Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заведующая кафедрой белорусского и русского языков

учреждения образования «Брестский государственный технический университет»,

Кандидат филологических наук, доцент

Н.Н. Борсук

 

доцент кафедры белорусского и русского языка с методикой преподавания

учреждения образования «Брестский государственный университет

Имени А.С. Пушкина», кандидат филологических наук, доцент

Н.Г. Горбачик

РЕДАКТОР:

доцент кафедры журналистики

учреждения образования «Брестский государственный университет

имени А.С. Пушкина», кандидат филологических наук, доцент

Вал. Н. Смаль

 

Смаль, В.Н.

Культуры речи. Электронный учебно-методический комплекс

/ В.Н. Смаль. – Брест: БрГУ, 2013. – 115 с.

 

Издание посвящено проблемам формирования у студентов профессиональных знаний о культуре речи, развития речевой культуры, речи как инструмента профессиональной деятельности в области социально-педагогической коммуникации. В пособии содержится курс лекций, задания для самостоятельной работы студентов, контрольные тесты, позволяющие проверить уровень усвоения знаний.

Электронный учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование», «Социальная работа (социально-психологическая деятельность)», «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)», «Практическая психология».


ОТ АВТОРА

У человека всегда есть выбор – изъясняться сленговым языком, упрощёнными оборотами или оперировать словотворчеством как Божьим даром, то есть оригинально, образно, ярко, правильно, точно, ясно, доступно, содержательно, уместно и т.д. Курс «Культура речи», как и любая другая дисциплина, не в состоянии сформировать у нас языковое чутьё, лингвистический вкус, наблюдательность, речевой самоконтроль, склонность к размышлению над фактами языка и речи. Всё это «приходит» к Человеку говорящему на протяжении всей жизни, а несколько месяцев университетского обучения – это слишком мало. И всё же мы надеемся, что у Вас «проснётся» некое желание задуматься (Что мы говорим? Как мы говорим? Почему мы говорим? Стоит ли говорить?), а, возможно, даже повысить свою речевую культуру, усовершенствовать своё владение русским языком, расширить свою эрудицию, стать личностью лингвистической, способной смело и свободно, адекватно и профессионально изложить свои мысли, наладить осознанную речевую коммуникацию, выбрать необходимую стратегию и тактику общения, использовать различные собственно лингвистические и экстралингвистические языковые средства.

Речевая культура предполагает не только овладение языковыми нормами (стилистическими, орфоэпическими, морфологическими, синтаксическими, словоупотребления), но и совершенствование речемыслительных навыков в целом. Речь по своей природе является сферой пересечения мысли и слова. «Значение слова есть феномен мышления лишь в той мере, в какой мысль связана со словом и воплощена в слове, и обратно: оно есть феномен речи лишь в той мере, в какой речь связана с мыслью и освещена её светом. Оно есть феномен словесной мысли или осмысленного слова, оно есть единство слова и мысли» (А.Г. Горнфельд) [13, с. 24]. И действительно, в жизни мы неоднократно становимся свидетелями того, как уровень мышления, интеллекта человека оценивается другими людьми исходя из его речевых способностей, поэтому мы надеемся, что упражнение с теоретическим и практическим материалом по культуре речи будет способствовать Вашей успешной адаптации в современном обществе. Современный педагог, социальный работник, психолог – речевые личности, непосредственно воздействующие на говорящего-слушающего, активно интегрирующие языковую нравственность, нормативность и целесообразность речи в общество, поэтому Вам как специалистам социально-педагогического профиля особенно необходимо изучать нормы и законы языка, совершенствовать умение их применять в своей речи, тренировать самоконтроль, умение слушать и говорить, практиковать речевую тактичность, корректность, в том числе через знакомство с лучшими образцами словесности.


ВВЕДЕНИЕ

 

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) разработан в соответствии с требованиями образовательного стандарта ОСРБ 1-01 01 02 – 2008 на основе типовой учебной программы по учебной дисциплине «Культура речи для педагогических вузов» (27.02.2006. ТД – П.027 / тип.).

Цель ЭУМК:формирование у студентов профессиональных знаний о культуре речи, развитие речевой культуры, речи как инструмента профессиональной деятельности в области социально-педагогической коммуникации.

Задачи ЭУМК:

1. Сформировать знания о теоретических основах речевой деятельности, приемах совершенствования речи, практическом и методическом материале по овладению техникой речи, выразительностью, коммуникативной целесообразностью, правильностью, точностью и ясностью.

2. Обеспечить формирование навыков речевой деятельности в профессионально значимых речевых жанрах, овладение языковой и речевой культурой.

3. Научить различным видам планирования и анализа речевой деятельности.

4. Сформировать знания об особенностях ораторской речи, научить использовать элементы ораторского мастерства, построения ораторской речи.

ЭУМК включает 7 частей: введение, программный материал, курс лекций, методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям, задания для самостоятельной управляемой работы студентов, контрольные тесты, приложение.

Программный материал соответствует типовой учебной программе по учебной дисциплине «Культура речи» и состоит из содержания учебного материала и примерного тематического плана дисциплины.

Содержание курса лекций включает теоретические основы дисциплины; особенности коммуникативных качеств речи; основы речевого этикета, систему стилевой дифференциации языка. Всего предложено 8 лекционных тем, охватывающих 100 % программного материала по данному курсу. Для каждой темы указан план, перечень вопросов и заданий.

В ЭУМК содержится блок планов практических занятий и рекомендации по подготовке к ним. Цель практических занятий: закрепить необходимые профессиональные навыки и умения речевой культуры.

Содержание практических занятий направлено на формирование у студентов навыков и умений, которые должен иметь будущий специалист для успешной работы и коммуникации в различных сферах. Практические задания способствуют формированию у студентов трёх аспектов компетенции: нормативного (предполагающего знание литературных норм и умения использовать их в речи), коммуникативного (что связано с выбором языковых средств, выполняющих поставленные задачи общения), эстетического (определяющего соблюдение норм поведения, тактичность, деликатность).

В рамках практических занятий предусмотрены следующие формы работы студентов: дискуссии по заданной проблеме, написание эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике, составление развёрнутых планов занятий, анализ реферированных студентами статей, деловые игры, выполнение письменных упражнений. План каждого практического занятия состоит из списка литературы, домашнего задания, содержания аудиторной работы, формы контроля знаний, умений и навыков студентов.

В ЭУМК содержится материал для самостоятельной работы студентов специальностей “Дошкольное образование”, “Практическая психология”, “Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)”, “Социальная работа (социально-психологическая деятельность)” дневной и заочной форм получения образования, с указанием тем, заданий, списка необходимой литературы, формы контроля знаний. В содержание выносимых на самостоятельное изучение тем включено примерно 40 % программного материала лекционных и практических занятий. Студентам предлагается самостоятельно повторить и закрепить знания из курса русского языка (орфографии, морфологии, синтаксиса), повысить уровень коммуникативной компетенции, что предполагает прежде всего умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в данной речевой ситуации. Время контроля усвоения этого материала преподаватель указывает в рабочем порядке.

В ЭУМК содержатся контрольные тесты, которыми могут пользоваться как преподаватель на практических занятиях или зачёте, так и студенты для текущего самоконтроля усвоения материалов лекций и тем самостоятельной управляемой работы.

В результате изучения дисциплины будущий специалист будет знать:

- нормы современного литературного языка (фонетические, акцентологические, лексические, грамматические, стилистические);

- языковые качества речи в ее коммуникативном воздействии;

- логико-грамматическую структуру речи;

- функциональные разновидности языка и речи;

- особенности звучащей речи (речевое дыхание, голос, дикция, темп, ритмика и т.д.);

- правила построения дискутивно-полемической речи.

уметь:

- применять нормы современного литературного языка;

- продуцировать связанные монологические тексты на разные темы;

- трансформировать невербальный материал в вербальный (схемы, графики, таблицы), один словесный материал в другой;

- вести диалог и полилог в соответствии с правилами речевого поведения;

- строить дискуссию с учетом норм дискутивно-полемической речи.

Программный материал рассчитан для студентов дневной формы получения образования:

специальностей “Дошкольное образование”, “Практическая психология”, “Социальная работа (социально-психологическая деятельность)” “Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)” на 34 аудиторных часа, из них: 8 часов – лекции, 26 часов – практические занятия (дисциплина изучается в первом семестре 1 курса).

Текущий учет успеваемости студентов осуществляется на каждом практическом занятии в форме письменного и устного опроса. Итоговый учёт успеваемости студентов осуществляется в форме зачёта.

Для студентов заочной формы получения образования преду-смотрено:

на специальности “Дошкольное образование” с 5-летним сроком обучения 8 часов, из них: 4 часа – лекции, 4 часа – практические занятия;

на специальности “Дошкольное образование” с сокращённым сроком обучения 6 часов, из них: 4 часа – лекции, 2 часа – практические занятия;

на специальностях “Социальная работа (социально-психологическая деятельность)” “Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)”, “Практическая психология” 8 часов, из них: 4 часа – лекции, 4 часа – практические занятия.

Для получения зачёта студенты как дневной, так и заочной формы получения образования обязательно выполняют все задания к практическим занятиям.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭУМК

Механизм использования ЭУМК для изучения учебной дисциплины «Культура речи»:

Студенты дневной формы получения образования лекционный и практический материал изучают в соответствии с последовательностью, приведённой в примерном тематическом плане (стр. 10). Изучение практических заданий №№ 3, 7, 8 студентами специальности «Социальная работа» вынесено в рамки самостоятельной управляемой работы. Контрольные тесты служат студентам для самоконтроля после ознакомления с соответствующими лекционными темами, а также для подготовки к зачёту.

Студенты заочной формы получения образования:

специальностей “Социальная работа (социально-психологическая деятельность)” “Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)”, “Практическая психология” и “Дошкольное образование” с 5-летним сроком обучения самостоятельно изучают лекционные темы №№ 1, 3, 4, 6 и выполняют темы практического занятия № 6;

специальности “Дошкольное образование” с сокращённым сроком обучения самостоятельно знакомятся с лекционными темами №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9 и выполняют тему практического занятия № 6;


ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...