Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поступления и расходы по туризму в странах ЕС, млрд долл.




 

Страны   1990 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.
доходы рас­ходы доходы рас­ходы доходы рас­ходы доходы рас­ходы
Австрия 0,56 0,14 11,8 6,3 13,8 12,1 14,7 13,0
Великобри­тания 0,54 0,81 16,0 19,8 20,0 25,0 20,8 26,5
Италия 1.3 0,3 16,4 10,1 28,2 12,7 30,0 15,0
Испания 1,16 0,07 14,5 4,3 25,9 14,6 27,4 5,1
Франция 0,91 0,94 21,3 13,5 28,2 17,5 30,4 17,8
ФРГ 0,7 1,5 11,0 30,1 15,8 49,6 16,6 50,9
Швейцария 0,54 0,81 6,9 6,0 8,7 7,8 9,0 8,2

Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 1998. — 26 марта.

 

В связи с валютно-финансовым кризисом в Восточной и Юго-Восточной Азии международный туризм развивался за­медленными темпами: в 1997 г. число прибытий иностранных гостей увеличилось на 2,9%, а доходы от этой отрасли возросли лишь на 2,7%, а в 1998 г. рост соответственно составил 2,4% и 2%.

Таблица 6.5

Число прибытий и доходы от международного туризма в 1990-1997 гг.

 

Показатели 1990г. 1992 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998г.
Число при­бытий, млн чел. Поступления от туризма, млрд долл.              

Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 1998. 13 авг.; 1999. — 6 апр.

 

В Восточной и Юго-Восточной Азии и бассейне Тихого Океана прирост поступлений в 1997 г. составил 1%. Если бы не это, то темпы роста международного туризма были бы близки к уровню 1996 г. — 5,5%. Особенно быстро международный ту­ризм развивается в Африке, на Ближнем Востоке и в районе Карибского бассейна. В этом отношении выделяются следую­щие страны: Китай, ЮАР, Марокко, Шри-Ланка, Турция, Иордания, Египет, Греция, Франция, Испания. Туристы в пер­вую очередь посещали экологически благоприятные районы либо исторические и культурные достопримечательности.

В США возросли расходы на путешествия в другие страны (52 млрд долл.). 1997 год стал достаточно успешным для тури­стического бизнеса в Западной Европе: прибытия увеличились на 32% (363 млн). Большой популярностью, несмотря на высокий курс валюты, пользовались традиционные маршруты: Франция, Швейцария, Ирландия, Германия. Международный туризм в Восточной и Центральной Европе развивался более медленными темпами. Высокий прирост прибытий отмечался в Испании, Греции, на Кипре и в Турции (см. табл. 6.6).



Таблица 6.6

Число прибытий и доходы от международного туризма в 1997 г.

 

  Страны Прибы­тия, млн чел. Доля, % Доходы, млрд долл. Доля, %   По сравне­нию с 1996 г.
Мир в целом 616,6 448,4  
Франция 66,8 10,8 27,9 6,2 -1,5
США 49,0 7,9 75,1 16,7 7,4
Испания 43,4 7,0 28,1 6,3 2,7
Италия 34,1 5,5 30,0 6,7 -0,1
Англия 26,1 4,2 19,9 4,4 3,0
Китай 23,8 3,9 12,1 2,7 18,4
Мексика 22,7 3,7 7,3 1,6 5,4
Россия 15,0 2,4 7,3 1,6 0,4
Швейцария 11,1 1,8 9,0 2,0 1,4
Таиланд 7,3 1,2 8,7 1,9 0,4

Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 1998. — 13 авг.

 

В 1998 г. произошли некоторые изменения в направлениях туризма. Страной наиболее посещаемой так и осталась Фран­ция (число прибытий составило 70 млн человек), США пере­местились со 2-го на 3-е место, уступив Испании, которую по­сетили 48 млн человек. Россия оказалась на 13-м месте. Сохра­нилось число прибытий по сравнению с 1997 г. в таких странах, как Великобритания (темп роста составил -0,2%), Мексика (-0,3%), США (-1,3%), Япония (-2,8%), Сингапур (-14,3%), Венгрия (-15%).

Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм междуна­родных экономических отношений, повышения уровня культу­ры и образования международный туризм также будет разви­ваться.

 

Международный рынок технологий

Международный рынок технологий это обмен технология­ми, научно-техническими знаниями между покупателями и продавцами. Международный технологический обмен рассмат­ривается с двух сторон. В широком смысле слова он означает распространение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, в узком — переда­чу научно-технических знаний и опыта, относящихся к вос­производству конкретных технологических процессов.

В первом случае международный технологический обмен осуществляется в некоммерческих формах, примером чему мо­гут служить научно-технические публикации, проведение вы­ставок, ярмарок, симпозиумов, обмен делегациями и встречи ученых и инженеров, миграция специалистов, обучение студен­тов и аспирантов, деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники. Во втором — в коммерческих формах, т.е. передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями, технической до­кументации, поставка машин и различного промышленного оборудования, оказание технической помощи, инжиниринго­вые услуги, экспорт комплектного оборудования, подготовка и стажировка специалистов, управленческие контракты, научно-техническое и производственное кооперирование.

Таким образом, субъектом рынка технологий и рынка услуг в целом выступает в большей степени международный техно­логический обмен в коммерческой форме, т.е. обмен в узком смысле слова.

Появлению рынка технологий способствовало введение па­тентных систем в конце XVIII — начале XIX вв., приведшее к укреплению права собственности создателя на продукты своего интеллектуального труда, что обусловило резкое расширение торговли средствами производства, ранее сдерживаемое прежде всего боязнью копирования. В США такая система была введе­на в 1787 г., во Франции — в 1791 г., в России — в 1812 г., Ис­пании — в 1820 г. Особое развитие этот рынок получил в XX в. с появлением правовой базы, ростом научно-технического прогресса, возникновением новых составляющих его объекта.

Однако быстрый рост торговли научно-техническими зна­ниями был обусловлен не только названными факторами, но и значительным усилением неравномерности экономического роста отдельных стран и, как результат этого, неодинаковым уровнем развития в них науки и техники. Сосредоточение пе­редовой техники и технологии наблюдается в небольшой груп­пе промышленно-развитых стран, являющихся основными экс­портерами технологий. Эти страны ежегодно тратят огромные средства на НИОКР. Так, США расходуют на НИОКР не толь­ко более высокую долю ВНП, но и значительно больше средств в абсолютном выражении, а также в расчете на душу населе­ния, чем другие страны. Сумма расходов на НИОКР в США больше, чем во Франции, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии, вместе взятых.

Другие страны пошли по пути заимствования результатов НТП путем покупки научно-технических знаний и использова­ния их у себя. Это касается, как правило, менее развитых в экономическом отношении стран, но также и некоторых инду­стриальных, например Японии, доля которой в мировом им­порте лицензий превышает 16%.

Научно-технические знания могут предоставляться как ус­луги путем заключения соглашений на их использование в те­чение определенного срока за конкретное вознаграждение, что реально отличает их от обычной торговли товарами. Развитие системы интеллектуальной собственности способствует пре­вращению научно-технических продуктов в товары даже в тех случаях, когда на них не установлена искусственная монополия как на объект хозяйства с помощью патента (не был оформлен патент на изобретение). В этом случае ведущую роль играет ноу-хау (непатентованные научно-технические знания и произ­водственный опыт конфиденциального характера), отличаю­щийся от других объектов интеллектуальной собственности тем, что его владелец обладает естественной монополией.

Область правомочий контрагентов на установление патент­ной монополии собственности может быть самой разнообраз­ной. Например, при продаже полной лицензии продавец лиша­ется прав на изобретение, при простой лицензии — все его права сохраняются, при исключительной — обеспечивается возможность монопольного использования покупателем. Неис­ключительная лицензия предполагает использование данного изобретения одним лицом наряду с другими. Принудительная лицензия выдается заинтересованным компаниям на залежав­шиеся патенты, регистрацию товарных знаков.

Агентами рынка технологий выступают крупные промыш­ленные компании и мелкие инновационные фирмы, которые продают и покупают не только научно-технические знания, но и определенные технологии, среди которых различают уни­кальные, прогрессивные, традиционные и морально устарев­шие. Круг мелких и средних фирм, выступающих партнерами ТНК, довольно широк и неоднороден по своему составу, раз­мерам и возможностям. Среди них — и традиционный малый бизнес, начавший интернационализацию и вынос ряда опера­ций за рубеж.

В последние годы в промышленно развитых странах проис­ходит рост небольших предприятий нового типа, занятых раз­работкой и применением новаторской продукции и технологии в области микроэлектроники, вычислительной техники и ин­форматики, робототехники. Международный характер развития новейших технологий позволяет даже средним по размерам фирмам добиваться впечатляющих успехов и открывает для них широкое поле деятельности. Высокий инвестиционный и ин­новационный динамизм небольших фирм является следствием не только их наступательной научно-исследовательской дея­тельности, но и того, что инициаторами этой работы являются ученые, работавшие в вузах, государственных лабораториях, крупных промышленных фирмах. Они квалифицированно и целенаправленно проводят инновационную деятельность как предприниматели, осуществляя передачу технологического ноу-хау. Небольшие фирмы более гибко реагируют на изменения, охотнее идут на риск, имеют лучшие внутренние связи, что да­ет им немалые преимущества в конкуренции на рынке техно­логий и позволяет легко вписаться в межфирменное сотрудни­чество. Для ТНК партнерство с мелкими и средними фирмами означает возможность доступа к их инновационному потенциа­лу. Они же в свою очередь предлагают мелким и средним фир­мам возможность выхода на мировые рынки, а также опыт массового производства. Возрастание роли немонополистиче­ского сектора в сфере НИОКР сопровождается расширением их финансирования крупными фирмами и поддержкой со сто­роны государства.

Технологии передаются, как правило, двум основным груп­пам покупателей — зарубежным филиалам или дочерним фир­мам МНК, на которые в 80-е гг. приходилось около 4/5 от суммы продаж технологий американских МНК, и независимым фирмам.

В конце 80-х гг. появилась расширенная концепция переда­чи и обмена технологией, основная идея которой заключалась в том, что компании, осуществляющие огромные расходы на НИОКР, должны стремиться максимизировать отдачу от затрат на технологию путем ее взаимных обменов, особенно внутри­фирменных, так называемых «внутренних трансфертов». По­мимо традиционных путей передачи технологии, быстро увели­чивается число коллективных исследовательских организаций, венчурных компаний, договорных научных работ, расширяется участие компаний в финансируемых государством научно-исследовательских проектах.

Еще одной формой реализации технологии выступает мо­дель передачи ее американскими ТНК в следующей последова­тельности: вначале ее использует материнская компания, а че­рез 5-6 лет — ее филиалы в промышленно развитых странах; через 9-10 лет технологии реализуются развивающимся стра­нам, и только после истечения сроков патентной защиты (через 13 лет) она может быть приобретена лицензиатами и партнера­ми смешанных обществ*.

* Мухетдинова Н.М. Совместное предпринимательство ТНК: движущие силы и противоречия. — М., 1997. — С. 102.

 

Доступы к новым технологиям у фирм разнообразны. Это создание необходимого потенциала на самом предприятии; по­купка фирмы, овладевшей интересующей технологией; заклю­чение соглашений о сотрудничестве или контрактов на иссле­дования с внешними организациями; покупка лицензий. В ча­стности, это могут быть лицензионные соглашения на приоб­ретение ноу-хау в сочетании с контрактами на техническое со­действие, лицензионные соглашения на приобретение ноу-хау в сочетании с контрактами на инжиниринговые услуги, лицен­зионные соглашения на приобретение ноу-хау в сочетании с контрактами на техническое содействие и на промышленное и коммунальное использование патента. К способам освоения новых технологий относятся также такие методы, как внутрен­нее предпринимательство и развитие венчурного капитала. Для полного использования собственных возможностей ТНК при­меняют стратегию «технологических гроздей», предполагающую комплексное развитие базовой технологии и совокупности ее направлений в различных отраслях.

Все многообразие форм коммерческой передачи технологии в мировом хозяйстве в конечном счете может быть сведено к трем каналам:

• экспорт технологии на изобретение в овеществленном виде, вывоз ее вместе с вещными товарами с материализацией в прямых заграничных инвестициях;

• в чистом виде, т.е. технологии являются непосредственно товаром — лицензии, управление, контроль, оказание техниче­ской помощи;

• вместе с капиталом и производительными силами, пре­доставление технического капитала.

Международный рынок неовеществленной технологии промышленно развитых стран достиг к середине 80-х гг. 13 млрд долл., увеличиваясь ежегодно на 2,5%. Основная роль на рынке принадлежит промышленно развитым странам: 95% поступле­ний от экспорта технологий и 3/4 платы за импорт. Величина мирового экспорта наукоемкой продукции составила к началу 90-х гг. более 350 млрд долл. Наиболее крупный рынок — обо­рудования дальней связи и электронных компонентов (1/4 экс­порта), велики рынки научно-измерительной аппаратуры и приборов (17%), авиатехники и частей к ней (15%).

Рынок технологий по формам и способам реализации услуг неоднороден. К нему можно отнести рынок лицензий и патентов, консалтинга, инжиниринговых услуг, информационный. В последние годы наиболее развит рынок лицензий и патентов, динамично развивается рынок консалтинга и инжиниринговых услуг, о которых речь пойдет позже. Это подтверждает то, что из опрошенных 42 компаний США основная их часть занима­ется продажей и покупкой ноу-хау и технической помощью ли­цензиату, реализацией патентных прав — 35 компаний, товарных знаков — 20, компонентов — 14, управленческой помощью — 6.

 

Рынок лицензий и патентов

 

Одной из составляющих рынка технологий как части рынка услуг выступает торговля лицензиями и патентами.Лицензияэто разрешение продавца на использование другим лицом — покупателем изобретения, технологических знаний, техноло­гии, производственного опыта, секретов производства, торго­вых марок, которые необходимы для производства коммерче­ской и иной продукции в течение определенного срока за обу­словленное вознаграждение.

Предметом рынка лицензий выступают:

патентные лицензии, т.е. передача права использования патента без соответствующего ноу-хау (чистый лизинг);

беспатентные лицензии, т.е. приобретение ноу-хау. Роль беспатентных лицензий несколько выше, чем патентного ли­цензирования, хотя в последние годы наметилось сокращение данного рынка. Это связано с тем, что в развитых странах па­тентуются технологические решения, изобретения и товары, произведенные по новым технологиям.

В мировой практике все чаще используются лицензионные соглашения, которые предусматривают комплексную передачу нескольких патентов и связанных с ними ноу-хау. Чаще всего это используется в инжиниринге, при организации лицензион­ного производства, сопровождающегося поставками оборудова­ния и сырья. В таких соглашениях лицензиар, чтобы оградить себя от конкуренции лицензиатов, предусматривает право экс­порта лицензионной продукции.

Очень часто в качестве особой формы торговли лицензиями на льготных условиях используется лицензионный бартер. Впервые он возник в середине 70-х гг. и сейчас все более раз­вивается. Бартерный обмен носит частномонополистический характер (внутрифирменный), что связано с торгово-экономической стратегией главных субъектов международной передачи научно-технических инноваций — ТНК.

Ноу-хау позволяет передавать технические знания, практи­ческий опыт во всех аспектах человеческой деятельности, если он имеет коммерческую сущность и применим в производст­венном процессе и профессиональной практике. Ноу-хау может включать коммерческие секреты, незапатентованные техноло­гические процессы, любую информацию производственного и торгового характера, недоступную широкой общественности.

Продажа ноу-хау чаще всего осуществляется параллельно с заключением лицензионного соглашения. Она может преду­сматриваться в договорах о техническом сотрудничестве, об оказании консалтинговых и других услуг.

Рынок лицензий и патентов представлен в основном моно­полизированными фирмами, ТНК и МНК. Так, более 75% экс­портных поступлений приходится на внутрифирменную тор­говлю, т.е. торговлю между головной (материнской) компанией и филиалами (дочерними фирмами) ТНК.

Ведущее место на рынке лицензий и патентов принадлежит промышленнр развитым странам, на которые приходится 70% от среднего объема совокупной торговли. В целом оборот по лицензионной торговле составляет около 30 млрд долл. в год, но значимость этого рынка определяется тем, что стоимость продукции, выпускаемой в различных странах по иностранным лицензиям, определяется в 330—400 млрд долл. ежегодно. Ли­дирующее положение на этом рынке принадлежит США, на которые приходится более 65% поступлений промышленно развитых стран от экспорта лицензий, а их доля в мировом экспорте — 21%. Достаточно близки к США страны Западной Европы. Доля ФРГ, например, в мировом экспорте лицензий составляет 13%, Великобритании — 8%. Япония пока остается нетто-импортером лицензий и патентов, но ее доля в мировом экспорте достаточно большая — 19% и имеет тенденцию к росту.

Современное состояние лицензионной торговли позволяет выделить некоторые группы стран в зависимости от их роли в международной лицензионной торговле:

• Промышленно развитые страны с доминирующим экс­портом лицензий — США. Суммарные затраты на НИОКР в США превышают аналогичные затраты в Великобритании, Германии, Японии, Франции и Италии, вместе взятых. Государство берет на себя подавляющую часть расходов на прове­дение фундаментальных научных исследований.

• Промышленно развитые страны с преобладающим экс­портом лицензий — Великобритания и Швейцария. Торговля лицензиями в Швейцарии базируется на специализации в изго­товлении высококачественной продукции для машиностроения, приборостроения, электротехники, на создании большого ко­личества филиалов и дочерних компаний крупных фирм при относительно небольших возможностях промышленного ис­пользования новых технологий.

• Промышленно развитые страны с преобладающим им­портом лицензий — Германия, Япония. Япония с 50-х гг. стала одним из крупнейших в мире потребителей научно-техни­ческих достижений.

• Развивающиеся страны с импортно-экспортной ориента­цией — Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция. Экс­порт — в основном в соседние страны.

• Развивающиеся страны с импортной направленностью — Таиланд, Алжир, Панама. Они осуществляют закупку новых технологий преимущественно в виде сопутствующих лицензий при строительстве промышленных объектов.

• Развивающиеся страны с эпизодическим характером ли­цензионной торговли — наименее развитые страны.

К концу 90-х гг. положение на рынке несколько измени­лось. По признанию Европейского патентного ведомства (ЕРО), стоимость патентования в Европе стала выше, чем в США или Японии, так как последние получают правительст­венные субсидии. Доля расходов по оплате услуг ЕРО в цене минимальна (15%), а самые высокие издержки (30%) связаны с переводом патента. Это несколько уменьшило объемы торговли в отдельных отраслях. Однако несмотря на 5—8-кратное пре­вышение стоимости европейских патентов число заявок в об­ласти микроэлектроники растет. Как свидетельствуют статисти­ческие данные, этот процесс происходит не столько за счет Японии и США, где стоимость патента не изменилась, сколько за счет европейских фирм. Особенно это касается «Siemens», число заявок от которого в 1997 г. по сравнению с 1993 г. воз­росло в три раза. Хотя к началу 1998 г. наибольшее число па­тентов по микроэлектронике ЕРО выдало IBM (719 из 5711), Siemens быстро его догоняет — 638 патентов. Toshiba — 637 патентов. За ними следуют NES, SGS-Thomson, Canon, Philips, Motorolla. Согласно статистическим данным, с 1990 г. быстрее всего растет спрос на регистрацию патентов. За 1994— 1997 гг. их число возросло с 500 до 800. Всего же за 1997 г. ЕРО обработало 1,7 тыс. заявок, в том числе более 600 от США и 530 от Японии, 222 — от ФРГ, 75 — от Франции.

В развивающихся странах рынок лицензий и патентов ме­нее развит, на него приходится лишь 20% мирового объема. Это связано с малой емкостью технологического рынка и низ­ким уровнем развития данных стран.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23; просмотров: 259

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...