Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СУБЕРЫ, — СУБИРЫ, — СОБИРЫ, — (СЫБИРЫ?) — СИБИРЯКИ

"Племена "савиров, сабиров, сибиров" в древности населявшие Западную Сибирь, были известны еще Птолемею (II в.) (3).

Упоминание о "субирах, — собирах, — (сыбирах?) мы находимв енисейской надписи из лакассии. Из другой енисейской надписи явствует, что они были рыжими т.е. представителями европеидной расы. Антропологи подтверждают этот факт. Им достоверно известно, что население Западной Сибири, начиная с эпохи неолита было преимущественно европейского типа. Монголоиды жили в Восточной Сибири, в частности в Прибайкалье и Забайкалье.

В самом начале I тыс. до н.э.европеиды с верховьев Енисея продвинутся далеко на восток, к югу от Байкала, вплоть до Орхона, заняв практически весь Север современной Монголии. То, что это были именно "сибиряки" ("субиры, — собиры, — (сыбиры?) с Енисея подтверждает Кюе Тегинь в строке Б.-5 фразой "суберы и зажгли солнце".

Продолжая тему Сибири, в плане установления ее связи со Средиземноморьем, помимо совершенно объетивных фактов, подтверждающих эту связь, в круг которых вошли: Рысичи, Куреты, Росы, Этруски, Тюрки, Арии, Гунны, я хочу привести еще один факт:

"ГородВенеция расположен на северо-востоке Италии; возник в V в. н.э... Когдагунны теснили местные племена, то те вынуждены были селиться на островах, вблизи побережья... сваи города Венеции —сибирский кедр[33]! (11). Спрашивается , чем занимались гунны, пришедшие из далекой Сибири: "теснили местные племена" или поставляли им свайный лес? А может быть они вместе с "местными племенами" —венетами (славянами) обустраивали свою землю, которую в давние времена оставили их предки "расы Тюрь, плоть от плоть Рысичи".

Наверное, так и было. Кто станет за шесть! тысяч! верст тащить лес для "чужого дяди".

МОГИ, ГОГИ, "ТАТАРЫ"

СловомМоги Кюе Тегинь называет своих соплеменников, подчеркивая этим их величие, силу, могущество."Моги рыжие, вы солнцеподобные Моги Земли" т.е. Титаны, витязи, богатыри, — говорит он.

Не следует путать это слово с термином"монгол", который вошел в употребление лишь в XIII веке и обозначал принадлежность к"монголоидному" многочисленному племени"мэн-гу", обитавшему в низовьях Амура и отчасти — в Восточном Забайкалье, где их потомки, несколько подвинутые в пространстве, пребывают и поныне (монголы, буряты и др.)

Моги, Мог это и есть тот самыйМагог, который упоминается в Библии, в "Книги Бытия" как сын Иафета, младшего сына "прародителя" Ноя. (4).

Известный путешественник Марко Поло, посетивший город Каракорум, на берегах Орхона, в 1220 году так и записал: "Место это то самое, что у нас зовется страноюГог и Магог..." (22).

На каталонской карте 1375 года слова "Гог иМагог" показаны на северо-востоке Азии и под ними написано: "Их великий царь придет с великой толпой во дни Антихриста".

Но кто такой Гог? По данным Марко Поло области к востоку •от Каракорума, где много "городов и замков" принадлежит потомка "попа Ивана". "Главный город называется Тендук. И царь здесь из роду попа Ивана, и сам он поп Иван, а зоветсяГеоргием" (22).

К северу от Каракорума Марко Поло называет даже целую обширную область под названиемГеоргия: "в той стране большие равнины и нет там жилья, ни городов, ни замков, но славные там пастбища, большие реки, и воды там вдоволь" (22).

О царе Георгие, потомке попа Ивана, кроме Марко Поло говорит и "миссионер Монте-Корвино (в начале XIV века)" (в комментарии" к 22).

Имя Георгий — это скандинавскоеимя Юрий и семитское — Гога. В Библии о Георгие сказано: "И в этот день, в день прихода Гога, будет великое землетрясение по всей земле Израиля... Низвергнутся горы и падут стены и все жилища на землю".

ИмяЮрий, Юра в просторечье звучит какЮрка и, естественно, что потомок Юрки будет называтьсяЮркий. Всем известный из отечественной истории Мамай из рода"кият-юркин", но о том каким Богам поклонялся Мамай я скажу чуть позже, в статье "Боги". А сейчас я хочу предложить на ваш суд свою точку зрения на происхождение термина "татар" ("татары").

В древнерусском языке, еще задолго до событий известных как "татаро-монгольское" нашествие, существовало словоТАТИ(т' ти=тяти) — рубить, сечь; зарубить, рассечь; и в этом случае слово"татар(ы)" дословно можно перевести как"сечевики, рубаки" т.е. воины, те самыекуреты — воины, о которых говорилось выше, а по времени ближе к нашему, —казаки; "сечевик" — запорожский казак, строевой житель Сечи; "Запорожская Сечь или просто Сечь" — местопребывание запорожских казаков.

В составе воинства "татар" были представители различных национальностей, независимо от расовой принадлежности, полукровки, но "татары" ("сечевики") "монголоидного" происхождения видимо преобладали, поскольку племена этой расы были очень многочисленны. После того как "татары" под предводительством Могов — русских, потомковРосов, сошлись в кровавой битве (за Веру?) с русскими-христианами, слово ТАТИ на Руси приобрело иной смысл: слова ТАТЬ(ТАТИ) стало обозначать "вор, грабитель, убийца".

После анализа текста Кюе Тегиня стало очевидным, что в Южной Сибири и Северной Монголии под термином МОГИ понимались представители элитной части общества, "рыжие равы" — русские, наследники "расы Росъ", Куретов-Богов, а под термином "татары" — преимущественно, наследники "расы Тюръ", Куре-тов- воинов и именно этот "удвоенный ствол" сынов Ра определял ход истории в этом регионе. А "многие роды (монголоидов, уральской группы — Г.Г.) — по словам арабского историка Рашид-ад-Дина, — поставляли величие и достоинство в том, что относили себя ктатарам и стали известны под их именами, подобно тому как пойманы, джалаиры, онгуты, кераиты и другие племена... называли себя монголами (читай МОГАМИ — Г.Г.) из желания перенести на себяславу последних; потомки же этих родов возомнили себя издревле носящими это имя, чего в действительности не было" (11).

Л. Н. Гумилев очень подробно пишет о собирательном значении термина татар и отмечает, что в самом начале XIII в. названия "татар" и "монгол" (читай: "Мог" или "могол") были синонимами, потому что многочисленные татары (в узком смысле этого слова) составляли передовые отряды "монгольского" войска (войскаМогов илимогольское войско), так как их не жалели и ставили в самые опасные места".

ЧИНГИЗ-ХАН И ДРУГИЕ...

Существует легенда о том, что прародительницамонголоидного племени, составлявшего часть местного сообщества, объединенного под терминов "татар" Алан-Гоа родила двух сыновей от мужа и трех отсветлорусого юноши, приходившего к ней в полночь через дымовое отверстие юрты и уходившего с рассветом, словно желтый пес.

От этого внебрачного союза родился Бодончар, сначала считавшийся... дурачком. Тем не менее, ему приписывают изобретение охоты с прирученным соколом и подчинение какого-то соседнего племени. К Бодончару возводили свое происхождение многие местные роды, в том числеБорджигины[34], что значитсинеокие.Считалось чтоголубизна глаз и рыжеватость волос были следствием происхождения от"желтого пса".

К роду Борджигинов относился и Тэмуджин, будущий •Чин-гиз-хан.

Есть аутентичные сведения, хотя анонимные, но заслуживающие, по мнению Л.Н.Гумилева, доверия, помещенные в книге Рашид-ад-Дина (т. 1, кн. 2 с. 119) связанные с историей становления Чингиз-хана. "В то время сущестовал некий мудрый и проницательный старец. Он сказал: "Сэчи-Бики из племеникият-юркин(это был предок Мамая, а его род соперничал с Борджигинами) имеет стремление к власти, но это дело не его... Этот же Тэмуджин", т. е Чингиз-хан "обладает внешностью, повадкой и умением для того, чтобы главенствовать и царствовать, и он, несомненно, достигнет царственного положения..." (11).

Старец, предрекший будущность Тэмуджина — Чингиз-хана, свою характеристику будущего покорителя мира начал с внешности. Чем же была примечательна внешность Чингиза.

"Об отличии внешности Борджигинов от прочих местных племен говорят два автора: китаец Чжао Хун и тюрок Абуль-Гази. "Татары не очень высоки ростом. Самые высокие... 156—160 см. Нет полных и толстых. Лица у них широкие, скулы большие. Глаза без верхних ресниц. Борода редкая...Тэмуджин высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной рыжей бородой. Личность воинственная и сильная. Этим он отличается от других". У Борджигинов глаза"сине-зеленые" или "темно-синие,где зрачок окружен бурым ободком". Л. Н. Гумилев считает, что и внешность и психика Борджигинов сформировалась в результате мутации (?), но ему совершенно справедливо на этот счет возражают антропологи, которые знают точно, что антропологический тип не может проникнуть в новые области без своего физического носителя — людей" (1).

Известно, что около 1178 г. (плюс — минус 2 года), когда Тэмуджину было 16 лет, ... "у семьи Борджигинов было 9 соловых меринов, луки и достаточное количество стрел."

"Тэмуджин был сыном не царя или феодального сеньора, абогатыря, все богатство которого заключалось в его энергии и незаурядных организаторских способностях" (11).

Когда в 1194 году Тэмуджин своими приверженцамибогатырями (атаманами?) различных "татарских" племен (казачьих орд?) был провозглашен "царем" всех "татар" Великой Степи и стал Чингиз-ханом, он пожелал жениться на дочерицаря ИванаМога, сидевшего в Каракоруме, на что последний возмутился, определяя тем самым статус Чингиза: "Какое бестыдство Чингиз-хана! Дочь мою сватает. Иль не знает, что онмой челядинец.Идите к нему и скажите, сожгу дочь, да не выдам за него; скажите ему от меня, что следовало бы его как предателя и изменника своему государю смертью казнить". Но дело кончилось плохо именно для государя. "Услышал Чингиз-хан срамную брань, что поп Иван ему наказывал, надулось у него сердце и чуть не лопнуло в животе... и "созвал он свой "народ" и зачал делать приготовления", чтобы идти на "попа Ивана". И сошлись две рати в жестокой схватке и "много было бед для той и другой стороны, а напоследок победил-таки Чингиз-хан. И был тут поп Иван убит". Чингиз хан вступил в Каракорум и сделал этот город своей столицей, с того времени "пошел Чингиз-хан покорять свет" (22).

Из сказанного следует, что Чингиз-хан был Мог (Титан, витязь, богатырь) из "татаръ", поскольку родоначальник его рода Бодончар был внебрачным сыном Алан-Гоа, зачатого от светлорусого юноши, европеида, пердставителя "расы Рос»".

Могом из "татаръ" был, видимо, и Мамай из Юркиногоплемени иТамерлан (Тимур), по поводу европеидной внешности которого, в частности рыжей бороды, вполне обоснованно говорит Герасимов М. занимавшийся восстановлением облика Повелителя мира по его останкам (7).

БОГИ

В Саянском каньоне Енисея, на древнем святилище Мугур Саргол имеется множество рисунков изображающих лики с рогами и солнцем на голове (13). Типологическое сходство этих ликов с египетской Богородицей Исет (такие же статуэтки были найдены и в знаменитой Зевсовой пещере на Крите) ни у кого не вызывают сомнений. Убедитесь в этом и вы, обратившись к Иллюстрациям 22 и 23.

Напомню из греческой (критской) мифологии, что Гея, она же Мать-Земля "первая выделилась из Хаоса" и лишь затем появилось множество иных мифологических персонажей.

И вообще, "из "Теогонии" Гесиода следует, что порождение Землей из себя Неба и бесконечная плодовитость этого неба таит в себе большие возможности появления разного рода мифологических фигур" (19). Так, когда появились Титаны, то "неподвижность титанического мира" приводит к появлению ее "полной противоположности", а именно Зевса. Со временем Зевс становится "в центре Космоса". Но все они: и Титаны и Зевс и другие — дети Матери-Земли. Зевс — сын Матери-Земли и он же Солнце, олицетворение Бога Солнца.

У Кюе Тегиня, в строке Б.-5 сказано"...была иной твоя вера — от Дывы".

Звук "Ь1" в слове "дывы" сложный. Он, как бы, состоит из звука "ь"=е", обозначенного знаком (буквой) Ь и звука "и", обозначенного знаком (буквой) I = i. Таким образом, можно допустить, что словоДЫВЫ состоит из двух слов: (от)ДИИ (ДЫИ) и (от)ДЬВЬ (ДЕВЕ) т. е. Зевса и от Девы — Матери-Земли.

Древние славяне представляли мир в вид трех сфер: Верхнего мира или НЕБА, где обитают могучие боги, покровители и основатели всего сущего; Среднего мира, в котором живут смертные, разные божества природы и всякая демоническая сила, а так же Нижнего мира, обитатели которого души предков и боги подземного царства.

Верховное божествоНЕБА у славян получило названиеДИИ (ДЫИ), что значит Зевс, а "женское божество с таким именем получило название ДИВА=ДЬВА" т.е. Богородица"или Мать-Земля.

Илл. 23. Илл. 22

Илл. 22. Бог Хор на коленях у своей матери. Богородицы Исет. Илл. экспоната музея Фииуильяма, Кембридж, бронза, IV—II вв. до н. э.

Илл. 23. Лики древнего святилища Мугур-Саргол, Саянский каньон Енисея (М. Дэвлет)

Среди другихнебесных Богов были еще Сварог, Ярила, Дажь-бог (сын Сварога), Стрибог, Перун, Хоре и другие.

В 980 году молодой князь Владимир Святославович, пытаясь как-то упорядочить пантеон языческих богов поставил в киевской крепости статуи Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Правда через 8 лет, перед крещением своих подданных, по его приказу, этих богов сбросили в Днепр.

А вотМамай оставался верен Богам своих предков. Перед известным "Мамаевым побоищем", прежде чем начать сражение:

"Мамай же царь... нача призывать боги своя: Перуна..., Мокоша, Ракиля" (24).

"УДВОЕННЫЙ СТВОЛ" СЫНОВ РА

В результате чтения Большой и Малой надписей на памятнике, посвященном Кюе Тегиню, а также "енисейских" надписей, с привлечением части древних арабских и китайских письменных источников, сложилась принципиальная схема (Илл. 24)[35] соотношения рас и народов, обитавших как на просторах всей Евразии, так и на востоке Великой Степи, на протяжении многих тысячелетий. На этой схеме отчетливо видны и кореньРАСЫ ТЮРЪ "надежной сущности, как ствола удвоенного и корень этогоудвоенного ствола — надежные Росы и ветви тюркского ствола . Его надежность в тексте Кюе Тегиня утверждается словами: "от рыжих подобная жизненная сила".

Быть"рыжим" (я оставляю этот термин вместо — "представитель европеидного антропологического типа") было почетно и на принадлежности к ним настаивали: "Мыравы, поскольку рыжие", — говорится в надписи из Хакассии. Но"рыжие",особенно в средние века были в меньшинстве; однако, практически всегда, они составляли элитную часть Южно-Сибирского и Северо-Монгольского общества. Они являлисьдинастийными родамив различных племенных объединениях этого региона. На Алтае, до наших дней, представители этих родов пользуются большим уважением.

Итак, два мощных "ствола" одного дерева. И если мы теперь точно знаем, что орхоно-енисейские надписи исполнены слоговой

праслаянской письменностью, то встает вопрос: а тюркский ствол" владел этим письмом и говорил ли он на том языке, на каком исполнена надпись на памятнике Кюе Тегиню? Если нет, то для кого это писалось? Ведь Тегинь принадлежал к роду, который ведет свое начало от Куретов-воинов и Куретов-богов, его предки "порождены героем и рысичем". Так кто он, Кюе Тегинь? Славянин или тюрок, в современном понимании этой этнической общности? Ответ на поставленный вопрос дает сам Тегинь. Первая строка Большого текста, с "красной строки", начинается словами: "Мы русские, по-русски говоря, корня одного, от рыжих, от Росов..."

Известно, что тюрки, в лице уйгуров в IX в. на основе согдийского письма создали свое письмо, и оно уже к началу XIII в вытеснило слоговую праславянскую письменность. Правда, в конце этого же века, в Туве и Хакассии была предпринята попытка вернуть в обиход слоговую праславянскую письменность, по инициативе местной знати, естественно, рыжих .

"Есть, хотя и довольно глухие, но всё же явные указания на то, что знать средневековых хакасов (читай, рыжие — Г.Г.), применяла какую-то свою, неведомую соседям письменность и в пору присоединения Хакассии к России. Последний факт использования "загадочного" (выделено мной — Г.Г.) для окружающих письма засвидетельствован русским сообщением времен Петра Великого—в 1701 г." (18).

Так закончилась историяслоговой праславянской письменности в Центре Азии. А как сложилась судьба этой письменности в Европе? После перехода Европы на латиницу (на Западе) и кириллицу (на Востоке), причем восточные славяне восприняли алфавитное письмо позже других (самая поздняя на сегодняшний день надпись, исполненная слоговой праславянской письменностью, датируется Х в), слоговая праславянская письменность... не была забыта, она просто "отошла в тень"! Что же стоит за этим, совершенно не научным, выражением? Об этом и пойдет разговор в следующей, 3-ей части книги.

Но прежде, чем продолжить наш путь, я хочу остановиться и порассуждать о моих "предшественниках".

Создается впечатление (всего лишь впечатление!), что в конце прошлого столетия профессор Копенгагенского университета, а затем и всемирно известный Вильгельм Людвиг Петер Томсен и Фридрих Вильгельм Радлофф (он же российский академик Василий Васильевич Радлов) выполняли политический заказ, с намерением поддержатьтурок вих борьбе противславян на Балканах, а в советский период виднейший тюрколог академик С. Е. Малов, во главе плеяды многочисленных учеников (А. М. Щербак, Д. М. Насилова и т.п.) выполняли уже заказ социальный, с целью поддержать малочисленные народности тюркского корня. Но и те и другие, с позволения сказать, "ученые" оказалитюркам медвежью услугу, по сути,украв у них Славное Прошлое, сквозь котороеони проросли единым удвоенным, со славянами, с русскими, "стволом Ра".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (к части 2)

1. Алексеев В. П. "В поисках предков". Изд. "Сов. Россия";

М., 1972.

2. Антонов Н. К. "Наследие предков". "Бичик"; Якутск. 1994.

3. Артамонов М. И. "История хазар". Л., 1962.

4. Библия. Книга Бытия.

5. Васильев В. П. "Китайские надписи на Орхонских памятниках въ Кошо-Цайдаме и Карабалгасуне". Сп.-б, 1897 г. въ "Сборнике трудов Орхонской экспедиции" вып. III.

6. А. Гейкель " .Inscriptions de 1'Orkhon recueilles par 1'expedition finnoise 1890 et publees par la Societe finnoougrienne". Helsingfors, 1892.

7. Герасимов М. И. "Портрет Тамерлана", в кн. "Тамерлан"; "Гураш"; 1992.

8. Гриневич Г. С. "Информационная таблица периодической системы лингвистических элементов генетического кода, имеющая общую матрицу с таблицей периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, как плоскостное выражение лингвистической модели двойной спирали ДНК" (рукопись, готовится к печати)

9. Гриневич Г. С. "Вначале было слово..." Славянская семантика лингвистических элементов генетического кода", М., 1997 г.

10. Гриневич Г. С. "Праславянская письменность. Результаты дешифровки". Т.1; М. 1993.

11. Гумилев Л. Н. "Древняя Русь и Великая Степь". "Мысль", М., 1989.

12. Дэвлет М. "Гребень из старой сказки или женщины прародительницы"; ж. "Сила Духа" № 3 (9); 1996.

13. Дэвлет М. "Загадка древних ликов", ж. "Сила Духа", № 3; 1995.

14. Иванов В. В. "Историческая грамматика русского языка":

М., 1983.

15. История открытия и исследования Советской Азии". "Мысль", М., 1969.

16. Истрин В. А. "Возникновение и развитие письма". "Наука" М., 1965.

17. Костомаров И. И. "Славянская мифология". "Чарли"; М.,

1995.

18. Кызласов И. Л. "Древняя письменность саяно-алтайских тюрков". "Восточная литература" РАН; М., 1994.

19. Лосев А. Ф. "Мифология греков и римлян". "Мысль"; М.,

1996.

20. Лоукотка Ч. "Развитие письма". "Иностр. лит-ра"; М., 1950.

21. Малов С. Е. "Памятники древнетюркской письменности". М.-Л.. 1951.

22. Марко Поло "О разнообразии мира". "Географ. Лит-ра";

М.,1955.

23. Мейе А. "Общеславянский язык". М., 1951.

24. "Поведение о побоище вел. Кн. Дмитрия Ивановича Донского" ("Мамаево побоище"). "Рус. Истор. Сб., т. III, стр. 1 и след.

25. "Путешествие Абу Хамид ал — Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131—1153 гг.)". "Восточн. Лит-ра", М., 1971.

26. Радлов В. В. " Atlas der Alterthumer der Mongolei. Jm Auftrage der Kaiserl. Akademie der Wissenschaften herausqeqeben von Dr. W.Radloff"; СпБ., 1892.

27. Рыбаков Б.А. "Язычество древних славян". "Наука"; М., 1981.

28. Сафонов В. А. "Индоевропейские прародины", Горький, 1989.

29. Селищев А. М. "Старославянский язык", ч. I—II. М., 1951; 1952.

30. "Тайна древних письмен. Проблемы дешифровки". "Прогресс"; М., 1976.

31. В. Томсен "Дешифровка орхонских и енисейских текстов", в пер. В. В. Радлова см. "Записки Восточного отделения Русского Археологического общества". Т. VIII, вып. III—IV с. 327—337.

32. Шлегелем Г. "La stele funeraire du Teqhin Yioqh", Mem. De la Societe finno-ouqrienne, Helsinqfors, 1892.

 

Часть З. ТАЙНЫ ТАЙНОПИСЕЙ

Записку тайную перехватили,

А в ней невинные слова, —

И уцелела голова.

И. ШИЛИН.

ТАЙНОПИСАНИЕ НА РУСИ

В 1952 году на знаменитом Неревском раскопе в Новгороде была найдена очередная берестяная грамота (№ 46), датированная рубежом XIII—XIV вв., поставившая всех в тупик. В этой грамоте нацарапаны две строки, правые концы которых не сохранились. В первой строке следующий текст: "НВЖПСНДМКЗА Т С Ц Т...", во второй — не менее "содержательная" над-пись:"ЕЕЯИАЕУАААХОЕИА...". Что это? Бессмысленный набор букв? Нет. Напишите эти две строки одну под другой, как они написаны в грамоте.

НВЖПСНДМКЗАТСЦТ [...]

ЕЕЯИАЕУАААХОЕИА [...]

и читайте теперь по вертикали сначала первую букву первой строки, потом первую букву второй строки, затем вторую букву первой строки и вторую букву второй строки и так до конца. Получится связная, хотя и незаконченная фраза:

"Невежа писа, недума каза

А хто се цита [..........]

— "Невежа писал, дурак показал, а кто это читает [....]". Хотя конца и нет, ясно, что того "кто это читает" обругали. Известное русское присловие "разуй глаза" хорошо дополняет оборванную фразу:

Невежа писа, недума каза

А хто се цита [разуй глаза]

— "Невежа писал, дурак показал, а кто это читает "разуй глаза", т. е. прочитавшего тем самым, действительно уличают в том, что он тоже есть невежа и дурак. Не правда ли, это напоминает расхожую школьную шутку: "Кто писал не знаю, а я дурак читаю". (14)

Если говорить о другом, то перед нами простейший образец тайнописи. Ведь что такое тайнопись? Это особый вид письма, который, отклоняясь от общеупотребительного, имеет целью написанное слово или мысль, положенную на письмо, сделать недоступными для обыкновенного грамотного читателя или, по-крайней мере, создать затруднение для прочтения и понимания написанного. В таком смысле тайнопись в русских письменных памятниках может считаться явлением довольно развитым и распространенным и восходит к XI—XII вв.

Случаи применения тайнописи достаточно разнообразны, но в общем могут быть сведены к трем, наиболее часто встречаемым (10)

1. По особому поводу, когда неудобно или даже небезопасно было написать какой-либо текст обычным, всем доступным письмом; это — тайнопись в прямом смысле слова;

2. Имя писца или лица, делающего запись: употребление тайнописи вызывается здесь традицией "смирения", ради которого пишущий, хотя и желает оставить по себе память, находит нескромным называть себя открыто; это "смирение" распространено в качестве привычки и на записи с именами вообще;

3. Тайнопись в качестве забавы, шутки или загадки, как замысловатого типа письма. Иногда применение такой тайнописи имело и другие цели: необычность письма тайнописного среди обыкновенного должна была подчеркнуть, обратить особое внимание на написанное того, кто прочтет эту запись.

Несколько обособленную группу в области тайнописи представляют ряды букв (вероятно, начальных букв слов), входящих в состав заговоров-молитв: от беса, от кровотечения, от укуса бешеного пса и т. п. Эти ряды букв могли иметь и свое мистическое значение в заговорах. Многие из них до сих пор не раскрыты.

Так "как основной принцип тайнописи заключается в замене одних — общеупотребительных начертаний иными или по внешнему виду необычными, или теми же, но употребляемыми в ином значении, то и различные системы тайнописи распадаются на несколько групп с учетом характера и правил этой замены.

Известные и раскрытые к настоящему временисистемы русской тайнописи, применявшиеся в различное время, могут быть подразделены на несколько групп, допуская однако вариации не только в каждой из этих групп, но и совмещение, скрещение этих групп между собою и применения в одной и той же записи одновременно. Системы эти следующие. (10)

I. Система иных письмен, иных алфавитов: вместо обычного принятого кирилловского алфавита, употреблялся другой алфавит, причем буквы этого алфавита применялись в значении тождественном с кирилловскими. Обычно для этих целей использовали буквы греческого и латинского алфавитов и глаголицы.

Глаголица как одна из славянских азбук стала забываться на Руси в конце XII — начале XIII вв. и с этих пор употреблялась лишь в качестве тайнописи. Чаще при этом использовалась округлая (болгарская), а не угловатая (хорватская) глаголица.

Несколько обособленное место между чужими алфавитами в применении к тайнописи занималапермская азбука. Изобретенная просветителем зырян в XIV в. епископом пермским Стефаном, создавшим ее на основе современного кирилловского и греческого курсивного алфавитов, азбука эта не привилась на практике и уже в XV в., как малоизвестная, получила значение тайнописи.

II. Система тайнописи при помощиизмененных знаков представлена двумя разновидностями: а) знаки, измененные путемприбавок к обычным начертаниям и б) построенную на принципе сходном с греческойтахиграфией: когда вместо буквы пишется лишь часть ее.

Первая разновидность такой тайнописи засвидетельствована замечательной Смоленской псалтирью 1395 года.

Тайнопись тахиграфического типа, так называемая"полусловица" так же нашла свое применение. Есть даже целая рукопись XIV в. написанная этим "письмом".

В некотором родстве по системе с "полусловицей" находится тот вид тайнописи, каким написано известное "Лодиакийское послание". Эта тайнопись очень проста по структуре: в тексте остаются только согласные, гласные же заменены значками, помещающимися над согласными; значки эти представляют собойурезанные начертания обычных гласных букв, т. е. построены по принципам "полусловицы". Так "А" = ; "Е" = ; "И" = ;"О" = ° ; "У" = ; "Ђ" = ; "Ю" = ; "Я" ( ) = \.

По этому принципу начало "Лодиакииского послания" имеет такой вид:

Д Ш C M°ВЛ CTH ГР Д Е В Р ...

и читается: Душа самовластна. Заграда ей вера...

III.Система счетная или цифирная. Она основана на том принципе, что в кириллическом алфавите, которым мы пользуемся, буквенные начертания (кроме "б", "ж", "у", "ш", "щ", "ъ", "ь", "ы") имеют так же значения цифр; "затаение" достигается тем, что для того, чтобы получить требуемую букву слова, необходимо предварительно произвести то или иное математическое действие с числами, указанными в криптограмме; или же в этой системе применяются для обозначения букв-цифр особые для этого назначаемые условные значки и начертания. Буквы, не имеющие цифрового значения, остаются, разумеется, неизменными в тексте тайнописи.

Тайнопись такого вида относительно рано может быть констатирована в русской письменности. Древнейший ее образец находится в известном псковском Апостоле 1307 г. Вот один небольшой пример из "псковского Апостола", помещенный на листе 153: "а. кк. дд. лк. ъ.". В кириллической азбуке буква "А" имеет цифровое значение 1; буква "д" — цифровое значение 4;

буква к" — цифровое значение 20; буква "л" — цифровое значение 30, а "ъ" цифрового значения не имеет. Переводим приведенное выражение в цифровые значения, складывая при этом "к+к"; "д+д"; "л+к" и получаем следующий ряд:1+40 (20 + 20 = 40) + 8 (4 + 4 = 8) + 50 (30 + 20 = 50) + Ъ. А поскольку цифровое значение 1 отвечает букве "А"; цифровое значение 40 имеет буква "М", цифровое значение 8 имеет буква "И", а цифровое значение 50 имеет буква "Н", то в результате получаем искомое зашифрованное слово: АМИНЪ т. е. Аминь, "истинно, воистину", произносимое христианами в конце каждой молитвы.

IV. Система тайнописи, условно названная системойзаменпредставлена следующими разновидностями: "простая литорея", "мудрая литорея" и тайнопись "в квадратах".

Так называемая "простая литорская" (т. е. риторская) система тайнописи действительно проста. Принцип ее состоит в том, что каждая из десяти согласных букв азбуки, названных по порядку, ставится в один ряд и при письме "литореей" заменяется соответствующей ей буквой во втором таком же ряду, составленном из остальных десяти согласных, но идущих в обратном порядке — справа налево. Гласные оставались на своих местах, сложные буквы (кси, пси, фита) исключались и заменялись созвучными. Таким образом "ключ" к простой литореи был таков:

БВГДЖЗКЛМН

ЩШЧЦХФТСРП

Старейшая запись исполненная "простой литореей" относится к XIII в. Это была пятистрочная запись на известном Шенкурском прологе 1229 г. (1) "мац шыл томащсь (2) именсышви нугипу (3) ромьлтую катохе и (4) ниледь топгашвить (5) пичулию. арипъ". Пользуясь "ключом" приведенным выше, читаем: (1) "радъ был корабль (2) переплывши пучину (3) морскую, тако же и (4) писец кончавши (5) книгу сию. Аминъ".

"Простая литорея" была очень распространена в XV веке и мода на нее не прекращалась вплоть до XVIII в., несмотря на существование одновременно и иных систем тайнописи.

Вариантами и в то же время некоторыми осложнениями "простой литореи" являются ее видоизменения — "мудрая литорея" — известные притом под различными названиями: "Синадская", "Азадская", "Мефодская" и т. д. Судя по "ключам" этих "азбук" здесь мы имеем дело так же лишь с буквами для согласных звуков, также расположенных в два ряда и взаимно заменяющими друг друга. Отличие от простой литореи заключается в том, что порядок букв нижнего ряда иной более произвольный; или же начинается не с "п" и не идет справа налево, а начинается с какой-либо другой буквы алфавита, а уж затем присоединяются опущенные первые буквы. Кроме того, иногда буквы второго ряда меняются местами в своей обычной для азбуки последовательности или берутся попарно. Таких разновидностей "мудрой литореи" известно более двух десятков (10).

V. Система акростиха: по начальным буквам стиха или отдельным буквам фразы, составляющим запись или фразу, нарочно для этого составленную и имеющую иное содержание, или же по начальным буквам рядом стоящих слов, требуется составить "затаенное" слово; сюда же может быть отнесено употребление только одних начальных букв слова: только зная, как дополнить недостающие буквы, можно прочесть запись.

VI. Наконец, отдельный вид тайнописи может представить употребление письмав обратном порядке букв (справа налево), причем и сами буквы могут переворачиваться в своих начертаниях в обратную сторону (так назыв. "зеркальное" письмо); сюда же можно причислить перестановку букв и слогов в слове, размещение их в условной последовательности и т. п.

С таким видом письма я столкнулся при дешифровки тайнописи, уместившейся на 10 машинописных страницах и заканчивающейся словами: "... ВЕРЕ ГОИ КУЛОПОВолос", которые есть ничто иное как первые слова известной поэмы:"Слово и полку Игоре-ве...", записанной, с какой-то целью, Мусиным-Пушкиным (?) в обратном порядке.

Существовала на Руси и такая система тайнописи, о которой специалисты знают, но не могут сказать о ней ничего определенного, разъясняющего.

Вот об этой системе тайнописания и пойдет разговор.

ТАЙНОПИСЬ ДВАКРАТЫ

(Тайнопись князей Барятинских)

I. Ни в отечественной, ни в зарубежной науке о тайнописании ничего подобного не было известно прежде. Очень глухо, на уровне слухов, можно было иногда услышать разговоры о том, что будто бы в XV—XVI веках в некоторых русских монастырях, помимо прочих наук, обучали искусству тайнописания и высшей формой этого искусства было написание двойного (!) тайнописного текста.

В древнерусском языке есть слово "двакраты", что означает "дважды". И потому тайнописи, о которой и пойдет речь в данном очерке, я присвоил название "тайнопись двакраты" т. е. тайнопись дважды.

Но обо всем по порядку.

Все специалисты дружно, среди известных криптограмм, которые не укладываются ни в одну из известных систем тайнописи, особо выделяют одну, которая "совершенно не поддается раскрытию на основании известных систем тайнописи". Криптограмма встречена "на листе при переплете у задней доски его, рукоп. б. Уварова № 285 (8) XVII в." (Илл. 25). (10)

Илл. 25. Тайнопись, встреченная на листе рукописи XVII в. из библиотеки Уварова (№ 285) (М. Н. Сперанский)

Именно на эту криптограмму, в самом начале 70-х годов, обратил внимание молодой русский ученый Николай Энговатов. В его статье "Тайнопись князей Барятинских и вопросы дешифровки древнерусских криптограмм" помимо результатов расшифровки криптограммы блестяще и подробно описан сам процесс дешифровки с использованием "ключей" ряда разновидностей тайнописей, описанных в предисловии. Это может составить интерес для начинающих дешифровщиков и просто читателей — любителей шарад и головоломок. Поэтому, публикуя ниже практически полностью статью Н. В. Энговатова, я учитывал и это обстоятельство. Но главным при этом оставалось то, что помещение этой статьи в моем очерке, позволяет всем нам полнее и отчетливее рассмотреть и оценить феномен тайнописи князей Барятинских .

Итак, "Тайнопись князей Барятинских и вопросы дешифровки древнерусских криптограмм". (13).

II. "...Дешифровку криптограмм необходимо начинать с анализа ее шифра. Этот

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...