Главная Случайная страница


системы пожаротушения помещений;Vip брачные знакомства для успешных мужчин и красивых девушек.;крымский травник косметика

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идейно-композиционный прием антитезы в романах Толстого и Достоевского.

(По произведениям "Война и мир" Л.Н. Толстого и

"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского)

Антитеза - основной идейно-композиционный принцип "Войны и мира" и

"Преступления и наказания", заложенный уже в их заглавиях. Он

проявляется на всех уровнях художественного текста: от проблематики до

построения системы персонажей и приемов психологического изображения. Однако в

самом использовании антитезы Толстой и Достоевский часто демонстрируют разный

метод. Истоки этого различия в их взглядах на человека.

В самих произведениях Толстого и Достоевского содержится проблема: заглавия

не однозначны, полисемантичны. Слово "война" означает в "Войне и

мире" не только военные действия, не только события, происходящие на поле

сражения; война может происходить в повседневной жизни людей (вспомним такую

войну из-за наследства графа Безухова) и даже их душах. Еще более насыщенным в

смысловом отношении является слово "мир": миръ как антитеза войне и

"мiръ" как общность людей. Заглавием окончательной редакции романа Л.

Н. Толстого стало "Война и миръ", то есть мир как антитеза войне. Но в

многочисленных черновиках и набросках Толстой варьирует написание этого слова,

как бы колеблясь. Само сочетание "война и мир" мы можем встретить у

Пушкина в "Борисе Годунове":

"Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса".

Уже в пушкинском контексте сочетание "война и мир" становится

ключом к историческому процессу в целом. Таким образом, мир - это категория

универсальная, это жизнь, это вселенная. С другой стороны, совершенно ясно, что

понятия преступление и наказание интересуют Достоевского не в их узком

юридическом смысле. "Преступление и наказание" - это произведение,

ставящее глубинные философские и нравственные проблемы.

Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя

полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие людей, на другом - зло и

вражда, разобщающие людей. Толстой испытывает своих героев с точки зрения

закона "непрерывного движения личности во времени". Герои, способные

к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе

начала "живой жизни" и мира. Герои неподвижные, неспособные

чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как

носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет

эти персонажи. Так, салон Анны Павловны Шерер Толстой не зря сравнивает с

прядильной мастерской, с бездушной машиной.

Через весь роман проходит антитеза "правильность -

неправильность", "внешняя красота - живое очарование". Для

Толстого неправильные и даже некрасивые черты лица Наташи гораздо

привлекательнее, чем античная красота Элен, жизнерадостный (пусть не к месту)

смех Наташи в тысячу раз милее "неизменной" улыбки Элен. В поведении

героев автор также противопоставляет стихийное разумному, естественное театральному.

Для Толстого "ошибки" Наташи гораздо естественнее и натуральнее, чем

рассудочное поведение Сони. Законченным воплощением начала войны в романе стал

Наполеон. Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой

остается актером. Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие

античные образцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Кутузов. Он -

истинный выразитель духа нации.

"Мысль семейная" противопоставляет семью Ростовых

"клану" Курагиных. Антитеза "ложное - истинное" используется

Толстым и при изображении душевных движений своих героев. Так, Пьер на дуэли,

чувствуя всю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ее

удачного разрешения, а требует "скорее начинать" и усиленно заряжает

свой пистолет.

В отличие от героев Толстого, герои Достоевского никогда не изображаются

однозначно: человек у Достоевского всегда противоречив, непознаваем до конца.

Его герои сочетают в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания,

жертвенности и бездну зла, эгоизма, индивидуализма, порока. В каждом из героев

есть два идеала: идеал Мадонны и идеал Содомский. Содержание "Преступления

и наказания" составляет суд над Раскольниковым, внутренний суд, суд

совести.

Приемы, которые Достоевский использует в создании образной системы своего

произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевский прибегает к приему

двойного портретирования. Причем первый портрет, более обобщенный, обычно

спорит со вторым. Так, до совершения преступления автор говорит о красоте

Раскольникова, о его прекрасных глазах. Но преступление не только запятнало его

душу, но и оставило трагический отпечаток на лице. На этот раз перед нами

портрет убийцы. В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи. Таким

образом, мы видим, что антитеза как художественный прием оказался очень

продуктивен для двух крупнейших художников-реалистов, Толстого и Достоевского.

антитеза как основной композиционный прием в романтических произвелдениях Горького. антитеза как центральный композиционный приём в романе война и мир. сочинение роль антитезы в образной системе романа война и мир. две композиционные сферы романа преступление и наказание. прием использованный достоевским в романе война и мир. образ антитезы в образной системе романа война и мир. для чего использовалось антитеза после бала и почему. роль антитезы в образной системе романа война и мир. приём антитезы в романе война и мир. роль антитезы в романе война и мир. композиционные приемы в литературе. композиционный прием в литературе. антитезы в романе война и мир. антитеза примеры в литературе. антитеза в романе война и мир.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...