Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проникновение иностранных держав. Его влияние на экономическое развитие ТурцииВмешательство в турецко-египетский конфликт позволило державам приобрести новые важные позиции в Турции. Расширился и окончательно закрепился режим капитуляций. Благодаря торговым конвенциям 1838 г. Англия и Франция получили еще большие возможности беспрепятственно наводнять рынки Османской империи своими фабричными товарами. Усиливалась и политическая зависимость Турции. Лондонская конвенция 1840 г. «узаконила» вмешательство великих держав в ее внутренние дела. В 1841 г. Россия, Англия, Франция, Австрия, Пруссия, с одной стороны, и Турция — с другой, подписали в Лондоне конвенцию о международной регламентации режима Черноморских проливов. Между тем еще в 20—30-е годы XIX в. значительно усилилось проникновение иностранного капитала в Турцию. Импортные фабричные товары завоевывали турецкий рынок. Турецкое ремесло и мануфактура приходили в упадок. За первые сорок лет XIX столетия в 10 раз уменьшилось производство тканей в городах Бурсе и Диярбакыре. Резко сократилось изготовление шелковых тканей. Почти весь шелк-сырец вывозился теперь за границу. Политика великих держав препятствовала созданию в Турции необходимых условий для замены феодального способа производства капиталистическим. Проникновение иностранного капитала, правда, стимулировало известный рост товарно-денежных и капиталистических отношений в турецкой экономике, но они носили однобокий и уродливый характер, сочетаясь с господством феодальных отношений. Однако росла торговля. Хотя и медленно, но разрушался натуральный уклад турецкой деревни. Значительно выросли крупные портовые города (Стамбул, Измир), ставшие центрами внешней торговли. Эти экономические процессы имели существенные социальные последствия. Часть земель стали скупать купцы. Появился новый тип помещика, сбывающего на рынок свою продукцию. Земли, считавшиеся государственными, фактически превращались в частную собственность. В Турции начала складываться буржуазия, формировавшаяся главным образом из лиц нетурецкой национальности, преимущественно компрадорская. Проникновение иностранного капитала, многочисленные войны вызвали резкое ухудшение положения трудящихся масс. Усиливалось недовольство крестьян и ремесленников, грозившее вылиться в открытые выступления. Таким образом, и в Турции проявлялись общие закономерности и последствия втягивания стран Азии в орбиту складывавшегося в тот период мирового капиталистического рынка, постепенного колониального закабаления этих стран капиталистическим Западом. Но здесь этот процесс имел и свои существенные особенности, ибо основной проблемой внутреннего развития Османской империи была борьба угнетенных народов за ликвидацию османского гнета и создание жизнеспособных национальных государств. На этом фоне развертывалась колониальная агрессия европейских держав, сопровождавшаяся острой борьбой между ними за господство на Балканах и Ближнем Востоке. В их политике тесно переплетались две тенденции: стремление использовать упадок империи для ее расчленения и захвата отдельных частей и попытки (особенно со стороны Англии и Франции) искусственно сохранить турецкое господство над другими народами и подчинить своему влиянию всю Османскую империю. Турция имела еще известное самостоятельное военное значение, ее втягивали в военные союзы и коалиции европейских держав. Однако участие в таких союзах лишь способствовало дальнейшему закабалению страны. Многочисленные войны, участие турецких армий в подавлении освободительных движений угнетенных народов способствовали сохранению сильного влияния воинственного мусульманского фанатизма на крестьян и ремесленников Турции. В экономическом и политическом отношении турецкое население отставало от некоторых угнетенных национальностей империи. В турецком народе не было еще общественных сил, способных объединить его борьбу с борьбой других народов империи. Если в Индии, Китае, Иране агрессия колонизаторов вызвала крупные народные восстания, то недовольство турецкого крестьянства и ремесленников не смогло перерасти в общее народное восстание. В то же время своеобразные условия развития Османской империи определили то, что здесь сильнее, чем в любой другой стране Азии, проявилось стремление части представителей господствующего класса путем реформ попытаться приостановить упадок своего государства. Танзимат Султан Махмуд II, ликвидировавший в 1826 г. янычарский корпус, после окончания русско-турецкой войны 1828—1829 гг. пытался провести некоторые реформы, направленные на прекращение феодальных усобиц и укрепление центральной власти. В своей политике он опирался на помещиков новой формации,, часть чиновничества и офицерства. Еще накануне войны ему удалось сломить сопротивление и подчинить крупных феодалов Анатолии. После войны стали приниматься меры к окончательной ликвидации ленной системы, которая была уже сильно подорвана. Если в начале XVII в. в Анатолии насчитывалось свыше 7 тыс. ленных держаний, то накануне реформ Махмуда II их осталось только 1,5 тыс. Теперь и эти владения перешли в государственный фонд. Сипахи же в качестве компенсации получили ежегодную пенсию. Крестьяне и другие арендаторы должны были вносить свои платежи непосредственно государству. Правители областей назначались центральным правительством и подчинялись ему. В Стамбуле открылось военное медицинское училище. С 1832 г. стала издаваться первая газета на турецком языке — «Таквйм-и векай» («Дневник происшествий»). Новая, более серьезная попытка реформ была предпринята после смерти Махмуда II в критический момент разгрома турецких войск армией Мухаммеда-Али в 1839 г. К этому времени несколько расширились общественные группы, на которые могли опереться реформаторы. Среди султанских чиновников появилась небольшая прослойка образованной интеллигенции. Усилившаяся компрадорская буржуазия также была заинтересована в реформах, которые оградили бы от феодального произвола личные и имущественные права ее представителей. Рост недовольства народных масс, обострение классовой борьбы, подъем национально-освободительного движения угнетенных народов, война султана с египетским пашой и вмешательство иностранных держав побудили более дальновидных представителей господствующего класса предпринять еще одну попытку верхушечных реформ. Сторонников реформ возглавлял видный турецкий политический деятель и дипломат Решид-паша. Назначенный новым султаном, Абдул-Меджидом, на пост министра иностранных дел, Решид-паша разработал программу реформ. Критическая обстановка, вызванная разгромом турецких войск, заставила султана без промедления принять планы реформаторов. 3 ноября 1839 г. в торжественной обстановке был опубликован султанский рескрипт о реформах. Он содержал обещание ввести в жизнь новые установления, которые обеспечат: 1) неприкосновенность жизни, чести и имущества всех подданных империи, независимо от их религии, 2) регулярное распределение и взимание податей и отмену откупной системы, 3) справедливый призыв на военную службу и установление определенного срока ее продолжительности. Этот рескрипт был как бы общей программой и началом намеченных Решид-пашой реформ, открыв период танзимата (букв, «преобразование, реформа»). Политика реформ осуществлялась в обстановке острой борьбы внутри правящего класса, большинство которого выступало против преобразований. Султан Абдул-Меджид рассматривал танзимат как вынужденную уступку. Решид-паша несколько раз смещался и ь&Ъвь назначался на пост министра иностранных дел или великого визиря. Тем не менее после опубликования султанского рескрипта 1839 г. были осуществлены некоторые преобразования. Для выработки законов и контроля над их выполнением назначался «Высший совет юстиции». Были учреждены торговые суды и создано торговое законодательство, проведена денежная реформа, изъята из обращения порченая монета. Чиновникам устанавливалось твердое жалованье. Некоторые преобразования осуществлялись в армии. Известное значение имели реформы в области народного образования (создание светских средних школ). Однако и эта попытка реформ носила поверхностный характер. Большинство обещаний рескрипта 1839 г. осталось на бумаге. Европейские державы враждебно отнеслись к политике реформ. Открытое и тайное сопротивление влиятельных групп господствующего феодального класса парализовало осуществление даже тех ограниченных нововведений, которые провозглашались Решид-пашой. Танзимат не привел к укреплению независимости Турции, не повысил ее сопротивляемости европейским державам, агрессивная политика которых по отношению к Османской империи усилилась в середине XIX в. Турция и Восточная война Борьба Англии, Франции и царской России за господство на Ближнем Востоке привела к Восточной (Крымской) войне. Англия хотела захватить Египет, превратить Османскую империю в своего вассала, в свою полуколонию. К расширению позиций на Ближнем Востоке стремилась Франция Наполеона III. Николай I считал, что после подавления в европейских странах революции 1848—1849 гг. наступил благоприятный момент для осуществления планов царизма. В 1853 г. он предъявил султану требование признать за русским царем право покровительствовать всем православным христианам Османской империи. Под влиянием английской и французской дипломатии турецкое правительство отклонило это требование. Осенью началась русско-турецкая война. Русские войска вступили в Дунайские княжества. Турецкий флот был разгромлен адмиралом Нахимовым в Синопском бою. Тогда Англия и Франция ввели свой военный флот в Черное море и начали войну с Россией. Как со стороны царизма, так и со стороны Англии и Франции это была несправедливая, захватническая война за господство над Турцией. Англия и Франция, выступившие формально как союзники Турции, на деле подчинили ее и поставили в неравноправное положение. Участие Турции в Восточной войне показало, что военный союз слабой, отсталой страны, которая начала терять свою независимость, с колонизаторами ничего хорошего ей не сулит. С осени 1854 г., когда Россия Швела свои войска из Дунайских княжеств, дальнейшее участие Турции в войне окончательно потеряло для нее какой бы то ни было смысл. Оно могло привести и привело лишь к усилению зависимости от английских и французских колонизаторов. В правящих кругах Турции начали раздаваться голоса за заключение сепаратного мира с Россией. В Анатолии недовольство участием Турции в войне привело к нескольким восстаниям. В турецкой столице передавалась из уст в уста горькая шутка: союзники не могут захватить Севастополь, но они взамен захватили Стамбул. Однако зависимость от англичан и французов была настолько сильной, что лишила турецкое правительство возможности самостоятельных действий. «Это уже не война между Россией и Турцией и ее союзниками,— писал в 1855 г. Н. Г. Чернышевский,— какою представлялась она полтора года тому назад, а война между Россией и двумя западными державами, которые оттеснили Турцию на второй план и на военном и на дипломатическом поприще. Если можно было сомневаться — по совету или против совета Англии и Франции начала войну Турция в 1853 году, то для каждого теперь ясно, что в настоящую минуту Турция продолжает ее против собственной воли, по приказанию своих союзников, которые из союзников сделались властелинами слабой державы». В связи с этим Н. Г. Чернышевский привел древнюю басню: лошадь вела борьбу с каким-то врагом и обратилась за помощью к человеку. Тот сел на спину лошади и повел ее в свою конюшню. Таким же образом поступили Англия и Франция со своим союзником — Турцией. Хотя Турция входила в коалицию, одержавшую в Крымской войне победу над царской Россией, Парижский мирный договор, подписанный 30 марта 1856 г., усилил ее зависимость от Англии и Франции. Согласно Парижскому трактату Россия потеряла устье Дуная, была лишена права содержать военный флот и иметь укрепления на Черном море. Но это отнюдь не укрепляло самостоятельности Турции. В Черном море на Турцию были возложены такие же унизительные ограничения, как и на Россию. Парижский договор, провозгласивший ответственность европейских держав за «целостность и независимость Османской империи», означал установление совместной опеки держав над Турцией, позволял легко находить поводы для вмешательства в ее внутренние дела, для навязывания ей чужой воли. Второй период танзимата В феврале 1856 г., накануне открытия Парижского конгресса, султан опубликовал новый манифест о реформах, который объявлял о возобновлении выполнения программы реформ, обнародованной в 1839 г. Однако манифест 1856 г. в отличие от рескрипта 1839 г. был разработан в значительной мере под давлением англо-французской дипломатии, стремившейся помешать России вынести на обсуждение Парижского конгресса вопрос о положении угнетенных народностей Османской империи, и санкционировал иностранную опеку над Турцией. Упоминание о манифесте 1856 г. в дальнейшем было включено в Парижский трактат. Манифест 1856 г. подтвердил провозглашенное в 1839 г. равенство в правах мусульман и немусульман. Он расширял права связанной с западноевропейским капиталом компрадорской буржуазии нетурецкой национальности. Иностранцы получили право приобретать землю и недвижимость. Характерно, что Решид-паша считал манифест 1856 г. разрушительным для Турции. В манифесте, однако, были такие пункты, как обещание постепенно отменить откупную систему сбора налогов, вести строительство дорог и т. п. В 1858 г. был принят земельный закон, закреплявший земельные отношения, сложившиеся после отмены ленной системы. Подавляющая часть земель принадлежала государству или являлась вакуфной. Она сдавалась в аренду. Эти арендованные земли нельзя было продавать, закладывать, дарить. Наследование таких земель также было ограничено. Все же это не могло остановить обезземеливания крестьянства и перехода земли в руки помещиков. В 60-х годах были отменены цеховые регламентации, осуществлены административные реформы. Продолжалось начатое в 40-х годах открытие светских школ — начальных, средних и высших. Для руководства светскими школами было создано министерство просвещения. В середине 60-х годов в светских начальных школах насчитывалось 660 тыс. учеников. Средних же школ было только несколько десятков. При этом сохранились все школы при мечетях, а в светских начальных школах половина учебного времени отводилась религии. Фактический контроль над школами по-прежнему оставался у духовенства. В 1869 г. был принят закон, предусматривавший введение в турецких школах трех-четырехлетнего всеобщего образования. Реформы второго периода танзимата (1856—1870) не смогли существенно изменить положение в Османской империи. В целом политика танзимата потерпела неудачу. Танзимат не создал предпосылок для промышленного развития страны, а некоторое усиление позиций компрадорской буржуазии отражало усилившуюся политическую и экономическую зависимость Османской империи от капиталистических держав Запада. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |