Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1 Обучение изобразительному искусству в 4 классе коррекционной школы.
1.1 Описание программы по изобразительному искусству в 4 классе. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.[29] Рабочая программа для 4 класса специальной (коррекционной) школы и составляется с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений, местных условий по В. С. Кузину. Рабочая программа по изобразительному искусству В. С. Кузина представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; способы и формы оценки образовательных результатов. Программа для 4 класса составляется таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков изобразительного искусства в 1 - 3 классах и рассчитана на 34 часа учебного времени, 1 час в неделю. Программа по изобразительному искусству является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта ФГОС, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной организации и продумывании педагогических технологий, способствуют развитию изобразительных навыков и приемов художественной выразительности. Курс изобразительного искусства направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к ИЗО. К целям такой программы можно отнести обеспечение возможности для исправления недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья, воздействуя на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, а так же способствовать формированию личности с особыми образовательными потребностями.[2] Основные задачи программы обучения для 4 класса по В. С. Кузину: -способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве; -находить в изображаемом существенные признаки, устанaвливать сходство и различие; -содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; -ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; -исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; -дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; -знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним; -развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности. Для решения этих задач в 4 классе предусмотрены четыре вида занятий: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса. Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.[14] Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места. Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей. Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах - научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка. Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. В 4 классе перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.[21] Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности. Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия
1.2 Особенности обучения детей изобразительному искусству в специальной школе. Принцип коррекционной направленности, в специальных школах является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию личности в целом. Коррекционная работа включает следующие направления. a) Коррекция отдельных сторон психической деятельности: 1) коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений; 2) коррекция - развитие памяти; 3) коррекция - развитие внимания; 4) развитие пространственных представлений и ориентации. б) Развитие различных видов мышления: 1)развитие наглядно-образного мышления; 2)развитие словесно-логического мышления. 3)Развитие основных мыслительных операций: 4)развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; 5)умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. в) Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: 1)развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; 2)формирование адекватности чувств; 3)формирование умения анализировать свою деятельность. г)Коррекция - развитие речи: 1)коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря. д) Коррекция мелкой моторики. Учащиеся, отстающие от одноклассников в умении изображать заданный материал, должны участвовать в подготовительной и основной части урока вместе со всеми учащимися, беседуя с учителем, анализируя объект изображения, повторяя последовательность изображения за учителем или хорошо успевающим учащимся. Во время работы этих учащихся над рисунком с ними проводится индивидуальная работа и оказывается посильная помощь с использованием специальных методических приёмов. В работе логопеда и учителя в процессе проведения совместного занятия основными являются следующие пункты: а) обследование предметов; б) комментирование действий; г) воспроизведение движений в воздухе; д) сравнение как прием обучения; е) вопросы детям. Структура учебного занятия варьируется в зависимости от цели и задач, однако, обязательными элементами каждого занятия являются: 1)Эмоциональный настрой. 2)Упражнения на развитие мелкой моторики рук. 3)Элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепления зрительно – двигательных мышц. 4)Релаксационные минутки, направленные на сохранение психического здоровья детей и установление положительного эмоционального настроя. 5)Таким образом, наблюдается работа с учащимися на всех уровнях и обеспечение максимальной помощи в развитии. Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей деятельности дома.[17] Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |