Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное валютное регулирование и валютный контроль в современных условиях




 

Рассматривая основополагающие аспекты регулирования внешней торговли, необходимо отдельно остановиться на вы­полняемых государством функциях валютного регулирования и валютного контроля.Валютное регулирование в области внеш­ней торговли предусматривает совокупность мероприятий и .нормативных актов, устанавливаемых в законодательном или административном порядке и направленных на регулирование потоков капиталов в страну и из страны.

Валютный контроль это совокупность мер, осуществляе­мых органами валютного контроля и направленных на обеспе­чение операций с иностранной валютой в соответствии с дей­ствующей нормативной базой.

Объектами валютного регулирования и валютного контроля являются операции на внутреннем валютном рынке и на меж­дународном уровне.

Субъектами являются:

• уполномоченные банки — резиденты;

• юридические лица — резиденты и нерезиденты;

• физические лица — резиденты и нерезиденты.

Формы валютного регулирования и валютного контроля:

• введение запрета на отдельные виды операций;

• ограничения на отдельные виды операций;

• лицензирование валютных операций.

Органы валютного регулирования:

• Центральный банк РФ;

• Правительство РФ.

Органы валютного контроля:

• Государственный таможенный комитет;

• Федеральная служба по валютному и экспортному кон­тролю.

Агенты валютного контроля:

уполномоченные банки;

• таможенные службы.

Виды валютного контроля:

предварительный;

• в ходе осуществления операций;

• последующий (после проведения операции).

Предварительный контроль осуществляет в основном Цен­тральный банк РФ, второй и третий виды контроля проводят в основном уполномоченные банки в ходе реализации внешне­экономических сделок своих клиентов.

Критерии определения сферы применения валютного регулиро­вания и валютного контроля:

• территориальный;

• экономический: в отношении резидентов и нерезидентов действуют различные нормы валютного регулирования и ва­лютного контроля.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля:

монополия уполномоченных банков на проведение опе­раций с иностранной валютой;

• репартация вывезенного из страны капитала;

• доказательность необходимости осуществления данной операции;

• конкретная направленность:

• цель;

• сроки проведения;

• объемы операции.

Возможность валютного контроля предопределяется нали­чием согласованной между контрагентами отсрочки платежа по контракту, т.е. предметом валютного контроля является кон­троль за выполнением обязательств клиентов, отсрочка по ко­торым, как правило, не превышает 90 дней.

Операции по валютному контролю подразделяются на экс­портное и импортные. Целью экспортного валютного контроля является контроль за обеспечением полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки на счета предпри­ятий, осуществляющих экспорт товаров (т.е. инкассирование выручки и своевременный перевод ее на счета экспортера). Банк осуществляет расчетное обслуживание экспортера по соответствующим экспортным контрактам. За проведение опера­ций Коммерческий банк взимает (не взимает) комиссионное вознаграждение, получая доход в форме процентов от суммы контракта. Комиссия, взимаемая банком в размере 0,15% от поступившей по экспортному контракту суммы, — очень не­значительный процент в структуре доходов банка. Однако по­ступление валюты на счета клиентов-экспортеров пополняет корреспондентские счета банков, что позволяет им осуществ­лять операции по кредитованию в иностранной валюте.



Кроме того, клиенты банка на территории Российской Фе­дерации рассчитываются со своими поставщиками в валюте России, следовательно, они продают поступившую на их счет иностранную валюту через биржу, а поступающий рубленый эквивалент за проданную валюту пополняет корреспондентский счет банка в рублях. Поэтому приток экспортной валютной вы­ручки на счета клиентов банка хотя и не влияет на прибыль, но всегда приветствуется банком. Таким образом, задача любого банка — привлечь в качестве клиента организацию, ведущую активную экономическую деятельность, со стабильным прито­ком валютных и рублевых средств.

Импортный валютный контроль предполагает контроль за соответствием суммы средств, переведенных за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенного на таможенную тер­риторию России товаров. При этом банки выставляют гарантии платежа за своего клиента и своевременного перевода средств на счет импортера. Интерес банка в данном случае представля­ется в виде комиссионного вознаграждения за выдачу гарантии и инкассо документов.

Один и тот же банк может проводить как экспортный, так и импортный валютный контроль. При этом предусматривается наличие корреспондентских отношений между банками, каж­дый из которых обслуживает только одну из сторон, контракта (или экспортера или импортера). Такие отношения закрепля­ются в соглашениях, в которых оговариваются права и обязан­ности банка-корреспондента, обслуживающего данную фирму (экспортера или импортера).

Важным элементом экспортно-импортных операций в ком­мерческом банке является то, что осуществляются они на ос­нове составления паспортов сделок. Составление экспортных контрактов российскими предприятиями сопровождается от­крытием паспортов сделок в уполномоченных банках. В случае если денежная выручка за отгруженную в соответствии с пас­портом сделки продукция не поступает, то перед налоговыми и иными контролирующими органами будет отвечать клиент. По­этому последний заинтересован в поступлении полной выручки в определенный в контракте срок.

Уполномоченные банки открывают также паспорт импорт­ной сделки и отслеживают поступление в страну соответст­вующих товаров.

В зависимости от времени проведения валютный контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль со стороны банка за экспортно-импортными операциями осуществляется на этапе составления паспорта сделки (экспортного и импортного) на основании представленного в банк контракта.

Текущий контроль проводится банком за экспортно-импортными операциями в период исполнения контракта и имеет большое значение. Если в процессе предварительного контроля преобладают юридические вопросы (оформление и заверение копий контракта, обязательные условия, которые контракт должен содержать, и т.д.), то текущий контроль осу­ществляется непосредственно в период исполнения контракта, т.е. в период проведения реальных операций по нему (перевод и получение денежных средств, оформление и представление грузовой таможенной декларации в банк и др.).

Некоторые принципы текущего контроля являются общими для экспортных и импортных контрактов. Главным является контроль за своевременным представлением экспортерами и импортерами грузовых таможенных деклараций. Экспортеры должны представить в банк грузовую таможенную декларацию в течение 10 дней со дня выпуска товаров таможенными орга­нами. Импортеры представляют в банк грузовые таможенные декларации в течение 30 дней. В случае невыполнения экспор­терами или импортерами сроков представления копий грузовых таможенных деклараций в банк на них накладывается штраф, который взимается по представлению банков, где эти органи­зации оформили паспорта сделок.

Банк при обнаружении факта непредставления грузовой та­моженной декларации должен известить об этом территориаль­ное учреждение Центрального банка РФ. Для экспортеров штраф составляет 10 деноминированных рублей за каждый просроченный день (10 дней с даты выпуска товаров таможен­ными органами), а для импортеров — 20 деноминированных рублей за каждый такой день (30 дней с даты выпуска товаров таможенными органами), но не больше, чем сумма, указанная в грузовой таможенной декларации.

Кроме того, если банк получил по каналам телекоммуника­ционной связи из Вычислительного центра Государственного таможенного комитета РФ (ГТК РФ) сведения о том, что им­портер произвел таможенное оформление товара, а значит, по­лучил грузовую таможенную декларацию, и с момента тамо­женного оформления прошло уже более 30 дней, то банк дол­жен приостановить все операции со средствами импортера, на­ходящимися на счетах импортера (рублевых и валютных), на сумму не более чем стоимость товара, указанного в грузовой таможенной декларации, до тех пор, пока импортер не предос­тавит копию грузовой таможенной декларации в банк.

Другим общим моментом текущего контроля за экспортно-импортными операциями в банке является контроль за общей суммой представленных грузовых таможенных деклараций, т.е., чтобы эта сумма не превышала суммы, указанной в паспорте сделки, а следовательно, и в контракте. При прохождении та­моженного оформления на одном из таможенных постов на оборотной стороне паспорта сделки записываются все номера грузовых таможенных деклараций, оформленных по данному контракту, а также стоимость товара по этим декларациям.

Превышение суммы ввезенного товара над контрактной может произойти, если при большой сумме контракта товар оформляется мелкими партиями и на различных таможенных постах. Ситуация, когда товара ввозится больше, чем указано в контракте, является нарушением действующего законодатель­ства. И виноват в этом в первую очередь импортер, неправиль­но произведший таможенное оформление товара. Каждое из­менение или дополнение к контракту должно быть оформлено дополнительными соглашениями. Если экспортер или импор­тер увеличил сумму контракта (по договоренности с инофир­мой), но не предоставил дополнительное соглашение в банк, то он получит отказ в оформлении данной партии товара на та­можне. Такие ситуации складываются чаще всего тогда, когда российские организации, не поставив в известность банк, уве­личивают срок действия контракта по договору с инофирмой (если не удалось исполнить контракт в сроки, оговоренные из­начально).

Основным моментом при проведении текущего контроля за экспортными контрактами является контроль за поступлением экспортной валютной выручки. Экспортер должен быть заранее уведомлен о том, что неисполнение этого пункта валютного законодательства влечет за собой штрафные санкции. Экспор­теру следует активизировать работу с иностранной фирмой-покупателем для того, чтобы обеспечить своевременное посту­пление средств на свой счет в банке России.

При импортных контрактах функции текущего контроля го­раздо шире. В контракте, по которому предусмотрен авансовый платеж, необходимо отслеживать сумму, переведенную импор­тером в пользу иностранной фирмы, так как эта сумма не мо­жет быть больше суммы, указанной в паспорте сделки, а следо­вательно, и в контракте. Перевод должен быть осуществлен только по тем банковским реквизитам и только в адрес того юридического лица, данные которого указаны в контракте, на основании которого составлен паспорт импортной сделки.

В случае, когда иностранная фирма просит произвести оп­лату за поставленный товар в адрес другого юридического лица, необходимо письменное распоряжение фирмы контрактодержателя.

В контракте, по которому предусматривается последующая оплата товара, необходимо следить за тем, чтобы сумма плате­жей не была больше стоимости ввезенного товара.

Последующий контроль за экспортно-импортными опера­циями заключается в основном в контроле за предоставлением импортерами и экспортерами документов валютного контроля, а также за правильностью их заполнения. Этими документами являются учетная карточка экспортируемых товаров и учетная карточка импортируемых товаров. Они составляются на основе грузовых таможенных деклараций, представленных в банк с помощью специального программного обеспечения. Реестры учетных карточек по экспорту и импорту присылаются в банк также Вычислительным центром ГТК РФ по специальной или телекоммуникационной связи. Заполненные и подписанные экспортерами и импортерами учетные карточки по экспорту и импорту должны быть представлены в банк не позже 10 дней до даты их отправки в Вычислительный центр ГТК РФ. Несо­блюдение этого срока влечет за собой штрафные санкции в от­ношении экспортеров и импортеров.

В России до сих пор многие поставщики требуют 100%-ную предоплату за поставку товаров. И даже в том случае, если они идут на предоставление более льготных условий оплаты про­дукции, то требуют максимально ликвидного обеспечения бу­дущих выплат, например, ликвидные векселя, акции, другие ценные бумаги, банковские гарантии, средства в доверительном управлении.

Внутрироссийские контракты купли-продажи товаров между резидентами государственными органами не регулируются. По­этому банк принимает на себя множество дополнительных рис­ков: риск непроизводства товаров клиентом, риск производства некачественных товаров или продукции, несоответствующей условиям контракта (с последующим отказом покупателя в пла­теже, оформлением актов экспертизы и претензий в арбитраж­ный суд), риск транспортировки российскими транспортными компаниями (в случае наличия страховых полисов риск непла­тежа со стороны страховых компаний), риск неплатежа со сто­роны покупателя.

В отличие от большинства внутригосударственных сделок купли-продажи в случае продажи товаров за пределы страны продавец-экспортер и покупатель-импортер, возможно, раньше не имели дел друг с другом либо ничего не знали друг о друге или о национальной правовой системе государства и партнера. В интересах банка поднять уровень внешнеторговых операций клиентов, так как чем крупнее сделка, тем больше финансовых ресурсов пройдут через банк, тем больше возможности зарабо­тать на участии в сделке (различные формы кредитования, ко­миссии по документарным операциям и т.д.). На стадии оформления контракта банк может ответить на интересующие клиента вопросы, а именно:

— кредитоспособен ли покупатель или достоин ли он доверия;

— не помешает ли валютный контроль переводу платежей;

— насколько велик риск конвертации, если валюта цены отличается от валюты платежа;

— какие задержки могут произойти при получении беспре­пятственных платежей от покупателя;

— каковы условия поставки, форма расчетов, средства платежа.

При определении условий контракта во внимание прини­маются также обычаи, характерные для международной бан­ковской и коммерческой практики, деловая репутация партне­ров, состояние платежных балансов стран-партнеров.

Таким образом, важным направлением валютного контроля является обеспечение интересов покупателя и продавца при проведении внешнеторговых операций. Для покупателя это бу­дет прежде всего обеспечение условий предложенного испол­нения, а для продавца — получение платежа в установленный срок. Возникающие в связи с этим риски увеличиваются осо­бенно, поскольку покупатель имеет меньше возможности су­дить о надежности иностранного поставщика, чем продавца в своей стране. При несоблюдении договора его возможности привлечь партнера к ответу также ограничены.

В соответствии с российским законодательством экспортно-импортные операции должны производиться только через ком­мерческие банки, имеющие генеральную лицензию на проведе­ние банковских операций. Тем самым государство в рамках внешнеэкономической деятельности принимает на себя опре­деленные страхующие функции, которые защищают не только государство от незаконного вывоза средств из страны, но и коммерческие банки.

Надо отметить, что если в период начала экономических реформ внешняя торговля России развивалась исходя из ее ли­берализации и постепенного сокращения валютных ограниче­ний, то в современных условиях приоритеты в валютной поли­тике меняются. На смену более льготному режиму внешнеэко­номической деятельности приходит режим жесткого администра­тивного регулирования внешней торговли. Адекватный валютный контроль за всеми валютными потоками и внешнеэкономически­ми операциями призван в максимальной степени смягчить по­следствия существенной девальвации российского рубля.

Проводимая в условиях жесточайшего финансового и ва­лютного кризисов политика множественности валютных курсов направлена на ограничение операций участников валютных сделок.

Во-первых, валютные ограничения касаются операций по реализации на ММВБ в рамках первой торговой сессии экс­портерами валютной выручки по курсу, устанавливаемому Цен­тральным банком РФ по результатам специальных торгов пре­дыдущего дня. Для всех остальных участников валютного рын­ка будет проводиться вторая торговая сессия, на которой курс будет устанавливаться под влиянием спроса и предложения.

Такая мера обеспечивает дополнительное изъятие дохода экспортера от девальвации рубля неналоговым путем. Приобре­тая валюту в рамках первой сессии, экспортеры будут вынуж­дены оплатить не только разницу между курсом спроса и пред­ложения. Ограничения приобретения долларов на первой сес­сии будут заставлять экспортеров участвовать во второй сессии в системе электронных торгов на ММВБ, где курс будет выше.

Во-вторых, валютные ограничения коснулись и коммерче­ских банков в части проведения конверсионных операций про­тив российских рублей. В конце каждого дня банк должен про­давать валюты на рынке не меньше, чем купил. Таким образом, будут сдерживаться спекулятивные операции коммерческих банков с валютными ценностями.

В третьих, валюту, приобретенную банками под исполне­ние импортных контрактов, предлагается использовать в тече­ние не более 7 дней. Если иностранная валюта на импортных счетах окажется не использованной за этот период, то она бу­дет автоматически продана на торгах ММВБ. С помощью этой меры государство намерено бороться с фиктивными импорт­ными контрактами и закупкой банками валюты впрок. Введена 75%- я продажа предприятиями-экспортерами валютной вы­ручки.

Таким образом, Центральный банк РФ и Правительство РФ последовательно устанавливают контроль за всеми валютными потоками и внешнеэкономическими операциями.

Конечной целью перехода к административному регулиро­ванию валютного рынка является необходимость избежать дефорта по долгам Лондонскому и Парижскому клубам кредито­ров, так как отказ от этих обязательств означает для страны юридическое оформление ее банкротства.

Вместе с тем у валютного администрирования имеется су­щественный недостаток — его нельзя применять длительное время. Выкачивание валюты из экспортеров и импортеров в долгосрочной перспективе может привести к потере эффектив­ности внешнеэкономических операций, сжатию этого рынка и, как следствие, к потере последних источников валюты для казны.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...