Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация заболеваний международная[англ. 1Мегпаиотш1 СШязфсаиоп о/Океазез, 1СО\ — перечень всех известных в медицине заболеваний и синдромов, публикуемый примерно через каждые десять лет Всемирной организацией здравоохранения. Заболевания группируются либо в соответствии с тем, на что они воздействуют (напр., сердечно-сосудистые заболевания), либо в соответствии с типом болезни (напр., злокачественные новообразования, травмы и т. д.); каждой болезни присваивается свой трехзначный номер для дальнейшей компьютерной обработки, и сравнения данных по заболеваемости и смертности от нее как в региональном, так и в национальном масштабе. Для упрощения существующей классификации нек-рые виды заболеваний подразделяются дополнительно; в этом случае им присваивается четырехзначный номер. Также в качестве эксперимента был составлен параллельный Международный перечень заболеваний — повреждений, расстройств и заболеваний, приводящих к лишению трудоспособности [англ. С1а^1/1сайоп о/ 1тршг-тепй, ОюаЫШез апйНап&сарх, СШЩ, к-рый широко используется в настоящее время. Классификации нарушений —множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и/или педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении. В качестве универсального, собирательного, применяемого в широком смысле термина, обознача-
ющего недостаток физической или психической сферы человека сегодня принят термин ограничение (возможностей), в англо-американской профессиональной речевой среде — ИапсИсар (ограничение, препятствие). Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные К. н. Наиболее распространенными основаниями являются следующие: · причины нарушений; · виды нарушений с последующей конкретизацией их ха · последствия нарушений, к-рые сказываются в дальней В основе последней педагогической, К. н. (М. Воронок) лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей. Различаются следующие категории лиц с ограниченными возможностями: гл ухи е; слабослышащие; позд-нооглохшие; незрячие; слабовидящие; лица с нарушениями функций опорно-двигательно-го аппарат а; лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы; лица с нарушением интеллект а; дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);лица с нарушениями речи;лица со сложными недостатками развития. Существует и более обобщенная К. н., в основе к-рой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:
· телесные (соматические) нарушения (опорно-двигатель · сенсорные нарушения (слух, зрение); • нарушения деят-ти мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения». В сфере социальной защиты, социально-трудового прис,-значимой является К. н. по причинам возникновения нар;> -шения, недостатка. Это связано с особенностями предостае -ления материальной и иной социальной помощи, компенс^-ционных выплат, льгот и др.: · врожденное нарушение развития; · несчастный случай, стихийное бедствие; · профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей; · дорожно-транспортное происшествие; · участие в боевых действиях; · экологические преступления; · прочие причины. К. н. по причинам нарушений имеет значение и для пелл-гогики, т. к. знание происхождения того или иного недоста~ -ка развития, в том числе его биологической или социально-обусловленности, а также времени и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходыь:; данные для планирования индивидуальной программы социальной педагогической помощи. Значимой для социальной сферы и для педагогики я аля; т -ся К. н. по последствиям недостатков, к-рые влияют на дальнейшую жизнь человека — на его потребность в специал ьн.; образовании, реабилитации (медицинской, психологически. социальной, профессиональной), уходе, обеспечении сп-:_ техническими средствами и др.
Исходя из К. н., можно определить социально и образовательно значимые особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и соответственно направления коррекционно-образовательной деят-ти: ориентировку в окружающей физической и социальной среде, физическую независимость, подвижность, возможность различных видов деят-ти, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально-экономической независимости. Свои, частные К. н. имеет каждая предметная область специальной педагогики (Н. М. Назарова). Кластерный анализ— математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей, характеризующих ряд объектов (напр., испытуемых), сгруппировать их в классы (кластеры) таким образом, чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в др. классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, к-рые могут выражаться как в евклидовой метрике (наиболее употребимой), так и в др. метриках. Метод К. а. нашел широкое применение в психолингвистике. Клаустрофилия\с1аш1гор1гШа; лат. с1ат1гит — засов, замок, закрытое помещение + греч.рНШа — влечение, склонность; син.: филоклейзия] — навязчивое влечение запирать окна и двери из-за страха оказаться одному в незапертом помещении. Клаустрофобия[с1аи51горНоЫа; с1ат1гит — засов, замок, закрытое помещение + фобия] — навязчивый страх — боязнь закрытых помещений. Клептомания[греч. Мергб — красть + мания; син.: Импульсивное воровство] — импульсивное, немотивируемое влечение к воровству.
Клептофобия[с!ер1орИоЫа; греч. Мерю бия] — навязчивый страх — боязнь воров. Клещ1 [англ. т11е] — свобод ножи вущее и паразитирующее членистоногое насекомое, принадлежащее к группе Асаппи. Большинство К. по размеру являются очень маленькими (менее 1 мм длиной). У К. отсутствуют усики и крылья, а тельце не подразделяется отдельно на головку, грудку v. брюшко. Многие виды К. вызывают у человека дерматит (напр., К. вида Оегта1орпа$о1с1е$)', кроме того, К. вида ТготЫ-си1а могут являться переносчиками кустарникового тифа. Клещ2 [англ. йсК[ — кровососущий паразит, принадлежащий к отряду членистоногих. Укусы К. могут приводить к серьезным поражениям кожи, а в нек-рых случаях вызыват: развитие паралича; нек-рые виды К. являются переносчиками сыпного тифа, болезни Лайма и возвратного эпидемического тифа. Клоническая судорога[греч. Шопоз — беспорядочное движение, дрожь] — судорога в виде следующих друг за др> -гом коротких сокращений мышц, чередующихся с их расслаблением. Клузомания— навязчивое бормотание. Книги для слабовидящих —книги, напечатаннь:е крупным шрифтом с доступными для зрительного воспри я -тия иллюстрациями. Книги для слепых —книги, напечатанные рельефно-точечным шрифтом по системе Л. Брайля с доступны", для осязательного восприятия иллюстрациями. Код генетический[англ. &епейс сойе} —- информации содержащаяся в молекулах ДНК и информационной РНК к-рая определяет последовательность аминокислот в ка.-.-дом белке и таким образом осуществляет контроль за приг:- лой всех входящих в состав клетки белков. К. г. представляет собой последовательность нуклеиновой кислоты; он состоит из трех последовательно расположенных оснований (они называются кодоном — англ. соЛоп), к-рые кодируют каждую аминокислоту. На рибосомах К. г. переводится в белок. Любое изменение, происходящее в К. г., приводит к нарушению последовательности аминокислот в белковой цепи, вызывая мутацию в организме. Кожные рецепторы— рецепторы, расположенные в коже и обеспечивающие восприятие механического, температурного и болевого раздражения. Кожный анализатор— анализатор, обеспечивающий восприятие, анализ и синтез информации, поступающей через поверхность кожи, с формированием температурных, тактильных и болевых ощущений. Кожный рог[согпи си1апеит\ син.: Акрохордон, кератома роговая, Унны фиброкератома] — плоскоклеточная доброкачественная опухоль кожи в виде конического или линейного темного образования, состоящего из плотных роговых масс: возникает чаще на открытых участках тела. Коитофобия[соНорПоЫа: лат. согШ$ — совокупление + фобия; син.: миксофобия] — навязчивый страх — боязнь коитуса. Кокаин[англ, сосате] — алкалоид, получаемый из листьев южно-американской коки \Егу1Игоху1оп соса] или синтетически; иногда используется в качестве местного анестетика в хирургии глаза, уха, носа и горла. К. сужает мелкие кровеносные сосуды в месте его воздействия. Кокаинизм[англ, сосашзт] — 1. Привычное употребление или пристрастие к кокаину благодаря создаваемому им ,1пьяняющему воздействию на организм человека. 2. Физи-
ческое и умственное истощение, возникающее в результате постоянного применения кокаина. Колобома[со1оЬота; греч. 1со1оЬдта — отбитая, отнятая часть, увечье; /со1одбо — сокращать, укорачивать, увечить] — общее название нек-рых видов врожденных, реже приобретенных нарушений тканей глаза (края века, радужки, собственно сосудистой оболочки сетчатки, диска зрительного нерва, хрусталика). Коммуникативная функция речи —функция общения: характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Общаясь с др. людьми, человек не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них. Формы речевого воздействия — вопрос, просьба, совет, предложение, убеждение, приказ, инструкция, запрещение и др. В одном и том же высказывании могут быть объединены сообщение и побуждение к действию, напр.: я хочу получать от тебя письма ежедневно. Наряду с этим в высказывании может преобладать сообщение: получил письмо или побуждение к действию: напиши письмо. В К. ф. р. большое значение имеет интонация. Формирование К. ф. р. у различных категорий детей со спец. образовательными потребностями (за исключением слепых ислабовидящих) возможно лишь в условиях спец. обучения, организуемого с учетом характера нарушения речи в целом. Существуют общие черты обучения, направленного на формирование К. ф. р. у различных категорий детей со спец. образовательными потребностями: связь работы над речью со всеми видами деят-ти детей и создание стимулов к общению; развитие речи в условиях постоянной речевой практики; в связи с этим преодоление наблюдающейся у этих детей нерешительности в пользовании речью и воспитание интереса к речевому общению.
Словесное общение глухих и слепоглухих детей с окружающими возможно только после спец. обучения. У них К. ф, р. формируется с большими трудностями, обусловленными задержкой их общего речевого развития, недостаточной внятностью произношения, необходимостью воспринимать речь собеседника зрительно (при глухоте), путем осязания (при слепоглухоте). Услепоглухонемых детей формирование словесного общения затруднено еще и потому, что овладение устной формой речи протекает у них особо замедленно. Поэтому в общении с окружающими они длительное время пользуются дактильной формой речи. Эта же форма речи используется главным образом как вспомогательное средство при формировании речевого общения и у г л у х и х детей. В тех случаях, когда у с л а б о с л ы ш а щ и х детей сохраняется возможность воспринимать речь на слух, К. ф. р. развивается в процессе общения с окружающими. Однако недостаточный запас слов, аграмматизм и дефекты произношения, обусловленные сниженным слухом, препятствуют развитию у них К. ф. р. Необходимо проводить спец. педагогическую работу, направленную на развитие словесного общения с окружающими. В качестве вспомогательного средства широко используется звукоусиливающая аппаратура. Однако при незначительном остаточном слухе, позволяющем воспринимать только отдельные речевые звуки, К. ф. р. формируется, как и у глухих детей, только в условиях спец. обучения. Общее речевое недоразвитие умственно отсталых детей сказывается и на К. ф. р. Нормальному речевому общению препятствуют неполное и неточное понимание умственно отсталым ребенком обращенной к нему речи, ограниченность словаря, афамматизм, нарушения произношения. Постоянная смена роли слушающего и говорящего в процессе диалога трудна для умственно отсталых детей. У детей, страдающих различными недостатками речи при сохранном слухе, развитие К. ф. р. задерживается: в одних
случаях вследствие различных расстройств фонетической стороны речи (косноязычие, гнусавость, заикание и др.). снижающих у ребенка желание общаться с окружающими при помощи словесной речи. В этих случаях спец. педагогическая работа, направленная на коррекцию произносительной стороны речи, оказывает положительное влияние и на формирование К. ф. р.; в других случаях, при тяжелых нарушениях речи (моторная и сенсорная алалия) К. ф. р., так же как и речь в целом, развивается только при спец. обучении. Компенсация[лат. сотретайо— возмещение; сотрето. сотретаШт — уравновешивать, возмещать] — состояние полного и частичного возмещения функций поврежденных систем, органов и тканей организма за счет компенсаторных процессов. К. нарушенных функций —сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате к.-л. функций вследствие перенесенных заболеваний или травматических повреждений. Компенсаторная перестройка включает восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних. В результате развития процессов К. н. ф. функциональное нарушение, вызванное повреждением, в той или иной мере возмещается. После повреждения или заболевания, вызывающего нарушение работы какой-то системы организма, наблюдаютсг изменения в функциях организма, идущие в двух направлениях. С одной стороны, вследствие тесной взаимосвязи органов и систем и сопряженного их развития каждое частное нарушение приводит к изменению др. функций — в органи з -ме возникают вторичные патологические процессы. С др> -гой стороны, включаются защитные средства организма, мс -билизуются разнообразные резервные ресурсы, возникай:: различного рода перестройки и замещения, к-рые противс -
действуют прогрессирующему развитию патологических процессов. В зависимости от характера нарушений, состава и структуры нарушенных функций восстановление функций осуществляется разными путями и средствами. Важнейшую роль в развитии К. н. ф. при самых различных повреждениях играет ЦНС. Поэтому в формировании механизмов К. установлены нек-рые общие закономерности, и прежде всего то, что они формируются по законам условных рефлексов. Для спец. педагогики особое значение имеют вопросы К. н. ф. поражений ЦНС, в том числе анализаторов. При повреждении ЦНС нейродинамическая перестройка захватывает все основные ее отделы: подкорку со сложными безусловными рефлексами и кору, включающую первую и вторую сигнальные системы, осуществляющие сложную аналитико-синтетическую деят-ть. При этом изменяются характер связей и взаимодействия между различными отделами коры больших полушарий мозга, отношения между периферическими и центральными процессами, между корой и подкоркой, между рецепторными (воспринимающими) и эффекторными (исполнительными) аппаратами, и, таким образом, в процессах компенсации участвует весь организм в целом. При повреждении нервной системы важную роль в процессах К. н. ф. играют два фактора: 1) многолинейность, многосторонность связей между различными отделами нервной системы; 2) пластичность нервных центров, клеток этих центров, способность изменять темп и характер своей работы под влиянием изменения сигнализации от воспринимающих аппаратов. При процессах К. н. ф., связанных с повреждением анализаторов, изменяется именно сама сигнализация от внешней среды, поступающая через анализаторы и регулирующая деят-ть организма. Согласно концепции П. К. Анохина, решающим моментом в создании новой функциональной системы при К. н. ф. является оценка результатов, к к-рым приводят попытки ор-
ганизма (животного или человека) устранить нарушение, осуществляемая благодаря наличию «обратной афферента-ции». Существуют два типа К. н. ф.: внутрисистемная, осуществляемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, и межсистемная, связанная с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов из др. нервных структур. У человека наблюдаются оба типа К. н. ф. Они имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших нарушений развития. Так, К. н. ф. зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит гл. обр путем развития осязания (т. е. за счет комплексной деят-ти двигательного и кожно-кинестетического анализаторов), что требует спец. обучения. Комплекс неполноценности[англ. т/епогИусотр-1ех] — 1. Бессознательное и сильно преувеличенное чувстве собственной маловажности или неполноценности, к-рое проявляется в оборонительном или к.-л. компенсирующем это чувство поведении (напр., в агрессии). 2. В психоанализе — комплекс, возникающий в результате конфликта межл;-эдиповыми желаниями и недостатком действительных возможностей к их осуществлению у ребенка. Это может при водить к развитию у ребенка чувства собственной неполноцен -ности. Комплекс оживления —выраженная эмоционать-но-двигательная реакция младенца на появление взрослого Впервые под этим названием описан в конце 20-х гг. Н. Л. Фи -гуриным и М. П. Денисовой. К. о. выражается в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручек и ножек (при появлении взрослого ребенок тянется к нем;. вскидывает ручки и перебирает ножками), ребенок улыбается тихо вокализирует. Особое значение для ребенка имеют верхняя часть лица и интонация голоса взрослого. При нормальном развитии К. о. проявляется на втором месяце жизни ребенка, когда он начинает выделять взросло -
го из окружающей обстановки. Благодаря К. о. устанавливается прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении (Л/. И. Лисина). Отсутствие или парадоксальное проявление К. о. может служить ранним симптомом различных отклонений. Так, К. о. не проявляется при врожденных нарушениях зрительного и слухового анализаторов. Отсутствие двигательных компонентов К. о. может указывать на поражение двигательной сферы, а вокализаций — на поражение речедвигательного аппарата (Б. П. Пузанов). Комплекс психический[лат. сотр1ехт применяемое в психоанализе обозначение длительно сохраняющихся эмоционально окрашенных мыслей, подавленных желаний, вытесненных в подсознание, но оказывающих существенное влияние на установки и поведение человека. Комплекс СПИД-ассоциированный —см. СПИД. Комплекс эдипов (комплекс Эдипа)[англ. ОеШриз сотр1ех] — сдерживаемое половое влечение ребенка к родителям противоположного пола, сочетающееся с соперничеством с родителем того же пола: согласно психоаналитической теории Фрейда данное состояние является нормальным этапом в развитии ребенка. Окончание эдипова комплекса у детей характеризуется потерей сексуального влечения к родителю противоположного пола и увеличением единства с родителем того же пола. Принудительное прерывание течения эдипова комплекса, по мнению ученых и врачей, считается одной из причин развития у человека сексуальных нарушений и различных расстройств со стороны нервной системы. См. Эдипов комплекс. Комплексный подход к человеку —систематическое изучение целостного индивидуально-психологического становления человека на всех этапах его жизненного пути. Согласно принципам К. п., сформулированным Б. Г. Ананьевым, индивидуальное развитие человека выступает в трех
