных восьмицилиндровых двигателях клапаны имеют верхнее расположение (рис. 4.8). Нижний распределительный вал таких двигателей установлен в развале блока и является общим для клапанов правого и левого рядов цилиндров. Клапаны 7 (впускной и выпускной), перемещающиеся в направляющих втулках 8, открываются под действием усилия, передаваемого от кулачков 4 и 5 через толкатели 17 штанги 16 и коромысла 12, установленные на осях 11. Закрываются клапаны под действием пружин 10, нижние концы которых упираются в шайбы 9.
Рис.4.8. Газораспределительный механизм V-образного двигателя
Верхними концами пружины обоих клапанов упираются в тарелки 18. Впускные и выпускные клапаны каждого цилиндра открываются один раз за два оборота коленчатого вала, при этом распределительный вал за этот период делает один оборот. Следовательно, распределительный вал вращается в два раза медленнее коленчатого вала. Поэтому зубчатое колесо 1 распределительного вала имеет в два раза больше зубьев, чем ведущая шестерня коленчатого вала. Распределительный вал отливают из специального чугуна или стали и затем термически обрабатывают. Профиль кулачков, как впускных 4 (см. рис. 4.8), так и выпускных 5, у большинства двигателей делают одинаковым. Расположение одноименных (впускных и выпускных) кулачков в различных двигателях различно: в четырехцилиндровом двигателе - под углом 90°, в шестицилиндровом - под углом 60°, в восьмицилиндровом - под углом 45°. При шлифовании кулачкам придают небольшую конусность. В результате при взаимодействие конической поверхности кулачков со сферической поверхностью торца толкателей 17 происходит их поворот в процессе работы. уменьшение диаметра шеек, начиная с передней опорной шейки 2, облегчает установку распределительного вала в картере двигателя. Число опорных шеек обычно равно числу коренных подшипников коленчатого вала. Втулки 6 опорных шеек изготовляют из стали, а внутреннюю поверхность их покрыта антифрикционным сплавом. Эксцентрик 3, воздействующий на штангу 19 привода топливного насоса, расположен на переднем конце распределительного вала, а на его заднем конце находится шестерня 22, которая вращает зубчатое колесо валика 21, расположенного в корпусе 20 привода распределителя зажигания и масляного насоса. Распорное кольцо и упорный фланец установлены между зубчатым колесом 1 распределительного вала и его передней опорной шейкой. Фланец крепится болтами к блоку и удерживает вал от продольного перемещения. Осевой зазор распределительного вала находится в пределах 0,08—0,21 мм, что обеспечивается большей толщиной распорного кольца по сравнению с толщиной упорного фланца. В отверстии переднего торца распределительного вала (двигатели ЗИЛ-130, ЗМЗ-53-11 и др.) расположен узел привода центробежного датчика регулятора частоты вращения коленчатого вала.
Привод распределительного вала Верхний распределительный вал вращается при помощи системы промежуточных валов с коническими или винтовыми шестернями (см. рис. 4.9, б), цилиндрическими шестернями (см. рис. 4.9, в), цепью (см. рис. 33, а) или зубчатым ремнем (см. рис. 4.9, г). Нижний распределительный вал чаще всего приводится во вращение непосредственно от коленчатого вала с помощью зубчатой пары (рис.4.10,б). Промежуточные шестерни (рис.4.10,в) или цепная передача (рис.4.10,а) используются при большом межцентровом расстоянии между распределительным и коленчатым валами. Зубья шестерен выполняются косым для большей плавности зацепления и уменьшения шума при работе. С этой же целью всю шестерню распределительного вала или только ее обод изготовляют из текстолита и выбирают модуль по возможности малым. Привод с промежуточными валами сложен в конструктивном отношении, требует тщательной регулировки зацепления шестерен, но надежен в работе. Передача из цилиндрических шестерен имеет обычно большое их количество, что увеличивает металлоемкость конструкции всего двигателя.
Рис.4.9. Привод к верхним распределительным валам: 1 — звездочка распределительного вала; 2 — цепь; 3 — успокоитель колебаний цепи; 4 — звездочка привода масляного насоса; 5 — звездочка коленчатого вала; 6 — башмак натяжителя цепи; 7 — натяжитель цепи; 8 — кулачковый вал; 9 — промежуточный вал; 10 — коленчатый вал; 11 — промежуточные шестерни; 12 — шкив распределительного вала; 13 — зубчатый ремень; 14 — шкив коленчатого вала; 15 — шкив жидкостного насоса; 16 — натяжной ролик
Рис.4.10. Привод к нижним распределительным валам с помощью: а – цепной передачи; б – зубчатой пары; в – промежуточных шестерен; 1 – кулачковый вал; 2 – цепь; 3 – коленчатый вал; 4 – промежуточная шестерня
Цепная передача имеет следующие достоинства: простота конструкции; сравнительно малая шумность работы; возможность передачи вращения при больших межцентровых расстояниях коленчатых и распределительных валов; снижение массы привода. К недостаткам цепного привода можно отнести вибрацию цепи при резко меняющихся нагрузках, а также износ и вытяжку цепи в процессе эксплуатации. Для цепных приводов обязательными являются натяжные устройства (лениксы) и успокоители колебаний цепи. Широкое распространение получили передачи, в которых вместо цепи используется зубчатый ремень, изготовленный из синтетических материалов со стеклонитяным или проволочным кордом. Такой привод отличается достаточной долговечностью, устойчивостью регулировок, невысокой стоимостью, имеет низкий уровень шума, не требует смазки. Предохранительный буртик защищает ремень от схода с цилиндрических зубчатых шкивов. В современных двигателях конструкции механизмов газораспределения позволяют оперативно изменять фазы газораспределения во время работы двигателя. В частности механизмы газораспределения с регулируемыми фазами подъема клапана. В этом механизме моменты открытия и закрытия клапана регулируются изменением взаимного положения оси вращения кулачка (распределительного вала) и оси качания рычага. Выполняются они в двух вариантах: регулирование фаз осуществляется изменением положения рычага 2 относительно кулачков распределительного вала, вращающегося в неподвижных опорах (рис. 4.11, а); регулируемым элементом является распределительный вал 3 (рис. 4.11, б), вращающийся в эксцентричных отверстиях опор 4, угловое положение которых устанавливается исполнительным устройством 1 в зависимости от частоты вращения коленчатого вала.
Рис.4.11. Механизмы газораспределения с регулируемыми фазами
Основные параметры механизма |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |