Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция души и жизненного пути героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Литературные шедевры Л.Н. Толстого –

гордость и достояние всемирного масштаба. Предметом его исследований был

человек, его психология.

Человек в понимании Толстого - часть

Вселенной. Писателя интересовало то, какой путь проходит душа человека в

стремлении к высокому, идеальному, в попытке познать самое себя. Не случайно,

вспоминая творения Толстого, мы воспроизводим в памяти термин, впервые

введенный в литературоведческий обиход Н.Г. Чернышевским - «диалектика души».

Н.Г. Чернышевский писал: «Психологический анализ может принимать различные направления:

одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияние

общественных отношений и столкновений на характеры, третьего - связь чувств с

действиями... Графа Толстого всего более - сам психический процесс, его формы,

его законы, диалектика души...» Давайте рассмотрим подробнее, как этот процесс отражен в бессмертном романе-эпопее графа Л.Н. Толстого «Война и мир». Главная проблема, которую

ставит в своем романе писатель, - проблема достижения человеческого счастья,

проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои - Андрей Болконский, Пьер

Безухов, Наташа и Николай Ростовы, герои ищущие, изменяющиеся, претерпевающие

эволюцию. Для них характерна движение души, желание быть полезным, нужным,

любимым.

Предлагаю остановиться подробнее на своеобразии личности самого любимого и близкого писателю героя - на фигуре Пьера Безухова.

Подобно Андрею Болконскому, Пьер - честен и высокообразован. Но если Андрей -

рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами), то Безухов «натура

непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться». Пьеру

свойственны глубокие сомнения в поисках смысла жизни, тогда как Андрей – более целостная натура. Жизненный путь Пьера сложен и извилист, он ищет себя. Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок: перед нами открываются сцены его бесшабашной жизнь светского кутилы и бездельника, он позволяет князю Курагину обобрать себя, женится на

легкомысленной красавице и пустышке Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым,

порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая

ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы. В этот критический

момент Безухов попадает в руки масона Баздеева. Этот «проповедник» ловко

расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества,

которое призывало к нравственному совершенствованию людей и объединению их на

началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и

любви, и это наталкивает его на мысль о благоустройстве жизни крепостных.

Он планирует освободить крестьян,

учредить больницы, приюты, школы. Война 1812 года заставляет Пьера вновь горячо

взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее

недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако охваченный

патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам

остается в Москве, чтобы победить врага: «Или погибнуть, или прекратить

несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона».

Важным этапом в эволюции Пьера является посещение им Бородинского поля в момент

знаменитого сражения. Лишь здесь он понимает могущественную роль народа в

сражении с непрошеным гостем. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова

солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец

сделать хотят». Вид оживленных и потных мужиков-ополченцев, с громким говором и

хохотом работающих на поле, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что

видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей

минуты».

Важнейшую роль в сближении Пьера с

простыми людьми сыграет встреча с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном

Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы. От

Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает то

спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того

времени.

Неоднозначный финал романа позволяет

предположить, что Пьер примкнёт к движению декабристов, многое в них симпатично

автору эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: «Чтоб жить

честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и

опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, А спокойствие -

душевная подлость». Так же неспокойны душевно и другие любимые герои Толстого:

Андрей Болконский, который достигает гармонии с самим собой только на

Бородинском поле, Наташа, когда становится женой и матерью, Николай, сделав

карьеру военного. Показав судьбы своих героев, Толстой подтвердил свою мысль:

«Человек есть все, все возможности, есть текучее вещество». Толстому удалось на

примере героев эпопеи показать эволюцию личности и души.

Андрей Болконский

Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою женою. Ем видно, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему та, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел все общество.

— Lise, — сказал сухо князь Андрей, поднимая тон на ту степень, которая показывает, что терпение истощено.

Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, все-таки выражалось сознание своего превосходства.

В это время подъехала к крыльцу карета и бричка, и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил ее вперед.

Все его дорожные принадлежности были в большом порядке у князя Андрея: все было ново, чисто, в суконных чехлах, старательно завязано тесемочками.

Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.

— Но в какой же позиции мы атакуем его? Я был на аванпостах нынче, и нельзя решить, где он именно стоит с главными силами, сказал князь Андрей. Ему хотелось высказать Долгорукову свой план, составленный им, план атаки.

Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне дорогие многие люди – отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над другими людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей.

И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этою таинственною силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане.

Князь Андрей чувствовал себя взволнованным, разраженным и вместе с тем сдержанно спокойным, каким бывает человек при наступлении давно желанной минуты.

Глядя на знамя, ему все думалось: может быть, это то самое знамя, с которым мне придется идти впереди войск.

“Вот она наступила решительная минута! Дошло до меня дело” , подумал князь Андрей и, ударив лошадь, подъехал к Кутузову.

- Ребята вперед! – крикнул он детски пронзительно. “Вот оно!” - подумал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него.

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам, не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.

Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелится и произвести какой-нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.

 

Болконский на поле Аустерлица

“…Но князь Андрей не видел, чем это закончилось. Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно, потому что боль эта развлекала его и мешала ему видеть то, на что он смотрел” .

Именно эта боль помогла Андрею понять, что он может потерять, расставшись со своей жизнью. Но главное не в том, что он понял, что значит жизнь в полном ее смысле, а то что он понял это не так поздно, чтобы даже не успеть пожалеть об этом.

В бою на поле Аустерлица участвовали многие из действующих лиц романа, но все их помыслы были не о том, как выиграть этот бой у противника, а о том, как отличится самому, показаться начальству. Но если посмотреть на эти порывы “ложного” героизма со стороны, то и эти подвиги ничто по сравнению с тем, к чему они привели – поражению. Зачем было Андрею поднимать солдат на бой, если заведомо было видно, что это ни к чему не приведет, он всего лишь делал то, о чем давно мечтал. С Ростовым та же ситуация – он ехал к командованию по поручению и он был горд только тем, что он увидит государя или главнокомандующего, а не тем что он выполняет военную задачу, которая, быть может, спасет несколько сотен человеческих жизней.

Все эти порывы к чему-то необычному, великому, у наших героев не имели основания под собой. Под ними не было нравственной почвы для их свершения, кроме тщеславия и эгоизма.

Момент, когда Андрей смотрит в небо, понимает, что значит жизнь для него, я бы назвал кульминацией всего эпизода. До того, как его ранили, он говорил: “Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне дорогие многие люди – отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над другими людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей” . После того как он полежал на поле боя, посмотрел на небо и осознал всю ценность жизни, он уже никогда не скажет такого.

Напротив, понимая насколько дорого ему все на этом свете, он будет рад даже тому, что его нашли французы, так как они те, кто может ему помочь и спасти его от неминуемой гибели: “…Он знал, что это был Наполеон – его герой… Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь” .

В сущности, этот эпизод отражает переломный момент в жизни князя Болконского. До этого момента он относился к жизни, как к дорогой игрушке, которую нелегко потерять, но лежа на поле и, понимая, что эта игрушка ускользает из его рук, а вместе с ней ускользает и весь мир, эта игрушка превратилась в золотой самородок, за который он отдал бы все на свете.

 

 

Путь Пьера Безухова к счастью

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие-душевная подлость.

Л. Н. Толстой

Жизнь великого писателя Л. Н. Толстого состояла из нравственных исканий. Всю жизнь он повторял одну и ту же молитву: "Господи! Научи меня жить! " Романы свидетельствуют о бесконечной душевной борьбе писателя. Задумав писать роман о декабристе, вернувшемся из ссылки, он понял, что для раскрытия внутреннего мира героев ему надо вернуться на несколько лет назад и окунуться в общество 1812 года. Но работа с историческими книгами и архивами заставила его вернуться к 1805 году. Главной задачей Толстого было раскрытие внутренней жизни героев. "Люди, как реки... ", -говорил он, подчёркивая этим сравнением необъятность, сложность человеческой души, изменчивость и непрерывное развитие внутренней жизни. Духовная красота любимых героев Льва Николаевича проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности для пользы народа. На Пьера, которого он задумал как декабриста, Толстой потратил лучшие краски души своей. Безухов ищет ответ на вопрос, поставленный перед ним эпохой 60-х годов: что делать? Чему посвятить жизнь?

