Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последствия проникновения английского капитала в Иран. Обострение кризиса феодальных отношений

Экономический и политический упадок, который Иран пережи­вал в XVIII — начале XIX в., облегчил вторжение колониза­торов. В свою очередь, проникновение иностранного капитала, особенно усилившееся после подписания англо-иранского до­говора 1841 г., резко обострило кризис феодального Ирана. Иранское ремесло и домашняя промышленность не выдержи--вали конкуренции английских фабричных товаров. Тысячи ткачей лишались работы и разорялись. Был закрыт путь к раз­витию мануфактур, уже существовавших в Иране. Проникно­вение иностранного капитала серьезно задевало интересы ку­печества. В стране появились иностранные торговые фирмы, находившиеся по сравнению с иранскими в привилегированном положении.

Возросшая потребность ханов в деньгах привела к тому, что часть феодальных повинностей взыскивалась теперь в денеж­ной форме в резко увеличившихся размерах. Разорившиеся крестьяне бежали в города.

В целом вторжение иностранного капитала привело к рез­кому ухудшению положения большинства иранского населе­ния — крестьянства и ремесленников, к разорению некоторых групп иранского купечества. Усилились разложение и продаж­ность феодального государственного аппарата. Буквально все должности продавались и покупались. Взяточничество и кор­рупция приняли чудовищные размеры.

Все это усиливало возмущение народных масс, направлен­ное прежде всего против шахской администрации и произвола феодалов-помещиков. Так же как в Индии и Китае, гнет коло­низаторов привел в Иране к ответным революционным выступ­лениям народных масс, известным под названием бабидских восстаний.

Религиозное учение бабидов

Подобно восстанию тайпинов в Китае, народное движение в Иране развернулось под религиозным знаменем.

В начале XIX в. в стране существовала мусульманская сек­та шейхитов, последователи которой верили, что скоро должен появиться мессия — махди (букв, «ведомый всевышним»), «чтобы установить на земле справедливость после того, как она будет переполнена притеснениями». Перед этим появится че­ловек, через которого находящийся в потустороннем мире махди сообщит свою волю людям. Он будет играть роль ворот (по-персидски «баб»), соединяющих махди с людьми.

В 1844 г. один из последователей секты шейхитов, Али-Му-хаммед (он происходил из семьи торговца и сам пять лет зани­мался торговлей в Бушире), провозгласил себя Бабом, а его последователей стали называть бабидами. Он обнародовал свои взгляды в книге «Беян» («Откровение»). Написанная в подражание Корану, она стала священной книгой бабидов.

Баб утверждал, что каждой эпохе истории человеческого об­щества соответствует своя религия, изложенная пророками в соответствующих священных книгах. Такими священными кни­гами были Пятикнижие, Евангелие, Коран. Теперь наступила эпоха новой религии и новой священной книги — Беяна. Од­нако, утверждал Баб, представители власти и высшее духовен­ство не хотят расстаться со старыми порядками, поэтому земля переполнена «несправедливостями и притеснениями». Он при­зывал создать на основе новой религии священное царство бабидов, утверждая, что первоначально оно будет создано в главных провинциях Ирана.

В новом царстве должно быть провозглашено равенство всех людей, равноправие мужчин и женщин. Все отказавшиеся при­нять Беян, в том числе и иностранцы, должны быть изгнаны из священной страны бабидов, а имущество их конфисковано и разделено. Ряд положений, выдвигаемых Бабом (обязатель­ная уплата долгов, тайна торговой переписки, признание рос­товщических процентов справедливым делом, право выезда из царства бабидов для торговцев, организация хорошей почты, введение единой денежной системы и т. п.), соответствовали интересам иранского купечества.

В первый период бабидского движения — до 1848 г. — Баб я его сторонники пытались привлечь на свою сторону шаха, придворных, высшее духовенство, не обращаясь непосредствен­но к народным массам. Но власти начали преследовать баби­дов, в 1847 г. Баб был арестован и заключен в крепость. Неуда­ча пропаганды среди власть имущих, репрессии заставили ба­бидов обратиться непосредственно к народным массам.

Сам Баб выступал прежде всего как представитель купече­ства. Об этом свидетельствовало содержание практических требований его программы, стремление осуществить ее путем привлечения на сторону бабидов шаха и высшего духовенства. Однако своей проповедью равенства, призывом к созданию царства справедливости, утверждениями о том, что мир пере­полнен несправедливостями и притеснениями, он завоевал сим­патии ремесленников и крестьянства. Эта сторона бабидской пропаганды отражала общий протест широких народных масс против феодального гнета.

Особенно большую популярность бабидская проповедь при­обрела среди ремесленников и крестьян в пригородных деревнях. В связи с этим усилилось влияние тех учеников Баба, ко­торые были теснее связаны с народом и шли дальше своего учителя, развивая антифеодальные, демократические элементы его учения.

Выходец из крестьянской семьи, мулла Мухаммед-Али из Барфоруша (в провинции Мазендеран на севере Ирана) учил, что с наступлением бабидского царства иранцы будут свободны от выполнения феодальных повинностей и уплаты налогов. Он утверждал, что «все люди, бывшие до сих пор высокими и важными, станут низкими, а люди низкие — высокими». Му­хаммед-Али барфорушский призывал к установлению общно­сти имущества. «Люди пойдут по базарам,— говорил он,— и, читая молитвы, возьмут из лавок все, что хотят». Эти пропове­ди встречали горячую поддержку крестьян и ремесленников, отражая их стремление ликвидировать феодальную эксплуа­тацию. По всей стране, особенно в провинциях Азербайджан, Гилян и Мазендеран, быстро росло число приверженцев но­вого религиозного учения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...