Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ существующих проектных решений.

Сегодня, с популяризацией этничности и истории, все больше людей обращается к культурным кодам и традициям: на Урале имеет место тенденция создания/воспроизведения этнической и символической продукции и, как следствие, приобретения её жителями; проведения этнокультурных мероприятий, отсылающих нас к мифам финно-угров. Творчество древних народов Урала занимает ведущее место в этническом дизайне местных современных художников, по причине связи с культурными корнями и заинтересованности в истории и этнокультурных традициях.

На сегодняшний день существует множество креативных и творческих организаций, позиционирующих свою деятельность как изучение и продвижение культуры и творчества Уральских народов. Одной из самых успешных, среди соседствующих с нами, является Пермская региональная общественная организация по продвижению культурных и молодежных проектов «KAMWA». Свое название она берет от мифологического названия уральской реки КАМА, состоящего из двух древних финно-угорских слов: КАМ – человек, шаман и ВА – вода.

Ведущим мероприятием, благодаря которому КАМВА обрела популярность, является Международный фестиваль современных этнических культур KAMWA, который проводится в Перми с июля 2006 года (прил. 6).

Поначалу, организация начинала с летнего фестиваля 2006 года, а на сегодняшний день она уже зарегистрирована в Роспатенте под собственным товарным знаком. С 2009 года Международный фестиваль официально называется «KAMWA» и имеет в сопровождении знак обслуживания.

По итогам программы «Пермь - культурная столица Приволжского округа 2006» Фестиваль был признан одним из лучших пермских проектов. В 2007 году Фестиваль KAMWA стал мероприятием престижа и приоритетным проектом культурного развития Пермского края, приобрел статус Международного фестиваля. В 2009 году Фестиваль был признан лучшим продюсерским проектом Пермского края, а организаторы Фестиваля получили премию губернатора Пермского края в области развития культуры и искусства. В 2010 году Международный фестиваль KAMWA отметил своё пятилетие, став одним из самых интересных этнических фестивалей современной России.

С 2006 по 2010 год Фестиваль развивал идеи этнофутуризма (современное течение в искусстве финно-угорских и тюркских народов), связанные с ретрансляцией традиционной культуры в современность. Девизом такого этнофутуристического Фестиваля стал «Живой поток времени». Цель проекта состояла в том, чтобы познакомить пермяков, участников и гостей Фестиваля с живой традицией культуры разных стран и национальностей и, в свою очередь, представить уникальность и самобытность культуры коренных народов Прикамья. За время проведения Фестиваля в нем приняли участие более 180 проектов из 40 регионов России, а также гости из Великобритании, Франции, Дании, Норвегии, Финляндии, Германии, Индии.

На сегодняшний день KAMWA является пермским культурным брендом современности. Проектная деятельность этой организации направлена на создание уникального культурного пространства в Пермском крае. Например, издание Антологии «Традиционный фольклор народов Прикамья», проведение Лектория «История и искусство Древней Перми», изучение и популяризация феномена «Пермский звериный стиль», продюсирование молодых творческих проект «Другая Пермь», интернет радио KAMWAradio, изготовление и продвижение пермского сувенира в проекте «Made in Perm». Организация постоянно движется вперед, активно привлекает в свои мероприятия художников, дизайнеров и музыкантов из Перми, а также других стран и городов.

Организация сотрудничает с этнопарками и музеями, а августе 2016 года фестиваль KAMWA будет проходить в этнографическом парке «Хохловка», расположенном в 30 километрах от Перми.

Организация ставит перед собой следующие цели и задачи:

– Содействовать развитию творческой деятельности: как профессиональной, так и любительской.

– Создавать условия для реализации и осуществления программ по сохранению и возрождению исторических и культурных традиций.

– Поддерживать культурные инициативы различных творческих коллективов и содействовать реализации их проектов.

– Продвигать новые имена в области культуры и искусства способом популяризации творчества самобытных авторов.

– Проводить фестивали, делиться и обмениваться культурными особенностями.

– Развиваться в культурно-просветительской и гуманитарной деятельности.

Деятельность организации многогранна, КАМВА не ограничивает себя в виде деятельности или стилистике исполнения, ежегодно привлекая художников и дизайнеров, специалистов или любителей, как из Пермского края, так и из других областей и городов. Работы и проекты могут являться как графическими или объемными панно, так и скульптурами, арт-объектами, музыкальными композициями.

 

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЛАНДШАФТНОГО АРТ-ОБЪЕКТА

«ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ»

Анализ проектной ситуации

Цель предпроектного ана­лиза в дизайне средового (ландшафтного) объекта - выявление и фор­мирование ведущего звена в цепи слагаемых средового проектирования, дизайн-концепции буду­щего средового решения. В нашем случае таковой явилась идея арт-объектов как маркеров центра и границ символического пространства, обозначающих картину мира древних финно-угров.

Суть методики проектирования состоит в членении процесса исследования выбранной ситуации на ряд эта­пов, самостоятельных по целям и результатам работы.

Первый этап обследование, знакомство с ситуацией, функциями будущего объекта, перечнем свойств, которыми он должен обла­дать. Содержание этого этапа: изучение аналогов, обзор лите­ратурных данных и реальных прототипов, выяснение их положительных и отрицательных качеств, формулировка прямых задач дальнейшей работы. На этом этапе мы осуществили обзор этнопарков и описали условия функционирования объекта.

Особенности метода проявляются на втором этапе, когда мы поставили задачу проблематизации задания. Ее смысл - восприятие задания как проблемы, т.е. столкнове­ния противоречий между обстоятельствами функционирования объекта и его эксплуатационными характе­ристиками. Результатом этапа явился перечень противоречий и проблем реализации проекта.

1. Противоречие между растущей потребностью развития туристически привлекательных мест этнической тематики и отсутствием опыта и мотивации участия в этих процессах у архитектурно-дизайнерского сообщества.

2. Доминирующий стереотип восприятия – как в массовом сознании, так и среди специалистов, – культуры Урала как исключительно «бажовской», горнозаводской, пролетарской.

3. Инерция отношения к музейному или околомузейному экспонату как к нечто нерушимом, вечному, тому, что постоянно нуждается в реставрации или подкрашивании, что противоречит принципам отношения к сакральной вещи в традиционной культуре.

4. Проблема устойчивости объекта к внешнему воздействию (речь не о климатическом, а о вандальном) решается социальными практиками, включением объекта в активно действующее публичное пространство.

5. Учет климатических и атмосферных факторов.

Разрешение этих противоречий служит содержанием следую­щего смыслового этапа – тематизации, выбо­ра тем из «арсенала возможных решений» проблемной ситуации, который предусматривает перебор таких решений, относя их к реаль­ным слагаемым средового комплекса, его «простран­ственному телу».

Завершает предпроектный этап срав­нительный анализ предложений, решающих отдельные проблемы, согласованного их в общее решение и выбор среди этих вариантов наиболее эффектив­ного. Сложившаяся дизайн-концепция описывает принципиальную организационную идею будущего проекта и содержит его реально представимые формы: материально-вещественную, пространственную, про­цессуальную и т.д.

Дизайн-концепция формулируется в виде какого-либо парадок­сального тезиса, например «портал в древность» или «поклонись памяти предков».

В более развернутом виде дизайн концепция выглядит так. Организация знаковых пространственных доминант на ритуально-символических площадках, оформляющих пространственное поведение посетителей и организующих восприятие сакральных образов древнего населения Урала.

Разумеется, акциональной основой функционирования проектируемых арт-объектов является сценарная концепция, разрабатываемая под конкретную площадку – музей, этнопарк и т.д.

В нашем проекте большую роль сыграл приём отталкивания от аналогов. Мы внимательнейшим образом сопоставили все известные образные прототипы нашего проекта (ландшафтные скульптуры, инсталляции перед музеями, реконструкции идолов и капищ), чтобы сознательно отка­заться от повторения наиболее ярких и запоминаю­щихся решений и преодоление художественных несуразностей. Мы решали сложную задачу - изобретение средств и способов решения проектной задачи, активно отличающихся от уже апробированных ранее.

Вместе с тем именно на стадии сбора источников и накопления визуального опыта мы проникаемся эстетикой и идеологией стоящей перед нами задачи, получаем наглядное представление о принципиальных особенностях художественного решения, впитывая его масштабные и эмоциональные установки, формируя банк данных объемно-пространственных и пластических характеристик, уже реализовавших эти установки на практике.

Результатом изучения аналогов является следующие:

– Мы хорошо представили, какие черты художественного образа ландшафтного объекта должны найти отражение в облике нашего произведения, и поняли, какие конкретные формы и конструкции не хотелось бы воспроизводить.

– Мы познакомились со всевозможными пространственными и акциональными контекстами произведения, выработали оптимальное знание визуально-образных характеристик окружения и черты, определяющие геомет­рию и выразительные детали облика произведений.

– При поиске оригинального решения проектировщик мы использовали различные приемы и способы «избегания» известного материала: прежде всего средствами комбинаторики и вариантных деформаций исходных объемно-пространственных сочетаний. Таким образом, в стадию предпроектного анализа впле­тается и собственно проектный процесс в виде значительного количества вариаций будущей ком­позиции.

Принципиальным для проектного решения является тектоника как художественное выражение напряженности состояния некоей целостности объекта, вт.ч. смысловой или физической. Этим термином обозначается зримый образ действующих сил (объёмов, осей, плоскостей, пустот), картина их соотношений.

Ассоциативный анализ, выявляющий образные источники конкретных визуальных предложений, побуждает учитывать характеристики посетителя, поскольку зрительные впечатле­ния в среде могут ассоциироваться в созна­нии потребителя с реальными эмоциональными переживаниями прошлого выстраиваясь в системы по принципу «интерес­но - скучно», «приятно - отвратительно»» и т.д. То есть, рассматриваться как источники эмоцио­нальной и идейно-содержательной оценки средо­вого объекта.

Базируясь на этом принципе, в своём объекте мы сделали упор на положительной познавательной установке зрителя, желании разгадывать тайны и символы. Соответственно, объекты исполнены знаковой оставляющей, а программа должны включать познавательные здания.

Стилистические характеристики, отражающие в системе образов специфические характеристики времени, личностных и коллективных установок на поведение в конкретной среде.

В нашем случае стилистическое решение обусловлено культурно-историческим содержанием среды, для которой проектируются объекты, направленностью на мифологию древних финно-угров, музейно-туристическим содержанием сценариев, в которые включены произведения

 

Концепция проектного решения

В следствие слаборазвитой инфраструктуры туризма на Урале возникает проблема этнической идентификации и выраженности. Такая ситуация требует пристального внимания и глубокого рассмотрения, с целью нахождения наиболее качественного решения.

Наилучшим, на наш взгляд, решением является создание арт-объекта в виде этнокультурного образа древнего Урала, эмоционально доступного и массовому зрителю, и зрителю с углубленным знанием тематики и истории. В первом случае арт-объект выступает в роли символического образа, во втором - объектом сакрального пространства.

Данный арт-объект призван отражать культуру древних народов Урала, главной целью которых являлось создание в своей культуре «мировой оси», «столпа мироздания». Такая центральная ось по совместительству являлась местом общения с божествами и, как следствие, местом для жертвоприношений. По этой причине арт-объект, на наш взгляд, должен иметь вертикальное расположение и горизонтальную площадку под ним, отсылающую к жертвеннику.

Такой арт-объект не может выступать как самостоятельное произведение – его нельзя размещать рандомно, в любой среде. Необходимо создать условия размещения, отвечающие образу произведения.

Таким пространством могут служить этнографические парки и музеи – на сегодняшний день они являются местом наиболее доступного и интересного знакомства с культурой и традициями народов. По этой причине, мы проектировали наш арт-объект, ориентируясь на подобные пространства.

Концепция нашего арт-объекта базируется, помимо всего прочего, на мифах финно-угров, и в частности на мифах сотворения мира. По самому распространенному из них, изначально существовал лишь бескрайний океан. Над ним в поисках гнезда летала одинокая птица - но какая точно, руны (истории) расходятся, могли быть утка, гусь, орел и даже ласточка. Птица и увидела колено первого человеческого существа, которое торчало из воды: то было колено мудрого старца Вяйнямёйнена. Птица снесла яйцо на колено, но, конечно, оно скатилось вниз и разбилось: из этого первичного материала птица-творец сотворила мир. В карельских рунах рассказывается, что щука - враждебное существо нижнего, водного мира – проглотила первые три яйца, снесенные птицей; но птица поймала рыбу и одержала над ней победу. Из верхней половины яйца было создано небо, из нижней – земля, из желтка – солнце, из белка - луна, из скорлупы ­– звезды.

В своем арт-объекте мы решили использовать концепцию дня и ночи, или солнца и луны, объединив ее с идеей триединого мира финно-угорских народов. Было принято решение разработать проект арт-объекта, привязав его в определенным сторонам света так, чтобы «дневная, солнечная» сторона арт-объекта была повернута на восток, к восходу солнца, а «ночная, лунная» сторона была повернута на Запад, к закату. Помимо этого, арт-объект было решено «поделить на три яруса»: нижний – водный мир, средний – земной, и верхний – небесный, следуя концепции триединого мира финно-угров.

Арт-объект было решено выполнить в форме плоской доски, что дает возможность подойти к арт-объекту с двух сторон.

В самый низ, перпендикулярно арт-объекту мы решили расположить круглую поверхность, отсылающую к древним жертвенникам.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...