"Он так всеми силами души своей всегда искал одного: быть вполне хорошим", -эти слова Пьера, сказанные об Андрее Болконском, относятся и к самому Пьеру. Впервые встречаясь с ним в салоне Шерер, мы чувствуем, что этот неуклюжий молодой человек, как инородное тело, не в своей среде, выглядит довольно нелепо. Он слишком искренен и естественен, чтобы скрывать свои чувства за непроницаемой маской и сдерживать эмоции. Он не защищён от ошибок и, как многие молодые люди того времени, восхищаются Наполеоном. А защищая перед ярыми монархистами идеи французской революции, он заходит так далеко, что совсем уже не вписывается в это высокомерное, презрительно относящиеся ко всему общество, и Анна Шерер вынуждена впихнуть Пьера в нужные рамки. В отличии от него Андрей Болконский уже устал от всего и стремится на войну, надеясь найти там применение себе и совершить подвиг, добыть славу себе, а, следовательно, и отечеству. Со сдержанно презрительной улыбкой прохаживается он между опостылевшими ему людьми, лишь встретив Пьера, он становится немного теплее и доброжелательнее. Чувствуя себя довольно неуютно в салоне Анны Шерер, Пьер тратит свои силы на разгул в компании Долохова и Курагина, где "золотая молодёжь"веселится, как ей угодно, доходя до безрассудства. Описывая развлечения молодых людей, Толстой невольно сравнивает их с помещением, в котором они собираются. Сначала этот зал, освещённый богатыми люстрами, сверкает своей изысканностью, белизной и богатством. Столы, покрытые белыми, накрахмаленными скатертями, ломятся под тяжестью аккуратно, строго симметрично расставленной серебряной посуды. С иголочки одетые молодые люди рассаживаются за столы. Но через полчаса комната в нечто, очень похожее на хлев. Молодые люди, отбросив все приличия, пьют вино, закусывая его жирным мясом, спорят, ставят об заклад. Сам Долохов, поспорив, что выпьет бутылку вина, стоя на карнизе, уже выиграл спор и принялся за новое развлечение. Но когда Пьер решил испытать себя, его остановили и успокоили. Этим писатель хотел подчеркнуть, что Пьера любили и уважали...

Молодой человек мечется, ошибается, совершает одну из самых страшных ошибок- связывает свою жизнь с Элен. Воспользовавшись его детской беспомощностью в вопросах брака, его женили на холодной Элен. Но ищет счастья в супружеской жизни и не находит его. Поиски правды приводят его в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашёл воплощение своих идеалов. Мысль о совершенствовании мира и самого себя охватывает его. Идеи братства, равенства и любви больше всего привлекают молодого человека в масонстве. Он хочет действовать, приносить пользу людям. Прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Но ханжество и лицемерие проникли и в среду масонства. Нет и личного счастья. В жизни его наступает полоса разочарований в личном счастье, в общественных идеалах. И вновь ошибки...

Пытаясь найти своё место, он едет на Бородино и волею случая оказывается на самом главном и опасном редуте. Пьер рад любой работе: таскать ящики, помогать раненым. Выглядит он очень нелепо, но симпатии солдат всё же обращены к нему. Вид бойни приводит его в ужас: "Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали! " Всем своим видом и душевным смятением выражает Пьер всю антигуманную сущность войны. Оставшись в Москве, он вновь сталкивается с ужасами войны. Тогда Пьер решает убить Наполеона, видя в этом своё предназначение. Но понимает вскоре, что Наполеон недоступен и убить его невозможно. Спасая девочку из огня пожара, Пьер попадает в плен, где пытается понять этих людей, которые привыкли спать в пыли, отдавать последнее, не оставляя себе самого нужного. Духовные и физические страдания научили Пьера ценить жизнь и маленькие её радости. Встреча с Платоном Каратаевым, который представляет собой обобщённый крестьянский образ, во многом меняет отношение Пьера к жизни. Платон изменяет сознание Пьера своей народной мудростью, даёт ему возможность понять иное мироощущение, не основанное на злой власти и жестокости. То, что говорит Каратаев, обобщено, как особый дух правды и красоты.

Любовь Наташи походит на награду Пьеру за все лишения и душевные мучения. Наташа, словно ангел, входит в его жизнь, озаряя её тёплым, ласковым светом. Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни. Но искания его ещё не кончились. Путь к правде слишком труден. Пьера не понимают, но он не отчаивается, а доказывает правоту своих прогрессивных идей.

Между Платоном Каратаевым и Безуховым стена, признанная Пьером. Но в семье часто вспоминают этого доброго, милого человека. Пьер постоянно обращается мысленно к нему, спрашивая себя: "А как бы поступил он? " Николай Болконский любит Пьера, мы чувствуем, что он продолжит дело Пьера, о чём свидетельствуют его слова в конце романа: "Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен... "Он-это Андрей Болконский, дух которого вселился в душу мальчика, одобряя его и Пьера.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...