Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Культура как предмет культурологии. Теоретические концепции культуры.

1. Понятие и сущность культуры. Структура и состав современного культурологического знания. Множественность определений культуры и ее причины.

2. Морфология культуры: структура и функции культуры. Материальная и духовная культура. Проблема их взаимоотношения.

3. Историческая типология культуры. Философия и проблемы типологии культуры. Основополагающие теоретические концепции культуры.

4. Методология и методы исследования культурных феноменов.

5. Культурологические аспекты медицины.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какие подходы к определению понятия «культура» существуют в науке?

2. Какое значение термина «культура» ученые считают исторически первым?

3. Какой смысл вкладывался в понятие «культура» в эпоху Античности, Возрождения, Просвещения, Нового и Новейшего времени?

4. Какое определение культуры, на Ваш взгляд, является наиболее исчерпывающим?

5. Является ли человеческая культура единым целым? Обоснуйте свою точку зрения.

6. Что ученые понимают под терминами «материальная» и «духовная» культура? Насколько четко можно разграничить эти понятия?

7. Почему «Закат Европы» О. Шпенглера называют «интеллектуальным романом»? Изложите основные культурологические идеи немецкого философа. Какие типы души культуры он выделил?

9. Какой смысл вкладывал в понятие «коллективное бессознательное» К. Юнг? Дайте определение архетипа. Какие архетипы выделил К. Юнг? Охарактеризуйте их на примерах из мифологической символики и литературы.

10. Какова роль «игры» в становлении человеческой культуры с точки зрения Й. Хейзинга? Является ли актуальным для современного человека утверждение «вся жизнь – игра»?

11. Изложите концепцию П.А. Сорокина. Какие культурные системы выделял ученый? Какой этап переживает современная европейская культура, каковы перспективы ее существования?

Основные понятия:

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Основные понятия культурологии: культура, культурная картина мира цивилизация, морфология культуры, субъект культуры, язык и символ культуры

Основная литература:

1. Введение в культурологию под редакцией Е.В.Попова. М. 1996. Гл.1. 2. С. 1-79.

2. Розин В.М. Культурология. М. 1999. Справочный раздел: Определения культуры. С.282-285.

3. Культурология. История мировой культуры. Под рецакций А.Н. Марковой. М..2001. Гл. 1. С. 11-22.

4. Петрухинцев Н . Н . 20 лекций по пстории мировой культуры. М.. 2001. Лекция I. С 5-13.

5. Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д. 1999. Раздел I.Теория культуры С.5-8.

6. Культурология 20 век. Энциклопеция в 2 томах. СПб. 1998.Ст. Артефакт ультурный, Культура. Культура духовная. Культура материальная и т. д.

7. Культурология в вопросах и ответах. Ростов н/Д. 2001.

8. Культурология. Под редакцией А.А.Радугина. М.. 2003. Гл. 1.2.3. С.12-82.

9. Гуревич П.С. Культурология. Курск. I 996.Гл. 1. С. 3-24.

10. Культурология. Ростов н/Д. 2002. Раздел I. Теория культуры С.7-124

11. Кармин А.С. Новикова Е.С. Культурология С.Пб. 2008

12. Зыкина Е.Б. Основы культурологии./ Учебное пособие для студ. Медицинских университетов. – Курск. 2003.

Доклад 1. Концепция локальньгх культур как альтернатива универсализма линейно-исторической модели культуры. О. Шпенглер: цивилизация как закат культуры.

План доклада:

· кратко рассказать о О. Шпенглере как учёном

· раскрыть его взгляды на культуру и цивилизацию. При этом необходимо уделить внимание следующим вопросам:

• Существует ли, по мысли философа, общечеловеческая культура?

• Что такое «душа культуры»?

• В чём состоит своеобразие фаустовского типа культуры?

•Каким образом развивается каждая из культур, как они сосуществуют?

• Что О. Шпенглер понимал под цивилизацией?

 

Литература к докладу:

1.Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Хрестоматия. М.. 2000.

2.Введение в кулыурологию под редакцией Е.В.Попова. М.. 1996. Гл.1. С. 29-39.

3.Гуревич П.С. Культурология. Курск. 1996. Гл 5. С. 83-92.

4.Культурология 20 век. Энциклопедия в 2 т-х. СПб. 1998. Ст. Тойнби А.К., Шпенглер О..

5.Культурология. Под редакцией А.А.Радугина. М.. 2003. Гл.2. С.22-49

6. Кармин А.С. Новикова Е.С. Культурология С.Пб. 2008 .Гл. 14 С. 376-382

7. Шпенглер О. Закат Европты Т. 1 . М. l 993.

Доклад 2. Психоаналитическая концепция культуры. З.Фрейда и К-Г. Юнга.

План доклада:

Привести краткие сведения о З. Фрейде как учёном. После этого следует подробно осветить его взгляды на бессознательное, человека и культуру. При этом нужно обратить внимание на характеристики бессознательного («ОНО»), сознания («Я») и требований культуры («СВЕРХ‑Я»), взаимодействие этих составляющих человеческой психики, сублимацию, назначение и роль культуры в жизни личности.

Затем необходимо привести краткие сведения о К. Юнге как исследователе, после чего развёрнуто изложить его взгляды на бессознательное, человека и культуру. При этом следует обратить внимание на центральные понятия в теории учёного – «коллективное бессознательное» и «архетип», а также на различия между З. Фрейдом и К. Юнгом в понимании природы бессознательного и назначения культуры в жизни личности.

В заключение следует определить роль рассмотренных теорий в культуре ХХ века.

Литература к докладу:

1. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Хрестоматия. М. 2000.

2. Культурология XX век. Энциклопеция в 2 томах. СПб. 1998. К-Г Юнг. Психоаналитичекая культурология.

3. Культурология. Под редакцией А.А.Радугина. М. 2003. Гл.2.

4. Культурология. Ростов н/ Д. 2002. Раздел 4. Приложение. С. 513 – 519.

5. Михайлов А.Н. Архетипическая концепция К.Г.Юнга. Попытка культурологической реконструкции// Человек. №6.

6. Философский энциклопедический словарь. М. 1983.Ст. Фрейд З., Юнг К.

7. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. М.1989.

8. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. М. 1998. С. 104–130.

Доклад 3. Игровая концепция культуры И. Хейзинги

План доклада:

1. Почему Й. Хейзинга считает, что человеческая культура не может существовать без определенного игрового содержания?

2. Что такое игра в его понимании?

3. Как аргументирует Хейзинга тезис, что игра старше культуры?

4. Каковы функции игры?

5. Как можно классифицировать игру?

6. Почему Хейзинга считает, что пропаганда — это фальсификация игры?

Литература к докладу:

1. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Хрестоматия. М. 2000. Хейзинга Й. Номо ludens. Опыт определения игрового элемента культуры.

2. Введение в культурологию под редакцией Е.В.Попова. М. 1996. Гл. I /7/ С.43-­56.

3. Культурология. Под редакцией А. Л. Радугина. М. 2003. Гл. 2, 9 . Культурология.

4. Культурология. Ростов н/ Д. 2002. Приложения. С.507-512.

5. Культуролопгия 20 век. Энциклопедия в 2 томах. СПб. 1998.

Ст. Хейзинга Й., Игра

Доклад 4. Ценности как основополагющий принцип культуры. Концепция П.А. Сорокина.

План доклада:

Привести краткие сведения о П. Сорокине как учёном. Затем следует раскрыть его теорию социокультурной динамики. При этом необходимо последовательно объяснить, что исследователь понимал под культурой, культурной системой и сверхсистемой, какие типы сверхсистем он выделял и что, по мнению социолога, лежит в основе каждой из них. Далее нужно дать характеристику идеациональному, идеалистическому и чувственному типам культурных сверхсистем и привести их конкретно-исторические примеры. Заключая анализ теории, следует определить, каковы, по мысли П. Сорокина, перспективы существования культуры.

Литература к докладу:

1. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Хрестоматия. М. 2000./ Сорокин П.А. Кризис нашего времени.

2. Гуревич П.С. Культурология. Курск. 1996. Гл. 5. С.92-97.

3. Зюзев А.А., Питирим Сорокин: «собирание» человека.Человек. 2004.№5.

4. Культурология 20 век. Энциклопедия в 2 томах. СПб. 1998. Ст. Сорокин П.А.

5. Культурология. Под редакцией А.А.Радугина. М. 2003. Гл.2.

6. Культурология. Ростов н/Д. 2002./Раздел 4. Приложение. С. 499-506.

7. Философский энциклопедический словарь. – М. 1983. Ст. Сорокин П.А.

8. Кармин А.С. Новикова Е.С. Культурология С.Пб. 2008 Гл.14. § 6. С.390-402

Доклад 5. Концепция осевого времеии в развитии мировой культуры К.C.Ясперса: происхождение личности, философии и религии.

План доклада:

Привести краткие сведения о научной деятельности К. Ясперса.

Раскрыть его теорию «осевого времени».Развитие культуры, по мнению философа, не циклично, а линейно. Нужно последовательно дать характеристику четырём периодам истории (первобытному, эпохе «великих» культур древности, «осевому времени» и послеосевой «имперской» эпохе) и соответствующим каждому из них историческим культурным типам. Особое внимание необходимо уделить рассмотрению «осевого времени», которое, с одной стороны, является эпохой, а с другой – типом культуры. В заключение следует ответить на вопрос, каково, по мысли К. Ясперса, будущее человечества.

Литература к докладу:

1. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Хрестоматия. М. 2000./ Ясперс К. Истоки истории и ее цель.

2. Культурология 20 век. Энциклопедия в 2 томах. СПб. 1998. Ст. Осевое время, Ясперс Карл.

3. Культурология. Ростов н/Д. 2002. С. 108-124.

4. Культурология. Под редакцией А.А.Радугина. М. 2003. – С. 43–45.

5.Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М. 2004. С. 73–77.

6. Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д. 1999. С. 80-83

7 .Философский энциклопедический словарь. – М. 1983. Ст. Ясперс К..

8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991 .

Тема 2. Генезис культуры. Миф как ядро первобытной культуры.

1. Первобытная культура как первый «традиционный» тип культуры, ее синкретический характер.

2. Миф как ядро первобытной культуры. Характерные черты первобытного мифа. Научное определение мифа.

3. Структура и функции мифа. Виды мифов. Миф. Сказка. Легенда.

4. Историческое развитие мифа. Современная мифология.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какое событие можно считать началом культурогенеза? В чем проявляется единство антропо- и культурогенеза?

2. Как называются этапы развития и каковы достижения первобытной культуры?

3. В чем суть палеолитической и неолитической революции?

4. Какое научное определение мифа вам запомнилось?

5. Каковы характерные черты мифологического мировоззрения?

6. Назовите функции и категории мифов.

7. Почему сказка – это пережиток мифа?

8. Что представляет из себя современная мифология? Приведите примеры.

 

Основные понятия:

Культурогенез, инициация, миф, синкретизм, табу, сакральное, обряд, тотем, тотемизм, анимизм, магия, фетишизм, шаманизм, политеизм, мегалиты, символ, мифопоэтические символы, олицетворение, синкретизм и генетизм как характерные черты мифа

Основная литература:

1. История мировой культуры Под ред. проф. Драча Г.В. Ростов н/Д. 1999.

2. Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой А.Н. М. 2001

3. Кравченко А.И. Культурология (словарь). М., 2001. Ст. "Мифологическая картина мира", "Мифология", "Миф".

4. Культурология. Под редакцией А.А.Радугина. М. 2003. Раздел 2.1

5. Культурология. Под ред. проф. Драча Г.В. Ростов н/Д. 2000. Раздел 2.1

6. Культурология XX век. Энциклопедия Т.1, Ст. Миф и религия, Мифологические теории 20 в. на Западе.

7. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М. 1994.

8. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М. 1989.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...