Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКСИЧЕСКИЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

● Найдите слово, к которому можно подобрать самый длинный синонимический ряд. Попробуйте объяснить причины подобной диспропорции.

Дефис, сперва, вакуум, образование, образец, делать, драма, бомба.

 

● Подберите синонимические ряды к следующим словам.

Идти, бежать, кушать, смеяться, смотреть, выпить, красивый.

 

● Приведите примеры случаев, когда синонимия выступает отрицательным явлением в речевом общении.

 

● Замените, если это возможно, иноязычные слова русскими синонимами.

Абонент, альтернатива, альянс, аргумент, брутальный, вульгарный, демонстрация, дискуссия, имидж, локальный, менталитет, модернизировать, ностальгия, профанация, резонанс, рейтинг, спонсор, фактор.

 

● Составьте предложения с приведенными синонимами (заимствованными и русскими). Отметьте смысловые и стилистические различия.

Антагонистический - враждебный; брокер - посредник; вакуум - пустота; вибрировать - дрожать; гуманный – человечный; дискутировать - спорить; дистанция - расстояние; индифферентный - равнодушный; иррациональный - неразумный; консенсус - согласие; конфиденциальный - тайный; лимитировать - ограничивать; медицинский - лечебный; мираж - призрак; натуральный - естественный; превентивный - предупредительный; пролонгировать - продлить; сервис - обслуживание; структура - строение; толерантность - терпимость; фальшивый - искусственный; фиаско - провал; экспериментальный - пробный.

 

● Определите заимствованные слова по их истолкованию.

1. Бескорыстное стремление принести пользу ближнему, жертвовать собой ради других. 2. Себялюбие в крайней форме. 3. Краткое изложение содержания книги или статьи без личного комментария. 4. Отмена, признание недействительным. 5. Правила поведения в обществе. 6. Конец спортивной дистанции. 7. Общее название растительности. 8. Противоречие, противостояние, противоборство. 9. Законы правописания слов.

 

● Определите среди приведённых синонимов к слову «выпить» разговорные и просторечные.

Отпить, выдуть, вылакать, выхлестать, вытянуть, распить, выцедить, выкушать, пригубить, испить, выхлебать, хватить, тяпнуть, осушить, опорожнить, выглотать, раздавить, сообразить, пропустить.

● Определите, какой вариант существительных является литературным и какой разговорным.

Браслет – браслетка, жилет – жилетка, жираф – жирафа, манжет – манжета, скирд – скирда, щебень – щебёнка.

 

● Определите разговорные и просторечные слова.

Бабки, балаболить, беспредел, верхотура, впервой, гулёна, дурь, дятел, заграбастать, задарма, заморочка, кайф, клёвый, кобель, конкретный, крутой, ксива, лоботряс, мурыжить, мусор, наповал, напряг, отпад, план, прикид, разборка, раззява, расклад, растяпа, реальный, респект, станок, стрелка, стрём, тусовка, хвост, швендаться, шиза, шкары, шлёндра, шпора, шузы.

 

● Замените, если это возможно, иноязычные слова соответствующими русскоязычными эквивалентами.

Ай-кью, аператив, априори, бандана, баннер, биг-бенд, билборд, блог, блютуз, боди, брекеты, брутальный, брэнд, бэйдж, вай-фай, визуально, геймер, гламур, грант, гуру, деструктивный, дефиле, дефолт, де – юре, де – факто, дискаунтер, драйв, дреды, дюльфер, жалюзи, инаугурация, инновации, инсайдер, импичмент, кастинг, киднепинг, клиринг, консалтинг, консенсус, копирайтер, корнер, креативный, ламбрикен, ланч, лифтинг.

● Замените, если это возможно, иноязычные слова русскими синонимами и определите, изменится ли значение и стилистическая окраска слова?

Абсолютный, авангардный, альтернатива, анонимный, антикварный, апелляция, апатия, аргумент, ассортимент, бартер, брокер, вульгарный, гипербола, гипотеза, демонстрация, идентичный, индивидуальный, констатировать, конфликт, концентрированный, лаконичный, лейтмотив, локальный, меценат, модернизировать, ностальгия, нюанс, пикантный, профанация, рафинировать, резонанс, рейтинг, спонсор, субъективный, фаворит, фактор, элита, эталон.

● Объясните лексическое значение заимствованных слов.

Лобби, логистика, лузер, менеджмент, менталитет, менчердайзер, моби – арт, монетаризм, мониторинг, мундиаль, мэй – кап, нон – стоп, ноу – хау, органза, папарацио, паркур, пентхаус, перетурбации, пиар, пикапер, плэйсмейкер, постериорика, прайс, пресс-релиз, привиктивный, провизор, промоушен, ремикс, респект, ролеты, рудимент, сатисфакция, спикер.

● Составьте предложения с иноязычными словами.

Стикер, стогнации, стрэйч, суши, сэйв. сэйшэн. тинэйджэр, толерантность, универсум, фазенда, феерия, фитнес, флаер, фликер, фол, форс-мажор, фьючерс, фэйр-плэй, фэйс-контроль, фэнтэзи, фэншуй, хакер, хит, хэдлайнер, шопинг, шорт-лист, экстрим, зкстэзи, экшн.

● Назовите какой цвет обозначают слова беж, индиго, маренго, хаки.

 

● Составьте словосочетания с приведенными паронимами.

Болотистый – болотный; войти – взойти; дефектный – дефективный; дипломник – дипломант; индейцы – индусы – индийцы; логический – логичный; луковый – луковичный; надеть – одеть; нетерпимый – нестерпимый; одинарный – ординарный; подпись – роспись; полис – полюс, призывной – призывный; сытый – сытный; терпеливость – терпимость; целый – цельный; черепаший – черепаховый; экономный – экономический; эффектный – эффективный.

 

● Укажите речевые ошибки, возникшие в результате подмены слова паронимом. Исправьте эти предложения.

1. Вслед за белым наливом подоспели и другие сорта яблок. 2. Воспитатель одела на ребёнка шапку. 3. Студенты прослушали небольшую экскурсию в историю предмета. 4. Первокурсникам всегда нелегко поддаётся учёба. 5. Директор поставил свою роспись на заявлении. 6. Непосильную ношу нёс с удовольствием разносчик. 7. С изобретением самолёта путь с Европы в Америку значительно укоротился.

● Найдите паронимы.

Отечество – отчизна, гармоничный – гормональный, красный – квасный, безответный – безответственный, глядеть – гладить, командировочный – командированный, размышлять – раздумывать, дипломатичный – дипломатический, длинный – длительный, дипломат – дипломант, супруг – супруга, фарс – фарш, замыслить – замаслить, вираж – витраж, одел – отдел, сосредоточиваться – сосредотачиваться.

 

● Отличаются ли по лексическому значению слова.

Мандаринный – мандариновый; нагруженный – нагружённый; настриг – настриг; настичь – настигнуть; пешочком – пешечком; риторический – риторичный – риторский.

 

● Как правильнее сказать о товаре из супермаркета и универмага.

1. Супермаркетный или супермаркетовый? 2. Универмажный или универмаговый?

 

● Опишите лингвистические явления, которые можно наблюдать в следующих предложениях.

Это не есть очень хорошо. Преподаватель был остепенённый.

● Какой вариант слова следует выбрать, если речь идёт о цехе, выпускающем крупы.

Крупяной, крупневый, крупный, крупяный, крупозный, крупенчятый, крупчятый, крупитчатый?

● Объясните значение устойчивых выражений.

Мальтозный сок, рафинированное масло, ректифицированный продукт, паюсная икра, ячневая каша, кошерный продукт, ротанговая мебель.

 

● Вставьте вместо точек подходящие глаголы (протиснуться, протолкнуться, пролезть, пробраться, пробиваться, продраться, прорваться) в следующих предложениях.

1. Войска с боями стали … в горы. 2. Вечером ребята незаметно … в сад деда Егора. 3. Луч света … в чулан сквозь небольшую щель в крыше.

4. Хозяин еле-еле … сквозь толпу возмущённых прохожих. 5. Пришпорил Илья коня и решил … через вражескую орду.

● Исправьте предложения, смысл которых засоряет речевая избыточность (многословие).

1.Силовыми структурами был пресечён незаконный оборот наркотиков через таможню. 2. Гости ушли по-английски, молча, без слов. 3. На полях по-прежнему бесполезно пропадает большое количество неубранного урожая. 4. Главная суть рекламы – привлечь внимание покупателей к товару. 5. Экстрасенсы как сверхчувствительные люди способны заранее предчувствовать явления и события своей жизни. 6. Составной частью двигателя является поршневая система.

● Исправьте ошибки, связанные с плеонастичностью (расщеплением сказуемого) речи.

1. Студенты приняли решение произвести уборку аудиторий. 2. Частные предприятия оказали помощь детям-сиротам. 3. Врачи произвели осмотр пациентов. 4. Администрация провела анализ эффективности работы сотрудников предприятия. 5. Классный руководитель занимался изучением истории своего населённого пункта.

 

● Устраните в тексте лишние слова, скрытое повторение, неоправданное расщепление сказуемого, тавтологию.

Каждый год 8 сентября весь мир отмечает Международный день грамотности. На Всемирном конгрессе министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности принято решение проводить его под разными девизами: «Грамотность – сила!», «Грамотность – свобода», «Грамотность – лучшее лекарство» и др. «Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и её значение для развития, в мире всё ещё насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 76 миллионов детей не посещают школу», – дословные слова, сказанные в пресс-коммюнике ЮНЕСКО. Среди специалистов, занимающихся проблемой неграмотности, принято считать, что неграмотные люди более уязвимы перед лицом болезней и с меньшей вероятностью будут прибегать к медицинской помощи, когда это касается их самих, их семей или общин. В результате проведённых исследований специалисты единодушно пришли к выводу о том, что грамотность является мощным средством борьбы с угрозами здоровью человечества, способны к тому же оказать помощь в деле улучшения питания населения, профилактики и лечения заболеваний людей – стоит только лишь захотеть изменить нашу жизнь.

● Устраните двусмысленность, которая возникла в результате употребления многозначных слов и омонимов.

1. После очередного приступа больной начал отходить. 2. Дружба спаивает людей. 3. Ребята прослушали песню. 4. После второго анализа были получены отличные данные. 5. Недостаток учебников сказывается на уровне знаний студентов. 6. Он весь погрузился в сдачу анализов.

 

● Исправьте предложения с тавтологическими повторами.

1. Сегодня снова возобновились поставки топлива через трубопровод. 2. Северное сияние в наших широтах – необычайный феномен. 3. Туризм является движущим локомотивом экономики Италии. 4. Все участники круглого стола получили дипломы и памятные сувениры. 5. Глубокая бездна разделяла различные слои феодального общества. 6. Оказывается, коллеги по работе не знали свои функциональные обязанности, не знали должностные обязанности и воспитатели.

 

● Составьте из предложенных вариантов предложения, исправив тавтологию и плеоназм.

Бесплатный подарок, букет цветов, вернуться назад, внутренний интерьер, военная оккупация, воспоминания о прошлом, временная отсрочка, всенародный референдум, встретиться вместе, габаритные размеры, героический подвиг, главная суть, главный фаворит, демобилизоваться из армии, дополнительный бонус, другая альтернатива, жестикулировать руками, истинная правда, католический костёл, коллега по работе, короткое мгновение, краткий миг, ладонь руки, лично я, маршрут движения, местный абориген, народная демократия, наступать вперёд, необычный феномен, неожиданный сюрприз, неподтверждённые слухи, отара овец, ответная контратака, перспективы развития, печатная пресса, полный аншлаг, популярный шлягер, потенциальные возможности, предварительное планирование, предварительный прогноз, предельный лимит, предсказание будущего, предупредить заранее, прейскурант цен, реальная действительность, саммит на высшем уровне, сатирическая карикатура, семантическое значение, смешивать вместе, совместное сотрудничество, специфические особенности, трудоустройство на работу, экспонат выставки, ценное сокровище, DVD-иск, VIP-персона, SMS-сообщение.

● Определите словосочетания, в которых встречается тавтология, а в которых – плеоназм.

1. Предельный лимит времени на тестировании был определён в три часа. 2. Самая высочайшая вершина Европы – Монблан. 3. Самое первейшее задание – ознакомиться с заданием работы. 4. На прошлой неделе состоялся саммит большой восьмёрки на высшем уровне. 5. Обучение вождению транспортными средствами в нашем учебном центре гарантирует стабильные водительские навыки. 6. Первая премьера Харьковского театра на фестивале «Белая вежа» прошла при полном аншлаге. 7. Окончив строительство объекта, строители дружно отпраздновали свой профессиональный праздник День строителя.

● Исправьте следующие фразы.

1. На бирже труда этим летом свободных вакансий не было. 2. Расследование дела показало его сходство с нашумевшими событиями минувшего года. 3. В результате пересмотра дела приговор оставлен в силе. 4. В интересах следствия было арестовано имущество фирмы. 5. Обвиняемого по-видимому ждала высшая мера наказания. 6. Следователем было заведено дело по поводу систематических хищений на предприятии. 7. Задержанный дал собственноручные показания. 8. Судья отложил дело до дальнейшего выяснения обстоятельств. 9. Рыболовы ловили рыбу. 10. В спорте может всё решить секунда времени.

 

● Замените, если это возможно, иноязычные слова русскими синонимами. Изменится ли значение и стилистическая окраска слова?

Абсолютный, авангардный, альтернатива, анонимный, антикварный, апелляция, апатия, аргумент, ассортимент, брокер, вульгарный, гипербола, гипотеза, идентичный, индивидуальный, констатировать, конфликт, концентрированный, лейтмотив, нюанс, пикантный, профанация, резонанс, спонсор, субъективный, фаворит, фактор, эталон.

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

● Образуйте, если это возможно, форму 2-го лица единственного числа повелительного наклонения от следующих глаголов.

Бежать, бросать, видеть, визировать, высылать, гнать, давать, ехать, клеветать, кликать, кляузничать, лечь, молоть, мочь, петь, положить, слушать, слышать, хотеть, шёл.

● Образуйте, если это возможно, форму 2-го лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения от следующих глаголов.

Брить, быть, встречать, вынашивать, достигать, звучать, избегать, лепить, летать, намазать, носить, ожидать, отметить, подпоясаться, познакомиться, плакать, сесть, съесть, улыбаться, чихать.

● Укажите правильную форму глаголов и объясните принцип, которым необходимо руководствоваться в данном случае.

Бетонирую – бетонирываю, брызгаю – брызжу, воспитую – воспитываю, воюю – воиваю, выдумую – выдумываю, вынюхую – вынюхиваю, вынянчую – вынянчиваю, капаю – каплю, командую – командываю , поглядую – поглядываю, программирую – программирываю, проповедую – проповедываю, рассказую – рассказываю.

 

● Образуйте все возможные варианты краткой формы прилагательных.

Безнравственный, бессмысленный, бесчисленный, бесчувственный, длинный, древний, естественный, кислый, легкомысленный, медленный, многочисленный, мужественный, новый, острый, ответственный, таинственный, тихий, торжественный, хриплый, щуплый.

● Образуйте, если это возможно, прилагательные от следующих слов.

Атлас, варвар, Венера, Генуя, гитара, декор, Жабинка, имидж, клей, конференция, крахмал, критика, кровь, кросс, мальчик, Марс, сканер, толерантность, фундамент.

 

● Выберите равноправные варианты.

Челюсти – челюстя, директор – директорша, дверями – дверьми, бегит – бежит, в лесу – в лесе, болоты – болота, людьми – людями, движет – двигает, декан – деканша, лагеря – лагери, токи – тока, бегемот – гиппопотам, до свидания – до свиданья, пока – прощай, штангист – тяжелоатлет, ноль – нуль.

● Выберите правильные окончания существительных. Укажите возможные варианты.

Залить бензинчик (а, у), купить кефирчик (а, у), насыпать сахарк (а, у), съесть сырк (а, у), налить чайк (а, у), много народ (а, у), достать кле (я, ю), добавить перц (а, у), стакан ча (я, ю), выпить кофейк (а, у).

 

● Образуйте возможные формы степеней сравнения прилагательных.

Громадный, громкий, жестокий, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, липкий, малый, плоский, плохой, сверхтонкий, скользкий, сладкий, солёный, суперлёгкий, сухой, топкий, тупой, фиолетовый, холостой, хороший, худой, яркий.

● Образуйте, если это возможно, глаголы от следующих слов.

Бравада, вальс, грейдер, дедушка, золото, зубр, квартира, кредит, мангал, манифест, мануфактура, отскок, подарок, профиль, рожок, странник, тонус, торпеда, холод.

● Образуйте форму первого лица единственного числа будущего времени от следующих слов.

Убеждать, побеждать кричать, свистеть, смотреть, искать, завидовать, лицезреть, петь.

● Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных.

Близкий, бойкий, горький (опыт), горький (соус), быстрый, зоркий, ловкий, поздний, сладкий, хлёсткий, юный.

● Образуйте, если это возможно, форму родительного падежа множественного числа существительных.

Башка, договор, диета, мечта, мольба, пол, серьга, томат, тьма, треска, тоска, тахта, юла.

● Выберите словосочетания с правильно употреблённым родом существительного.

1. Длинный макарон – длинная макаронина. 2. Железнодорожный рельс – железнодорожная рельса. 3. Большой мозоль – большая мозоль.

4. Чистый бюллетень – чистая бюллетень. 5. Заказной бандероль – заказная бандероль. 6. Лакированный туфель – лакированная туфля. 7. Резиновый галош – резиновая галоша.

● Образуйте, если это возможно, форму родительного падежа единственного числа от существительных брызги, дела, вафли, кеды, лимоны, погоны, полотенца, помидоры, рельс, толь, туфля, тюль, шахматы.

 

● Выберите допустимые варианты слов в форме множественного числа именительного падежа.

Инструктор (ы, а), инспектор (ы, а), офицер (ы, а), инженер (ы, а), цех (и, а), сектор (ы, а), крейсер (ы, а), шофер (ы, а), трактор (ы, а), прожектор (ы, а), корпус (ы, а), пропуск (и, а), цвет (ы, а), ток (и, а), хлеб (ы, а), торт (ы, а).

● Выберите правильную форму именительно-винительного падежа множественного числа или допустимые литературные варианты.

Месяцы – месяца, редакторы – редактора, слоги – слога, договоры – договора, цехи – цеха, бухгалтеры – бухгалтера, инспекторы – инспектора, отпуски – отпуска, волосы – волоса, лекторы – лектора, циркули – циркуля, лагери – лагеря, хлебы – хлеба, тракторы – трактора, шофёры – шофера, инженеры – инженера, годы – года.

● Образуйте форму винительного падежа следующих существительных.

Котята, толпы, животные, щенки, цветы, куклы, куры, тополя, народы, артист, ребята.

● Существительныетиски, сливки, виски, духи, чернила, консервы, каникулыне имеют формы единственного числа. Как называются такие слова?

● Укажите слова, которые имеют только форму множественного числа.

Бигуди, бусы, вилки, ворота, гастроли, груди, деньги, жалюзи, жмурки, заморозки, игрушки, колготы, макароны, ножницы, носилки, носки, потёмки, прятки, санки, такси, чулки, штаны.

● Выберите слова, употребляемые только в форме единственного числа.

Бензин, бюро, вера, город, Гродно, грусть, детвора, дно, запад, компот, крапива, красота, луна, любовь, манка, март, метро, молодёжь, надежда, пальто, песок, пламя, повидло, пыль, пюре, рагу, радость, сад, сера, солнце, самбо, цемент, чай, человек, шум, щавель,

● Образуйте, если это возможно, форму множественного числа.

Домино, дуло, порох, дно, желе, горох, пила, хрен, ребёнок, смех, мел, лук, мёд, рис, жар, чеснок.

● Укажите существительные не относящиеся к общему роду.

Директор, психолог, продавец, декан, профессор, священник, сирота, беглец, спортсмен, студент, аскет, монах, поэт, бард, астролог, артист, плакса, неряха, разиня, молодчина, выскочка, тихоня.

● Укажите правильную форму существительных в следующих парах.

Индеец – (индейка, индианка, индеанка); кореец – (корейка, кореянка, кореистка); болгарка – (болгар, болгарин, болгарец); турок – (тура, турка, туречанка, турчанка), индонезиец – (индонезийка, индонезка, индонезианка, индонизейка).

● Определите род существительных.

Алиби, киви, кенгуру, салями, фламинго, манто, иваси, пони, денди, тюль, толь, кофе.

 

● Определите род аббревиатур.

Вуз, БелАЗ, ЗАГС, СНГ, НАТО, США, ЖСК, ЖКХ, НЛО, МЧС, АТС, БГУ, СМИ, МТС, НЛО.

 

● Составьте предложения с аббревиатурами.

АЗС, СНГ, ОРТ, РТР, БТ, БАМ, МВФ, Би-Би-Си, ЕврАЗЭС, ТЭЦ, ГЭС, АЭС, МИД.

● Определите род собственных существительных.

Аляска, Домачево, Дубровка, Дунай, Сочи, Москва, Мухавец, Осло, Сокольники, Рейн, Телеханы, Токио, Химки.

● В употреблении существительныхавто, арго, бренди, виски, манго, эсперантодопускаются варианты мужского и среднего рода. Какой из двух вариантов предпочтительнее?

● Распределите по родам несклоняемые заимствованные существительные.

Шоссе, мадам, портье, маэстро, кашне, радио, какаду, миссис, метро, кино, пони, фламинго, пальто, фрау.

● Образуйте словосочетания с существительнымипротеже, инкогнито, визави, жюри.

 

● Выберите правильную родовую форму глаголов прошедшего времени с учётом контекста.

1. Кенгуру (держать) в сумке кенгурёнка. 2. У подножья горы (лежать) коала. 3. Из-под ног неожиданно (взлетать) фламинго. 4. Шимпанзе (кормить) своего детёныша. 5. Пони-мама (оберегать) своего малыша. 6. Какаду (сидеть) на верхушке дерева.

 

● Определите существительные, имеющие форму только множественного числа.

Сани, ножницы, нитки, брюки, ворота, сутки, сумерки, проводы, дни, будни, духи, чернила, дрожжи, щи, скифы.

 

● Определите существительные, имеющие форму только единственного числа.

Яблоко, листва, братва, ботва, белизна, молодёжь, ёж, студенчество, радость, белизна, нравственность, дружба, магазин, бензин, рожь, йод, йог, молоко, трико.

● Замените цифры словами и поставьте существительные в нужной форме.

2 (дети), 2 (туфли), 3 (очки), 4 (чулки), 5 (апельсины), 6 (студентки), 7 (сапоги).

● Образуйте, если это возможно, форму настоящего-будущего времени 1 лица единственного числа.

Вознаградить, выздороветь, выть, дерзить, ездить, индеветь, колебаться, кудахтать, лазить, махать, мерить, молотить, мурлыкать, мучить, мяукать, обессилеть, опротиветь, плескать, полоскать, предотвратить, прекратить, принудить, пылесосить, рыскать, рычать, состариться, убедить, чтить, чудить, щипать, щупать.

 

● Образуйте, если это возможно, форму именительного падежа единственного числа.

Битки, зразы, вафли, галеты, гренки, клецки, куры, оладьи, пельмени, тефтели, шпроты; ботинки, босоножки, гетры, кеды, кроссовки, сандалеты, сандалии, сапожки, тапки, тапочки, туфли, чешки, шлепанцы.

 

● Образуйте, если это возможно, форму именительного падежа множественного числа.

Бухгалтер, веер, возраст, ворох, выпуск, герб, гроздь, диспетчер, договор, дядя, шурин, инженер, инспектор, инструктор, контейнер, крейсер, крем, месяц, очередь, паспорт, плинтус, почерк, прожектор, пудель, свитер, сектор, слесарь, тополь, трактор, флигель, цех, штабель, штемпель, шторм, якорь.

 

● Просклоняйте словосочетания с именами числительными.

Полтора яблока, четверо мальчиков, 1949 год, 592 года, 267 вагонов, 456 кустов, 141 посетитель, 340 церквей.

 

● Образуйте возможные формы причастий от глаголов.

Биться, виться, выбросить, выдаваться, двигать, ехать, капать, корчить, кроить, морщить, мыться, обуться, одеться, пресмыкаться, трудиться, светиться.

● Распределите слова на 2 группы: 1) сочетающиеся с предлогами в, из; 2) сочетающиеся с предлогами на, с. Составьте словосочетания.

Алтай, Альпы, Апеннины, Беларусь, Гималаи, Кавказ, Карпаты, Кипр, Крым, Куба, Львовщина, Полесье, Сахалин, Сибирь, Украина, Урал; автобус, автовокзал, аптека, город, двор, деревня, дискотека, завод, кино, конференция, концерт, коридор, кухня, магазин, машина, маршрут, метро, море, огород, переулок, поезд, почта, радио, район, сеанс, соревнования, стадион, студия, сцена, театр, телевидение, теплоход, турбаза, университет, факультет, фирма, хутор, цех, цирк, школа, этаж.

 

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

● Выберите правильный вариант произношения слов.

Демпинг – дэмпинг, бизнес – бизнэс, афера – афёра, двоеженец – двоежёнец, баржа – баржа, договор – договор, звонит – звонит, искра – искра, новорожденный – новорождённый, по средам – по средам, йогурт – йогурт.

● Укажите ударение в словах

Балованный, без умолку, бензопровод, бунгало, втридорога, газированный, гофрированный, диоптрия, дистиллированный, духовник, жниво, завидно, закупорить, занятой (человек), запершись, зубчатый, избалованный, исподволь, истерия, исчерпать, камбала, каталог, кладовая, комбайнер, крапива, красивее, мальчиковый, маркетинг, менеджмент, намерение, новорождённый, облегчить, опломбировать, оптовый, паралич, пиццерия, премировать, танцовщица, углубить, украинский, феерия, феномен, хозяева, эмалировать.

 

● Отметьте слова с ударением на первом слоге.

Мельком, лассо, кремень, коклюш, кухонный, мизерный, ненависть, щавель, умерший, фарфор, холеный, оптовый, приданое, призыв, развитый, ракушка, сироты, созыв, согнутый, средства, столяр, ступень, счастливый, тигровый, дояр, зубчатый, изба, искра, асбест, боязнь, верба,

 

● Сгруппируйте слова на: 1) произносимые с мягким согласным перед е; 2) произносимые с твёрдым согласным перед е; 3) допускающие вариантное произношение.

Адекватный, аксессуары, акушер, антенна, артерия, астероид, бактерия, бандероль, бестселлер, бизнес, бифштекс, бутерброд, брюнет, вестерн, виндсерфинг, генезис, генетика, дезинфекция, дезодорант, дезорганизация, декада, деканат, декларация, декор, денди, дерматолог, детектив, дефис, диспансер, идентичный, индекс, кабаре, кафе, кафетерий, кашне, кодекс, компетентный, компьютер, коттедж, отель, менеджер, пенсне, планер, сардельки, свитер, тембр, темп, тенденция, теннис, термин, терминал, термос, тоннель, турне, шатен, шинель.

 

● Произнесите правильно слова.

Аккордеон, аккумулятор, аллея, Анна, ассорти, ателье, аттестат, аттракцион, баллон, бассейн, без шубы, библиотечный, бизнесмен, братство, будничный, бульон, бутерброд, бухгалтер, ванна, гололедица, грамм, грамматика, гречневый, грипп, группа, двоечник, дерматин, дождь, желоб, желчь, жердочка, здравствуй, иллюстрация, классный, кое-что, конечно, коричневый, лётчик, масштаб, миллион, мужчина, нарочно, наследство, орхидея, параллель, патент, паштет, подрядчик, подсолнечный, поздно, порядочный, программа, протекция, пустячный, сердце, сессия, скворечник, скучный, справочник, суббота, территория, целлофановый, честно, шипованный.

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ

● Объясните лингвистическое явление, которым вызвана двухсмысленность в понимании слушателями следующих фраз.

1. Нового специалиста ввели в бухгалтерию предприятия. 2. Юбиляр был с венцом из лавра. 3. Иван Сергеевич подвёл начальника цеха. 4. Не одну ночь провёл Галкин с Пугачёвой на монтаже клипов и фильмов. 5. Ах люди, эти неустойки. 6. «Терпеть не могу красивых женщин!» – воскликнул руководитель. 7. «За работу!» – сказал бригадир сидящим за столом.

● В каких языковых стилях будут нарушены принципы ясности и доступности речи употреблением следующей фразы.

– У кого проблемы с речью, спрашивайте в аптеках новое лекарство «лонгитригидрацетамполиметоклопрамидизолотабс».

● Определите в каких случаях употребление синонима будет способствовать выразительности речи.

Смеяться – ржать, смотреть – зыркать, растительность – флора, шапка –головной убор, спать – дрыхнуть, машина – автомобиль, очи – глазище, ходить – швэндаться.

 

● Какое коммуникативное качество речи может быть нарушено в следующих высказываниях.

1. Я с вами на корте не справляюсь… 2. Требуется честный человек, способный на всё. 3. Познакомлюсь с парнем с серьёзными намерениями для кратковременных отношений. 4. Он был старательным, но имел плохой почерк. 5. Анна была весёлая, активная, с хорошим характером, и он делал её скромной. 6. Студенты сегодня читают книги исключительно по нужде. 7.Сосед попал в автомобильную катастрофу, не выдержал и умер. 8. Юность – возраст хороший, молодой, гулящий. 9. Отвага и упрямство отличали защитников. 10. Обсмеивать неудачи наших спортсменов на Олимпиаде крайне не тактично. 11. В конечном итоге всё усложнилось.

 

● Несоблюдение какого коммуникативного качества речи можно наблюдать в мини диалоге героев одного кинофильма.

– Что дают?

– Талисманы…

– А с чем? С картошкой или с рисом?

● На несоблюдение какого коммуникативного качества речи указывали известные в прошлом люди.

1. «Краткость – сестра таланта» (А. Чехов). 2. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В. Белинский). 3. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» (Квинтилиан). 4. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Н. Чернышевский). 5. «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д. Писарев). 6. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего – требованием смысла» (К. Федин). 7. «Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности» (А. Пушкин).

 

● Исправьте предложения, в которых были нарушены логичность и чистота высказывания.

1. Шёл дождь и два студента, один в университет, другой в ботинках. 2. Летело два гуся: один белый, другой прямо. 3. Он пил чай с лимоном и удовольствием. 4. Его смех в отношении начальника был амбивалентен. 5. Крутой чел стоял на автобусной остановке. 6. Ну, в принципе, свою машину сосед ухайдохал быстро. 7. Причиной выхода из строя инжекторов является плохое качество топлива.

 

● Объясните, почему были признаны неудачными следующие рекламные слоганы:

1. Наше пиво – пиво, от которого не толстеют. 2. Наше лекарство поможет даже самым безнадёжным больным. 3. Полный перечень похоронных услуг без посредников. 4. Пельмени «Добрые». Съежь свою удачу! 5. Покупайте нашу обувь – цены первого импортёра. 6. Цены сумасшедшие! 7. Требуется мужчина на мясо. 8. Похудение – 100 %. 9. Похудейте у нас – раз и навсегда. 10. Мы обставим вас и ваш дом. 11. Такие бабки мне давно не снились (реклама «Сбербанка» в клиентском зале пенсионного фонда).

● Исправьте ошибки в предложениях.

1. Прийдя в кино, был уже выключен свет. 2. Сев на чужое место, произошёл конфликт с незнакомцем. 3. Оставшись в одиночестве, женщину осветили лучи света. 4. Войдя в вагон, он тронулся. 5. У вошедшего в аудиторию студента сырел от пота лоб. 6. На берегу лежал песок, хорошо упитанный влагой. 7. Надо же было так обезуметься этой женщине.

● Определите слова, которые могут быть поняты неоднозначно. Отредактируйте предложения.

1. Успешность любого дела зависит от приложенных усилий. 2. Он долго не сопротивлялся, потому что был внушительным. 3. Из 600000 слов авторитарного английского словаря Вэбстэра 500000 составляет специфическая научная лексика.

● Измените порядок слов так, чтобы исчезла двусмысленность высказывания.

1. Спортсмены желали избавиться от негативных эмоций и высоких результатов. 2. Студенты требовали отмены межсессионной аттестации и ремонта интерната. 3. Администрация пожелала работникам избавления от неудач и счастливой жизни.

● Определите, какой словарь поможет уточнить значения слов или выбрать верный вариант.

Инвектива Имплицитный Туше Прикол Узуальный Спам Копирайтер Лифтинг Откат Крышевание Зависнуть Пролонгировать Орфоэпический словарь Словарь иностранных слов Словарь синонимов Толковый словарь Словарь новых слов Этимологический словарь Фразеологический словарь

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

І. ФЕНОМЕН ЯЗЫКА И КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА

РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Укажите правильную последовательность этапов:

а) отрицание социальной обусловленности языка, представление о языке как независящем от человека феномене, самостоятельно направляющем высказывание по своим предусмотренным путям;

б) представление о языке и слове как материале для передачи собственной, авторской мысли;

в) представление о языке и слове как субстанциальной сущности, отождествление слова и понятия, которое обозначает.

а-в-б

2. Закон экономии сил (закон наименьшего усилия) – это:

а) стремление говорящего экономить усилия при пользовании речи;

б) замена словосочетаний аббревиатурами;

в) замена громоздких языковых конструкций более удобными языковыми моделями, речевыми вариантами;

г) оглушение конечных звонких звуков.

3. Укажите правильное определение понятия «культура речи»:

а) культура речи – это педагогическая дисциплина, изучающая умение пользоваться в процессе речевого общения коммуникативными качествами речи и речевым этикетом;

б) культура речи – это владение речевыми нормами, которые помогают наиболее успешно, эффективно, доступно донести автору своё высказывание слушающему или читающему с учётом данной ситуации и конкретного адресата;

в) культура речи – это вежливое речевое общение;

г) культура речи – способности человека, отражающие степень владения литературным языком, его нормами и правилами, умение пользоваться речевыми средствами в конкретной речевой ситуации;

д) культура речи – совокупность качеств речи, которые свидетельствуют о её совершенстве.

4. Укажите правильные утверждения, относящиеся к понятию речь»:

а) речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую или письменную форму;

б) в понятие «речь» включается как процесс языкопользования, так и его результат (речевая деятельность, речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом);

в) речь – психофизический процесс свободной творческой деятельности индивидуума, поэтому речь всегда конкретна и неповторима в зависимости от опыта автора речи, характера речи, ситуации и т.д.;

г) речь – это чтение и письмо;

д) речь имеет определённый темп, продолжительность, тембровые особенности, степень громкости, артикуляционную чёткость, акцент, тон, поэтому мы говорим о медленной и быстрой, громкой и тихой речи;

е) речь всегда материальна, воспринимается чувствами (слухом, зрением, осязанием);

ж) речь может указывать на психологическое состояние говорящего, цель его высказывания, его отношение к слушателям; речь может быть эмоциональной, инфантильной, спокойной, взволнованной, насмешливой, иронической, искренней, льстивой, почтительной, импульсивной;

з) речь может быть реализована тремя формами: монологом, диалогом, полилогом;

и) речь имеет эстетические критерии, позволяющие слушателю сделать оценку о художествен

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...