Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2 Методические разработки по изучению приемов акварельной живописи с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 

 

2.1 Организация и планирование уроков по освоению техники акварельной живописи.

В соответствии с изобразительными видами искусства, художественные техники делятся на живописные, графические и скульптурные (пластические).

Живопись - один из основных видов изобразительного искусства; художественное изображение мира на плоскости посредством цветных материалов.[31]

Среди изобразительных видов искусства живопись - наиболее популярный вид, не смотря на то, что графика - самый распространенный. Секрет популярности живописи специалисты объясняют тем, что ей доступно изобрaжение чрезвычайно разнообразного круга явлений, впечатлений, эффектов, весь мир чувств, переживаний, характеров, взаимоотношений, тончайшие наблюдения натуры и самый смелый полет фантазии, вечные идеи, мгновенные впечатления и оттенки настроений. Живопись воплощает обрaзы в красках, во всем их блеске и богатстве и при любом освещении.[11]

Первое на что нужно обратить внимание это инновационная деятельность, связанная с разработкой собственных идей, их обоснованием, изучением, доведением до уровня технологии. В отличие от внедренческо-исследовательских эти идеи имеют источником практику самого исследователя, опыт художественной деятельности. Разработка идеи производится учителем самостоятельно, на основе теоретических знаний, практического опыта и педагогической интуиции.

Поисково-исследовательская деятельность подразделяется на два направления: выработка новых концептуальных идей и разработка новых образовательных технологий. Что касается уровня ее осуществления, то она может совершаться тоже и на методологическом, и на теоретическом, и на технологическом уровнях.

Для разработки уроков в рамках дипломной работы были выбраны следующие темы:

- пейзаж выполненный акварелью в технике «по-сырому»;

- пейзаж акварелью с использованием воска;

- пейзаж выполненный акварелью в технике «лессировка»;

При разговоре о пейзажной живописи с детьми первоначально идет знакомство учащихся с материалом - акварель, ее свойством - прозрачность, легкость, посредством демонстрации визуального ряда. Как правило, визуальный ряд составляют работы художников и работы, выполненные самим преподавателем. Затем сообщение новой информации, а так же повторение пройденного материала, стоит так же напоминать о композиции на листе, аккуратности в работе, а так же смелости в написании работы.

В теме первого урока, в рамках дипломной практики по теме: пейзаж в технике «по-сырому» учащиеся по-новому раскрывают для себя материал, состояние влаги в акварели, раскрывают цветовой потенциал красок, набираются смелости для дальнейших поисков, а так же приступают к изучению воздушной перспективы (цветовой). Для учителя (практиканта) это возможность отследить владение учащимися материалом, уровень восприятия новой информации и освоение ее на практики.

Темой второго урока станет: «пейзаж акварелью с использованием воска» и здесь важным является повторение темы плановости, воздушной перспективы (цветовой). При подготовке стоит учесть возраст и художественные возможности учащихся. Важным здесь является алгоритм выполнения работы, на нем стоит сделать акцент. Учителю стоит обратить внимание на аккуратность и следование правилам написания пейзажа.

На третьем занятии учащимся предстоит разобрать многослойную живопись. Тема урока: пейзаж в технике «лессировка». Предполагается, что учащиеся на этом этапе владеют акварельной прозрачностью (могут наносить прозрачные слои краски). И в связи с тем, что лессировка классический способ письма, стоит сопровождать процесс рисования детьми зрительным рядом. Для того, чтобы вдохновить учащихся демонстрируются картины классиков, а затем и современников. Далее важно показать саму технику работы акварелью наглядно с помощью педагогического рисунка. Так же важным является повторение пройденного материала непосредственно перед началом самостоятельной работы.

На следующем занятии учащимся дается возможность проявить свою фантазию, выбрать технику работы акварелью, применив полученные навыки и разработав собственную композицию и цветовое решение.

Далее приведены планы-конспекты уроков в рамках данного исследования.

 

2.2 Планы-конспекты уроков по освоению различных живописных техник для учащихся 4 классов

План-конспект урока изобразительного искусства.

Возраст детей: 4 класс.

Место проведения: Набережночелнинская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад для детей с ОВЗ № 89

Тема урока: пейзаж выполненный в акварельной технике «по-сырому».

Цель:

- ознакомить учащихся с техникой акварельной живописи «по-сырому», на примере пейзажа.

- закрепить понятие «воздушная перспектива»

Тип урока: ознакомление с новым материалом, практическая деятельность.

Планируемые результаты:

Личностные

-умение самостоятельно находить варианты решения художественно-творческой задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях;

Метапредметные

- умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность.

- способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные

–навык использования одного из приемов работы акварелью – по сырому

-умение устанавливать связь между приемом работы красками и художественно-образным содержанием работы.

- демонстрировать понимание особенности передачи в цвете воздушной перспективы средствами акварели.

Методы обучения: учебный диалог, объяснительно-иллюстративный, пространственно-абстрактный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

Для учителя:

-репродукции картин: Клод Моне «Темза Под Вестминстером», Уильям Тёрнер «Норем-Касл при восходе солнца»

-подготовленные примеры работ (приложение Г, Д)

- бумага формата А4, плотная;

- кисти беличьи № 2,5;

-акварельные краски не менее 12 цветов;

-баночка;

Для ученика:

- бумага формата А4, плотная;

- кисти беличьи № 2,5;

-акварельные краски не менее 12 цветов;

-баночка;

-тетрадь по предмету изо;

-грифельный карандаш, ластик;

-защита одежды: фартук, нарукавники;

Основные понятия, изучаемые на уроке: техника акварели «по-сырому», воздушная перспектива (цветовая).

Этапы работы Деятельность Содержание и задания каждого этапа
учителя ученика
1 этап. Организационный момент. Цель - активизация учащихся Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой детей на работу. Приветствие учителя Учитель: Здравствуйте! Рада вас видеть в полном составе, давайте начнем. На перемене все налили воду в баночки, приготовили материалы, молодцы.  
2 этап. Актуализация знаний. Цель – мотивация к изучению учащимися новой темы. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Создание проблемной ситуации Восприятие новой информации учащимися. Учитель: Все вы конечно уже знакомы с акварелью, и мы помним, что главным ее принципом является прозрачность, а еще мы помним, что эти краски любят воду, сегодня мы напишем пейзаж в новой для вас технике, по-сырому. На приведенной здесь работе Клода Моне воздушная перспектива является просто гвоздем программы, конечно, если не брать тонко подобранные цветовые отношения. (приложение А)
3 этап. Изучение нового материала. Цель - познание учеником новой темы. Подача информации. Организация обсуждения возникших затруднений.   Умение строить поиск и демонстрировать варианты решения творческой задачи, анализировать результаты.   Самостоятельная творческая деятельность. Самостоятельная аналитическая деятельность. Учитель: Как вы думайте, какой пейзаж написан вернее? На доске, вывешены 2 работы (приложение Б и В) Ученик: (предполагаемый ответ) Первая. Учитель: Правильно, а все потому, что в первом случае, соблюден закон воздушной перспективы. Мы будем помнить о нем, при написании пейзажа. Ведь все ближние объекты воспринимаются подробно, а удаленные обобщенно. Необходимо знать, что предметы, удаляясь от нас, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее четкие очертания и меньшую контрастность по сравнению с предметами первого плана. Главной идеей техники живописи по-сырому является легкость и стихийность, передача настроения, как пример, картина Уильяма Тёрнера. Ребята, как вы думаете, какое настроение у этой картины? Ответы учащихся. - Первое что мы делаем, выбираем расположение листа, сегодня оно у нас горизонтальное и еще раз проверить готовность материалов (приложение Г); - Затем нам нужно полностью намочить лист, набрав полную кисть воды и проводя ей по горизонтали. (приложение Д); - Дальше, набрав краски, словно волшебники нам нужно написать небо, набрать чистой кистью голубой краски, показать дальний план, сине-зеленым цветом, то есть нарисуем лес или горы, на дальнем плане. Позволяйте краскам стекать, не бойтесь этого (приложение Е) - впитывание кистью нужных участков пока краски еще сырые, это могут быть облака или озеро(приложение Ж) - показать средний, передний план. Цвета здесь ярче и теплее (приложение И) - показать передний план, прорисовать детали, показать падающие тени. Крупные, яркие, чёткие, где видно конкретную деталь, листики, тонкие веточки. Здесь нужно работать самым кончиком кисточки. (приложение К) Сейчас, ребята, Я покажу вам, как рисовать пейзаж поэтапно, но вы должны нарисовать что-то свое. Обратите внимание на то, что предметы, находящиеся ближе к линии горизонта теряют свою чёткость и цвет. Учитель рисует, учащиеся наблюдают.
4 этап. Динамическая пауза Цель – формирование у учащихся основ здорового образа жизни Учитель демонстрирует упражнения Формирование ответственного отношения к своему здоровью Выполняют движения под руководством учителя
5 этап. Первичное применение нового знания на практике Цель- применение знаний с осознанием пройденного материала. Организация индивидуальной работы над творческим заданием Формирование умения, навыков акварельной живописи, осуществление самоконтроля Учитель: Перед вами акварельные краски, листы бумаги и мягкие послушные кисточки. С их помощью давайте попробуем нарисовать пейзаж.  
6 этап. Закрепление, контроль и самоконтроль новых знаний и способов действий. Цель- проверка осознания детьми учебного материала Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. Обеспечение положительной реакции детей на творчество одноклассников Осуществляют самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. Ученики выставляют свои работы и некоторые ученики, по желанию, рассказывают о том, что там изображено.
7 этап. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Подведение итогов самими учащимися Подведение итогов работы. (Выставка работ учащихся) Анализ нескольких работ в выявлением положительных и отрицательных аспектов.  
8 этап. Информация о домашнем задании. Цель- мотивация школьников к самостоятельной учебной деятельности. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Задают вопросы по заданию.   Озвучивание домашнего задания: Найти в журналах, интернете одну- две фотографии с изображением пристани, кораблей, что бы там была видна вода, распечатать. Устно подготовить ответы на вопросы: - что такое воздушная перспектива -какие, по вашему мнению, элементы, на картине мы прорисовываем четче, почему?  

 

План-конспект урока изобразительного искусства.

Возраст детей: 4 класс.

Место проведения: Набережночелнинская специальная (коррекционная) начальная школа- детский сад для детей с ОВЗ № 89

Тема урока: ландшафтный пейзаж с использованием воска

Цель:

- ознакомить учащихся с техникой акварельной живописи с использованием воска, на примере пейзажа.

- закрепить понятие «плановость»

Тип урока: ознакомление с новым материалом, практическая деятельность.

Планируемые результаты:

Личностные

-умение самостоятельно находить варианты решения художественно-творческой задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях;

- развитие воображения, фантазии, творческого потенциала;

Метапредметные

- умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность.

- способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные

- развитие навыков комбинирования в декоративном изображении;

-умение устанавливать связь между приемом работы красками и художественно-образным содержанием работы.

- демонстрировать понимание особенности передачи плановости средствами акварели.

Методы обучения: учебный диалог, объяснительно-иллюстративный, пространственно-абстрактный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

Для учителя:

-проектор

-презентация с подборкой картин художников: Евгения Рындина, Мысовой Ирины, Арнольда Ловрейя, Василия Садовникова, Луиджи Премацци

- схема форм парусных судов

- кусочки воска на каждого ученика не менее 3 см с острым концом

-подготовленные примеры работ (приложение 7,8)

- бумага формата А4, плотная;

- кисти беличьи № 2,5;

-акварельные краски не менее 12 цветов;

-баночка;

Для ученика:

- бумага формата А4, плотная;

- кисти беличьи № 2,5;

-акварельные краски не менее 12 цветов;

-баночка;

-тетрадь по предмету изо;

-грифельный карандаш, ластик;

-защита одежды: фартук, нарукавники;

Основные понятия, изучаемые на уроке: техника акварели при помощи воска, плановость, отражение в воде.

Этапы работы Деятельность Содержание и задания каждого этапа
учителя ученика
1 этап. Организационный момент. Цель - активизация учащихся Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой детей на работу. Приветствие учителя Учитель: Добрый день! На перемене все налили воду в баночки, положили на учительский стол домашние работы, а так же у каждого на краю стола лежит кусочек воска, для чего он, вы узнаете чуть позже.  
2 этап. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Цель – контроль за выполнением домашней работы, мотивация к изучению учащимися новой темы. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Создание проблемной ситуации Повторение темы прошлого занятия.   Учитель: Домашним заданием было найти в журналах, интернете одну- две фотографии с изображением пристани, кораблей, и нарисовать. Устно подготовить ответы на вопросы: - что такое воздушная перспектива -какие, по вашему мнению, элементы, на картине мы прорисовываем четче, почему? Выборочный опрос учащихся. Современные художники достаточно успешно используют разные материалы, получая смешанную технику. Сегодня мы с вами научимся волшебному приему работы с акварелью. Посмотрите на пример использования восковых мелков. (приложение А) Восковые мелки перекрывают ту часть рисунка, которая должна быть не доступна краске, сохраняя при этом цвет самого мелка. Этим способом вы можете позже оформлять открытки, ну а сегодня мы будем с помощью них рисовать паруса!  
3 этап. Изучение нового материала. Цель- познание учеником новой темы. Подача информации. Организация обсуждения возникших затруднений.   Умение строить поиск и демонстрировать варианты решения творческой задачи, анализировать результаты.   Самостоятельная творческая деятельность. Самостоятельная аналитическая деятельность. Учитель: Давайте вспомним строение нашего глаза оно таково, что мы можем видеть четко то, что ближе к нам, а то, что находится дальше более размыто. Именно благодаря размытости заднего плана, и четкой детализации переднего, мы понимаем, что картина трехмерна. Давайте также посмотрим на морские пейзажи современных художников. (приложение Б, В) Сейчас популярна быстрая акварель, четко передающая состояние пейзажа, а раньше (приложение Г, Д) перед художниками еще стояла задача с документальной точностью передать постройки, зарисовать пейзаж, словно карту, а стилистика и цветность шли после. Но и в том и другом случае то, что расположено ближе к нам прописано детальнее, то, что дальше- более размыто. А еще обратите внимание, что, вода всегда темнее, чем небо, но об этом мы поговорим на следующим уроке. Теперь рассмотрим как мы это будем делать сейчас, детальнее: 1. Наносим карандашом контур парусника. Линии карандаша должны быть еле заметными. Парусники вы посмотрели дома, но вы можете выбрать из схемы на доске (приложение Ж) А так же рисуем отражение в воде. (приложение И, К) Если Вы не уверены, то нарисуйте и линию горизонта. 2. У вас на столе лежит предварительно ножом заточенная свеча. Заполняем силуэт парусника свечой, все равно что рисуем ей. 3. Большой кистью наносим предварительный фон рисунка. Используйте чистые тона и много воды. Акварель перетекает из одного цвета в другой, тем самым создавая красивые переходы краски. 4. Оставить на 5-10 минут для просушки. 5. Покрываем второй слой фона акварелью, усиливая тона, прорисовываем тоненькой кисточкой детали парусника, волны. (приложение И, К) Сейчас, ребята, Я покажу вам, как рисовать пейзаж поэтапно, но вы должны нарисовать что-то свое. Обратите внимание на то, что предметы, находящиеся ближе к линии горизонта теряют свою чёткость и цвет. Учитель рисует, учащиеся наблюдают.
4 этап. Динамическая пауза Цель – формирование у учащихся основ здорового образа жизни Прививание здравого отношения детей к здоровью тела Формирование ответственного отношения к своему здоровью Выполнение детьми движений под руководством учителя.
5 этап. Первичное применение нового знания на практике Цель- применение знаний с осознанием пройденного материала. Организация индивидуальной работы над творческим заданием Формирование умения, навыков акварельной живописи, осуществление самоконтроля Учитель: Давайте попробуем нарисовать пейзаж такой волшебной техникой.  
6 этап. Закрепление, контроль и самоконтроль новых знаний и способов действий. Цель- проверка осознания детьми учебного материала Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях Обеспечение положительной реакции детей на творчество одноклассников Осуществляют самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. Ученики выставляют свои работы и некоторые ученики, по желанию, рассказывают о том, что им нравится в работе другого ученика.
7 этап. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Подведение итогов самими учащимися Подведение итогов работы. (Выставка работ учащихся) Анализ нескольких работ, которые остались в стороне при обсуждении (см. 6 этап) с выявлением положительных и отрицательных аспектов.  
8 этап. Информация о домашнем задании. Цель- мотивация школьников к самостоятельной учебной деятельности. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Задают вопросы по заданию.   Озвучивание домашнего задания: Просмотреть работы живописца, скульптора, графика, фотографа Баки Урманче. Это очень интересный человек, современник, наш соотечественник, к тому же, он писал чудесные акварели.

 

 

План-конспект урока изобразительного искусства

Возраст детей: 4 класс.

Место проведения: Набережночелнинская специальная (коррекционная) начальная школа- детский сад для детей с ОВЗ № 89

Тема урока: ландшафтный пейзаж в технике «лессировка».

Цель:

- ознакомить учащихся с приемом акварельной живописи «лессировка», на примере пейзажа.

- закрепить понятие «плановость»

Тип урока: ознакомление с новым материалом, практическая деятельность.

Планируемые результаты:

Личностные

-умение самостоятельно находить варианты решения художественно-творческой задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях;

Метапредметные

- умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность.

- способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные

-умение устанавливать связь между приемом работы красками и художественно-образным содержанием работы.

- демонстрировать понимание особенности передачи в цвете воздушной перспективы средствами акварели.

Методы обучения: учебный диалог, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

Для учителя:

-репродукции картин: Баки Урманче

-подготовленные примеры работ (приложение 2.1, 2.2)

- бумага формата А4, плотная;

- кисти беличьи № 2,5;

-акварельные краски не менее 12 цветов;

-баночка;

Для ученика:

- бумага формата А4, плотная;

- кисти беличьи № 2,5;

-акварельные краски не менее 12 цветов;

-баночка;

-тетрадь по предмету изо;

-грифельный карандаш, ластик;

-защита одежды: фартук, нарукавники;

Основные понятия, изучаемые на уроке: техника акварели «по-сырому», воздушная перспектива (цветовая).

Этапы работы Деятельность Содержание и задания каждого этапа
учителя ученика
1 этап. Организационный момент. Цель - активизация учащихся Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой детей на работу. Приветствие учителя Учитель: Здравствуйте! Рада вас видеть в полном составе, давайте начнем. На перемене все налили воду в баночки, приготовили материалы, молодцы.  
2 этап. Актуализация знаний. Цель – мотивация к изучению учащимися новой темы. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Создание проблемной ситуации Восприятие новой информации учащимися. Учитель: Дома вы просматривали работы Баки Урманче, давайте еще раз взглянем. (приложение А, Б, В, Г) Все вы конечно уже знакомы с акварелью, и мы помним, что краска ложится прозрачными слоями, с каждым слоем плотнее, насыщеннее. Этот прием называется- лессировка. В работах этого художника легко можно увидеть такие приемы.
3 этап. Изучение нового материала. Цель- познание учеником новой темы. Подача информации. Организация обсуждения возникших затруднений.   Умение строить поиск и демонстрировать варианты решения творческой задачи, анализировать результаты.   Самостоятельная творческая деятельность. Самостоятельная аналитическая деятельность. Учитель: Сегодня мы познакомимся с разными художниками- акварелистами, итак: Английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников, прежде всего тех, кто был связан с императорской Академией художеств, находившейся в столице империи — Санкт-Петербурге. Одним из ярких представителей является классической школы является Карл Павлович Брюллов (1799- 1852) - русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма. Посмотрите на его работу, все они детально прописана: Деревня св. Рокка близ города Корфу. Еще один известный акварелист Альберт Николаевич Бенуа́ (1852- 1936) - русский художник, архитектор, академик и преподаватель акварельной живописи в Академии Художеств. Посмотрите на его акварели: Акварель популярна и сейчас, яркий пример, живописец Сергей Андрияка. Он даже открыл школу живописи своего имени. Сейчас так же популярна смешенная техника, мы с вами на том занятии писали акварель при помощи воска, это- смешенная техника. Южно-корейская художница Сунга Парк из города Пусан, к примеру использует гелиевую ручку, а Лю Маошан (Liu Maoshan) удается удивительным образом сочетать в своих работах строгость европейской классической живописи, воздушность современного импрессионизма и отточенную детализацию китайской пейзажной картины художественно разбрызгивая краску. В акварельных красках все происходит намного быстрее. Но уже из определения ясно, что писать "по сырому" лессировками, можно только первый слой. Остальные слои наносят после просушивания бумаги. Многие художники утверждают, что при живописи лессировками акварелью не благоразумно наносить более трех слоев, так как краски все равно смешиваются и получается грязь. Ребята, а теперь Ученик: (предполагаемый ответ) Первая. Учитель: Правильно, а все потому, что в первом случае, соблюден закон воздушной перспективы. Мы будем помнить о нем, при написании пейзажа. Ведь все ближние объекты воспринимаются подробно, а удаленные обобщенно. Необходимо знать, что предметы, удаляясь от нас, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее четкие очертания и меньшую контрастность по сравнению с предметами первого плана. Главной идеей техники живописи по-сырому является легкость и стихийность, передача настроения, как пример, картина Уильяма Тернера. Ребята, как вы думаете, какое настроение у этой картины? Ответы учащихся. - Первое что мы делаем, выбираем расположение листа, сегодня оно у нас горизонтальное и еще раз проверить готовность материалов (приложение Д); - Затем нам нужно полностью намочить лист, набрав полную кисть воды и проводя ей по горизонтали. (приложение Е); - Дальше, набрав краски, словно волшебники нам нужно написать небо, набрать чистой кистью голубой краски, показать дальний план, сине-зеленым цветом, то есть нарисуем лес или горы, на дальнем плане. Позволяйте краскам стекать, не бойтесь этого (приложение Ж) - впитывание кистью нужных участков пока краски еще сырые, это могут быть облака или озеро (приложение Ж) - показать средний, передний план. Цвета здесь ярче и теплее (приложение И) - показать передний план, прорисовать детали, показать падающие тени. Крупные, яркие, чёткие, где видно конкретную деталь, листики, тонкие веточки. Здесь нужно работать самым кончиком кисточки. (приложение К) Сейчас, ребята, Я покажу вам, как рисовать пейзаж поэтапно, но вы должны нарисовать что-то свое. Обратите внимание на то, что предметы, находящиеся ближе к линии горизонта теряют свою чёткость и цвет. Учитель рисует, учащиеся наблюдают.
4 этап. Динамическая пауза Цель – формирование у учащихся основ здорового образа жизни Учитель демонстрирует упражнения Формирование ответственного отношения к своему здоровью Выполняют движения под руководством учителя
5 этап. Первичное применение нового знания на практике Цель- применение знаний с осознанием пройденного материала. Организация индивидуальной работы над творческим заданием Формирование умения, навыков акварельной живописи, осуществление самоконтроля Учитель: Перед вами акварельные краски, листы бумаги и мягкие послушные кисточки. С их помощью давайте попробуем нарисовать пейзаж.  
6 этап. Закрепление, контроль и самоконтроль новых знаний и способов действий. Цель- проверка осознания детьми учебного материала Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. Обеспечение положительной реакции детей на творчество одноклассников Осуществляют самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. Ученики выставляют свои работы и некоторые ученики, по желанию, рассказывают о том, что там изображено.
7 этап. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Подведение итогов самими учащимися Подведение итогов работы. (Выставка работ учащихся) Анализ нескольких работ в выявлением положительных и отрицательных аспектов.  
8 этап. Информация о домашнем задании. Цель- мотивация школьников к самостоятельной учебной деятельности. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Задают вопросы по заданию.   Озвучивание домашнего задания: Найти в журналах, интернете одну- две фотографии с изображением пристани, кораблей, что бы там была видна вода, распечатать. Устно подготовить ответы на вопросы: - что такое воздушная перспектива -какие, по вашему мнению, элементы, на картине мы прорисовываем четче, почему?  

 

План-конспект урока изобразительного искусства.

Возраст детей: 4 класс.

Место проведения: Набережночелнинская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад для детей с ОВЗ № 89

Тема урока: ландшафтный пейзаж в «классической» манере письма.

Цель:

- ознакомить учащихся с «классической» техникой акварельной живописи, на примере пейзажа.

- применить на практике прием детализации в акварели.

Тип урока: ознакомление с новым материалом, практическая деятельность.

Планируемые результаты:

Личностные

-ознакомить с творчеством художников ХIХ века, работающих в «Классическом стиле»

-умение самостоятельно находить варианты решения художественно-творческой задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях;

Метапредметные

- умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность.

- способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные

–навык использования детализации при работе с акварелью.

-умение устанавливать связь между приемом работы красками и художественно-образным содержанием работы.

- демонстрировать понимание особенности передачи в цвете воздушной перспективы средствами акварели.

Методы обучения: учебный диалог, объяснительно-иллюстративный, пространственно-абстрактный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

Для учителя:

-репродукции картин: Клод Моне «Темза Под Вестминстером», Уильям Тёрнер «Норем-Касл при восходе солнца»

-подготовленные примеры работ (приложение 2.1, 2.2)

- бумага формата А4, плотная;

- кисти беличьи № 2,5;

-акварельные краски не менее 12 цветов;

-баночка;

Для ученика:

- бумага формата А4, плотная;

- кисти беличьи № 2,5;

-акварельные краски не менее 12 цветов;

-баночка;

-тетрадь по предмету изо;

-грифельный карандаш, ластик;

-защита одежды: фартук, нарукавники;

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Этапы работы Деятельность Содержание и задания каждого этапа
учителя ученика
1 этап. Организационный момент. Цель - активизация учащихся Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой детей на работу. Приветствие учителя Учитель: Здравствуйте ребята, на перемене все подготовились к уроку, приготовили материалы, молодцы, садитесь.
2 этап. Актуализация знаний. Цель – мотивация к изучению учащимися новой темы. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Создание проблемной ситуации Восприятие новой информации учащимися. Учитель: А вы знаете, что акварелью пользовались художники уже давно, и в отличие от нашего времени у художников была одна очень важная задача: создать картину, которая словно фотография отражать то, что есть на самом деле. Такой реалистичный способ называется: «классический».
3 этап. Изучение нового материала. Цель- познание учеником новой темы. Подача информации. Организация обсуждения возникших затруднений.   Умение строить поиск и демонстрировать варианты решения творческой задачи, анализировать результаты.     Учитель: Классический способ, который в некоторых искусствоведческих работах называют "нарочитым", не свойственным акварельной живописи, активно применялся акварелистами ХIХ века в портретной живописи при моделировке лица, при изображении тканей, интерьеров, на отдельных участках фона и иногда в пейзаже. В настоящее время этот способ никто практически не применяет, очевидно из-за его трудоемкости. В начале ХIХ века способ широко применяли такие мастера, как П. Ф. Соколов, К. П. Брюллов, В. И. Гау, и многие известные и неизвестные художники. Данным способом в основном выполнялись миниатюрные акварельные портреты, но есть также и сюжетные сцены, и интерьеры. На проектор выводятся изображения картин. (приложения А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И) Последовательность таких работы можно представить таким образом. 1. На лист акварельной бумаги с небольшой зернистостью нанесли строгий неяркий рисунок твердым карандашом, достаточно подробно. 2. На изображаемый предмет или объект нанести общий цветовой фон, соответствующий светлым участкам, за исключением бликов и светлых пятен, где бумага должна оставаться пока не тронутой цветом. 3. После высыхания первого слоя нанести последовательно друг на друга следующие слои-заливки, начиная со светлых полутонов и заканчивая самыми темными участками, собственными и падающими тенями. Края отдельных слоев - заливок не должны быть размыты. Каждый последующий слой нужно наносить на хорошо просушенный предыдущий. Таким образом, изображение доводится до неполной степени законченности, когда можно еще нанести примерно 1-2 слоя. 4. Острым кончиком тонкой кисти (возможно, это современные №1, 2) на поверхность просохшего изображения или какой-то его части нанести штриховой слой акварели, аналогичный карандашному или первому рисунку. Этот слой смягчает резкие края отдельных заливок, моделирует форму, доводит изображение до законченного состояния по светлоте и цветовой насыщенности и создает ощущение материальности изображаемого. Наносимый штриховой слой, в котором штрихи могут пересекаться, накладывая друг на друга, может быть как одного цвета (обобщающего), так и разных цветов, в зависимости от состоящих перед художником задач. Например, художники XIX века при моделировке лица на предварительный золотистый тон в светлых местах наносили розоватые штрихи, а в теневых - синеватые. Достоинство такого приема заключалось в его особой пластической выразительности, что позволяло "не замылить" форму и не сделать ее грубой. Это требовало большого мастерства.
4 этап. Динамическая пауза Цель – формирование у учащихся основ здорового образа жизни Проведение динамической п<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...