Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кафедра философии, биоэтики и культурологии

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра философии, биоэтики и культурологии

 

 

Культурология

Учебно-методическое пособие по курсу «культурология»

для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студентов УГМА

 

Екатеринбург 2010


Учебно-методическое пособие по курсу «культурология»

для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям

студентов УГМА

 

Издание первое - Екатеринбург.

Изд-во УГМА, 2010 – 100 с.

 

 

В Учебно-методическом пособии содержатся вопросы к семинарским занятиям и основная литература, темы докладов и литература для подготовки к ним. Также

в Приложении № 1 предложены темы рефератов;

в Приложении № 2 содержится обязательный понятийный минимум дисциплины и основной понятийный фонд (словари) к каждой теме семинарского занятия;

в Приложении № 3 вопросы к зачету по культурологии и тестовые задания для самоподготовки студентов к тестированию.

 

Составители: старший преподаватель Е.В.Белоусова

ассистент, С.А.Горшкова

Рецензент: доктор философских наук, профессор Князев В.М.

 

 

Уральская государственная

медицинская академия, 2010.

 


Введение

 

Предмет «культурология» является важной частью федерального компонента высшего профессионального медицинского образования РФ (ГОС ВПО, март 2000г., раздел Ф.04), и определена как одна из 4 обязательных базовых дисциплин гуманитарного цикла. Данное пособие рассчитано на студентов первого курса и предполагает путем изучения курса культурологии расширить круг концепций и представлений о культуре, сложившихся в мировой науке, позволит полнее реализовать цели социально – гуманитарного образования

Главная задача курса формулируется в соответствии с концепцией гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Это воспитание специалиста, обладающего широкой культурой, эрудицией и навыками творческой работы.

Предложенный для изучения курс содержит все необходимые дидактические единицы и рассчитан на 36 часов (18 часов - лекций и 18 часов - семинарских занятий). Предусмотрена и самостоятельная подготовка студентов. Курс разработан в соответствие с рекомендациями и часовой нагрузкой базовой программы «Культурология», предложенной Всероссийским учебно–научно–методологическим Центром по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию при Минздраве РФ (март 2001 г.). Почасовая разбивка тематических планов лекций и семинарских занятий также проведена в соответствии с нормами, утвержденными Учебно-методическим управлением УГМА. Изучение курса завершается зачетом, поэтому в пособии предусмотрены соответствующие виды отчетности.

Данное Учебно-методическое пособие включает тематический план лекций и семинарских занятий, перечень рекомендуемой литературы, основной понятийный фонд к каждой теме и обязательный понятийный минимум по дисциплине, перечень тем докладов и рефератов, вопросы и тестовые задания для подготовки к зачету.

 

Тематический план лекций.

 

№№ П / п Тема Объем в часах
Историческое изменение понятий о культуре. Структура и состав современного культурологического знания.
Культурогенез. Культура и природа. Мифология, её место в культуре.
Религия как феномен культуры и социальный институт.  
Искусство и наука как формы духовно-практического освоения мира.  
Русская культура. Место и роль России в мировой культуре.  
Проблемы и особенности развития современной культуры. Модерн и постмодерн.
Культурная картина мира. Семиотика культуры. Межкультурная коммуникация.
Культура, личность, общество.  
Диалог культур. «Восток» и «Запад» как культурологические понятия.  

 

Тематический план семинаров.

 

№№ П / п Тема Объем в часах
Культура как предмет культурологии. Теоретические концепции культуры
Генезис культуры. Миф как ядро первобытной культуры.  
Религия как феномен культуры и социальный институт.  
Искусство как зеркало культуры. Роль науки и техники в развитии культуры.
Русская культура. Место и роль России в мировой культуре.  
Проблемы и особенности развития современной культуры. Культура постмодернизма.
Культурные ценности и нормы. Этика и этикет в культуре.  
Культура, личность, общество.  
Диалог культур. «Восток» и «Запад» как культурологические понятия.

Планы семинарских занятий по курсу культурологии.

Доклад 1. Пережитки первобытной культуры

План доклада:

Э. Б. Тайлор о пережитках культуры; примеры пережитков в различных культурах; суеверия в современной культуре.

Литература к докладу:

1. Белов А.В. Улыбка дракона: очерки о суевериях. М. 1979.

2. Дмитриев Ю.Д. Тринадцать черных кошек. М. 1988.

3. Мизинцев В.А. О суевериях всерьез. М. 1989.

4. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М. 1989. Гл.3, 4.

5. Руднев В.А. Древо жизни: об истоках народных и религиозных обрядов. Л. 1989.

Доклад 2. Миф и магия.

Доклад 3.

Доклад 4. Античная мифология

(мифы Древней Греции и Древнего Рима)

План доклада:

переход от хаоса к космосу, пантеон олимпийских богов; Аполонновское и дионисийское в античной культуре; тема рока, судьбы в античной мифологии.

Литература к докладу:

1. Вольская Н.С. Семиотика древнегреческого мифа// Вопросы философии. 1972. №4.

2. Бондаренко Ю.Я. Идея судьбы: корни и эволюции. М. 1989.

3. История мировой культуры. Ростов н/Д., 2000. С.188-199.

4. Кессиди Ф.К. От мифа к логосу. М. 1973.

5. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. Опыты. Литературно-философский ежедневник. М. 1990.

6. Мифы народов мира 2-х т. М. 1980.

7. Словарь античности. М. 1989.

8. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М. 1989.

9. Кун А.А. Легенды и мифы Древней Греции. М. 2007.

10. Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. М. 2001. Лекция 6.

11. Культурология. Под редакцией А.А.Радугина. М. 2003. Гл.З.

 

Доклад 4. Современный этикет

План доклада:

(этические основания современного этикета; принципы общегражданского и делового этикета; требования национального, дипломатического, повседневного и застольного этикета в различных жизненных ситуациях; гендерные различия в этикете.

Литература к докладу:

1. Настольная книга для девочек. Путеводитель по этикету /Авт.-сост.М.Ю.Муллаева, М.Н.Пьяница, Е.А.Цукалова.-М. 2008

2. Осталовская И. Ада, так не надо (этикет для девушек). М. 1993.

3. Пост П.Энциклопедия этикета от Эмили Пост. Правила хорошего тона и изысканных манер на все случаи жизни / Пегги Пост[пер. с англ.] М. 2007

4. Соловьев Э.Я.Современный этикет. Деловой международный протокол. М. 2003.

5. Цемме Ханна Вверена. Современный этикет на все случаи жизни /Ханна Вверена Цемме[пер.с нем.] М. 2008

6.Этикет для девушек /авт.-сост. Г.М.Еникеева. М. 2002.

 

Культура.

Слово (лексема), термин и понятие К. многозначны. Этимологически восходит к латинско­му термину “cultura” (возделывание, обрабатывание), В теологическом толковании его соотносят с “куль­том”, верой, полагая, что культ — это бутон, из кото­рого произрастает культура. Насчитывается несколько сотен теорети­ческих определений (дефиниций) культуры. Ее опре­деляют как систему знаков, символическую оболочку человеческой деятельности; как то, что содеяно чело­веком, противостоит натуре (природе), как мир ис­кусственных фактов (артефактов); как процесс про­грессирующего самоосвобождения человека; как фор­му традиционного поведения, программу образа жизни и т. д. Наличие такого множества определений демон­стрирует сложность того, что именуют К. Это зависит от того, что пестр и противоречив, неисчерпаем и мно­гогранен сам человек, ее творец и потребитель.

Культурная картина мира - это мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности. Можно сказать, что содержательной основой культурной картины мира является система ценностных ориентаций данной социальной общности, ее понимания добра и зла, эстетического идеала, счастья, справедливости и т.д. Все это делает возможным отличить одну культуру от другой.

Ядром культурной картины мира является менталитет(от латинского –мышление, образ мыслей, духовный склад)..

Морфология культуры

раздел культурологии, исследующий внутреннюю организацию культуры, со­ставляющие ее блоки. По одной из классификаций (М. Каган) есть три формы предметного бытия культу­ры: человеческое слово, техническая вещь, социальная организация и три формы духовной предметности: зна­ние, ценностность, проект и художественная предмет­ность, несущая в себе художественные образы. По дру­гой классификации (А. Флиер), культура включает четкие блоки человеческой деятельности: культура со­циальной организации и регуляции, культура позна­ния мира, человека и межчеловеческих отношений, культура социальной коммуникации, накопления, хра­нения и трансляции информации; культура физичес­кой и психической репродукции, реабилитации и рек­реации человека. Возможны и другие классификации. М. к. изучает формы и строение ее артефактов (куль­турных объектов) во времени и пространстве.

Функции культуры

Основной, фундаментальной функцией культуры является человекотворческая, гуманитарная функция. Она коррелирует со сверхзадачей культуры – расширенное воспроизводство человека как вида.

Выполнение этого обеспечивают следующие функции культуры.

Функция трансляции, передачи социального опыта, информативная функция. Эта функция обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического процесса. Эта функция проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и передачи информации, ведь не случайно культура считается коллективной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах (памятников литературы, искусства, религии и т.п.)

Познавательная (гносеологическая) функция культуры связана с возможностью человека освоить накопленный социальный опыт множества поколений людей. Потребность этой функции заключается в стремлении человека создать собственную картину мира. Познание является необходимым элементом жизнедеятельности человека. "Она (культура) осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах: добро - в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту - в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях... "[Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С.164.]

Знаковая, или семиотическая, функциякультуры представляет собой определенную знаковую систему культуры, предполагает ее знание. Без знания определенных знаковых систем невозможно постичь все многообразие культуры.

Нормативная (регулятивная) функциякультуры связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности человека. Обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в обществе, приводить в соответствие с общественными интересами и нормами действие отдельных социальных групп и индивидуумов. Эта функция предназначена для обеспечения определенности, понятности, предсказуемости поведения. Это - технические, юридические, этические и др. нормы, которые так или иначе заложены в культуре общества.

Защитная функциякультуры является следствием необходимости сбалансированного отношения человека и окружающей его среды (в том числе и природной). Расширение поля деятельности человека влечет за собой все новые и новые опасности, что требует создания культурой неких защитных механизмов (медицина, экологические службы, технические и технологические достижения и т.д.).

Коммуникативная функциякультуры способствует общению людей друг с другом, обмену достижениями культуры. Основные каналы коммуникации - зрительный, осязательный, речевой.

Ценностная (аксиологическая) функциякультуры отражает качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству, как правило, судят об уровне развития человека и общества.

Культуры субъект(от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) — конкретный инди­вид (или социальная группа), созидающий культур­ные ценности, нормы, цели, правила, обычаи, соци­альные стандарты и т.д., а также потребляющий, и личностно усваивающий объекты культуры. Формирование К. с. определяется воздействием не какого-либо одного фактора (идеологического, политического, эко­номического, эстетического и т. д.), но целостностью влияния различных культурных форм и образов со­знания. К. с. конкретно-исторически обусловлен, но одновременно обладает способностью творить новое, выходя за рамки существующей культуры. В куль­турологической мысли XX века возникла тенденция умаления возможностей К. с. в роли источника упоря­дочивающей творческой деятельности, проявившаяся в учениях структурализма (человек детерминирован миром структур, в котором он живет — Ж. Лакан, М. Фуко), постструктурализма (идеология, “ложное сознание” довлеет над индивидом — М. Фуко, Р. Барт), в концепции массовой культуры (подверженность со­знания человека воздействию специальных манипу-лятивных механизмов — X. Ортега-и-Гассет).

Культурогенез(от лат. cultura и греч. genesis — возникновение): 1) возникновение культуры как та­ковой;

2) один из видов социокультурной динамики, заключающийся в постоянном самообновлении куль­туры как путем трансформации уже существующих систем и форм, так и в процессе создания новых арте­фактов, не существовавших в культуре ранее. К.-г. не следует представлять как только начало становления общества и человека, это непрерывные процессы по­стоянной адаптации человеческих сообществ к меня­ющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодей­ствия. Генезис культурных форм проходит несколько этапов: осознание необходимости появления нового (знаний, социальных структур, механизмов социали­зации и коммуникации), создание новых культурных форм и их внедрение в социальную практику. К.-г.есть единый процесс обновления и преемственности. Сотворение новых культурных форм должно служить развитию человеческого в человеке. В противном слу­чае возможно появление таких форм организации культурной жизни, которые служат не обновлению культуры, а прямо противоположны ей, как напр., китайский вариант “культурной революции”, когда представителей творческой и художественной интел­лигенции отправили в поля на сельхозработы; изгна­ние творческой интеллигенции из России после 1917 г. (“философский пароход”); практика “Пролеткульта” и т. д. Все это проявления агрессивного антикультур­ного псевдогенеза.

Динамика и статика культуры

противо­речивое единство сохранения, воспроизводства и об­новления, развития её элементов, свойств и отноше­ний. Состояние неизменности культуры выражается понятием “статика”; те изменения, которые происхо­дят в культуре и во взаимодействии различных куль­тур, выражаются понятием “динамика”.

Культуры символ(от др.-греч. sumbolon — ус­ловный знак, признак, знамение) — чувственно вос­принимаемый предмет, представляющий некоторый другой предмет, свойство или отношение, использую­щийся для приобретения, хранения, переработки и передачи культурных значений и смыслов. В каче­стве К. с. могут выступать практически любые пред­меты и вещи, природные и социальные процессы, животные и растения, фантастические существа и т. д. К. с. есть конкретно-чувственное выражение идей, идеалов и ценностей, к-рыми живет человек и к-рыми обусловливается развитие и функционирование самой культуры. К. с. обеспечивает творческую преемствен­ность культуры, делая накопленное и воплощенное в них смысловое содержание исходным пунктом для творческого развития со стороны новых поколений.

Цивилизация

(от лат. civis — гражданин, что ука­зывает на принадлежность к городской жизни). Сло­во и понятие Ц. столь же многозначны, как и “куль тура”. Зачастую лексемы “цивилизация” и “культу­ра” толкуются как синонимы, в литературном и пуб­лицистическом языке они часто взаимозаменяемы, хотя стилистически и различны. У многих авторов, в т. ч. и у русских философов, понятия культуры и Ц. разделяются и даже противопоставляются. К культу­ре относят сферу духовности (идей), а к цивилиза­ции — область результатов материальной деятельнос­ти (вещей). Ц. стала трактоваться как материальный аппарат культуры. Утверждается, что культура гиб­нет и сникает перед торжеством Ц. Распространено и иное толкование Ц., когда она представляется как общая характеристика исторически конкретных ти­пов социальности и культуры. В этом случае Ц. по­нимается как определенная ступень общественной ис­тории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием соци­альной структуры и духовного мира. Наиболее крат­кое определение Ц. таково: “Ц. — социально-куль­турные комплексы, складывающиеся в разное время в различных областях Земли и несущие в себе черты социального и культурного своеобразия. Именно по­этому встречаются выражения “цивилизация инков”, “греческая цивилизация”, “древняя цивилизация”, “современная цивилизация” и др.

 

Язык культуры– это совокупность культурных объектов, обладающих внутренней структурой (устойчивыми отношениями), явными и неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, и служащая для коммуникативных процессов.

 

Методы Культурологии

- совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры и, в опр. степени, конструирующих предмет культурологич. изучения. Поскольку культурология - интегративная область знания, вбирающая в себя рез-т исследования ряда дисциплинарных областей (социальной и культурной антропологии, этнографии, социологии, психологии, языкознания, истории и др.), анализ реализуется посредством комплекса познават. методов и установок, группирующихся вокруг некоего смыслового центра "культура и ее аспекты", что позволяет переосмыслять многие представления и понятия, существующие в рамках каждой из составляющих дисциплин. В процессе культурологич. анализа конкр. методы разных дисциплин, как правило, используются выборочно, с учетом их способности разрешать аналитич. проблемы общекультурологич. плана; нередко они применяются не в качестве формальных операций, а как подходы в социальных или гуманитарных исследованиях. Все это дает основание говорить об опр. трансформации дисциплинарных методов, об их особой интеграции в рамках исследований культуры, что в итоге стимулирует развитие культурологич. познания в целом. Подобная констатация не отменяет самой необходимости выделять в особую группу и специально исследовать методы культурологич. анализа. Так, к М.к. приложимо распространенное в других социальных и гуманитарных науках деление на способствующие разработке фундаментального знания, и те, к-рые связаны с получением эмпирич. знания. В особую группу можно также выделить методы, позволяющие разрабатывать прикладную область культурологич. знания. В последние десятилетия в рамках прикладного знания рождались методы и технологии таких новейших отраслей культурологии, как урбанистич. и экологич. антропология, социокультурное проектирование, организация межинституциональных отношений и связей (в том числе адаптационное консультирование, public relations) и др. Другая группировка М.к. восходит к исторически традиц. разделению наук на науки о природе и науки о духе. В 20 в. исследователи стали говорить еще и об использовании в анализе об-ва и культуры двух важнейших групп методов - идиографических и номотетических (как они определены в общей социологии в работах Виндельбанда, Риккерта, М.Вебера) или методов гуманитарного культуроведения и социального культуроведения по терминологии отеч. научной мысли. Говоря о гуманитарных дисциплинах, имеют в виду комплекс методов лит-ведч. и филол. наук, истории и теории культуры, религиоведения, иск-ведения, этнографии, культурной антропологии, философии, этики и др. Когда речь идет о социальных науках, то в эту группу включают методы экономики, политологии, этнологии, социологии и др. В первой группе наук осн. задача связана с изучением индивидуального характера культур, их сравнением, описанием исходного культурного материала; обобщение же в этом случае выступает как вторичная задача. При этом используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутр. смысл ее явлений и ценностей, что так или иначе связано с позитивно направленной ценностной позицией. Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод пережитков и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы истор. наук, в частности, сравнительно-истор. метод, анализ текстов в рамках герменевтич. парадигмы и др. Во второй группе наук, напротив, осн. задача - отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений; в этом ряду наук отд. факты приобретают меньшую ценность, чем концептуальные обобщения, придающие аналитич. смысл явлениям и объединяющие их со множеством других. В этом случае использование тех или иных методов в большей степени направлено на познават. выяснение функций культуры, выявление объективных причинно-следственных связей внутри нее, критич, осмысление духовных явлений в культурной жизни. При этом методы, принципы и категории познания тяготеют к идеалу ествественнонаучной парадигмы анализа и инструментально-проектному способу их использования. В этом направлении широко применяются методол. установки и конкр. приемы анализа экон., полит., социол. исследования - структурно-функциональный подход, типологизация, факторный и компонентный анализ, моделирование с применением математич. анализа, массовый опрос, изучение текстов методом контент-анализа и др. Т.о., первая группа методов в большей степени способна отображать пространственно-предметный и конкретно-событийный мир культуры, слабо расчлененный поток культурного опыта людей, а также такие качества культурных явлений, как похожее-непохожее, трудно выразимое, уникальное; подобные методы могут отображать изменчивые или целостные явления в культуре, но с их помощью сложно определять форму самой изменчивости и целостности. Вторая группа методов, напротив, опираясь на силу объективированных абстракций, лучше справляется с классом задач по выявлению всеобщего, функционально связанного, по анализу иерархически упорядоченных структур. Эти методы лучше оперируют с усредненными культурными качествами и позволяют изучить то, что дифференцировано, разъединено, имеет отчетливую форму выражения, но с их помощью сложно наделить эту форму столь важным в культуре индивидуально-своеобразным, человеч. содержанием. Вместе с тем в использовании тех или других методов невозможно провести четкую грань между субъектом анализа, с одной стороны, и изучаемым объектом - с другой. Это свойство объединяет методы гуманитарного и социального анализа, отличая их от методов естеств., математич., инженерно-прикладных наук, использование к-рых прочно базируется на процедуре объяснения и почти не актуализирует процедуру понимания. М. Вебер одним из первых привлек внимание к указанной особенности наук об об-ве и культуре, где объект и субъект анализа невозможно разделить. Поэтому он считал, что эти науки должны пользоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Процедуру, к-рая соединила бы их воедино, М. Вебер называл "объясняющим пониманием". С тех пор признание об-ва и культуры специфич. объектами научного анализа, требующими особых методов синтезирующего плана, не раз высказывалось за рубежом в рамках таких научных направлений, как понимающая социология (Ф.Знанецкий, У.Томас и др.), феноменология (А.Шюц и др.), социология культуры (Ф.-Х. Тенбрук, П.Бурдье и др.), и др.

 

Анимизм

(от лат. дух, душа) верование в душу и духов и их влияние на

жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира, характерная черта первобытного мышления по мнению Э.Б. Тайлора.

 

Архетип

Мироощущение, мировосприятие, формирующиеся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, называется культурным архетипом. Главные архетипы культуры, по мнению К.-Г. Юнга, закладываются ещё в первобытные времена.

Архетипы культурные – это архаические культурные первообразы, нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей. Концепция А. к. основывается прежде всего на «аналитической психологии» (К. Юнг), «культурно-исторической теории» (Л. Выготский), «символического итеракционизма» (Дж. Кули), а также представлениях о культуре как ценностно-символической системе. Характерные черты А. к. – устойчивость и неосознанность. «Ахетипическая матрица», формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, «вечных» тем и образов мировой культуры.

 

Вера

Особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Возникает по поводу тех процессов, событий,идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов.

Инициации

(от лат. initiatio - совершение таинств, посвящение), распространённая в родовом обществе система обычаев, связанных с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. И. имели целью подготовку молодёжи к производственной, общественной и семейной жизни и, как правило, сопровождались тренировкой, различными, часто мучительными испытаниями, операциями (обрезание, рубцевание, выбивание зубов и др.), посвящением в тайны и мифы племени. Некоторые из обрядов И. впоследствии, после утраты первоначального значения, были передвинуты на более раннее время жизни. Пережитками И. являются: сохранившийся в исламе и иудаизме обычай обрезания, христианское крещение, возложение священного шнура у индуистов.

Культ-

религиозный (лат. cultus - почитание, поклонение, от colo - возделываю, почитаю), религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами

Магия

совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность, одна из форм древней духовной культуры.

Миф

(от греч. mytos — сказание) — появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире

Обряд

Совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются определенные религиозные представления, бытовые традиции.

Религиозное действие, совершаемое верующими с различными целями. Например, некоторые религии используют обряды для закрепления в сознании верующих некоторых религиозных представлений и укрепления веры во всемогущие силы.

Политеизм

(греч.- многобожие), почитание многих богов, самая распространенная форма религий у древних и современных первобытных народов; различают различные виды П.: анимизм, фетишизм, тератеизм, тотемизм, сабеизм и др. Основа П. состоит в поклонении таинственным силам и явлениям природы (небесные светила, море, реки, ветер, горы, растения и животные, плодородие земли и пр.), которые олицетворяются в живые существа и изображаются в форме идолов, статуй и пр.

Ритуал

[от латин. ritualis - обрядовый] (книжн.).

Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-н. религиозного акта. Р. погребения. Р. свадьбы.

Сакральное

(от лат. sacer - посвященный богу и sacrum - священное) - 1) наделение какого-либо объекта (вещи, явления, животного, человека) священным содержанием, необычным качеством. Понятие "С." выражает представление о разделении мира на профанный (светский, обычный) и сакральный (священный, трансцендентный). Соотношение этих двух миров характеризуется некоторыми особенностями: во-первых, сакральное невыразимо по своей природе и может быть приближено к человеку (его пониманию) только через символ; во-вторых, общение с сакральным требует особой церемонии, придающей человеческому действию священный смысл.

Символ

(от греческого «знак, опознавательная примета») — это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. В символе этим «другим», значением, смыслом является ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни. Значение символов указывает на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека, так и для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом.

 

Синкретизм

качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо, в частности деятельности и сознания.

Табу́

— термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических религиозных запретов — системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу.

Тотемизм

древнейшая форма религии, основанная на вере в сверхъестественную кровную связь представителей той или иной общины с каким-либо видом животных или растений.

Фетишизм

одна из древних форм религии, характеризуется культом неодушевленных предметов, вера в сверхъестественную силу вещей амулетов, талисманов; обожествление предметов и явлений.

Шаманизм

- религия (разнообразные верования), несущей конструкцией которых выступает богоподобный авторитет шамана - харизматической личности (медиума), способной впадать в транс, исцелять больных и убогих, а также находящаяся в контакте с загробными мирами.

Бог (нем. Gott; порт. Deus)

 «в религиях мира Высшее, создающее и устраивающее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон. В религиозных учениях, объединенных принципом теизма, утверждается личное бытие Высшего, его личное отношение (любовь) к сотворённым существам и космосу в целом, его диалогическое самораскрытие в актах Откровения. Идея Бога постепенно кристаллизовалась в различных религиозных традициях человечества. Исходная теория развития - представления первобытных народов о силах, действие которых по разному локализуется на панораме мирового целого»

 По другому распространённому определению, Бог - «одно из ключевых религиозных понятий, означающее некую объективированную сверхъестественную сущность, выступающую объектом поклонения»

 Согласно «Новейшему философскому словарю» Бог - «сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Бога свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование её является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания»

 

Верапризнание чего-либо истинным (убеждение), в том числе признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения (чистая вера), которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Особым случаем проявления феномена веры является религиозная вера. В этом смысле вера противопоставляется уму и знанию

Монотеи́зм (от греч. μόνος, «один» и греч. θεός, «бог» — «единобожие») — религия, основанная на вере в единого Бога, обладающего абсолютной неразделимой властью и силой, а также являющегося Создателем всего сущего.

Рели́гия(от лат. religio — «святыня», набожность, благочестие) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу) и в зависимость от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта вера - основной признак и элемент любой религии. Р. включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) Основы религиозных представлений, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.

Теоцентризм – подход к осмыслению мира с признанием главенства Бога и Божественного начала. Универсальная картина мира, в которой все строится вокруг Высшего начала – Бога.

Толерантность – (лат. – tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям.

Трансцендентный

(лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы). Философский термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретическому познанию

 

Политеи́зм(от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «бог, божество») — букв. «многобожие» — религия, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов. Боги имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.

Политеизм противостоит монотеизму – вере в единого Бога и атеизму, отрицающе

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...