Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проникновение иностранных держав. Его влияние на экономическое развитие Турции

Вмешательство в турецко-египетский конфликт позволило дер­жавам приобрести новые важные позиции в Турции. Расши­рился и окончательно закрепился режим капитуляций. Благо­даря торговым конвенциям 1838 г. Англия и Франция полу­чили еще большие возможности беспрепятственно наводнять рынки Османской империи своими фабричными товарами. Уси­ливалась и политическая зависимость Турции. Лондонская кон­венция 1840 г. «узаконила» вмешательство великих держав в ее внутренние дела.

В 1841 г. Россия, Англия, Франция, Австрия, Пруссия, с од­ной стороны, и Турция — с другой, подписали в Лондоне кон­венцию о международной регламентации режима Черномор­ских проливов.

Между тем еще в 20—30-е годы XIX в. значительно усили­лось проникновение иностранного капитала в Турцию. Импорт­ные фабричные товары завоевывали турецкий рынок. Турец­кое ремесло и мануфактура приходили в упадок. За первые сорок лет XIX столетия в 10 раз уменьшилось производство тканей в городах Бурсе и Диярбакыре. Резко сократилось из­готовление шелковых тканей. Почти весь шелк-сырец вывозил­ся теперь за границу.

Политика великих держав препятствовала созданию в Тур­ции необходимых условий для замены феодального способа производства капиталистическим. Проникновение иностранного капитала, правда, стимулировало известный рост товарно-де­нежных и капиталистических отношений в турецкой экономи­ке, но они носили однобокий и уродливый характер, сочетаясь с господством феодальных отношений. Однако росла торговля. Хотя и медленно, но разрушался натуральный уклад турец­кой деревни. Значительно выросли крупные портовые города (Стамбул, Измир), ставшие центрами внешней торговли.

Эти экономические процессы имели существенные социаль­ные последствия. Часть земель стали скупать купцы. Появился новый тип помещика, сбывающего на рынок свою продукцию.

Земли, считавшиеся государственными, фактически превраща­лись в частную собственность. В Турции начала складываться буржуазия, формировавшаяся главным образом из лиц нету­рецкой национальности, преимущественно компрадорская.

Проникновение иностранного капитала, многочисленные войны вызвали резкое ухудшение положения трудящихся масс. Усиливалось недовольство крестьян и ремесленников, грозив­шее вылиться в открытые выступления.

Таким образом, и в Турции проявлялись общие закономер­ности и последствия втягивания стран Азии в орбиту склады­вавшегося в тот период мирового капиталистического рынка, постепенного колониального закабаления этих стран капита­листическим Западом. Но здесь этот процесс имел и свои су­щественные особенности, ибо основной проблемой внутренне­го развития Османской империи была борьба угнетенных наро­дов за ликвидацию османского гнета и создание жизнеспособ­ных национальных государств. На этом фоне развертывалась колониальная агрессия европейских держав, сопровождавшая­ся острой борьбой между ними за господство на Балканах и Ближнем Востоке. В их политике тесно переплетались две тен­денции: стремление использовать упадок империи для ее рас­членения и захвата отдельных частей и попытки (особенно со стороны Англии и Франции) искусственно сохранить турецкое господство над другими народами и подчинить своему влия­нию всю Османскую империю. Турция имела еще известное самостоятельное военное значение, ее втягивали в военные сою­зы и коалиции европейских держав. Однако участие в таких союзах лишь способствовало дальнейшему закабалению стра­ны. Многочисленные войны, участие турецких армий в подав­лении освободительных движений угнетенных народов способ­ствовали сохранению сильного влияния воинственного мусуль­манского фанатизма на крестьян и ремесленников Турции. В экономическом и политическом отношении турецкое населе­ние отставало от некоторых угнетенных национальностей им­перии. В турецком народе не было еще общественных сил, способных объединить его борьбу с борьбой других народов империи. Если в Индии, Китае, Иране агрессия колонизаторов вызвала крупные народные восстания, то недовольство турец­кого крестьянства и ремесленников не смогло перерасти в об­щее народное восстание. В то же время своеобразные условия развития Османской империи определили то, что здесь силь­нее, чем в любой другой стране Азии, проявилось стремление части представителей господствующего класса путем реформ попытаться приостановить упадок своего государства.

Танзимат

Султан Махмуд II, ликвидировавший в 1826 г. янычарский кор­пус, после окончания русско-турецкой войны 1828—1829 гг. пытался провести некоторые реформы, направленные на прекра­щение феодальных усобиц и укрепление центральной власти. В своей политике он опирался на помещиков новой формации,, часть чиновничества и офицерства. Еще накануне войны ему удалось сломить сопротивление и подчинить крупных феодалов Анатолии. После войны стали приниматься меры к оконча­тельной ликвидации ленной системы, которая была уже силь­но подорвана. Если в начале XVII в. в Анатолии насчитыва­лось свыше 7 тыс. ленных держаний, то накануне реформ Махмуда II их осталось только 1,5 тыс. Теперь и эти владения перешли в государственный фонд. Сипахи же в качестве ком­пенсации получили ежегодную пенсию. Крестьяне и другие арендаторы должны были вносить свои платежи непосредствен­но государству. Правители областей назначались центральным правительством и подчинялись ему. В Стамбуле открылось военное медицинское училище. С 1832 г. стала издаваться пер­вая газета на турецком языке — «Таквйм-и векай» («Дневник происшествий»).

Новая, более серьезная попытка реформ была предпринята после смерти Махмуда II в критический момент разгрома ту­рецких войск армией Мухаммеда-Али в 1839 г. К этому вре­мени несколько расширились общественные группы, на кото­рые могли опереться реформаторы. Среди султанских чинов­ников появилась небольшая прослойка образованной интелли­генции. Усилившаяся компрадорская буржуазия также была заинтересована в реформах, которые оградили бы от феодаль­ного произвола личные и имущественные права ее предста­вителей. Рост недовольства народных масс, обострение классо­вой борьбы, подъем национально-освободительного движения угнетенных народов, война султана с египетским пашой и вме­шательство иностранных держав побудили более дальновидных представителей господствующего класса предпринять еще одну попытку верхушечных реформ. Сторонников реформ возглав­лял видный турецкий политический деятель и дипломат Решид-паша.

Назначенный новым султаном, Абдул-Меджидом, на пост министра иностранных дел, Решид-паша разработал программу реформ. Критическая обстановка, вызванная разгромом турец­ких войск, заставила султана без промедления принять пла­ны реформаторов. 3 ноября 1839 г. в торжественной обстановке был опубликован султанский рескрипт о реформах. Он содер­жал обещание ввести в жизнь новые установления, которые обеспечат: 1) неприкосновенность жизни, чести и имущества всех подданных империи, независимо от их религии, 2) регу­лярное распределение и взимание податей и отмену откупной системы, 3) справедливый призыв на военную службу и уста­новление определенного срока ее продолжительности.

Этот рескрипт был как бы общей программой и началом намеченных Решид-пашой реформ, открыв период танзимата (букв, «преобразование, реформа»).

Политика реформ осуществлялась в обстановке острой борьбы внутри правящего класса, большинство которого высту­пало против преобразований. Султан Абдул-Меджид рассмат­ривал танзимат как вынужденную уступку. Решид-паша не­сколько раз смещался и ь&Ъвь назначался на пост министра иностранных дел или великого визиря. Тем не менее после опубликования султанского рескрипта 1839 г. были осуществ­лены некоторые преобразования. Для выработки законов и контроля над их выполнением назначался «Высший совет юс­тиции». Были учреждены торговые суды и создано торговое законодательство, проведена денежная реформа, изъята из об­ращения порченая монета. Чиновникам устанавливалось твер­дое жалованье. Некоторые преобразования осуществлялись в армии. Известное значение имели реформы в области народно­го образования (создание светских средних школ).

Однако и эта попытка реформ носила поверхностный ха­рактер. Большинство обещаний рескрипта 1839 г. осталось на бумаге. Европейские державы враждебно отнеслись к полити­ке реформ. Открытое и тайное сопротивление влиятельных групп господствующего феодального класса парализовало осу­ществление даже тех ограниченных нововведений, которые про­возглашались Решид-пашой. Танзимат не привел к укреплению независимости Турции, не повысил ее сопротивляемости евро­пейским державам, агрессивная политика которых по отноше­нию к Османской империи усилилась в середине XIX в.

Турция и Восточная война

Борьба Англии, Франции и царской России за господство на Ближнем Востоке привела к Восточной (Крымской) войне. Англия хотела захватить Египет, превратить Османскую им­перию в своего вассала, в свою полуколонию. К расширению позиций на Ближнем Востоке стремилась Франция Наполео­на III. Николай I считал, что после подавления в европейских странах революции 1848—1849 гг. наступил благоприятный момент для осуществления планов царизма. В 1853 г. он предъ­явил султану требование признать за русским царем право покровительствовать всем православным христианам Осман­ской империи. Под влиянием английской и французской дипло­матии турецкое правительство отклонило это требование. Осенью началась русско-турецкая война. Русские войска всту­пили в Дунайские княжества. Турецкий флот был разгромлен адмиралом Нахимовым в Синопском бою. Тогда Англия и Франция ввели свой военный флот в Черное море и начали войну с Россией. Как со стороны царизма, так и со стороны Англии и Франции это была несправедливая, захватническая война за господство над Турцией.

Англия и Франция, выступившие формально как союзники Турции, на деле подчинили ее и поставили в неравноправное положение. Участие Турции в Восточной войне показало, что военный союз слабой, отсталой страны, которая начала терять свою независимость, с колонизаторами ничего хорошего ей не сулит.

С осени 1854 г., когда Россия Швела свои войска из Ду­найских княжеств, дальнейшее участие Турции в войне окон­чательно потеряло для нее какой бы то ни было смысл. Оно могло привести и привело лишь к усилению зависимости от английских и французских колонизаторов. В правящих кругах Турции начали раздаваться голоса за заключение сепаратного мира с Россией. В Анатолии недовольство участием Турции в войне привело к нескольким восстаниям. В турецкой столице передавалась из уст в уста горькая шутка: союзники не могут захватить Севастополь, но они взамен захватили Стамбул. Однако зависимость от англичан и французов была настолько сильной, что лишила турецкое правительство возможности са­мостоятельных действий.

«Это уже не война между Россией и Турцией и ее союзни­ками,— писал в 1855 г. Н. Г. Чернышевский,— какою представ­лялась она полтора года тому назад, а война между Россией и двумя западными державами, которые оттеснили Турцию на второй план и на военном и на дипломатическом поприще. Если можно было сомневаться — по совету или против совета Англии и Франции начала войну Турция в 1853 году, то для каждого теперь ясно, что в настоящую минуту Турция про­должает ее против собственной воли, по приказанию своих со­юзников, которые из союзников сделались властелинами сла­бой державы». В связи с этим Н. Г. Чернышевский привел древнюю басню: лошадь вела борьбу с каким-то врагом и об­ратилась за помощью к человеку. Тот сел на спину лошади и повел ее в свою конюшню. Таким же образом поступили Анг­лия и Франция со своим союзником — Турцией.

Хотя Турция входила в коалицию, одержавшую в Крымской войне победу над царской Россией, Парижский мирный до­говор, подписанный 30 марта 1856 г., усилил ее зависимость от Англии и Франции. Согласно Парижскому трактату Россия потеряла устье Дуная, была лишена права содержать воен­ный флот и иметь укрепления на Черном море. Но это отнюдь не укрепляло самостоятельности Турции. В Черном море на Турцию были возложены такие же унизительные ограничения, как и на Россию. Парижский договор, провозгласивший ответ­ственность европейских держав за «целостность и независи­мость Османской империи», означал установление совместной опеки держав над Турцией, позволял легко находить поводы для вмешательства в ее внутренние дела, для навязывания ей чужой воли.

Второй период танзимата

В феврале 1856 г., накануне открытия Парижского конгресса, султан опубликовал новый манифест о реформах, который объявлял о возобновлении выполнения программы реформ, обнародованной в 1839 г. Однако манифест 1856 г. в отличие от рескрипта 1839 г. был разработан в значительной мере под давлением англо-французской дипломатии, стремившейся по­мешать России вынести на обсуждение Парижского конгресса вопрос о положении угнетенных народностей Османской им­перии, и санкционировал иностранную опеку над Турцией. Упо­минание о манифесте 1856 г. в дальнейшем было включено в Парижский трактат.

Манифест 1856 г. подтвердил провозглашенное в 1839 г. ра­венство в правах мусульман и немусульман. Он расширял пра­ва связанной с западноевропейским капиталом компрадорской буржуазии нетурецкой национальности. Иностранцы получили право приобретать землю и недвижимость. Характерно, что Решид-паша считал манифест 1856 г. разрушительным для Турции. В манифесте, однако, были такие пункты, как обеща­ние постепенно отменить откупную систему сбора налогов, вес­ти строительство дорог и т. п.

В 1858 г. был принят земельный закон, закреплявший зе­мельные отношения, сложившиеся после отмены ленной систе­мы. Подавляющая часть земель принадлежала государству или являлась вакуфной. Она сдавалась в аренду. Эти арендован­ные земли нельзя было продавать, закладывать, дарить. На­следование таких земель также было ограничено. Все же это не могло остановить обезземеливания крестьянства и перехода земли в руки помещиков.

В 60-х годах были отменены цеховые регламентации, осу­ществлены административные реформы. Продолжалось нача­тое в 40-х годах открытие светских школ — начальных, средних и высших. Для руководства светскими школами было создано министерство просвещения. В середине 60-х годов в светских начальных школах насчитывалось 660 тыс. учеников. Средних же школ было только несколько десятков. При этом сохрани­лись все школы при мечетях, а в светских начальных школах половина учебного времени отводилась религии. Фактический контроль над школами по-прежнему оставался у духовенства. В 1869 г. был принят закон, предусматривавший введение в турецких школах трех-четырехлетнего всеобщего образо­вания.

Реформы второго периода танзимата (1856—1870) не смог­ли существенно изменить положение в Османской империи. В целом политика танзимата потерпела неудачу. Танзимат не создал предпосылок для промышленного развития страны, а некоторое усиление позиций компрадорской буржуазии отражало усилившуюся политическую и экономическую зависи­мость Османской империи от капиталистических держав За­пада.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...