планах: онтопсихологическая эволюция психофизиологических функций (характеристика человека как индивида); становление деят-ти и истории развития человека как субъект;; труда (характеристика человека как субъекта деят-ти); жизненный опыт человека (характеристика человека каклично-сти). Результат объединения всех свойств индивида, личности и субъекта деят-ти образует психологическую неповторимость человека, его индивидуальность. В этой связи развитие человека рассматривается прежде всего с точки зрения формирования его как индивидуального целого, как конечный результат такого взаимодействия «натурального и «культурного» рядов, онтогенеза и биографии, характег к-рого обусловливается в первую очередь конкретно-историческими условиями общественной жизни человека, когл., структура социальных связей, реализующихся в совместно; деят-ти с др. людьми и в общении, переходит во внутреннкж структуру самой личности как к целостному образованию, представленному в единстве его природных и социальны условий, позволяет исследовать его психологическое содержание по двум направлениям: субординационному, 111,-. иерархическому, согласно к-рому более сложные и обший спец. свойства личности подчиняют себе более элементарны^ и частные социальные и психофизиологические свойства: координационному, согласно к-рому взаимодействие различных психических свойств и функций допускает относительную их автономию. Была показана сложная, но устойчива : взаимосвязь характеристик человека как индивида и как личности, выявлены возрастные и половые различия в их функционировании, установлена взаимосвязь между сенсорными, интеллектуальными, мнемическими и др. функциями ..-. их зависимость от индивидуального жизненного пути человека. К. п. получил дальнейшее развитие в работах ученике : и последователей Б. Г. Ананьева. Кон-[ко-, ком-, кор-; лат. сои-] — приставка, означают;; «совместность действия», «взаимодействие» «связь», «взаимозависимость».
Конвергенция[лат. сотег%еге — приближаться, сходиться] — 1. В неврологии — образование проводящих путей мозга благодаря объединению нервных волокон, отходящих от различных участков головного мозга, в единое целое. 2. В офтальмологии — способность глаза поворачиваться вовнутрь и фокусировать взгляд на предметах, расположенных вблизи него, так что на обеих сетчатках получается единое изображение. Чем ближе расположен рассматриваемый предмет, тем больше степень конвергенции (сходимости). Конверсия[англ, сопгегаюп] — в психиатрии — выражение конфликта как физического симптома болезни. Психоаналитики убеждены в том, что подавленная интуитивная энергия чаще проявляется в виде потери двигательной или сенсорной активности (напр., развитием паралича), чем нарушением речи или утратой осознанности поступков. Считается, что это один из путей развития конверсивного нарушения у человека. Конвульсия[лат. сопги1яит — потрясать, колебать] — клонические судороги большой амплитуды, захватывающие значительные группы мышц. Константность восприятия[лат. соп&апз — постоянный, неизменный] — постоянство образа воспринимаемого предмета, сохраняемое, несмотря на изменение физических условий, при к-рых воспринимается предмет (удаленность, освещенность, угол зрения). У глухих и слабослышащих детей не наблюдается сколько-нибудь значительных изменений в К. в., но у у м -ственно отсталых (олигофренов) обнаруживаются нек-рые нарушения. Конституциональная глупость —врожденная ограниченность психики, при которой интеллектуальный уровень находится на границе нормы и психической патологии. Иногда хорошо учась и обладая хорошей памятью, эти люди, «от рождения неумные», столкнувшись с жизнью, оказываются несостоятельными. Они приспосабливаются лишь в рамках привычного домашнего обихода и забот о материальном благополучии. Иногда конституционально глупые обладают хорошим умением, легко овладевают трудовыми навыками — умеют больше, чем знают (П. Б. Ганнушкин). См. Слабоумие относительное, Слабоумие салонное. Конституция[лат. сотишш — установление, организация] — в медицине — совокупность относительно устойчивых морфологических и функциональных (в том числе психических) свойств человека, обусловленная наследственностью, а также длительными и/или интенсивными влияниями окружающей среды, определяющая функциональные способности и реактивность организма. К. астеническая[с. а^Иетса] — К., характеризующаяся астеническим телосложением в сочетании с повышенной возбудимостью нервной системы. К. атлетическая[с. аМеПса] — см. К. нормостеническая. К. генетическая —см. Генотип. К. гиперстеническая[с. ИурегМпетса; син.: К. пикническая, К. пищеварительная (устар.)] — К., характеризующаяся пикническим телосложением в сочетании с жизнерадостностью, общительностью, энергичностью. К. гипопараноическая[с. Нурорагапо1са\ син.: Клейста гипопараноическая К.] — К., при к-рой выражены ранимость, подозрительность, склонность к идеям отношения и переоценка собственной личности. К. иктаффинная[с. Мафта; лат. 1с(и$— удар, припадок + аЦгпЬ — сродный, свойственный; син.: К. эпилептическая, Мауца иктаффинный диатез] — К., характеризующаяся тугоподвижностью психических процессов, обстоятельностью, педантизмом, ханжеством, угодливостью, вспыльчивостью в сочетании с атлетическим телосложением; по Мауцу. характеризуется склонностью к заболеванию эпилепсией. К. кушингоидная[син.: кушингоид] — К., характеризующаяся преимущественным развитием подкожной жировой клетчатки на туловище, умеренно выраженным матрониз-мом, гипертрихозом; внешний вид при К. к. напоминает вид больных с синдромом Кушинга. К. невропатическая[с. пеигораШса} — К., характеризующаяся склонностью к вегетативным нарушениям, явлениям раздражительной слабости, слабой переносимости сильных раздражителей. К. нормостеническая[с. погтозЛетса; син.: К. атлетическая] — К., характеризующаяся атлетическим телосложением в сочетании с энергичностью, уверенностью в своих силах. К. пикническая[с. рустса; грен, руспоз — плотный, крепкий] — см. К. гиперстеническая. К. пищеварительная[устар.; с. сН%е51ог'ш\ — см. К. гиперстеническая. К. психастеническая[с. рзусИазМетса] — К., характеризующаяся склонностью к тревожным реакциям, нерешительности, чувству неполноценности, слабоволию, фобиям или навязчивым состояниям. К. психопатическая[с. раусИораМса] — совокупность дисгармонических особенностей личности, лежащих в основе психопатии и ее проявлений. К. статотимическая[с. $ШШ1гут'1са;греч. хШоз — остановленный, неподвижный + Мутоз — настроение, чувство] — склад личности, проявляющийся серьезностью, трудолюбием, психической ригидностью, любовью к порядку; характеризуется склонностью к заболеваниям эндогенными депрессиями. К. циклоидная[с. сус1о1аеа] — разновидность циклоти-мической К. с более выраженными особенностями склада личности.
К. циклотимическая[с. сусШИут'юа;греч.ЬуЫоз— круг, цикл + 1Нутоз — настроение, чувство] — К., характеризующаяся значительными колебаниями настроения и экстра-вертированностью в сочетании с пикническим телосложением; по Кречмеру, характеризуется склонностью в заболеванию маниакально-депрессивным психозом. К. шизоидная[с. зсЫюМеа] — разновидность шизоти-мической К. с более выраженными особенностями склада личности. К. шизотимическая[с. зсН'цоЛутюа; греч. $сЫт,д— расщеплять + Мутох — настроение, чувство] — К., характеризующаяся склонностью к аутизму и рационализму, слабостью эмоциональных контактов, повышенной сенситивностью и ранимостью или бесчувствием в сочетании с лептосомным или диспластическим телосложением; по Кречмеру, характеризуется склонностью к заболеванию шизофренией. К. энехетическая\с. епесИеНса; греч. епесНб — держать внутри, задерживать] — К., характеризующаяся тугоподвиж-ностью психических процессов, обстоятельностью, педантизмом, ханжеством, угодливостью, вспыльчивостью в сочетании с диспластическим телосложением; по Мауцу, характеризуется склонностью к заболеванию эпилепсией. К. эпилептическая[с. ерПерПса] — см. К. иктаффшшая. Консультативная психология —раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). К. п. исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, к-рые, в свою очередь, могут обеспечить отускание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Соответственно К. п. пытается ответить на пять основных вопросов: I) в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью (клиентом), и челове- ком, ее оказывающим (консультантом); 2) каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта; 3) какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в процессе консультирования; 4) какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента; 5) каковы те приемы или техника, к-рые могут быть сознательно использованы консультантом в процессе оказания помощи. К. п. содержательно и организованно обособилась в начале 50-х гг. в США по мере осознания специфики процесса консультирования и его отличия от психотерапии, с одной стороны, и обучения — с другой. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам; от обучения придание значения не столько знаниям, сообщаемым консультантом клиенту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениям между консультантом и клиентом, порождающим дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей последним. Тем не менее между этими тремя областями не существует жестких границ; модели психотерапии, консультирования и обучения взаимообогащают друг друга. К. п. базируется на социальной, клинической и дифференциальной психологии, психологии личности и тестологии. Выбор оснований для конкретной модели К. п. часто связан с более общей теоретической ориентацией — психоаналитической, адлериан-ской, личностно-центрированной, бихевиоральной, когнитивной и т. д. К основным моделям, или парадигмам, К. п. относятся: 1) тренинг жизненных навыков; 2) тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникативных навыков; 3) тренинг в решении проблем и принятии решений; 4) тренинг в поддержании здорового образа жизни; 5) ориентация и развитие способностей; 6) помощь в становлении самоин-дентичности и личностном развитии. Модели К. п. специфицируются и приспосабливаются в соответствии с жизненными ситуациями, вызывающими психическую дезадапта-
цию, нарушения в развитии. Проблемами, в наибольшей степени повлиявшими на спецификацию моделей К. п. за последнее десятилетие, явились алкоголизм, наркомания, насилие над детьми, трудности в обучении детей. К. п. все больше используется представителями других, непсихологических профессий, входя в процесс профессиональной подготовки руководителей, учителей, врачей. В свою очередь, внутри профессионалов-консультантов различаются отряды с различной базовой подготовкой: психиатры, психологи, социальные работники, священники, психиатрические медицинские сестры, посредники. Консультация генетическая[англ. §епег!с соипзе!-Пп&\ — консультация, во время к-рой врач рассказывает больному и членам его семьи о природе и наличии у них возможных наследственных заболеваний, о том, какова вероятность передачи этих заболеваний детям и как можно предотвратить их развитие, а также проводит диагностирование и назначает необходимое лечение. К. г. играет очень важную роль в процессе пренатального и постнатального обследования, а также в ходе планирования семьи. Контент-анализ[англ, солили — содержание] — в психологии — метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и др. носителей информации (видеозаписей. теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д.), в к-ром в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации (напр., психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, вилы взаимодействия людей, жанры сообщений и т. д.). Затем производится систематический замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или др. информации. К. а. дает возможность выявлять отдельные психологические характеристики коммуникатора. аудитории, сообщения и их взаимосвязи. В отличие от элементарного содержательного анализа, К. а. как научный ме-
тод психологии используется для получения информации, отвечающей нек-рым критериям качества (таким, как объективность, надежность и валидность). Заметную роль в повышении качества К. а. играет возможность использования методов многомерного статистического анализа данных К. а. Особенно широко используется факторый анализ, способствующий выявлению скрытых факторов, определяющих содержание текстов. Контузия мозга— ушиб мозга; трактуется так же, как и сотрясение мозга. При сотрясении мозга наступает нарушение функции головного мозга без грубых изменений его вещества. При К. м. наряду с общемозговыми явлениями, свойственными сотрясению, обнаруживаются и очаговые симптомы, зависящие от повреждения определенного участка вещества мозга. Вслед за травмой головы может наступить бессознательное состояние, появляется рвота, иногда судороги. Уже в это время нередко появляются очаговые симптомы, к-рые выступают более ясно позже, когда больной приходит в себя. Очаговые симптомы могут быть очень разнообразными, в зависимости от локализации травматического поражения (параличи и парезы, расстройства чувствительности, речевые нарушения и др.) Повреждение мозга происходит либо в области полученной травмы, либо в участке, расположенном напротив, — от «противоудара» смещенного мозга о внутреннюю стенку черепа. Ушиб может вызвать и повреждение сосудов мозга, и травматический асептический менингит. Исход при ушибах мозга зависит от размеров и интенсивно |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |