Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сакральные объекты и символические пространства

 

Исходной концепцией проектирования арт-объекта является понимание особой роли символических пространств в современных «культурных ритуалах» - посещении музеев и этнографических комплексов, «ритуальных площадок» (по С. Адоньевой) [1] и прочих формах приобщения к символическим ценностям. Основанием нашей гипотезы является понимание бинарной природы пространства традиционных культур, принятые в этнографии (профанное/сакральное) и представление о структурном сходстве архаичных практик поведения в сакральном пространстве древних культур с современными культурными ритуалами.

Современные культурные ритуалы – это разной степени торжественности посещения символических площадок, как традиционных, вроде кладбища, так и вполне современных – мест празднования выпускных, свадеб, дня ВДВ и прочих. Одним из таких современных ритуалов является посещение памятных, символически наполненных мест – мемориалов, музеев, этнопарков. Особый статус площадок такого рода среди остальных обеспечивается приобщением к наиболее глубоким смыслам и ценностям сообщества. Архетипические основы, задающие структуру символического пространства, вытекают из архаических представлений о сакральной природе пространства.

Каждое культурное пространство имеет свое индивидуальное знаковое содержание, отражающее его природно-культурную специфику в визуально-предметных и территориальных воплощениях. Разнообразные пространственные коды выполняют в человеческой деятельности определенные функции: выступают как средства познания, коммуникации, идентификации, сегрегации и пр. Смысл культурного пространства в этнической культуре в том, что картина мира каждого народа строится на некоторых базовых «элементах мироощущения», позволяющих осмыслить и описать любые процессы и состояния мира. Воплощенные в реальных природно-космических и рукотворных объектах, указанные элементы функционируют как доминантные символы и коды традиционного мировоззрения.

В традиционной культуре мироустройство в его наиболее значимых аспектах – природном, социальном, хозяйственном – утверждается ритуальными действиями в пространстве, с пространством и средствами пространственных кодов.

В традиционных культурах порядку (космосу) освоенного мира противостоит хаос чуждого, неосвоенного. В традиционных культурах граница – наиболее семантически нагруженный элемент пространства. Большая часть мифоритуальных практик обеспечивает ритуальное и визуальное маркирование границ, пограничных территорий и состояний, выполнение правил преодоления и перехода, церемоний взаимодействия с персонажами из мира «по ту сторону» границы. В традиционных культурах большое внимание уделяется священным почитаемым локусам пространства на периферии своего мира находится чужая земля,враждебное пространство.

Пространство иерархично и обязательно имеет центр. Для коллективных концепций пространства в традиционных культурах, запечатленных в мифах, эпосе, фольклоре, на центр пространства – Мировое Древо – возлагаются функции опоры для небесного купола, оси вращения вселенной и пути сообщения между мирами (см. труды М. Элиаде). Вокруг центра располагается своя земля – знакомая, освоенная, безопасная территория.

Изложенное выше обусловило наш выбор проектного предложения – арт-объекты, обозначающие центр и границы символического пространства. Центральный арт-объект исторически соотносится со священными местами и жертвенниками, позднее – с обелисками, а в современных культурных ритуалах это место, у которого происходят реконструкции обрядов и самые торжественные моменты экскурсий, ритуалов и праздников. Символически объект отображает вертикальную структуру мира и соотносится с осью мира и мировым древом.

 

Типология арт-объектов

 

На сегодняшний день в качестве описания современных произведений искусства все чаще на второй план отходят понятия «памятник архитектуры» и «произведение искусства», уступая место новому термину – «арт-объект».

Точного и полного определения этого термина пока нет, но обобщив особенности и характеристики различных арт-объектов, можно сказать, что Арт-объект — это объект искусства, который одновременно может представлять собой симбиоз скульптуры, живописного произведения и промышленного дизайна. Арт объекты используются для создания определенного настроения, привлечения внимания, передачи идеи, украшения – не только в городском пространстве, но и в оформлении помещений. На сегодняшний день методология интерактивных арт-практик не проработана, но, тем не менее, их применение является актуальным и перспективным.

Возникает вопрос, в чем отличие арт-объекта от обычной скульптуры, в чем его особенности? И так ли необходимо разводить это понятия?

Арт и искусство можно считать синонимами в русском языке, поскольку «art» (с англ.) переводится как «изобразительное искусство», однако на практике искусствоведы считают, что между этими понятиями большая и ощутимая разница. Они рассматривают понятие «искусство» как нечто академическое, проверенное временем, каноничное, выполненное «по правилам», домодернистское, а понятие «арт», в свою очередь, определяют как явление постмодернистское, вызывающее, более свободное как в исполнении, так и в плане самой идеи, образа, наполненности.

Одну из главных ролей в реализации арт объекта как такового играет зритель: арт объект не может существовать без визуального взаимодействия со зрителем. Можно сказать, что арт-объект – всегда некий вызов, небольшая провокация зрителя на какую-либо реакцию.

Арт объект «стягивает» на себя окружающее пространство.

«Арт-объект и логичен, и парадоксален в одной и той же среде… функциональность и художественная значимость являются в нем одинаково важными характеристиками» (по Л.И. Абакумову и Г.И. Дергачу) [21].

Зачастую начинающие художники или интересующиеся любители путают понятие «арт-объект» и «скульптура». В чем же различие?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала следует выяснить, чем в общем понимании является традиционная скульптура.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo – высекаю, вырезаю), а по-другому ваяние или пластика (греч. plastika, от plasso - леплю), это вид изобразительного искусства, подразумевающий объёмное, трехмерное изображение. Скульптура создается по законам равновесия, ритма, взаимодействия с природной или окружающей средой.

Скульптура может существовать как самостоятельное произведение, без участия зрителя, с контекстом или без – она обособлена и всегда несет конкретный образ.

Скульптуру можно разделить на классическую скульптуру (по законам анатомии), к примеру, Статую Давида, Микеланджело Буонарроти, и на современную скульптуру (начала 20 века) – например, «полулежащая фигура» Генри Мура (прил. 3).

Различают два типа скульптуры:

– Рельеф – изображение располагается на плоскости, являющейся фоном скульптуры.

– Объемная скульптура (статуи, торс, бюст, скульптурная группа, статуэтки и пр.) – свободно размещена в пространстве и требует кругового обзора.

 

По функциям и содержанию скульптуру можно разделить на:

– Монументальную (или монументально-декоративную) – скульптуру крупных форм. Обычно является составной частью архитектурной композиции (бюсты, многофигурные композиции, колонны, статуи, монументы) и монументально-декоративную. Создается для украшения архитектурных сооружений и комплексов. Размещается чаще всего на улицах и в парках, на фасадах и в интерьерах сооружений. Конкретизирует архитектурный образ, дополняет выразительность архитектурных форм.

– Малых форм – предназначена прежде всего для жилого интерьера. К ней принадлежат произведения глиптики (искусство гравировки, ваяния из металла и камня) и медальерного искусства (искусство изготовления медалей и монет, область мелкой пластики, родственная глиптике).

– Станковую – такая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния и не связана с предметным и архитектурным окружением. Чаще всего станковая скульптура приближена к натуральной величине.

 

Важным периодом для скульптуры стала первая половина XX века: модернистские движения и их дух экспериментализма проникал во все сферы искусства, и не обошел стороной скульптуру. Особенно сильным стало влияние кубизма, что в итоге привело к созданию скульптур из самых различных (нетрадиционных) материалов. Переворотом в искусстве стал всемирно известный «Фонтан» Марселя Дюшана, представленный для выставки общества независимых художников в 1917 году (прил. 4). Именно Дюшан, а за ним и другие художники поп-арта, ввели принцип превращения утилитарного, обычного предмета в объект искусства, произведение скульптуры, отрицая необходимое значение художественно-пластической формы.

Для наиболее продуктивного понимания отличия скульптуры от арт-объекта, проанализируем в качестве примера работы Луизы Берлявской-Невельсон – американской скульпторши, работавшей XX веке в стиле постмодернизма.

Ее работы являются арт-объектами или скульптурами?

Работы Луизы, создаваемые в период расцвета современного искусства, колоритны и смелы. Каждая ее работа – громкое заявление. В 1958 году Невельсон изобрела свой фирменный метод ассамбляжа, создавая с его помощью множество необычных произведений искусства. Луиза наполняла свои ящики различными предметами и деталями: от ножек стульев, сидений от унитазов и рамок для фотографий до бейсбольных бит и кусков древесины (прил. 5). Она собирала свои произведения по частям, но в конечном итоге они складывались в единое целое.

Основоположники и последователи поп-арта, и в особенности Раушенберг, Йозеф Бойс, Билл Вудроу и Яннис Кунеллис в начале XX века ввели в современную художественную культуру новый термин: искусство Объекта.

Объект – понятие, заменившее в ПОСТ-культуре классический термин «произведение искусства». Объектами обозначают различные предметы арт-деятельности: композиции и конструкции смешанного состава, которые могут включать в себя одновременно и объекты, созданные художником, и предметы утилитарного обихода. Объект находится как бы посередине между инсталляцией и ассамбляжем – не достигает пространственной монументальности и утрачивает черты станковизма. Если рассмотреть это понятие внимательно, но можно провести достаточно убедительно-сходную аналогию с современным понятием «арт-объект».

Арт-объект проектируется и существует только в условиях какого-либо контекста, и во-взаимодействии со-зрителем, в отличии от скульптуры, которая по факту обособлена и самостоятельна. Кроме того, арт-объект недолговечен, или менее долговечен, чем скульптура.

Также Арт-объект может обладать такой особенностью, как интерактивность – скульптура же в любом случае ей не обладает.

Луиза Невельсон жила и творила в период расцвета модернизма, кубизма и поп-арта, и ее работы внесли неоценимый вклад в современное искусство. Американский искусствовед, Хилтон Крамер, однажды сказал: «Она была одной из тех художников, чье творчество изменило наше видение мира». Ее работы, бесспорно, нельзя назвать обычными, и уж тем-более «обычными скульптурами».

Арт-объект – понятие более широкое и емкое, чем можно себе представить. Генри Мур в свое время показал миру, что любой объект может стать объектом искусства, если подать его под нужным углом, в нужное время и в нужном месте. Сегодня нет четко определенного понятия «арт-объект», и именно потому, что арт-объектом может стать любое произведение искусства и даже любой предмет обихода, если особым образом взглянуть на него, как отмечают Л.И. Абакумов и Г.И. Дергач: «возможна и такая художественная ситуация, когда, например, и старое потертое кожаное пальто, висящее в полутемном коридоре коммунальной квартиры, да и сама квартира становится арт-объектом» [21].

Ведущее разделение в арт-объектах осуществляется по эстетическим и утилитарным параметрам.

В эстетических, или эстетико-художественные арт-объектах, можно выделить:

– Художественные – глубокая степень интерактивности и соучастия зрителя.

– Массовые – легки в восприятии, настроены на «наивное» восприятие зрителя, на отражение зрителей в объекте, на игровой аспект.

– Социальные – большое значение имеет окружающее пространство и целевая аудитория – такой арт-объект может быть понятен не всем, а лишь определенной целевой группе.

– Утилитарные арт-объекты в наибольшей степени связаны с работой экспериментаторов: инженеров-конструкторов, арт-дизайнеров и архитекторов, и в наименьшей – с работой группы художников.

Помимо этого, арт-объекты бывают:

– Стационарными (длительными).

– Кратковременными (сезонными – для какого-то мероприятия, праздника, выставки).

– Разовыми.

 

По типологии арт-объекты бывают:

– Перформансы.

– Ленд-арт.

– Инсталляция.

– Кинетическое искусство.

– Арт-книги.

– Объекты архитектуры.

– Объекты малой архитектурной формы (скамьи, урны, фонари, фонтаны).

– Объекты декоративно-прикладного искусства.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...