Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние русской революции 1905—1907 гг. Рабочее движение накануне первой мировой войныПо мере развития в Японии монополистического капитализма обострялись свойственные ему непримиримые противоречия, и, в первую очередь противоречия между пролетариатом и моно-лолистической буржуазией. Сильное влияние на рабочее и демократическое движение оказала русская революция 1905— 1907 гг. Японские социалисты с огромным вниманием и интересом следили за событиями в России. Издаваемый ими после закрытия «Хэймин симбун» еженедельник «Текугэн» («Прямое слово») печатал материалы о русской революции. В марте 1906 г. Ко-току опубликовал статью «Одна волна — десять тысяч волн», в которой говорилось: «Подобно тому как на рубеже XVIII и XIX вв. французская революция потрясла страны Европы, русская революция вызовет в XX в. изменения социальной и экономической структуры всех стран мира. Русская революция не остановится в России. Россия — лишь первый очаг рабочих революций, разгорающихся в мире. Русская революция — начало мировой революции. Победа их революционных партий — это победа наших революционных социалистических партий во всех странах». Русскую революцию приветствовали лучшие представители японской интеллигенции. Известный поэт-демократ Такубоку Исикава писал в одном из стихотворений: Кто посмеет меня упрекнуть, Если я поеду в Россию, Чтобы вместе с восставшими биться И умереть, Сражаясь? Под влиянием русской революции усилилось стачечное движение, достигшее высшей точки в 1907 г., когда, по официаль» яым данным, было зарегистрировано 57 забастовок. Наибольший отклик имели волнения рабочих на медных рудниках Асио в феврале 1907 г. Рабочие выгнали с рудников полицию, захватили склады с продовольствием. Власти объявили осадное положение и двинули против рабочих войска. В этот период делались попытки воссоздать профсоюзы, распущенные властями в 1900 г. В феврале 1906 г. была создана Японская социалистическая партия. На втором съезде в 1907 г. в ее программу была внесена формулировка, гласившая: «Настоящая партия ставит своей целью достижение социализма». Вскоре партия была объявлена правительством вне закона. К этому времени в японском социалистическом движении образовались два крыла — оппортунистически-реформистское, возглавленное Тадзоэ, и революционное во главе с Котоку. Но группа Котоку находилась под некоторым влиянием анархо-синдикалистских идей. После подавления выступления горняков Асио и запрещения социалистической партии усилилось наступление правительства и предпринимателей на трудящихся. С 1908 г. стачечное движение пошло на убыль. Правительство решило расправиться с руководителями социалистического движения. В июне 1910 г. по ложному, провокационному обвинению в организации заговора против имле-ратора были арестованы Котоку с женой и 24 их товарища. Процесс проходил при закрытых дверях, в строгой тайне. В январе 1911 г. Котоку и 11 социалистов были казнены, остальных отправили на каторгу. Только после второй мировой войны, когда были открыты некоторые японские архивы, стали известны подробности этого злодеяния японской реакции. Котоку держался на суде с большим мужеством и достоинством. В тюрьме он написал цикл стихотворений. В одном из них говорится: Можно железом сковать наше тело, Бросить на плаху, в тюрьму— Дух, что ведет нас на правое дело, Не заковать никому. Один из обвиняемых по «делу Котоку», бывший наборщик «Хэймин симбун» Сэйми Сакамбто, томился в тюрьме 35 лет. Он вышел на свободу лишь в 1945 г., после разгрома японского Империализма во второй мировой войне. В условиях жестокого полицейского террора японские социалисты продолжали борьбу. Накануне первой мировой войны оживилось стачечное движение. В декабре 1911г. бастовало 6 тыс. токийских трамвайщиков, руководимых Катаяма. За руководство забастовкой Катаяма был брошен в тюрьму, а после освобождения ему пришлось в 1914 г. эмигрировать. Весной 1912 г. бастовали рабочие военно-морского арсенала в Курэ и моряки торгового флота ряда японских портов. В 1913 г. в Японии было зарегистрировано 47, а в 1914 г. — 50 забастовок. Канун первой мировой войны характеризовался обострением внутренних и внешних противоречий японского империализма. Наряду с ростом рабочего движения наблюдался подъем демократического движения, отражавший недовольство широких масс политическим бесправием, тяжелыми налогами и т. п. Основным требованием этого движения было всеобщее избирательное право. В феврале 1913 г. в ряде японских городов происходили демонстрации, направленные против милитаристского кабинета Кацура. Усилилась также борьба внутри правящего лагеря. Кабинет Кацура был вынужден уйти в отставку. В обстановке приближавшейся мировой войны обострились американо-японские противоречия, ослабел англо-японский союз, возросло взаимное недоверие в отношениях Японии с царской Россией. Просвещение и культура Буржуазные реформы и капиталистическая индустриализация начали осуществляться в Японии всего через одно-два десятилетия после более чем двухвековой самоизоляции страны от внешнего мира. Не удивительно, что «эра Мэйдзи» сопровождалась интенсивным проникновением в Японию западной культуры и науки. Молодые японцы стали обучаться в высших учебных заведениях Европы и США. В японские учебные заведения приглашались преподаватели из других стран. Еще в 1858 г. русскими врачами Альбертом и Залесским было основано медицинское училище в Хакодате. Среди профессоров японских университетов появились англичане, американцы, немцы, французы, русские. Отношение к европейской культуре, к европеизации стало объектом острых споров. Правящие круги подчеркивали чисто утилитарное отношение к западной культуре, науке, идеологии, они стремились не допустить распространения либеральных и радикальных идей. В противовес им Иитиро Токутоми (1863— 1957) и другие прогрессивные публицисты видели в европеизации средство политического и культурного прогресса страны. Токутоми призывал отказаться от иероглифической письменности и перейти на латинский алфавит. Против такого подхода вели борьбу сторонники «японизма», выдвинувшие лозунг «охраны национальной красоты». Большую роль сыграла деятельность японских просветителей, виднейшим из которых был Юкити Фукудзава (1834— 1901). Его труды «Все о странах мира», «Призыв к науке», а также «Автобиография» пропагандировали достижения науки и культуры зарубежных стран. Фукудзава .показал несостоятельность феодальной идеологии. Огромное значение имела его педагогическая деятельность. Исключительную популярность завоевала «Школа Фукудзава», в дальнейшем преобразованная в университет. Ярким представителем левого крыла японского просветительства был Темин Наказ (1847—1901). После трехлетнего пребывания во Франции он стал горячим сторонником идей Руссо и французских энциклопедистов. В созданную и возглавленную им «Школу французской науки» съезжались учащиеся со всей Японии. Большой отзвук имела публицистическая деятельность Накаэ — убежденного демократа, предшественника японских социалистов. Составной частью буржуазных реформ была перестройка образования. Согласно закону 1872 г. о просвещении Япония была разделена на восемь округов, в каждом ,из которых создавался университет. Университетский округ делился на 32 района, в каждом районе было открыто по одной средней и по 210 начальных школ. Четырехлетнее (с 1907 г. — шестилетнее) обучение стало обязательным. В дальнейшем появились новые университеты и технические институты (государственные и частные). В 1879 г. в Токио была основана Академия наук. Школьное образование ставило своей целью воспитать подрастающее поколение в духе безграничной преданности императорской власти и существующему строю. Во всех начальных школах преподавался курс морального воспитания и этики (сю-син). Специальный «Императорский рескрипт о народном воспитании», изданный в 1890 г., повелевал воспитывать народ в синтоистском и конфуцианском духе. «Наши подданные, — говорилось в этом примечательном документе, — объединенные верноподданностью и сыновней почтительностью, из поколения в поколение пребывали в гармонии. Вот в чем незыблемость нашей империи, в этом же лежат истоки нашего образования. Подданные, будьте почтительны к вашим родителям, преданы вашим братьям и сестрам, будьте гармоничны, как супруги, верны, как друзья, живите в скромности и умеренности. Будьте милосердны, почитайте науки и совершенствуйтесь в искусствах — и тем самым вы разовьете интеллектуальные черты и усовершенствуете ваши моральные силы». Все служило насаждению верноподданнического духа. Даже школьный завтрак — белый рис в квадратной коробочке с выложенным на нем маринованными сливами красным кругом солнца — напоминал национальный флаг. Развитие японской культуры убедительно подтверждает известное положение В. И. Ленина о двух культурах в каждой национальной культуре эксплуататорского общества*. Наряду с самурайско-феодальной культурой, культурой реакционной буржуазии развивались и элементы демократической культуры японского народа. Большое влияние на их формирование оказали «движение за свободу и народные права», деятельность «Общества простого народа», начавшееся социалистическое движение, такие деятели, как Темин Накаэ, Сэн Катаяма, Дэн-дзиро Котоку. * В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 24, с. 120—121. К концу XIX в. японскому читателю становятся известны лучшие произведения западноевропейской и русской литературы. Произведения русских классиков, идеи Белинского, Добролюбова, Чернышевского оказали заметное воздействие на литературный процесс в Японии, вылившийся в так называемую «литературную революцию». В середине 80-х годов появились трактат Сёе Цубоути «О сущности романа» и программная статья Си-мэй Фтабатэй «Теория романа», призывавшие литераторов изображать реальную жизнь и внутренний мир человека. Одновременно раздавались призывы к единству литературного и разговорного языка. Эти принципы были воплощены в романе Фтабатэй «Плывущее облако». Один из крупнейших японских писателей того времени, Рока Токутоми, приобрел известность социальными романами, осуждавшими феодальные пережитки в общественных и семейных отношениях («Куросиво», «Лучше не жить»). На его литературную деятельность оказал большое влияние Л. Н. Толстой. Вершиной японского критического реализма начала XX в. было творчество Тосон Симадзаки (1872—1943). Подъем рабочего и социалистического движения нашел отражение в произведениях Набэ Киносйта, опубликовавшего в 1904 г. антимилитаристский роман «Огненный столп». В поэзии «литературная революция» сопровождалась появлением новых стихотворных форм. Изменилось и идейное содержание поэтических произведений. Основоположник японской прогрессивной и демократической поэзии Такуббку Исикава (1885—1912) с большим уважением относился к зародившемуся в Японии социалистическому движению. Пользовались успехом стихи поэтессы Акикб Есано, обличавшие милитаризм и социальную несправедливость. Вот ее небольшое стихотворение «Чудесный город»: Город, где солдат не увидишь на улице, Где ии ростовщиков, ни церквей, ни сыщиков, Где свободна женщина и уважаема, Где расцвет культуры, где каждый трудится, О, как ты не похож на хваленый наш Токио. Европеизация отразилась и на театральной жизни. Приобрел популярность первоначально созданный любителями, а затем ставший профессиональным театр симпа. В нем ставились пьесы с современной тематикой. В 1906 г. возникла труппа «Литературно-художественного общества», а в 1909 г. — «Свободный театр», ставившие пьесы Шекспира, Ибсена, Горького. Одновременно продолжали развиваться и традиционные театральные жанры, особенно театр кабуки. Раздел IV |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |