Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Некоторые пункты из шкалы для самооценивания эффективности в сфере управленияПриложив максимально возможные усилия, сможете ли вы: • Анализировать статистические отчеты или другие статистические данные? • Устанавливать приоритеты в работе, распределяемой вами среди других людей? • Обсуждать с подчиненными проблемы профессиональной деятельности? • Вести переговоры с целью достичь соглашения или выработать решение? • Председательствовать или вести совещание? • Устанавливать, подтверждать или определять путем переговоров цели, устанавливаемые для деятельности конкретных сотрудников? Каждый ответ оценивается по эталонной шкале от 0 («.'Значительно хуже, чем мои коллеги») до 100 («Несомненно лучше, чем мои коллеги»). Кроме того, Садри и Робсртсоп (Sadri and Robertson, 199.3) в работе, использовавшей совокупность результатов всех предшествовавших исследований по теме, показали корреляцию самооценивания эффективности с производственным поведением на материале широкого спектра видов деятельности и профессиональных сфер. Па основе этих данных можно предполагать, что в относительно недалеком будущем инструменты самооиеииваиия эффективности могут стать валидным и надежным методом для разработки показателей самооценивания. Графология Графология — наука о почерке — основана на представлении, что почерк помогает получить некоторые сведения о личности человека, исходя из которых могут делаться какие-либо выводы о его поведении. Сторонники графологии утверждают, что с ее помощью можно получить такую же точную характеристику личности, как и при использовании любых других методов, а расходы при этом будут многократно ниже. Например, считается, что неаккуратный почерк говорит об общей неряшливости его владельца, а отчетливый почерк указыва-
Графология ■ 171 ет на агрессивную и настойчивую личность. Эти утверждения основаны на том, что мускулы, отвечающие за письмо, реагируют на бессознательные импульсы I! мозгу. Мели эти выводы точны, то при отборе кадров они могут иметь определенную ценность для принятия решении. Несомненно, жители материковой Европы придерживаются этого мнения, в особенности это касается французов, поскольку графология применяется при отборе руководящих сотрудников в 77% небольших французских компаний (SmiUi and Abraliamsen, 1992). Возможно, это связано с тем, что во Франции графологию применяет половина из всех компаний по подбору руководящего персонала. В Вел и кобр] пап пи графология используется значительно реже — менее 'Л% агентств по найму квалифицированных кадров признают, что прибегают к ее помощи. Известно, что в Великобритании графологию при отборе кадров применяют две компании: акционерный банк «СГ Варбург» (5(7 Warburg) (па этом предприятии как-то застенчиво признают использование данного метода) и конгломерат «Герои Интернешнл» (Heron International), использующий графологию в числе прочих процедур отбора руководящих специалистов с 1986 года, руководитель Международного общества графологического анализа (International (irapho-analysis Society) полагает, что 3% предприятий Великобритании, и многие из них входят в тысячу предприятий перечня газеты «Тайме», в настоящее время используют графологию при отборе персонала, хотя многие и пытаются не предавать этот факт огласке. Тем не менее в Великобритании большинство специалистов по кадрам останутся убеждены в полезности данного метода, и для этого существуют достаточные основания. Почерк человека в достаточной степени стабилен настолько, что чаще всего можно распознать его принадлежность конкретному человеку даже в тех случаях, когда он несколько изменен из-за настроения пишущего или других обстоятельств (см. рис. 9.1). На основе этой стабильности графологи часто делают утверждения о взаимосвязи тех или иных характеристик почерка и личности пишущего. В число особенностей почерка, рассматриваемых графологами при оценивании личности, входят такие характеристики, как наклон, размер и ширина букв, равномерность почерка, нажим, форма петлеобразных частей и то, каким образом буквы связаны между собой. Считается, что все это показывает сильные и слабые черты характера и даже скрытые мотивы. Однако всем, кто не уверовал в графологию, трудно согласиться, что честность, ум, склонности, приверженность чему-либо, а также другие особенности кандидата могут быть оценены на основе этих 172■ Глава 9. Методы отбора: альтернативные способы? Рис.9.1. Различные виды почерка характеристик, так как па почерк оказывает влияние множество побочных факторов: например, то, как человека учили писать, усталость, лень, знание о том, что по написанному тексту будет проводиться оценивание (т. с. в таких случаях, как заполнение бланков анкет). Метод целостном графологии ('holistic'graphology) рассматривает i! совокупности почерк кандидата и общее содержание текста, а не просто отдельные характеристики почерка. Все же в большинстве ситуаций, когда графология используется для отбора персонала, содержание обычно представляет собой краткую автобиографию кандидата, которая может дать о нем больший объем полезных сведений, чем только почерк сам по себе. Проводившиеся научные исследования, посвященные графологии, дали весьма мало практических подтверждений тому, что утверждают графологи. Так, Здеи и Вивер (Zclep and Weaver, 1967) обнаружили, что графологам не удалось прогнозировать уровень профессиональной деятельности страховых агентов. Аналогичный результат получили Климовскн и Рафаэли (Klimoski and Rafacli, 1983), выявившие, что прогнозы графологов, касающиеся агентов по недвижимости, не были связаны ни с оценкой непосредственных руководителей, ни с реальными данными о результатах продаж, проведенных этими агентами. Кроме того, исследователи сообщают, что два графолога, независимо друг от друга анализировавших одни и те же образцы почерка, дали разные оценки личности писавших. Относительно недавно Эдварде и Армитаж (Edwards and Armi-
Графология ■ 173 tage, 1992), представите;!и Британской широковещательной корпорации (ВВС) провели два эксперимента. Четырем ведущим бри ганским специалистам по графологии было предложено рассортировать рукописные тексты на группы, соответствующие людям совершенно различного склада характера или рода деятельности, а именно: хорошие пли плохие секретари, весьма удачливые пли не добившиеся особого успеха предприниматели, актеры и актрисы, монахи и монахини. В среднем графологам это удалось в отношении 65% рукописных текстов. Одна контрольная группа, которой дали те же тексты в отпечатанном виде, правильно определила принадлежность 54% из них. Вторая контрольная группа неспециалистов, оценивавших рукописные тексты, дала 59% правильных результатов. Во втором эксперименте три графолога анализировали почерк шести человек с совершенно разными личностными характеристиками. Исследователи пришли к выводу, что оба эксперимента показывают необоснованность утверждений графологов и не подтверждают валидностп графологии. Эти два исследования подтверждают результаты предшествующих работ, выявивших, что люди, не являющиеся специалистами по графологии, приглашенные в состав контрольной группы, получают результаты, валпдность которых либо такая же, либо еще выше, чем у графологов. Бем-Шахар и др. (Ben-Shakhar el al., 19tt(i) провели два исследования и выяснили, что прошедшие специальную подготовку по графологии прогнозировали уровень работы кандидата не лучше тех, у кого такой подготовки не было, и результаты были не точнее, чем любые случайные предположения. Аналогичный результат получили 11етер и Беи-Шахар ( Ben-Shakhar, 1989) на основе мета-анализа семнадцати опубликованных исследований; было выявлено, что средняя корреляция между выводами всех экспертов на основе анализа текста со значимым содержанием и оцениваемым критерием составила от 0,14 до 0,19. Оказалось, что профессиональным графологам оценивание удалось ничуть не лучше, чем посторонним людям, но при этом, как пи страши), психологи, не имеющие подготовки в области графологии, получили значительно более точные результаты, а также более высокую валпдность. Авторы исследования считают, что и та небольшая валпдность, которую они выявили при мета-аналпзе, может объясняться тем, что в рукописных текстах заключалась полезная информация и именно она повлияла на оценивание. В случае, когда для оценивания были предложены рукописные тексты нейтрального содержания, валпдность оценок графологов оказалась близка к нулю. 174 ■ 1лава 9. Методы отбора: альтернативные способы? Таким образом, имеются доказательства крайне низких возможностей графологии в прогнозировании профессиональной деятельности кандидата; результаты ее настолько неточны, что в недавнем отчете, выпущенном Британским психологическим обществом (1993) и основанном па опубликованных за последние тридцать лет исследованиях применения графологии для отбора кадров, был сделен вывод, что «графология не пригодна в качестве средства оценивания способностей или характера человека». Аналогичные результаты получены в ходе относительно недавнего исследования, проводившегося Институтом кадрового менеджмента ((he Instilule of Personnel MrinagemenI) (в настоящее время Институт кадрового развития, Institute of Personnel Development); специалистам «не удалось выявить каких-либо научных подтверждений того, что графология валидна в качестве метода определения свойств личности» (IFM, 1994). На основе :>тих данных можно предполагать, что в случаях, когда на любом этапе отбора персонала применяется фафология, у отсеянных кандидатов будет вполне оправданный повод подать па компанию в суд, и особенно если выяснится, что такая оценка осуществлялась без ведома кандидатов, что уже само по себе неэтично и вызывает возражения. Астрология Все мы в какой-то степени знакомь! с астрологией, которая для нас связана, скорее всего, с гороскопами па будущее, которые можно найти в книгах, газетах пли журналах. Гороскопы выглядят правдоподобно, поэтому чаще всего им в какой-то степени доверяют, хотя большинство все же не воспринимает их особенно серьезно и считает просто развлечением. Другие люди полностью убеждены в точности астрологических сведений и строят свою жизнь в строгом соответствии с ними, в том числе и в профессиональной сфере. Хотя в Великобритании астрология и применяется при отборе кандидатов небольшим числом компаний но подбору руководящих кадров, в целом только менее 1% от общего числа кандидатов отбираются с помощью этого метода. Примеры гороскопов Овен Этот месяц, скорее всего, окажется приятным, хотя в начале отношения с окружающими могут быть сдержанными и даже неприязненными. Скорее всего, это не приведет к продолжительным сложностям. В течение месяца перед вами откроются различные возможности. Даже в тех случаях,
Астрология ■ 175 которые кажутся и какой-то степени рискованными, нам следует действовать, так как в итоге все обернется в вашу пользу. Весы Ва 11 |е стрем л ei i не обеспечить си равсдл и вое ть и ближайшие педели найдет себе хорошее применение. Кто-то из ваших знакомых почувствует, что с ним плохо обошлись, и вам потребуется восстапавлива тьсправсдлпвость. Постарайтесь, чтобы действия в этом направлении не пошли вразрез с вашими собственными нуждами п не повредили хорошим отношениям с окружающими. При подборе персонала используются по совсем такие же астрологические прогнозы, как мы привыкли видеть в [азотах и других изданиях (см. вышеприведенный прогноз); применяются индивидуальные прогнозы, основан пью па мое те, дате и точном времени рождения кандидата. Логическое обоснование таких предсказании состоит в том, что расположение и движение звезд и планет в момент рождения определенным образом влияет на нашу личность и поведение. Интуитивно кажется неправдоподобным, что поведение и личность определяются планетами. Все индивидуумы, родившиеся в одной и топ же больнице в одно и то же время, были бы должны вести себя одинаково и иметь схожие личностные характеристики. По тем же причинам следует, что однояйцовые близнецы также должны вести себя одинаково п иметь схожие личностные характеристики. Очевидно, что на практике дола обстоят по-другому (как это известно одному из авторов на собственном опыте). 11о все же, имеется исследование Maiio и др. (Mayoelal., 1977), где определено, что в месяцы с четными порядковыми номерами рождалось больше интровертов, а с. нечетными — экстравертов. Этот результат подтвердился и в последовавшем позже исследовании, выполненном французским психологом Мишелем Го-куэленом и его коллегами (Ganqneiin, 1979). Гокуэлеи провел серию достаточно контролируемых п документально зафиксированных исследований, в которых рассматривалась связь астрологических характеристик и характера, рода занятий и спортивных данных разных людей; статистически была выявлена определенная положительная связь между ними (см. Ganqneiin, 1978, 1980). Например, при сравнении контрольной выборки, состоящей из случайным образом отобранных людей, и группы, в которую входили 500 наиболее выдающихся французских медиков, оказалось, что большинство последних родились вскоре после восхода Марса или Сатурна или сразу после прохождения этими планетами середины небосклона. Гокуэлеи также получил аналогичные результаты относительно связи положения планет и 176 ■ Глава 9. Методы отбора: альтернативные способы? рождения выдающихся творческих людей и ученых. Работы Гокуаче-на дают некоторые статистические данные, говорящие в пользу астрологии, по при этом другие исследователи считают, что, поскольку для людей со схожими характеристиками личности привлекательны одни и те же профессии и такого тина личности в одних сферах деятельности добиваются большего успеха, чем в других, статистические связи могут объясняться принадлежностью к одной профессиональной группе (liysenck and Nias, 1982). Существует также мнение, что некоторые из выявленных связей гороскопа и успеха могут быть связаны с тем, что люди реализовали программу, которую узнали когда-то из гороскопа. Тем не менее связь астрологических данных и характеристик личности настолько незначительна, что заявлений на предложенную в 1979 году премию в 500 фунтов стерлингов за валидное научное подтверждение этого предполагаемого отношения до сих нор не поступило. Рекомендации По сути, рекомендации имеют две независимые дру гот друга функции: во-первых, убедиться в том, насколько соответствует действительности представленная кандидатом информация; во-вторых, основываясь на характеристиках кандидата и данных о его профессиональной деятельности в прошлом, рекомендации применяют для прогнозирования успешности выполнения кандидатом его работы в будущем. В основе использования рекомендаций лежит предпосылка о том, что те, кто знают кандидата, являются наилучшим источником потенциально полезной информации. Однако, за исключением тех случаев, когда запрос па рекомендации имеет структурированный формат, решение о том, какую информацию представить, часто принимает сам рскомеидатель по собственному усмотрению. То же можно сказать н о специалисте по персоналу — у него имеется значительная степень свободы в принятии решений при оценивании и определении значимости представленной информации. Таким образом, рекомендации в большой степени субъективны, метод страдает от ошибок и злоупотреблений, особенно это связано с тем, что обмен информацией происходит между людьми, которые никогда не встретятся, а характеризуемый кандидат никогда не узнает, что о нем написали. Несмотря на подобную субъективность и возможность различных злоупотреблений, в Великобритании использование рекомендаций при отборе персонала широко распространено, и кажется, что попу-
Рекомендации ■ 177 ляриость метода продолжает расти. Так, например, исследования показали, что в 1986 году рекомендации применяли 68% организаций, нанимающих мопсе десяти менеджеров в год, и 50% организации, нанимающих большое число сотрудников. В 1992 году опубликованы данные о том, что в 74% организации постоянно применяются рекомендации, а в 1993 в результате опроса было выявлено, что, их использую-!'88% консалтинговых фирм по подбору руководящих кадров. Му-чппски (Muchinsky, 1979) приводптдапиыеотом.что несмотря па использование рекомендаций в 75% компании США, пи па одном из этих предприятий не производилась оценка эффективности этого метода для прогнозирования профессиональной деятельности. Ситуация в Великобритании, скорее всего, примерно такая же, и причиной, возможно, является то, что часто рекомендации используются не для принятия решений о найме сотрудников, а для подтверждения имеющихся данных уже после приема на работу. Если рекомендации запрашиваются уже после принятия решения о найме, это делается с целью окончательно убедиться в соответствии кандидата предложенной должности — как правило, речь идет о честности, умении сотрудничать и социальной адаптации. (Если рекомендации используются с этой целью, то для организации может оказаться более валидным методом применение тестов на честность.) Па практике одной из причин того, что к рекомендациям часто обращаются с целью подтверждения сведении, предоставленных кандидатом, уже после предложении должности, является возможное пожелание людей, работающих в других компаниях, чтобы их нынешние работодатели узнали об их попытке найти работу в другом мосте. В случае, если принимающая новых сотрудников организация будет настаивать па представлении рекомендаций пород проведением кадрового отбора, число кандидатов может сократиться. По крайней мере достойные кандидаты воздержатся от подачи заявления на должность. Для компаний, принимающих сотрудников па должности младших офисных служащих или секретарей, а также для предприятий, располагающих ограниченными финансовыми средствами, применение более сложных методов может оказаться нерентабельным. В таких обстоятельствах рекомендации кажутся наиболее привлекательными, поскольку для их получения не потребуется больших расходов (т. е. требуется только купить несколько марок и отправить письмо, и другие люди бесплатно оценят кандидата). По результатам опроса известно о широком применении рекомендаций, но проведенные исследования их психометрических свойств 178 ■ Глава 9. Методы отбора: альтернативные способы? показали весьма неутешительные результаты, касающиеся их надежности. Если сказанное в отношении кандидата надежно, то можно предположить, что разные рскомепдатели будут сообщать об определенном кандидате одно и то же. Однако в относительно более ранних исследованиях выявлена отрицательная корреляция рекомендаций, данных непосредственными руководителями и знакомыми кандидатов, хотя между рекомендациями, данными одновременно коллегами и непосредственными руководителями, и рекомендациями знакомых была обнаружена невысокая положительная корреляция (0,24). Аналогичные результаты получены в другом исследовании, где надежность рекомендации кандидатов па должность судьи по административным правонарушениям оценивалась как 0,17. В более недавнем исследовании, проведенном Мозелем и Гоэпом (Mosel and Goheen, 1982) с участием 904 кандидатов на девять различных должностей, показатели надежности составляли от 0,01 до 0,98, при этом в 80% случаев эта цифра была менее 0,40. Эти данные позволяют предполагать, что различные рекомендатели уделяют внимание разным аспектам поведения кандидата. Так, Бакстер и др. (Baxter et al., 1981) выявили, что у рекомендателен сложились определенные привычки составления характеристик. По этой причине характеристики, данные одним рекомендателем разным людям, схожи между собой более, чем характеристики одного и того же кандидата, написанные разными рекомеп-дателями. Надежность рекомендаций низкая, то же самое можно сказать н о валндности. В течение 1980-х годов проводились исследования, показавшие, что прогностическая валндность рекомендации является не вполне достаточной. Оказалось, что средний коэффициент валндности составляет около 0,14. Достаточно редко выявлялась валндность выше 0,2. Различные группы исследователей пришли к выводу, что «из-за низкой надежности, ошибок, вызванных снисходительностью, и частыми отказами дать рекомендации со стороны предыдущих работодателей только малая доля от общего числа кандидатов сможет получить пригодные для интерпретации рекомендации, за исключением тех случаев, когда организуются особые дорогостоящие процедуры». По мнению же других исследователей, валндность и надежность рекомендаций можно повысить за счет обеспечения структурированного формата, в рамках которого запрашивается информация, соответствующая критериальному поведению. Так, например, Джонс и Харрисои (Jones and Harrison, 1982), проводившие исследование на базе кандидатов, поступающих в Военно-морской колледж г. Дартмут Рекомендации ■ 179 {Dartmouth Naval College), попросили директоров школ дать рейтинг кандидатов но семи аспектам. Два из этих аспектов (занятия спортом или внеклассная деятельность, а также прилежание в учебе) коррелировали соответственно с тем, как Военно-морской колледж оценивал лидерские данные и общее поведение принятых кандидатов, и с их оценкой па экзамене. Кроме того, объединенный рейтинг рекомендации но всем семи аспектам достаточно хорошо позволял прогнозировать «итоговый отборочный показатель» кандидатов. Уильяме н Доб-сон (Williams and Dobson, 1987) провели испытания нового метода обеспечения соответствия рекомендаций критериальному поведению. Рекомендателен с целью обеспечить большее понимание требований к компетентности кандидатов пригласили предварительно ознакомиться с процессом отбора офицеров в армии. Между поданными затем отчетами рекомендателей и результатами кандидатов при прохождении офицерской подготовки была выявлена корреляция 0,26. В большинстве случаев пригласить потенциальных рекомендателей, например директоров школ, ознакомиться с процессом отбора кадров в какой-либо организации было бы дорого и непрактично для обеих участвующих в этом сторон. Тем не менее организации вполне в состоянии при обращении к рекомендателю предоставить ему конкретную информацию, касающуюся должности. Таким способом можно обеспечить по меньшей мере то, что is полученных затем рекомендациях основное внимание будет сосредоточено на конкретных характеристиках, необходимых для определенной должности и важных для организации-работодателя. Тем не менее если организация запросила рекомендации, это еще не значит, что их предоставят. Если верить большинству проводившихся исследований, то на обращение с просьбой предоставить рекомендации отвечает от 35 до 56% запрошенных, за исключением случаев, когда специалисты нанимающей организации прилагают для этого совместные усилия, обращаясь к потенциальному рекомендателю по телефону или лично. Но и в тех случаях, когда рекомендации предоставляются, они чаще всего искажены из-за эффекта снисходительности (т. е. они будут в основном положительными), что мы видим и на примере компании «Рейнбоу». Причина состоит в том, что большинство кандидатов указывают имена только тех, кто, как они знают, даст им хорошие рекомендации. В конце концов, им нет смысла указывать в качестве рекомендателей тех, кто даст о них плохой отзыв! Отчасти эффект снисходительности возникает из-за того, что в соответствии с принятыми социальными нормами давать плохие рекомен- 180 ■ Глава 9. Методы отбора: альтернативные способы? дшши недопустимо. Большинство не станут давать плохих отзывов, но при этом постараются ясно дать понять, что они не в состоянии написать что-либо положительное. И действительно, исследования позволяют предполагать, что тс, кто дает характеристики, имеют склонность трактовать сомнения в пользу кандидата, сообщая только положительные сведения и некритично подходя к оцениванию. Кроме того, в случаях, когда кандидат нравится рекомендателю, представляемый отзыв чаще всего имеет больший объем, чем когда кандидат рекомендателю не нравится. Таким образом, эффект снисходительности определяется двумя причинами: выбором кандидатами конкретных рекомендателен и самими по себе рекомепдателями. Низкая надежность и валпдпость рекомендаций объясняется отчасти именно эффектом снисходительности. Несмотря на недостатки, связанные с самой сутью рекомендаций, этот метод широко применяется в большинстве организации. Повышение надежности и валидиости может достигаться за счет создания структурированного формата, в рамках которого основное внимание уделяется характеристикам, важным при выполнении конкретной работы, и обеспечивается сообщение фактов, а не мнении оценочного характера. Образовательные достижения Большинство работодателей указывают требуемый для поступления на конкретную должность уровень образования, но научные исследования в основном не подтверждают какой-либо существенной связи между наличием определенного уровня образования и профессиональной деятельностью. Так, в мета-аналитическом обзоре, выполненном па основе тридцати пяти исследований, было выявлено, что достижения в образовании объясняли только 2,4% расхождений показателей профессиональной деятельности. Образовательные достижения часто рассматриваются в качестве подтверждения компетентности или способностей кандидата. Хотя и имеются некоторые исследования, позволяющие предположить, что те, кто получил хорошие результаты в школе, являются более зрелыми, способными и имеют более высокую мотивацию; в других работах была выявлена отрицательная корреляция количества сданных кандидатами экзаменов (исследование проводилось среди должностных лиц, состоящих на государственной службе) по программе средней школы первого и второго
Образовательные достижения ■ 181 уровней сложности (/1, О levels), с общим уровнем их профессиональной деятельности и показателями продвижения по службе (Civil Service Commission, 1987), на основе чего можно сделать вывод, что люди, имеющие более низкий уровень документально подтвержденной квалификации, могли бы справиться с работой лучше. Рейли и Чао (Reilly and Chao, 1982) в своем реферативном обзоре прогностической валид-ности образовательных достижений в США выявили, что формальные квалификации более коррелировали с уровнем заработной платы (0,27), чем с оценкой непосредственных руководителей (0,14), что говорило о том, что на основе образовательного уровня определялись исходные оклады кандидатов. Конечно, неудивительно, что была выявлена достаточно большая корреляция между образовательным уровнем и оценками при прохождении профессиональной подготовки. В США прошло несколько судебных разбирательств, в которых кадровый отбор, опирающийся на данные об образовательных достижениях, был признан незаконным (Merrit-Haston and Wexley, 1983) на основании того, что в этом случае происходит ущемление прав меньшинств. Норт (North, 1994) достаточно убедительно показывает, что в Великобритании наблюдается то же самое. Так, по причине того, что с каждым годом начиная с 1950-х годов все большее число людей получает какие-либо квалификации, неизбежно происходит дискриминация работников старшего возраста: у многих из них формальных образовательных квалификаций нет. В еще более невыгодном положении оказываются женщины старшего возраста, так как в среднем у них меньшее число образовательных квалификаций, чем у мужчин. Норт приводит другие сведения, свидетельствующие о том, что при отсеивании кандидатов на основе образовательных квалификаций происходит дискриминация представителей некоторых социальных групп, рас и жителей определенных регионов, а также высказывает мнение, что в результате применения образовательных квалификаций в качестве жесткого уровня минимальных требований, позволяющего предотвратить участие некоторых кандидатов, остаются небольшие группы кандидатов, качество работы которых может оказаться ниже, чем у отсеянных. На основе этих данных можно сделать вывод, что в не столь отдаленном будущем работодателям Великобритании, которые решат использовать образовательные квалификации в качестве критерия отбора персонала, придется предоставить практические доказательства того, что люди с более высокими формальными образовательными квалификациями будут значительно лучше справляться со своими 182 ■ Глава 9. Методы отбора: альтернативные способы? служебными обязанностями, чем те, у кого формальная квалификация отсутствует или имеет не такой высокий уровень. В свете демографических изменений, происходящих в составе трудящихся, у людей, которые не имели возможности подать заявление о приеме на работу или получили отказ, обоснованием чего был образовательный уровень, появляется очень убедительный повод для обращения в суд и обвинения компании в дискриминации, если компания не готова предоставить подтверждения необходимости образовательного ценза. Некоторое подтверждение того, что в настоящее время работодатели тоже задумываются об этой проблеме, можно увидеть в отчете Комиссии гражданской службы (Civil Senrice Commission, 1987), где говорится: «Первоначально Налоговое управление предложило отсеивать кандидатов, ранее не работавших в этой организации, на основе только учебных достижений, но затем этот подход был признан несправедливым и неудобным в применении, если учесть то огромное разнообразие квалификаций, которое может дать возможность человеку участвовать в отборе на административные должности». Такого рода дискриминации можно избежать, если учесть квалификации, непосредственно связанные с выполнением профессиональной деятельности в определенной сфере, например присваиваемые Институтом Сити и гильдий (City & Guilds), систему Государственных стандартов профессиональной квалификации (NVQ) пли компетенции, соответствующие уровню работы, на которую претендует кандидат. Так, Инициативная группа по разработке устава для управляющих сотрудников (Management Charter Initiative, MCI) установила общегосударственные стандарты уровня профессиональной деятельности для инспекторов и менеджеров. Эти стандарты сопоставимы с уровнями 3,4 и 5 NVQ, но для менеджеров стар/пего уровня на момент написания нашей книги стандарты еще только разрабатываются. Другой вид важных квалификаций, непосредственно связанных с выполнением конкретной профессиональной деятельности, присваивается профессиональными организациями, при этом после определенного срока, в течение которого специалист занимается соответствующей работой, ему присваивается определенная квалификация, имеющая буквенное обозначение (например, сокращение CPsychol обозначает лицензированного психолога). По сравнению с образовательными квалификациями преимущество использования квалификаций, присвоенных профессиональными организациями, при проведении кадрового отбора состоит в том, что люди оцениваются и признаются комне-
Краткое содержание ■ 183 тентными по отношению к различным особенностям профессиональной деятельности, следовательно, такие квалификации, несомненно, имеют отношение к будущей работе. Краткое содержание Этот краткий обзор альтернативных методов отбора персонала показал широкий спектр подходов, и основном совершенно бесполезных для применения в организациях. Большинство из описанных в этой главе методов основаны на субьективных интерпретациях, из-за чего в случаях их применения могут быть допущены ошибки и нарушения. Хотя рекомендации имеют достаточно широкое распространение, исследования показали, что они не очень надежны, а также то, что их критериальная валидность вызывает сомнения. То же самое может быть сказано и осамооцеппванни, хотя современным исследователям достаточно обещающей кажется идея применять самооценивание эффективности. Оценка коллег более надежна, и у нее выявлены относительно хорошие показатели критериальной валидности. Относительно кандидатов, ранее не работавших в нанимающей организации, такие оценки получить сложно, поэтому метод применяется в основном для определения тех, кого можно продвинуть по службе в рамках организации, а также в целях кадрового развития, хотя компании по подбору руководящих кадров часто получают оценки коллег с целью убедиться в хорошей репутации потенциального кандидата. Использование образовательного ценза в качестве единственной основы для отбора персонала одновременно является и дискриминационным, и не особенно полезным в основном по топ причине, что не позволяет прогнозировать то, насколько хорошо кандидат будет выполнять работу. Тем не менее оно может обеспечивать сведения о том, насколько человек обучаем и подходит для применения в сочетании с другими методами кадрового отбора. Если при отборе персонала используются данные о квалификации кандидатов, предпочтительнее обратить основное внимание на те, которые непосредственно связаны с выполнением соответствующей работы. К счастью, применение графологии и астрологии в сфере отбора кадров распространено не очень широко. Эти методы вызывают особенные сомнения, и их никогда не следует использовать при отборе кадров, в том числе и по причине того, что кандидаты, отсеянные при использовании таких методов, получат весьма убедительный повод подать в суд на не принявшую их организацию. Глава 10 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |