Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие конъюнктуры мирового рынка




 

Между конъюнктурой мировых товарных рынков и кон­кретной внешнеэкономической деятельностью существует не­посредственная связь. Для того чтобы получить от внешнетор­говых сделок максимальный экономический эффект, т.е. большую валютную выручку при экспорте в валютную эконо­мию при импорте, надо знать, в какой момент и на каком рынке лучше всего выступать в качестве экспортера или импортера того или иного товара. С этой целью необходимо изу­чать общеэкономическое положение капиталистических стран и ситуацию в отдельных отраслях экономики, а также на раз­личных товарных рынках. Надо понимать причины, под влия­нием которых иногда происходят очень быстрые изменения в объеме производства, внешней торговли или ценах на тот или иной товар. Таков, примерно, комплекс вопросов, которые не­обходимо включать в конъюнктурное исследование при рас­смотрении необходимости заключения внешнеторговых сделок с фирмами и другими хозяйственными организациями зару­бежных стран.

Объективность и безошибочность изучения рыночной конъюнктуры во многом зависят от знания методики конъюнк­турных исследований, целей и средств анализа и прогноза ры­ночной конъюнктуры.

Между всеми явлениями, определяющими развитие конъ­юнктуры, существует связь и взаимозависимость. Изменение положения на одном товарном рынке оказывает влияние на ряд других рынков, казалось бы, не имеющих никакого отно­шения к первому. Примером такой взаимосвязи может служить воздействие на конъюнктуру многих товарных рынков резкого повышения цен на нефть в конце 1973 г. В США остановились конвейеры, производившие крупногабаритные легковые авто­машины, и за короткий срок работу потеряли свыше 200 тыс. рабочих-автостроителей. Автомобильная компания «Дженерал моторс» за последние два месяца 1973 г. снизила выпуск про­дукции на 42%. Сокращение производства в автомобильной промышленности автоматически вызвало падение спроса на сталь, свинец, резину, цинк, никель и т.д. (что соответственно вызвало уменьшение их производства).

В 1990 г. кризис в Персидском заливе стал причиной роста цен на нефть (до 40 долл. за 1 баррель против 18 долл. до нача­ла конфликта в июле), а затем в порядке цепной реакции по­высились цены на бензин и другие нефтепродукты, а также страховые ставки на танкеры, направляющиеся к ближнево­сточным берегам. Выросли цены и на многие другие товары, которые на первый взгляд не имели никакого отношения к нефти и событиям в Персидском заливе. Например, в 1990 г. резко возросли котировки никеля на Лондонской бирже метал­лов (в долл. за 1 т): в среднем за август до 10 588 и за сентябрь до 10 582 против 7 069 в январе.



Приведенные примеры еще подтверждают наличие связи и взаимозависимости между различными рынками. Следователь­но изучение конъюнктуры любого товарного рынка без учета связей с другими рынками и анализа общехозяйственной конъюнктуры теоретически неправильно, а в практике опера­тивной работы может привести к крупным просчетам. При этом, конечно, необходимо учитывать, что сила воздействия изменения конъюнктуры на одном товарном рынке или в ка­кой-либо стране на конъюнктуру других товарных рынков или стран может быть различной.

Развитие конъюнктуры различных товарных рынков харак­теризуется исключительной неравномерностью и даже проти­воречивостью движения ее показателей. Зачастую одни и те же показатели, например динамика производства или цены, в одно и то же время, но на разных рынках свидетельствуют о нали­чии противоположных тенденций — роста и сокращения.

Такие подчас весьма значительные расхождения в направ­лении или темпах развития конъюнктуры требуют тщательного анализа и учета особенности производства и сбыта того товара, конъюнктура рынка которого изучается. Перенос тенденций или темпов развития общехозяйственной конъюнктуры (или конъюнктуры смежных рынков) на конъюнктуру конкретного товарного рынка без учета этих особенностей может привести к грубым ошибкам при оценке положения на рынке.

Положение на многих товарных рынках характеризуется от­сутствием стабильности, резкими конъюнктурными колебания­ми. Конъюнктуры нет вне движения и изменений. Одни коле­бания и изменения конъюнктурных показателей отражают влияние постоянно действующих сил, другие — каких-либо кратковременных факторов.

Таким образом, за сравнительно небольшие периоды, когда в общехозяйственной конъюнктуре не наблюдается каких-либо значительных изменений, условия спроса и предложения, цены и другие конъюнктурные показатели отдельных товарных рын­ков могут быть подвержены сильным колебаниям.

Частые и порой весьма резкие изменения рыночной ситуа­ции требуют постоянного изучения конъюнктуры. Только не­прерывное конъюнктурное наблюдение позволяет корректиро­вать составляемые прогнозы в соответствии с происходящими на рынках изменениями.

Изучение конъюнктуры включает также большой круг во­просов товароведческого характера. Надо знать, какие отрасли экономики и в каком объеме являются потребителями данного товара, каковы особенности спроса и предложения отдельных видов и сортов товара. Следовательно, каков бы товар мы ни взяли, необходимо знать его товароведческую характеристику и главные области применения. При этом удельный вес данного товара в общем объеме потребления той или иной отрасли не является чем-то неизменным, а с течением времени под воз­действием технического прогресса и других факторов может весьма сильно меняться.

Знание особенностей производства и потребления отдель­ных товаров помогает лучше понять и предвидеть происходя­щие на рынке изменения. Предположим, что спрос на пилома­териалы и железную руду повысился на 50%. Приспосаблива­ние предложения к возросшему спросу на рынке руды проис­ходит сравнительно быстро, и значительных изменений в уров­не цен не наблюдается. Иначе обстоит дело с пиломатериала­ми, поскольку для увеличения их производства требуется до­вольно длительный период. Значит, предложение будет отста­вать от спроса, и цены на данном рынке повысятся.

При оценке ситуации на товарном рынке необходимо иметь представление о тех изменениях, которые произошли на нем за рассматриваемый период (год, полгода, квартал или месяц). Учет этих изменений, а также выявление причин, вызвавших их, позволяют более правильно оценить конъюнктуру рынка.

При проведении конъюнктурного исследования прежде всего следует определить, какие страны на данном товарном рынке играют решающую роль в качестве производителей и потребителей, экспортеров и импортеров.

Изучение статистики производства, потребления и внешней торговли дает возможность, во-первых, увидеть количествен­ные и качественные изменения, происходящие на рынке. Дан­ные о производстве и внешней торговле стран, играющих пер­востепенную роль на конкретном товарном рынке, надо рас­сматривать за ряд лет. Только такой анализ позволит выявить основные изменения, происшедшие в объеме производства, экспорта или импорта, и выделить главную тенденцию разви­тия. Полученные результаты дают возможность судить о конку­рентоспособности той или иной страны на мировом рынке, о происшедших изменениях в расстановке сил, в издержках про­изводства и т д.

Во-вторых, сопоставление цифр внутреннего производства, потребления, экспорта и импорта объясняет особенности по­ложения на рынках отдельных стран. Не зная, какой удельный вес занимают поставки на экспорт в общем объеме производст­ва или сколь велика доля импорта во внутреннем потреблении, нельзя понять суть тех изменений, которые происходят в уров­не спроса и предложения, в ценах. Например, Бельгия — один из крупнейших экспортеров черных металлов. Удельный вес экспорта проката черных металлов в национальном производ­стве составляет примерно 80%, а в отдельные годы он был и больше. Свыше 1/4 всего экспорта этой страны приходится на продукцию черной металлургии. Столь большое значение внешних рынков сбыта объясняет более частные и резкие ко­лебания уровня бельгийских экспортных цен на черные метал­лы по сравнению с ценами других экспортеров.

В-третьих, рассмотрение статистики производства, потреб­ления и внешней торговли позволяет установить степень зави­симости той или иной страны от внешнего рынка. В то же время сила воздействия отдельной страны на конъюнктуру ка­кого-либо конкретного товарного рынка зависит также от того, насколько велик удельный вес этой страны в мировом потреб­лении, производстве или экспорте данного товара.

Фирмы-поставщики. Анализ конъюнктуры любого товарного рынка требует учета тех изменений, которые происходят в структуре фирм рынка. Иными словами, необходимо знать, ка­кую роль играют основные фирмы, определяющие положение на рынке, и каково их значение.

В современных условиях концентрация «по вертикали» (когда монополии захватывают в свои руки не только различ­ные стадии производства сырья, полуфабрикатов и готовых из­делий одной отрасли, но и предприятия отраслей-потреби­телей) все чаще дополняется концентрацией «по горизонтали», т.е. диверсификацией (когда приобретаются или ставятся под контроль предприятия и фирмы, не имеющие никакого отно­шения к основному производственному профилю ведущей кор­порации). В результате многие промышленные компании стали мощными диверсифицированными концернами с очень об­ширной и разнообразной номенклатурой выпускаемой продук­ции. Например, американская монополия «Дженерал электрик» производит широкую номенклатуру изделий: тяжелое энергоси­ловое и электротехническое оборудование, локомотивы, элек­тронное оборудование военного и промышленного назначения, электробытовую аппаратуру. Германский концерн АЭГ кроме электротехнического оборудования выпускает аппаратуру связи, радиоэлектронную аппаратуру бытового назначения и пр. Но­менклатура крупнейших западноевропейских компаний «ФИАТ» и «Рено» помимо автомобилей включает железнодо­рожный подвижной состав, станки, авиационные двигатели, са­молеты, бытовые электроприборы, смазочные материалы и пр. Предприятия крупнейшей электротехнической компании Япо­нии «Хитачи» кроме электротехнической продукции выпускают железнодорожные вагоны, экскаваторы, паровые котлы и т.д.

Расширение номенклатуры выпускаемой продукции позво­ляет промышленным компаниям успешнее маневрировать в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры. Переключая собственные производственные мощности с одного вида про­дукции на другой, а также поглощая более слабые фирмы, имеющие налаженное производство или проводящие научно-исследовательские работы по выпуску каких-либо новых видов продукции, монополии способны быстро расширить производ­ство той продукции, которая в данный момент пользуется наи­большим спросом и, следовательно, может принести макси­мальную прибыль. Все большее внедрение науки в производст­во также способствует развитию процессов диверсификации, поскольку сочетание различных производств повышает эффек­тивность использования результатов научных исследований.

Однако расширение производственных программ монополий не следует понимать только как увеличение номенклатуры изде­лий, выпускаемых отдельными предприятиями. Скорее, наоборот, за счет специализации производства номенклатура предприятия сокращается, а ее увеличение в рамках компании происходит пу­тем поглощения других фирм, строительства новых предприятий, подчинения и специализации мелких производителей.

Одной из особенностей структуры фирм многих товарных рынков является то, что наряду с усилением роли и значения ведущих корпораций и расширением их производственных программ по-прежнему сохраняется много мелких и средних фирм, а в ряде случаев их количество даже увеличивается. Причины этой тенденции кроются прежде всего в специализа­ции. Небольшие специализированные предприятия, оснащенные высокопроизводительным современным оборудованием, по своим экономическим показателям не только не отстают, но подчас опережают предприятия более крупные, но менее спе­циализированные.

Происходящее под влиянием специализации увеличение числа малых фирм не подрывает позиции ведущих монополий, а наоборот, усиливает их. При помощи системы кооперирован­ных поставок и узкой специализации большинство мелких фирм втягиваются монополистическим капиталом в сферу сво­его влияния. Изготавливая отдельные изделия или узлы, эти фирмы становятся субпоставщиками ведущих компаний. Это выгодно монополиям, так как узкая специализация повышает качество изделий и снижает издержки производства.

Итак, изучение структуры фирм предусматривает ознаком­ление с положением на рынке ведущих фирм, степенью их контроля над производством и сбытом данного товара. Исклю­чительно важно знать степень диверсификации и специализа­ции производства, а также учитывать изменения в межфирмен­ных связях (внутри страны и международных) — лицензион­ных, финансовых, научно-технических и др. Кроме того, необ­ходимо отслеживать происходящие слияния, поглощения, бан­кротства, а также изменения в производственной структуре ве­дущих фирм.

Знание структуры фирм и степени монополизации рынка помогает правильно понимать происходящие изменения в ус­ловиях производства и сбыта. От количества фирм, от их про­изводственных, сбытовых и других возможностей зависят сте­пень остроты конкуренции, уровень издержек производства, сроки поставки и многое другое.

Важной составной частью исследования конъюнктуры то­варного рынка является изучение тех изменений, которые про­исходят в ценах. Здесь также нельзя ограничиваться только констатацией фактов, а необходимо выявлять причины, вы­звавшие тот или иной сдвиг в уровне цен. При этом анализ пе­ремен в технологии производства, в условиях потребления то­вара, учет изменений в объеме и направлениях международной торговли данным товаром, в структуре фирм и т.д. помогают лучше понять тенденции движения цен.

На издержки производства и цены товаров влияет ряд раз­личных факторов. Количественная оценка этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен, может быть произведена с помощью соответствующих показателей, харак­теризующих динамику и уровень цен того или иного товара.

Прогноз — наиболее важный элемент изучения конъюнкту­ры любого товарного рынка. Все рассмотренные выше вопро­сы, касающиеся анализа рынка и учитывающие происшедшие изменения, являются той необходимой предпосылкой, тем фундаментом, на котором строится прогноз. Изучение конъ­юнктуры вчерашнего и сегодняшнего дня проводится главным образом лишь для того, чтобы правильно определить перспек­тивы развития.

Разработка прогноза требует рассмотрения в определенной последовательности предполагаемых изменений в общехозяйст­венной конъюнктуре, а также в сферах производства, обраще­ния и потребления данного товара.

Оценка перспектив развития конъюнктуры. Цикличность в развитии капиталистической экономики, в большей или мень­шей степени характерная для производства многих товаров, вынуждает начинать прогноз конъюнктуры любого рынка с оценки перспектив развития экономики в целом. Для этого следует проанализировать движение индексов промышленного производства, запасов, капиталовложений и других показате­лей. Оценка общехозяйственной конъюнктуры всей капитали­стической системы обязательно должна дополняться определе­нием перспектив развития конъюнктуры отдельных стран — основных импортеров и экспортеров данного товара.

Более важным при этом является изучение конъюнктуры стран-импортеров. В современных условиях в большинстве случаев предложение превышает спрос, имеет место постоян­ное фактическое или потенциальное перепроизводство. Поэто­му положение на рынке будет зависеть прежде всего от изме­нения спроса.

Таким образом, прогноз конъюнктуры любого товарного рынка начинается с изучения общехозяйственной конъюнкту­ры. Правильное понимание перспектив общеэкономического развития — основа прогноза товарной конъюнктуры. Прогноз конъюнктуры стран, имеющих наибольшее значение для рынка данного товара, позволяет экспортеру определить вероятный размер спроса импортеров, динамику предложения и тактику продаж.

После изучения перспектив развития всей мировой эконо­мики и ведущих для данного товара стран следует переходить к прогнозу развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями товара. На основе изучения конъюнктурообразующих факторов составляются оценки предполагае­мых изменений в объеме и структуре потребления. Так, при прогнозе рынка кожевенного сырья необходимо изучить пер­спективы развития обувной промышленности, для прогноза рынка меди — оценить перспективы электротехнической про­мышленности и т.д. Подобная оценка производится с привле­чением большой группы показателей, в том числе данных о динамике капиталовложений, заказов и пр.

Затем составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Сопоставление оценок перспектив развития потребления и производства дает возмож­ность сделать вывод об изменении в соотношении между спро­сом и предложением, определить вероятный объем междуна­родной торговли и будущий уровень цен.

Оценка перспектив движения цен на тот или иной пред­стоящий период — важнейшая задача прогноза любого товар­ного рынка. Такая оценка является одной из решающих пред­посылок, определяющих момент выхода на рынок.

Методы прогнозирования. Прогноз конъюнктуры любого то­варного рынка обычно разрабатывается на основе данных ана­лиза и изучения показателей, которые могут помочь в определении тенденций развития производства и международной торговли в будущем (динамика капиталовложений, сведения о заказах и т.д.). В настоящее время существует множество раз­нообразных методов прогнозирования, среди которых наи­большее распространение получили экстраполяция, экспертные оценки и экономико-математическое моделирование, балансо­вый метод и др.

Экстраполяция основана на анализе сложившихся в про­шлом и настоящем закономерностей развития изучаемого эко­номического явления и распространения их на будущее. Пред­полагается, что основные соотношения, пропорции и темпы роста, характерные для данного явления, с большой степенью вероятности без существенных изменений могут иметь место в перспективе. Таким образом, использование экстраполяции в целях прогнозирования рыночной конъюнктуры представляет собой учет опыта прошлого как действия объективных законов развития экономики.

Экспертные оценки базируются на опыте, знаниях и интуи­ции высококвалифицированных специалистов. Наиболее часто они применяются и при разработке экономических прогнозов.

Экономико-математическое моделирование дает возможность ус­тановить определенные количественные закономерности, характе­ризующие развитие рынка, и дать качественную оценку значимо­сти отдельных показателей, отражающих воздействие различных конъюнктурообразующих факторов. На основе данных за ряд лет составляются экономико-математические модели, отражающие более или менее сложные функциональные зависимости между конъюнктурными показателями товарного рынка.

Балансовый метод применяется для прогноза конъюнктуры некоторых рынков сырья органического происхождения. Суть его заключается в составлении баланса спроса и предложения. На основе данных за предыдущие годы разрабатывается пред­полагаемый баланс производства и потребления на будущий год. В нем учитываются переходящие запасы прошлых лет, оценки урожая, внутреннего потребления и переходящие запа­сы на конец будущего года.

Практическая ценность прогнозных оценок заключается в своевременном и правильном использовании прогноза. Вели­чина инвалютных расходов при импорте и поступлений валюты при экспорте при прочих равных условиях зависит от уровня цен. Правильное же определение цен во всех внешнеторговых операциях непосредственно связано о реализацией результатов изучения конъюнктуры в практике оперативной работы.

Прогноз конъюнктуры дает оценку вероятного движения цен. В зависимости от возможного повышения или понижения цен меняется тактика реализации или закупки товара. Следова­тельно, можно сделать вывод, что между прогнозом конъюнк­туры и оперативной тактикой внешнеторговых операций суще­ствует прямая связь.

Оценка конъюнктуры рынка

 

Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовле­творение спроса населения в произведенной продукции. В со­ответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка яв­ляется анализ текущего соотношения спроса и предложения на определенную продукцию, т.е. конъюнктуры рынка. Конъюнк­тура рынка — это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризует­ся определенным соотношением спроса и предложения на товары конкретного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Существуют три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.

Изучение конъюнктуры связано с текущим состоянием рынка. Поэтому, когда ведутся исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков, программа исследований должна быть ориентирована прежде всего на обоснование коммерче­ских решений, принимаемых на уровне предприятия. Однако при этом должно учитываться и состояние общеэкономических и отраслевых условий реализации.

Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка — установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в бли­жайшем будущем, какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары и более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначе­ны для принятия оперативных решений по управлению произ­водством и сбытом товаров.

Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предпо­лагает: использование различных взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с про­гнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности, различных методов анализа и про­гнозирования.

Сбор информации важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации, кото­рый бы содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из разных источников, — общий, коммерческий, специальный.

Общая информация включает данные, характеризующие ры­ночную ситуацию в целом с учетом развития отрасли или дан­ного производства. Источниками ее получения являются дан­ные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

Коммерческая информация — это данные, получаемые из дело­вой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатывае­мой продукции, а также и от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых органи­заций; материалы служб изучения рынка предприятий, организа­ций и учреждений торговли (сведения о движении товаров в опто­вых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предло­жения по текущей замене ассортимента и т.п.).

Специальная информация включает данные, полученные в ре­зультате специальных мероприятий по изучению рынка (оп­росов населения, покупателей, специалистов торговли и про­мышленности, экспертов; выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских ор­ганизаций. Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэтому ей следует уделять особое внимание.

Для обеспечения наблюдения за товарным рынком или рынком сбыта предприятия (объединения) могут создаваться собственные источники информации в виде: магазинов — опорных пунктов (базовых); сети торговых посредников; спе­циализированных потребительских панелей.

Сеть магазинов — опорных пунктов создается предприятием для наблюдения за развитием спроса населения в зоне сбыта (прямой маркетинг). Эта сеть формируется из числа фирмен­ных магазинов торговли, осуществляющих продажу данных то­варов в зоне сбыта и согласившихся на договорных началах на­блюдать за развитием спроса.

Сеть торговых посредников организуется службой изучения рынка предприятия для наблюдения за развитием спроса опто­вых покупателей и складывающейся конъюнктурой на рынке соответствующего товара. В качестве торговых посредников целе­сообразно отбирать оптовые фирмы и торговые предприятия.

Потребительская панель образуется службой изучения рынка предприятия как выборочная совокупность потребителей (семей), подвергаемых повторяющимся исследованиям. Панельные иссле­дования позволяют установить тенденции в изменении потребле­ния и потребительских оценок в результате сравнения спроса. Панель формируется по правилам, обеспечивающим представи­тельность ее состава по ряду ключевых признаков (например, место жительства, пол, возраст, уровень личных доходов).

Изучение конъюнктуры товарного рынка базируется на ана­лизе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и рознич­ной торговле. Поэтому главная цель информационного обеспе­чения исследований конъюнктуры рынка — создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качест­венную характеристики основных закономерностей и особен­ностей развития спроса населения и товарного предложения, выявление факторов формирования рыночной конъюнктуры.

К таким показателям относятся:

— производство товаров в ассортименте;

— обновление товарного ассортимента;

— обеспеченность материалами, сырьем, производственны­ми мощностями;

— запасы товаров в ассортименте (в том числе на предпри­ятии, в торговых организациях);

— забраковка товаров и рекламации (перечень товаров ог­раниченного и повышенного спроса);

— продажа товаров в ассортименте (в том числе оптовая, розничная, фирменная);

— изменение доли рынка, занимаемого предприятием;

— изменение доли рынка, занимаемого конкурентами;

— выполнение заявок на поставку товаров;

— изменение в спросе потребителей;

— величина неудовлетворенного спроса в развернутом ас­сортименте;

— динамика цен;

— продажа товаров по сниженным ценам (в том числе уценка, сезонная распродажа и др.).

Служба изучения рынка предприятия анализирует данные о динамике производства товаров в сопоставлении с заявками и заказами оптовых покупателей, анализирует сведения о движе­нии товаров в розничной торговой сети. Анализ этих данных позволяет сделать достаточно надежные выводы о тенденциях развития спроса на исследуемый товар. Сопоставляя динамику поступления, продажи и запасов по отдельным позициям ас­сортимента товаров рассматриваемой группы и долю каждой из них в поступлении, продаже и запасах, можно определить, во-первых, сдвиги в микроструктуре спроса, во-вторых, степень соответствия ассортимента товаров потребностям рынка.

При изучении конъюнктуры товарного рынка ставится за­дача не только определения его состояния на тот или иной мо­мент, но и прогноза вероятного характера дальнейшего развития рынка, по крайней мере, на один-два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых пока­зателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плано­выми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, уст­ранение имеющихся и предотвращение возможных диспропор­ций.

По своему характеру прогноз показателей конъюнктуры яв­ляется краткосрочным. Специфика его заключается в том, что, с одной стороны, точность краткосрочных прогнозов повыша­ется по сравнению со средне- и долгосрочными за счет более полной и достоверной информации о факторах и степени их влияния, а с другой — она снижается из-за более высокой сте­пени вариации квартальных показателей по сравнению с годо­выми.

При исчислении ожидаемых показателей конъюнктуры за­дача определения на перспективу количественных значений факторов (размеры доходов, уровень цен и т.д.) не ставится. Имеется в виду, что сложившиеся к моменту прогноза условия и тенденции в прогнозируемом периоде существенно не изме­нятся. Следовательно, требуется определить возможные резуль­таты действия уже известных факторов, условий, тенденций, которые проявляются в изменении объема и структуры прода­жи и запасов товаров, и дать по возможности их точную коли­чественную оценку.

С учетом особенности прогноза показателей конъюнктуры наиболее целесообразным является применение экономико-статистических методов анализа и моделей прогнозирования (индексный, графический, метод группировок), которые преду­сматривают определение структурных показателей путем обра­ботки и изучения динамических рядов. На основе анализа ди­намических рядов устанавливается тенденция развития, кото­рая распространяется на ближайшую перспективу с учетом сложившихся закономерностей в развитии ресурсов товаров, покупательных фондов населения.

Расчеты вероятных значений показателей конъюнктуры но­сят многовариантный характер. Это определяется следующими обстоятельствами:

— любая расчетная величина носит вероятностный харак­тер, не может быть дана однозначно и должна находиться в определенном интервале значений;

— один и тот же показатель может быть рассчитан с помо­щью различных методов, позволяющих получить разные итого­вые данные;

— расчеты могут, а в ряде случаев и должны, осуществлять­ся с учетом различных условий и разных количественных зна­чений факторов.

Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть представлены в виде различных аналитических документов.

1. Сводный обзор, или доклад, — это основной документ с обобщающими показателями рынка, товаров народного по­требления. В нем анализируются динамика общеэкономических И отраслевых показателей, особые условия конъюнктуры, про­водится ретроспектива и дается прогноз показателей конъюнк­туры, освещаются наиболее характерные тенденции и выявля­ются взаимосвязи конъюнктуры отдельных товарных рынков.

2. Тематический (проблемный или товарный) обзор конъюнк­туры включает документы, отражающие специфику конкретной ситуации или отдельного товарного рынка. В нем выявляются наиболее актуальные проблемы, типичные для ряда товаров, либо проблемы конкретного товарного рынка.

3. Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация — это документ, содержащий оперативную информацию, которая как бы сигнализирует об отдельных процессах, происходящих в конъюнктуре рынка. Основными источниками оперативной ин­формации являются данные торговых корреспондентов, опро­сов населения, экспертные оценки специалистов.

В качестве примера приведем схему конъюнктурного обзора рынка сбыта товаров. Конъюнктурный обзор состоит из трех разделов.

Раздел I. Оценка конъюнктуры рынка в текущем периоде

Такая оценка осуществляется исходя из анализа: информа­ции о производстве, поставке, продаже и запасах товаров (конкретного предприятия), ритмичности поставок; результатов специальных наблюдений; данных о работе по обновлению продукции; повышения качества товаров и др.

Сопоставление показателей конъюнктуры рынка сбыта товаров может осуществляться по следующей форме (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...