Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Массажные приёмы, используемые для устранения

головной боли (А. Жданов, 2010)

Область Приёмы
Лобная часть головы Поглаживание ладонной поверхностью кистей и подушечками пальцев без отягощения; лёгкое растирание подушечками пальцев
Края глазниц Круговое поглаживание подушечками пальцев без отягощения; круговое надавливание (выполняется максимально аккуратно)
Височная область Спиралевидное поглаживание подушечками пальцев без отягощения; растирание
Мускулатура грудной клетки Поглаживание с минимальным отягощением; растирание; разминание подушечками пальцев и щипцеобразное разминание
Шея и область затылка Поглаживание ладонной поверхностью кистей и подушечками пальцев без отягощения; выжимание; растирание; разминание в медленном темпе
Волосистая часть головы Граблеобразное поглаживание (вниз и в стороны от теменной области); растирание подушечками пальцев
Ушные раковины Растирание с минимальным нажимом
Пальцы ног Разминание (сильное, но нетравматичное)

 

Ход занятия:

№ п/п Содержание учебного материала Дозировка (время, мин.) Организационно-методические указания
1. Подготовительная часть – 5 мин.
  Организационный момент Построение, рапорт, взаимное приветствие, проверка наличия студентов
Объявление цели занятия и порядок проведения Объявить, что должен знать, уметь и какими навыками владеть студент по данной теме
2. Основная часть – 80 мин.
  1. Сущность самомассажа. Основные и вспомогательные массажные приёмы Обучение основным массажным приёмам:поглаживание, растирание, разминание, вибрация. Дискуссия. 4-5 контрольных вопроса по теме
2. Методика проведения самомассажа. 2.1. Последовательность выполнения общего самомассажа. Основные и вспомогательные приёмы   Фронтальный метод организации. Демонстрация основных и вспомогательных приёмов самомассажа преподавателем. Ответить на вопросы по теме
3. Самомассаж отдельных частей тела. 3.1. Демонстрация преподавателем общего самомассажа с подробными комментариями. 3.2. Демонстрация преподавателем самомассажа для устранения головной боли с подробными комментариями. 3.3. Самомассаж отдельных частей тела (по заданию преподавателя)     Фронтальный метод организации: практическое выполнение общего самомассажа студентами.   Фронтальный метод организации: самомассаж с целью устранения головной боли – выявить лучшего исполнителя самомассажа. Индивидуальная работа студентов. Преподавателю обратить внимание на технику исполнения. Ответить на вопросы по теме
3. Заключительная часть – 5 мин.
  Разбор действий обучаемых при выполнении учебных заданий Дать оценку методической и практической подготовленности студентов исполнявших самомассаж. Выявить нарушения при подборе приёмов самомассажа, Дать рекомендации по устранению недостатков в действиях студентов
           

 

Контрольные вопросы:

1. Каких правил следует придерживаться при проведении самомассажа?

2. Назовите основные приёмы самомассажа.

3. Перечислите наиболее распространённые в практике самомассажа вспомогательные приёмы поглаживания, растирания, разминания, вибрации.

4. В какой последовательности лучше проводить общий самомассаж?

5. Какие приёмы применяются, и в какой последовательности при самомассаже коленного сустава?

6. Назовите последовательность проведения и приёмы самомассажаголеностопного сустава?

7. Как влияет самомассаж на организм человека?

 

Методы оценки и коррекции осанки

Цель занятия:

Формирование у обучающихся общекультурной компетенции (ОК-5) –готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья; общепедагогической компетенции (ОПК-1) – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; профессиональной компетенции в области педагогической деятельности (ПК-7)– готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

1. Знать: основные заболевания позвоночника; методы оценки и коррекции осанки; методику составления комплекса корригирующей гимнастики для позвоночника с учётом отклонений в состоянии здоровья.

2. Уметь: использовать методы оценки и коррекции осанки; составить комплекс корригирующей гимнастики для позвоночника с учётом отклонений в состоянии здоровья.

3. Владеть навыками оценки и коррекции осанки.

План занятия:

1. Основные заболевания позвоночника. Методы оценки и коррекции осанки.

2. Корригирующая гимнастика для позвоночника.

3. Методика Поля Брэгга, пять основных упражнений для позвоночника.

4. Ход занятия.

Основные заболевания позвоночника. Методы оценки

И коррекции осанки

Позвоночный столб представлен 32-34 позвонками, которые как самостоятельные отдельные кости имеются только в скелете новорождённого.

В 17-25 лет 5 крестцовых и 3-5 копчиковых позвонков, срастаясь друг с другом, образуют две кости – крестец и копчик. В позвоночном столбе взрослого человека различают 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных позвонков, крестец и копчик [65]. Когда ребёнок начинает ходить, у него формируются физиологические изгибы в позвоночнике. Для нормального положения позвоночника характерно 4 изгиба: 2 лордоза – шейный и поясничный – и 2 кифоза – грудной и крестцовый.

Рисунок 13. Дефекты осанки  
Лордоз – это изгиб позвоночника выпуклостью вперёд, кифоз – выпуклостью назад. Окончательное формирование изгибов завершается только к 25 годам. В норме отклонение изгибов позвоночника от вертикальной линии составляет 3–5 см. (Рисунок 13) [65; 85].

В результате многих исследований установлено что, расплачиваясь за прямохождение 90-96 % людей имеют сглаженные физиологические изгибы, а 6-10 % наоборот, чрезмерно увеличенные изгибы, что уже указывает на первую стадию болезни позвоночника [69].

Привычная поза непринуждённо стоящего человека без активного мышечного напряжения называется осанкой. Осанка– это важный показатель здоровья и гармоничного физического развития человека. Факторы, определяющие осанку человека: форма позвоночника и грудной клетки; положение головы, пояса верхних и нижних конечностей; угол наклона таза. Правильная осанка способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и организма в целом. Она характеризуется симметричным расположением правой и левой части тела, относительно позвоночника [29].

Признаками нормальной осанки являются (В.А. Епифанов, 2006):

­– среднее положение линии остистых отростков;

– оси туловища и головы расположены на одной вертикали перпендикулярно площади опоры;

– нормальная физиологическая кривизна позвоночника;

– прямое положение головы и одинаковые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем;

– углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии, сами лопатки – на одинаковом расстоянии от позвоночника, прижаты к туловищу;

– симметричность треугольников талии (пространство между боковой поверхностью тела и внутренней поверхностью свободно опущенной вниз руки);

– грудная клетка симметрична относительно средней линии, при осмотре спереди и сзади не имеет западений или выпячиваний, молочные железы у девушек и соски у юношей, как правило, находятся на одном уровне;

– симметричен живот, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии;

– угол наклона таза в пределах 35-55° (у мужчин он меньше);

– ноги прямые, тазобедренные и коленные суставы разогнуты [29].

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами. Наиболее часто нарушения осанки возникают вследствие неправильной рабочей позы, слабого физического развития, заболеваний перенесённых в раннем детстве, врождённой патологии опорно-двигательного аппарата (ОДА) [29].

Доктор медицинских наук В.А. Епифанов указывает на то, что нарушения осанки чаще «формируются в период первого ростового скачка в дошкольном возрасте, и особенно при пубертатном скачке роста у подростков. В более старшем возрасте осанка изменяется в связи с дистрофическими процессами в суставах тела, межпозвонковых дисках, сопровождаясь неврологическими синдромами, в том числе болевым, прогрессирующим ослаблением мышц» [29, с. 358].

Различные нарушения осанки, кроме деформации костного аппарата, могут вызвать расстройство нервной и двигательной деятельности, головные боли, повышенную утомляемость, отрицательно влиять на деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д.

Чтобы определить свою осанку, нужно стать перед зеркалом и критически осмотреть себя со всех сторон – спереди, сбоку, сзади используя дополнительно ручное зеркало. Далее нужно проанализировать дефекты своей осанки во фронтальной плоскости (спереди и сзади), взглянув на плечи, если одно из них визуально выше другого, или заметно выпирают рёбра, а при взгляде на спину видно, что угол лопатки выпирает, налицо искривление позвоночника, это повод обратиться к специалисту. Нарушения осанки в сагиттальной (передне-задней) плоскости могут быть вызваны как увеличением, так и уменьшением физиологических изгибов позвоночника. Самообследование проводят стоя боком к зеркалу.

К нарушениям осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника относятся:

1) Сутуловатость – увеличение грудного кифоза с вершиной в верхней части грудного отдела, сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его отсутствия.

2) Круглая спина (тотальный кифоз) – увеличение грудного кифоза на протяжении всего грудного отдела почти с полным отсутствием поясничного лордоза. Грудь западает, плечи сведены, шея и голова наклонены вперёд, живот выстоит, ягодичные мышцы уплощены, лопатки крыловидно выпячены.

3) Кругловогнутая спина (кифолордотическая осанка) – все изгибы позвоночника усилены, угол наклона таза увеличен (60° и более). Голова, шея, плечи наклонены вперёд, живот выступает. Колени максимально разогнуты, иногда переразогнуты, чтобы удержать центр тяжести в пределах опорной поверхности. При недостаточном развитии мышечной системы отмечают крыловидные лопатки. Из-за дряблости и слабости мышц брюшного пресса возможно опущение внутренних органов [29].

К нарушениям осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника относятся:

1) Плоская спина – грудной кифоз выражен слабо, наклон таза уменьшен, уплощение поясничного лордоза. Грудная клетка уплощена, плечи и голова смещены вперёд и опущены, лопатки крыловидные. При данной деформации происходит снижение рессорной функции позвоночника, что ведёт к постоянным микротравмам головного и спинного мозга, изменениям ликвородинамики в них, что приводит к постоянному чувству усталости, головным болям и другим проявлениям астено-депрессивного синдрома.

2) Плосковогнутая спина – уменьшение грудного кифоза при несколько увеличенном поясничном лордозе из-за значительного наклона таза, что сопровождается выраженной отставленностью ягодиц. Грудная клетка узкая, мышцы живота (как и всего туловища) ослаблены [29].

Во фронтальной плоскости может наблюдаться асимметричная осанка, проявляющаяся нарушением симметрии между правой и левой половинами туловища [85].

К наиболее тяжёлым прогрессирующим заболеваниям позвоночника относится сколиоз. Это дугообразное искривление во фронтальной плоскости и торсией (когда тело отдельного позвонка закручивается) позвонков вокруг вертикальной оси, обусловленное патологическими изменениями в позвоночнике и паравертебральных тканях (ткани расположенные близко к позвонкам: мышцы, связочный аппарат, сухожилия и капсулы суставов). Сколиоз чаще всего начинается и быстро прогрессирует в юности, особенно в период, когда идёт бурный рост человека – от 10 до 17 лет.

Распространённость заболевания 30-40 детей на 1000 человек [29].

Скалиозы бывают различного происхождения:

I группа – миопатического (мышечного), когда в основе искривлений позвоночника лежит недостаточность развития мышечной ткани и связочного аппарата.

II группа – неврогенного: на почве полиомиелита, нейрофиброматоза, радикулита, люмбоишиалгии и других заболеваний.

III группа – на почве аномалий развития позвонков и рёбер: врождённые сколиозы, возникновение которых связано с костными диспластическими изменениями.

IV группа – связана с заболеваниями грудной клетки, нарушающими статику позвоночника (ожоги, пластические операции на грудной клетке и т.п.).

V группа – идиопатические, этиология которых остаётся невыясненной [29].

В зависимости от расположения на позвоночнике вершины искривления выделяют пять типов сколиозов: шейно-грудной (вершина искривления находится на уровне IV-V грудных позвонков); грудной (вершина искривления на уровне VII-IX грудных позвонков); пояснично-грудной (вершина искривления на уровне X-XII грудных позвонков); поясничный (вершина искривления на уровне I-II поясничных позвонков); комбинированный, или S-образный – характеризуется двумя первичными дугами искривления (вершины искривления на уровне VIII-IX грудных и I-II поясничных позвонков) [29].

Особенно ясно виден сколиоз (вид и локализация) по линии, образуемой остистыми отростками, при наклоне туловища вперёд со свободно опущенными руками.

По степени тяжести клиники различают четыре степени сколиоза (В.Д. Чаклин, 1965):

I степень сколиоза характеризуется простой дугой искривления. Позвоночник напоминает русскую букву «С».

II степень сколиоза характеризуется появлением компенсаторной дуги искривления. Позвоночник приобретает форму «S». Угол отклонения основной дуги сколиотического искривления – до 25°. Торсионные изменения отчётливо выражены.

III степень сколиоза: позвоночник имеет не менее двух дуг. Угол отклонения основной дуги, определяемый рентгенологически – от 25-40°. Торсионные изменения резко выражены, проявляются значительной деформацией грудной клетки и наличием рёберного горба.

IV степень сколиоза – тяжёлое обезображивание туловища. Угол отклонения позвоночника от вертикальной оси больше 40°. Наблюдается деформация таза и грудной клетки, отчётливо выражены передний и задний рёберные горбы [29].

Для формирования правильной осанки необходимо равномерно развивать мышцы всего тела. Прежде всего, статическую силу мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, а также подвижность позвоночника [19].

Рекомендуется систематически вести контроль за осанкой. Для этого рекомендуется выполнять следующие упражнения:

1) И. п. – стоя у стены. Принять правильную осанку: затылок, плечи, ягодичная область, икроножные мышцы, пятки касаются стены; живот подтянут, шея немного вытянута вверх, плечи расправлены. Отойти от стены на один-два шага, сохраняя правильную осанку. Вернуться в и. п.

3) И. п. – стоя у стены, принять правильную осанку. Сделать несколько шагов вперёд, присесть, встать, сохраняя правильную осанку. Ходьба по залу с остановками, с сохранением правильной осанки. Вернуться в и. п.

Выполнять упражнения необходимо как можно чаще, пока не выработается привычка и не сформируется навык правильной осанки.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...