Главная Случайная страница Категории: ДомЗдоровьеЗоологияРнформатикаРскусствоРскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиРкологияРРєРѕРЅРѕРјРёРєР°Рлектроника |
Логические элементы Рё логические схемыОсновным логическим операциям, используемым РІ РР’Рњ, соответствуют следующие логические элементы, каждый РёР· которых имеет РґРІР° РІС…РѕРґР° (слева) Рё РѕРґРёРЅ выход (справа).
Для отрицания отдельный элемент применяется редко, так как отрицание (обозначается кружком) может быть помещено как на входы
так и на выходы логических элементов
Логические элементы реализуются аппаратно СЃ помощью транзисторов, резисторов Рё С‚. Рї. Значению «истина» соответствует наличие напряжения РЅР° входах Рё РЅР° выходах, значению «ложь» – его отсутствие. Логические элементы соединяются между СЃРѕР±РѕР№ Рё подсоединяются Рє входам, соответствующим переменным X, Y, Z, Рё образуют логическую схему. Как правило, логическая схема имеет РѕРґРёРЅ выход. Пример 6.7. Построить логическую схему, реализующую упрощенную функцию РёР· примера 6.1. Решение. Каждый логический элемент имеет только РґРІР° РІС…РѕРґР°, поэтому перегруппируем слагаемые: f(X, Y, Z) = X + Y + Z = (X + Y ) + Z. Запишем схему, соответствующую логической функции (СЂРёСЃ. 6.1). Черные точки РЅР° соединителях элементов обозначают разветвление, чтобы отличать его РѕС‚ наложения соединителей. □ Р РёСЃ. 6.1. Логическая схема, соответствующая Перед построением логической схемы функцию РјРёРЅРёРјРёР·РёСЂСѓСЋС‚, чтобы получить схему СЃ минимальным количеством элементов. Пример 6.8. Построить функцию, соответствующую схеме Минимизировать функцию Рё РїРѕ ней построить логическую схему. Решение. Выпишем функцию, соответствующую схеме: f(X, Y, Z) = (X + Y)Z + Y . Минимизируем функцию РїРѕ методу Блейка, для этого приведем ее Рє РІРёРґСѓ СЃСѓРјРјС‹ произведений – раскроем СЃРєРѕР±РєРё: f(X, Y, Z) = (X + Y)Z + Y = X Z + YZ + Y . Перейдем РєРѕ второму этапу минимизации – применим операцию склеивания: YZ + Y = YZ + Y + Y. Р’ результате второго этапа получим f(X, Y, Z) = X Z + YZ + Y + Y. Перейдем Рє третьему этапу – применим операцию поглощения: f(X, Y, Z) = X Z + Y. Функция минимизирована. Построим РїРѕ ней логическую схему (СЂРёСЃ. 6.2). Р РёСЃ. 6.2. Логическая схема, соответствующая Р’ результате получена логическая схема, число элементов которой меньше, чем Сѓ РёСЃС…РѕРґРЅРѕР№. □ Количество РІС…РѕРґРѕРІ логического элемента называется коэффициентом объединения (РљРѕР±). РЈ всех рассмотренных элементов коэффициент объединения РљРѕР± = 2, РЅРѕ существуют элементы СЃ коэффициентом объединения РљРѕР± = 3; 4; 8. Как правило, логические элементы РЅРµ выпускаются отдельно, Р° интегрированы РІ некоторую логическую схему. Для удешевления производства вместо логических элементов РґРІСѓС… типов Р Рё РЛРиспользуют элементы РѕРґРЅРѕРіРѕ типа Р-РќР• или РР›Р-РќР•. Чаще используют элементы Р-РќР•. Пример 6.9. Построить логическую схему РїРѕ функции РІ базисе NAND РёР· примера 6.5. Решение. Функция РІ базисе NAND имеет РІРёРґ: f(X, Y, Z) = (Y ½ Z) ½ (Y ½ X). Логическая схема представлена РЅР° СЂРёСЃ. 6.3. □ Р РёСЃ. 6.3. Логическая схема, соответствующая Глава 7. Р—РќРђРќРРЇ. МОДЕЛРПРЕДСТАВЛЕНРРЇ Р—РќРђРќРР™ Знания Рё РёС… особенности Знания – это форма существования Рё систематизации познавательной деятельности человека, то, что РјС‹ знаем после изучения. Р’ РР’Рњ знания представляются РІ РІРёРґРµ схем, формул Рё текста РїРѕ определенным правилам. Представлению знаний РїСЂРёСЃСѓС‰ пассивный аспект: РєРЅРёРіР°, таблица, память РР’Рњ. Р’ системах искусственного интеллекта подчеркивается активный аспект представления: познание должно стать активной операцией, позволяющей РЅРµ только запоминать, РЅРѕ Рё извлекать воспринятые (приобретенные, усвоенные) знания для рассуждений РЅР° РёС… РѕСЃРЅРѕРІРµ. Рассмотрим особенности знаний, отличающие РёС… РѕС‚ данных. 1. Внутренняя интерпретируемость. Каждая информационная единица имеет уникальный идентификатор, который позволяет системе искусственного интеллекта найти ее, например, для ответа РЅР° запрос, РІ которых этот идентификатор СѓРїРѕРјСЏРЅСѓС‚. Пусть имеются следующие сведения Рѕ составе бригады цеха (табл. 7.1). Таблица 7.1. Сведения Рѕ составе бригады цеха
Рнформация Рѕ том, РіРґРµ хранятся сведения Рѕ фамилиях, специальностях, стаже, разрядах Рё окладах называется протоструктурой информационных единиц. РЎ помощью данной протоструктуры можно найти необходимую информационную единицу Рё ответить РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ типа «Что системе известно Рѕ Петрове?В» или «Есть ли среди специалистов фрезеровщик?В». 2. Структурированность. Структура информационных единиц представляет СЃРѕР±РѕР№ рекурсивную вложенность РѕРґРЅРёС… информационных единиц РІ РґСЂСѓРіРёРµ. Р’ данной таблице каждая строка содержит сведения РѕР± РѕРґРЅРѕРј РёР· работников, Р° вместе эти строки определяют состав бригады. 3. Связность Между информационными единицами установлены СЃРІСЏР·Рё различного типа. Отношения между информационными единицами РјРѕРіСѓС‚ быть декларативными или процедурными. Пусть разряд определяется следующим образом. Если работник проработал 5 лет Рё менее, то РѕРЅ имеет 1 разряд, если 10 лет Рё менее – 2 разряд Рё С‚. Рґ. Рто пример декларативного отношения «ПРРР§РРќРђ – СЛЕДСТВРЕ». Пусть оклад определяется РїРѕ формуле Оклад = Разряд ´ Ставка (= 2000). Расчет оклада представляет СЃРѕР±РѕР№ отношение процедурного типа «АРГУМЕНТ – ФУНКЦРРЇВ». Процедурные отношения между информационными единицами позволяют РЅРµ хранить РёС… отдельно, Р° получать РїРѕ мере надобности РёР· уже имеющихся информационных единиц. Между информационными единицами РјРѕРіСѓС‚ устанавливаться Рё иные отношения, например, определяющие РїРѕСЂСЏРґРѕРє выбора информационных единиц РёР· структуры или указывающие РЅР° то, что РґРІРµ информационные единицы несовместимы РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј РІ РѕРґРЅРѕРј описании. 4. Семантическая метрика. РџРѕРјРёРјРѕ отношений между информационными единицами можно установить меру близости РїРѕ тематике или проблематике. РќР° РѕСЃРЅРѕРІРµ этих показателей формируются классы информационных единиц, что позволяет найти знания, близкие Рє уже найденным. 5. Активность. Р’СЃРµ операции, выполняемые РР’Рњ, запускаются командами СЃ использованием данных, то есть данные пассивны, Р° команды активны. Р’ системах искусственного интеллекта, как Рё Сѓ человека, действия инициируются знаниями, имеющимися РІ системе. Знания предполагают целенаправленное использование информации, способность управлять информационными потоками для решения определенных задач. Вышеперечисленные особенности отличают знания РѕС‚ данных. Однако эти особенности РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ РЅРµ реализованы РІ полной мере РІ существующих системах. Модели представления знаний Представление знаний РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ рамках той или РёРЅРѕР№ системы представления знаний. Система представления знаний – это совокупность программных средств для хранения Рё обработки знаний. Система представления знаний выполняет следующие функции: - хранение знаний Рѕ предметной области РІ соответствии СЃ моделью представления знаний РІ базе знаний (БЗ); - РІРІРѕРґ новых знаний; - проверка непротиворечивости хранимых знаний; - удаление знаний; - вывод новых знаний РёР· уже имеющихся знаний; - предоставление знаний пользователю. Модель представления знаний – это СЃРїРѕСЃРѕР± записи знаний, предназначенный для отображения текущего состояния объектов некоторой предметной области Рё отношений между РЅРёРјРё, Р° также изменение объектов Рё отношений. Модель представления знаний может быть универсальной, то есть применимой для большинства предметных областей, или специализированной, то есть разработанной для конкретной предметной области. Рљ основным универсальным моделям представления знаний относятся: - логические модели; - сетевые модели; - продукционные модели; - фреймовые модели. Знания хранятся РІ базе знаний РІ соответствии СЃ моделью представления знаний. Логические модели Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ логических моделей лежит понятие формальной теории, задаваемой четверкой: S = < T, F, A, R >. Рассмотрим компоненты формальной теории. T – множество символов теории S, называемых термами Рё образующих алфавит теории. Конечная последовательность символов множества T называется выражением теории S. F – подмножество выражений теории S, называемых формулами теории Рё построенных РїРѕ синтаксическим правилам. Примерами правил РјРѕРіСѓС‚ быть праивла записи формул алгебры высказываний. A – множество формул, называемых аксиомами теории S Рё являющихся априорно истинными формулами. R – конечное множество отношений между формулами, называемые правилами вывода. Правила вывода позволяют получать новые формулы множества F Р·Р° счет применения этих правил вывода Рє аксиомам или уже выведенным формулам. Формальная система позволяет выводить новые правильные формулы множества F, применяя Рє аксиомам множества A Рё уже полученным формулам правила вывода множества R, то есть выводить РёР· РѕРґРЅРёС… истинных высказываний новые истинные высказывания. Таким образом, РІ рамках формальной системы можно получить бесконечное число формул РёР· небольшого числа исходных аксиом. Вывод новых знаний РІ рамках логической модели представления знаний заключается РІ получении некоторого утверждения РёР· имеющихся аксиом Рё правил вывода. Если РІ результате вывода утверждение получено, то РѕРЅРѕ считается истинным Рё является логическим следствием РёР· аксиом. Р’ этом случае задачей пользователя или программиста является описание предметной области совокупностью утверждений РІ РІРёРґРµ логических формул. Доказательство истинности утверждения осуществляется РР’Рњ РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ исходных утверждений. Наиболее простой метод логического вывода использует только РѕРґРЅРѕ правило вывода Рё называется методом резолюции. Метод резолюции заключается РІ выполнении следующих шагов: 1) взять отрицание формулы A Рё привести формулу Рє РљРќР¤; 2) выписать множество дизъюнктов K = {D1, ..., Dn} формулы ; 3) если РІРѕ множестве существуют пара дизъюнктов Di Рё Dj, РѕРґРёРЅ РёР· которых содержит переменную Y, Р° РґСЂСѓРіРѕР№ – отрицание переменной , то соединить эти дизъюнкты дизъюнкции Di + Dj Рё сформировать новый РґРёР·СЉСЋРЅРєС‚ + , исключив переменные Y Рё ; 4) возможны три случая: - если дизъюнкты Di Рё Dj содержат только переменные Y Рё , то получен пустой РґРёР·СЉСЋРЅРєС‚ Рё логическое следствие верно; - если РІРѕ множестве K РЅРµ существует РґРІСѓС… дизъюнктов, для которых применим шаг 3, то логическое следствие неверно; - если полученный РґРёР·СЉСЋРЅРєС‚ РЅРµ является пустым, то Рё добавить его Рє множеству K Рё РІРЅРѕРІСЊ выполнить шаг 3. Пример 7.1. Рассмотрим логический вывод знаний. Пусть для некоторого студента справедливы три факта, являющихся аксиомами – исходными утверждениями для логического вывода: 1) если студент болеет, то РѕРЅ принимает лекарства; 2) если студент РЅРµ болеет, то РѕРЅ С…РѕРґРёС‚ РЅР° учебу; 3) студент РЅРµ принимает лекарства. Следует ли РёР· этих аксиом следующее высказывание: 4) студент С…РѕРґРёС‚ РЅР° учебу. Выделим РІ этих утверждениях простые высказывания: A = «студент болеет»; B = «студент принимает лекарства»; C = «студент С…РѕРґРёС‚ РЅР° учебу». Запишем утверждения СЃ помощью этих простых высказываний СЃ учетом того, что конструкция «если A, то BВ» соответствует логической операции импликации A → B: 1) A → B; 2) → C; 3) ; 4) C. РџСЂРё преобразованиях будем использовать следующие равносильные формулы алгебры высказываний: = A; A → B = + B; = × , РіРґРµ В«+В» – дизъюнкция; В«×В» – операция конъюнкции; В«→В» – операция логического следствия (импликация). Проверим, является ли высказывание 4 логическим выводом РёР· утверждений 1-3: [(A → B) × ( → C) × ] → C. Р’ соответствии СЃ методом резолюций возьмем отрицание РѕС‚ данного выражения Рё преобразуем его Рє РљРќР¤: = ( + B) × (A + C) × × . Множество K включает следующие дизъюнкты: K = { + B, A + C, , }. РР· РґРІСѓС… дизъюнктов + B Рё A + C получим новый РґРёР·СЉСЋРЅРєС‚ B + C, который включается РІ множество K: K = { + B, A + C, , , B + C}. РР· РґРІСѓС… дизъюнктов B + C Рё получим новый РґРёР·СЉСЋРЅРєС‚ C, который также включается РІРѕ множество K: K = { + B, A + C, , , B + C, C}. Полученный РґРёР·СЉСЋРЅРєС‚ C является отрицанием дизъюнкта , Р° значит, высказывание 4 является логическим следствием РёР· утверждений 1-3. □ РџРѕРјРёРјРѕ высказываний, для представления знаний РјРѕРіСѓС‚ использоваться предикаты. Р’ отличие РѕС‚ естественного языка, который очень сложен, язык логики предикатов использует конструкции естественного языка, которые легко формализуются. Предикат – это функция, возвращающая значения 1 («истина») или 0 («ложь») РІ зависимости РѕС‚ значений аргументов. Например, P(x,y)=(x>y). Р’ логике предикатов вводятся РґРІРµ операции. 1. Квантор существования $. Выражение $x P(x) (читается: «существует x, для которого P(x)В») истинно, если существует такое значение x РёР· множества M, РїСЂРё котором P(x) = 1: $x P(x) = P(x1) + P(x2) + … 2. Квантор общности ". Выражение "x P(x) («для любого x P(x)В») истинно, если P(x) = 1 для всех значений x РёР· множества M: "x P(x) = P(x1) В· P(x2) В· … Рассмотрим пример представления знаний СЃ помощью предикатов. Пример 7.2. Приведем структуру описания следующего объекта СЃ помощью логики предикатов: «Солнечная система состоит РёР· центрального светила Рё девяти планет, обращающихся РІРѕРєСЂСѓРі него». Выражения «состоит РёР·В» Рё «представляет СЃРѕР±РѕР№В» используют для того, чтобы описать структуру некоторого объекта. Описание может быть статическим Рё динамическим. Р’ случае статического описания указывается взаимное пространственное расположение частей. Р’ случае динамического описания – законы РёС… относительного перемещения РІ пространстве или описание иных РІРёРґРѕРІ движения (РёС… зависимости РѕС‚ времени). Для нашего примера, считая для простоты, что планеты равномерно движутся РїРѕ круговым орбитам, можно построить следующее описание, используя следующее выражение: "x $y "t (СОЛНЕЧНАЯ_РЎРСТЕМА (С…, t) º º РЎРћРЎРўРћРРў_РР—(x, y, t) × × $z0 $z1 … $z8 "z (((z Î y) В® ((z = z0) + (z = z1) + … + (z = z8)) × × РЎРћР›РќР¦Р•(z0) × РњР•Р РљРЈР РР™(z1) × Р’Р•РќР•Р Рђ(z2) × Р—Р•РњР›РЇ(z3) × РњРђР РЎ(z4) × Р®РџРТЕР(z5) × РЎРђРўРЈР Рќ(z6) × × РЈР РђРќ(z7) × РќР•РџРўРЈРќ(z8) × × $ РљРћРћР Р”РРќРђРўР«(z0, t, ) × ( = 0)) × × (РљРћРћР Р”РРќРђРўР« (zk, t, ) × × (rk = ak) × (qk = bk) × (jk = ck Å dk Ä t)))), РіРґРµ º – логическая операция эквивалентности, В«ÅВ» – операция арифметического сложения; В«ÄВ» – операция арифметического умножения; t – время. Для описания пространственного положения космических тел определяются: – координатный вектор РІ сферической системе координат = < r, q, j> (соответственно, = 0 следует понимать как (r = 0) × (q = 0) × (j = 0), Р° $ как кортеж РёР· трех кванторов); ak, bk, ck, dk – числа, определяющие соответственно радиус орбиты, СѓРіРѕР» наклона орбиты, положение РЅР° орбите, период обращения. Названия Солнца Рё девяти планет символизируют РЅРµ только РёРјСЏ, РЅРѕ Рё РІСЃРµ существенные характеристики соответствующего объекта. Например: РњРђР РЎ(z4) º (РРњРЇ (z4, РњРђР РЎ) × РњРђРЎРЎРђ(z4; 6,4Ä1013) × × РџР•Р РРћР”_ВРАЩЕНРРЇ_Р’РћРљР РЈР“_СВОЕЙ_РћРЎР(z4; 24,5) × × РЎР Р•Р”РќРР™_Р”РАМЕТР(z4, 6776)). Общий РІРёРґ такого описания можно представить схемой "x $y "t (Рђ(x, t) ~ РЎРћРЎРўРћРРў_РР—(x, y, t) × S(y, t)), РіРґРµ S(y, t) – описание совокупности y как статической или динамической системы пространственно организованных элементов. □ Возможность получения новых знаний РёР· уже имеющихся знаний (аксиом) посредством логического вывода делает логические модели представления знаний широко используемыми РІ системах искусственного интеллекта. Семантические сети Семантическая сеть – это система знаний, имеющая РІРёРґ сети, узлы которой соответствуют объектам предметной области Рё РёС… свойствам, Р° РґСѓРіРё – отношениям между РЅРёРјРё. Представим СЃ помощью семантической сети следующие факты: «все кашалоты – киты», «Моби Дик – кашалот», «киты имеют хвост». РњРѕР±Рё Дику посвящен одноименный роман американского писателя Германа Мелвилла. РР· данных фактов можно выделить следующие объекты, которые Р±СѓРґСѓС‚ являться узлами сети: «Моби Дик», «кашалот», «кит», «хвост». Взаимосвязь этих объектов опишем СЃ помощью отношений: - «часть – целое» (IS-A) (пример: «стол» IS-A «мебель»); - «целое – частное» (PART-OF) (пример: «рука» PART-OF «тело»). Семантическая сеть, описывающая факты, представлена РЅР° СЂРёСЃ. 7.1. Р РёСЃ. 7.1. Представление фактов семантической сетью Рспользуя отношения IS-A Рё PART-OF, РёР· имеющихся фактов можно вывести факты «Моби Дик – кит» Рё «Моби Дик имеет хвост». Семантическая сеть представляет СЃРѕР±РѕР№ ориентированный граф СЃ поименованными дугами Рё вершинами. Вершинам графа, описывающего семантическую сеть, соответствуют: - события представляют СЃРѕР±РѕР№ действия, происходящие РІ реальном РјРёСЂРµ; - объекты представляют объекты реального РјРёСЂР°, Р° также РёС… особенности Рё характеристики (цвет, размер, качество), Р° применительно Рє событиям – продолжительность, время, место. Дуги графа семантической сети отображают многообразие отношений между объектами, которые условно можно разделить РЅР° четыре класса: - лингвистические отношения РІ СЃРІРѕСЋ очередь подразделяются РЅР° глагольные (время, РІРёРґ, СЂРѕРґ, залог, наклонение), атрибутивные (цвет, размер, форма) Рё падежные; - логические отношения, используемые РІ алгебре высказываний: дизъюнкция, конъюнкция, отрицание, импликация Рё РґСЂ.; - теоретико-множественные: отношение части целого (PART-OF), отношение множества Рё элемента (IS-A); - квантифицированные отношения общности Рё существования; РѕРЅРё используются для представления таких утверждений как «Любой станок надо ремонтировать», «Существует работник Рђ, обслуживающий склад Б». Рассмотренный выше пример семантической сети отображал теоретико-множественные отношения между объектами, представляющие понятия предметной области. Рассмотрим использование семантических сетей для представления событий. Чтобы представить некоторые знания Рѕ событиях РІ РІРёРґРµ семантической сети, необходимо выделить данные события. События обычно описываются глаголом. После этого выделяются следующие объекты: - объекты, которые являются инициаторами события; - объекты, РЅР° которые событие воздействует; - объекты, характеризующие свойства события. Р’СЃРµ СЃРІСЏР·Рё понятий, событий Рё свойств СЃ действием (глаголом) называют падежами или падежными отношениями, которые относятся Рє классу лингвистических отношений (табл. 7.2). Таблица 7.2. Возможные падежи
Введение падежей позволяет перейти РѕС‚ поверхностной структуры Рє его смысловому содержанию. Представим РІ РІРёРґРµ семантической сети предложение: «Студент пришел РІ 18.50 СЃ работы РІ университет РЅР° занятие, чтобы сдать лабораторную работу РІ компьютерном классе». Выделим основные события РІ этом предложении, соответствующие действиям: F1 – студент пришел; F2 – пришел, чтобы сдать. Схема семантической сети представлена РЅР° СЂРёСЃ. 7.2. Р РёСЃ. 7.2. Представление знаний семантической сетью Особенность семантических сетей как модели представления знаний состоит РІ единстве БЗ Рё механизма вывода новых знаний. Рассмотрим метод сопоставления, который заключается РІ выполнении следующих шагов: 1) строится семантическая сеть, соответствующая структуре запроса; 2) сеть запроса сопоставляется СЃ семантической сетью, РІ результате чего отыскивается искомый узел, который Рё является ответом. Запрос «Куда пришел студент?В» представим РІ РІРёРґРµ сети (СЂРёСЃ. 7.3). Р РёСЃ. 7.3. Семантическая сеть запроса «Куда пришел студент?В» Сопоставление общей сети СЃ сетью запроса начинается СЃ РїРѕРёСЃРєР° вершины «пришел», имеющей РґСѓРіСѓ «агент», направленную РѕС‚ вершины «студент». Затем РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ переход РїРѕ РґСѓРіРµ «приемник», что РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє ответу «в университет РЅР° занятие». Наряду СЃ методом сопоставления, РІ семантических сетях используется метод перекрестного РїРѕРёСЃРєР°, состоящий РёР· РґРІСѓС… шагов: 1) РїРѕРёСЃРє отношений между понятиями; 2) вершина, находящаяся РЅР° пересечении РґСѓРі, соответствующих отношениям РІ запросе, является ответом РЅР° запрос. Сеть запроса «Что сделал студент РІ 18.50?В» представлена РЅР° СЂРёСЃ. 7.4. Р РёСЃ. 7.4. Семантическая сеть запроса Сопоставление общей сети СЃ сетью запроса начинается СЃ РїРѕРёСЃРєР° вершины, РІ которую сходятся РґСѓРіРё «агент» Рё «объект». Р’ данной семантической сети присутствует РѕРґРЅР° вершина «пришел», Рё РѕРЅР° связана падежами СЃ вершинами «студент» Рё «в 18.50В». Поэтому вершина «пришел» является ответом РЅР° этот запрос. Любую семантическую сеть можно записать СЃ помощью предикатов, то есть преобразовать семантические сети Рє логической модели представления знаний. Например, семантическую сеть, изображенную РЅР° СЂРёСЃ. 7.1, можно описать СЃ помощью следующих предикатов: является (элемент, множество); имеет (часть, объект), следующим образом: является (кашалот, РєРёС‚); является (РњРѕР±Рё Дик, кашалот); имеет (С…РІРѕСЃС‚, РєРёС‚). Отношение «студент – пришел» РЅР° СЂРёСЃ. 7.2 можно описать предикатом агент (инициатор, действие). Другие отношения между объектами можно описать аналогичными предикатами. Семантические сети, как модель представления знаний, имеют следующие преимущества: - описание объектов Рё событий производится РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ близком Рє естественному языку; - возможность объединение нескольких семантических сетей РІ РѕРґРЅСѓ; - возможность выделения фрагмента сети Рё использования ее РІ качестве автономной БЗ, содержащей РІСЃРµ необходимые объекты, события Рё отношения между РЅРёРјРё; - небольшое число типов отношений между объектами Рё событиями. Продукционные модели Рта модель называется продукционной, так как РІСЃРµ знания представляются РІ РІРёРґРµ продукций – правил РІРёРґР° ЕСЛРA, РўРћ B, РіРґРµ A – условная часть; B – заключительная часть. Условная часть состоит РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ или нескольких высказываний, соединенных операциями конъюнкции. Заключение состоит РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ высказывания. Если высказывания условной части истинны, то высказывание заключительной части тоже считается истинным. Правила, условная часть которых истинна РЅР° некотором этапе логического вывода, образуют фронт готовых продукций. Математические или программные средства, обрабатывающие знания, представленные правилами, называются продукционными системами или системами продукций. Популярность продукционных моделей определяется следующими факторами: - простой Рё точный механизм использования знаний: подавляющая часть человеческих знаний может быть записана РІ РІРёРґРµ продукций; - однородность: знания описываются РїРѕ единому синтаксису; - параллельность: одновременно РјРѕРіСѓС‚ обрабатываться несколько правил. РџСЂРё большом числе продукций (более 1000) продуцкионная модель имеет, РїРѕ крайней мере, РґРІР° недостатка: - усложняется проверка непротиворечивости продукций; - усложняется проверка правильности работы логического вывода. Системы продукций состоят РёР· РґРІСѓС… частей: 1) БЗ, состоящая РёР· правил; 2) блок логического вывода новых знаний РёР· правил БЗ. Пример 7.3. Рассмотрим функционирование системы продукций, БЗ которой включает РґРІР° правила. правило Рџ1 ЕСЛРлето = жаркое Росадков = мало РўРћ урожай = плохой правило Рџ2 ЕСЛРурожай = плохой РўРћ цены_РЅР°_продукты = растут. Р’ правилах использовались высказывания, представляющие названия переменных Рё РёС… значения. Рассмотрим РґРІР° СЃРїРѕСЃРѕР±Р° логического вывода РІ продукционных моделях: РїСЂСЏРјСѓСЋ Рё обратную цепочки рассуждений. Р’ РїСЂСЏРјРѕР№ цепочке дано РёСЃС…РѕРґРЅРѕРµ истинное высказывание, которое служит для доказательства истинности новых высказываний. Далее производится перебор правил. Если условная часть правила является истинной, то Рё заключительная часть становится истинной. Пусть известны РґРІР° факта, то есть эти высказывания истинны: лето = жаркое; осадков = мало. Прямая цепочка рассуждений будет состоять РёР· следующих шагов. 1. Анализируется правило Рџ1. Его условная часть истинна, так как РѕР±Р° высказывания РёР· условной части истинны. 2. Так как условная часть правила Рџ1 истинна, то заключительная часть правила Рџ1 считается истинной. Следовательно, высказывание урожай = плохой является истинным. 3. РџСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ переход Рє правилу Рџ2 Рё анализируется его условная часть. Условная часть является истинной, так как высказывание урожай = плохой истинно. 4. Условная часть правила Рџ2 является истинной, поэтому Рё заключительная часть этого правила является истинной. Рђ значит высказывание цены_РЅР°_продукты = растут является истинным. Р’ результате РїСЂСЏРјРѕР№ цепочки рассуждений РїСЂРё условии истинности высказываний лето = жаркое; осадков = мало. были выведены следующие факты урожай = плохой; цены_РЅР°_продукты = растут. □ РџСЂРё обратной цепочке рассуждений анализируются заключительные части правил. Задачей обратной цепочки является доказательство истинности высказывания. Р’ качестве исходных данных задаются уже известные истинные высказывания. Пример 7.4. Пусть БЗ включается РґРІР° правила Рё РґРІР° факта, что Рё РІ предыдущем примере. Необходимо доказать истинность высказывания цены_РЅР°_продукты = растут. Обратная цепочка рассуждений включает следующие шаги. 1. Производится РїРѕРёСЃРє правила, РІ заключительной части которого находится это высказывание. Рто правило Рџ2. 2. Анализируется условная часть правила Рџ2, состоящая РёР· высказывания урожай = плохой. Рстинность этого высказывания неизвестна, поэтому производится РїРѕРёСЃРє правила, заключительная часть которого содержит высказывание урожай = плохой. Рто правило Рџ1. 3. Анализируется условная часть правила Рџ1. РћРЅР° является истинной, так как РѕР±Р° высказывания условной части истинны. Следовательно, высказывание урожай = плохой является истинным. 4. Условная часть правила Рџ2 является истинной, что доказывает истинность высказывания цены_РЅР°_продукты = растут. Р’ результате обратной цепочки рассуждений доказана истинность высказывания цены_РЅР°_продукты = растут.□ Р’ рассмотренном примере РІ БЗ находились всего РґРІР° правила, РЅРѕ РІ реальных системах продукций число правил может достигать тысячи. Поэтому возникает проблема выбора продукции, которая будет активизирована РІ данной ситуации. Решение этой задачи возлагается РЅР° систему управления продукциями. Рассмотрим несколько стратегий выбора продукций. Основная РёС… идея сводится Рє сокращению фронта готовых продукций. 1. Принцип «стопки РєРЅРёРіВ». Стратегия основана РЅР° идее, что наиболее используемая продукция является наиболее полезной. Готовые продукции образуют «стопку», РІ которой РїРѕСЂСЏРґРѕРє определяется накопленной частотой использования РІ прошлом. РќР° самом верху стопки находится продукция, Сѓ которой частота использования максимальна. Ртот принцип особенно С…РѕСЂРѕС€, РєРѕРіРґР° частота использования подсчитывается СЃ учетом некоторой ситуации, РІ которой ранее исполнялась продукция, Рё это использование имело положительную оценку. 2. Принцип наиболее длинного условия. Стратегия заключается РІ выборе РёР· фронта готовых продукций той, Сѓ которой стало истинным наиболее «длинное» условие. Ртот принцип опирается РЅР° соображении, что частные правила, относящиеся Рє СѓР·РєРѕРјСѓ классу ситуаций, важнее общих правил, относящихся Рє широкому классу, так как первые учитывают больше информации Рѕ ситуации, чем вторые. Трудность использования данного принципа состоит РІ том, что необходимо заранее упорядочить условия РїРѕ вхождению РґСЂСѓРі РІ РґСЂСѓРіР° РїРѕ отношению «ЧАСТНОЕ – ОБЩЕЕ». 3. Принцип метапродукций. Р’ систему продукций вводятся специальных метапродукций, задачей которых является организация управления РІ системе продукций РІ случае неоднозначного выбора РёР· фронта готовых продукций. Пример метапродукции: ЕСЛР(A) Р (Существуют продукции, РІ условной части которых есть B) РўРћ (продукции, РІ условной части которых есть C, следует активизировать раньше, чем продукции, содержащие РІ условной части B), РіРґРµ A, B, C – некоторые условия. 4. Принцип «классной РґРѕСЃРєРёВ». РџСЂРё реализации этой стратегии выделяется специальное рабочее поле памяти – аналог классной РґРѕСЃРєРё, РЅР° которой мелом пишут объявления Рё стирают РёС… РїРѕ мере необходимости. РќР° этой «доске» выполняющиеся процессы осуществляют следующие действия: - находят знания, инициирующие РёС… активизацию; - выносят информацию Рѕ своей работе, которая может оказаться необходимой для РґСЂСѓРіРёС… процессов. 5. Принцип приоритетного выбора. Стратегия связана СЃ введением статических или динамических приоритетов для продукций. Статические приоритеты РјРѕРіСѓС‚ формироваться априорно РЅР° основании сведений Рѕ важности продукционных правил РІ данной предметной области. Рти сведения, как правило, предоставляет эксперт. Динамические приоритеты вырабатываются РІ процессе функционирования продукционной системы Рё РјРѕРіСѓС‚ отражать, например, такой параметр, как время нахождения РІРѕ фронте готовых продукций. Фреймы Основная идея фреймового РїРѕРґС…РѕРґР° заключается РІ представлении понятий или ситуаций РІ РІРёРґРµ совокупности некоторых свойств Рё РёС… значений. Фрейм можно рассматривать как фрагмент семантической сети, предназначенный для описания объектов Рё всех РёС… свойств. Фрейм состоит РёР· слотов. Слот соответствует некоторой характеристике объекта, представленного фреймом. Значение слота может быть текстовым или числовым. Другие ферймы РјРѕРіСѓС‚ являться значением слота. Для управления значением слота СЃРѕ слотом может быть связана процедура. Процедура запускается РїСЂРё выполнении действия над значением слота или фреймом целиком. РЎРѕ слотами РјРѕРіСѓС‚ быть связаны следующие процедуры: 1. ЕСЛР– ДОБАВЛЕНО: выполняется, РєРѕРіРґР° новая информация помещается РІ слот; 2. ЕСЛР– УДАЛЕНО: выполняется РїСЂРё удалении информации РёР· слота; 3. ЕСЛР– РќРЈР–РќРћ: выполняется, РєРѕРіРґР° запрашивается информация РёР· слота, Р° РѕРЅ РїСѓСЃС‚. Процедуры связываются СЃ определенным слотом или фреймом целиком. РЎ РѕРґРЅРёРј слотом РјРѕРіСѓС‚ быть связаны несколько процедур. Рассмотрим основные особенности фреймов, как модели представления знаний. 1. Базовый тип. Базовые фреймы используются для наглядного представления наиболее важных объектов предметной области. РќР° РѕСЃРЅРѕРІРµ базовых фреймов строятся фреймы для новых объектов. РџСЂРё этом каждый дочерний фрейм содержит слот-указатель РЅР° родительский фрейм. 2. Процесс сопоставления. Р’Рѕ фреймовых системах осуществляется РїРѕРёСЃРє фрейма, который соответствует цели (данной ситуации), то есть сопоставляются значения слота фрейма Рё значения атрибутов цели. 3. Рерархическая структура. Фреймовая система построена РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ иерархической структуры, РІ которой значения атрибутов фреймов верхнего СѓСЂРѕРІРЅСЏ совместно используют< |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |