Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманизация ценностных ориентаций молодежи как актуальная научная проблема в современном российском обществе

Н.А. Журавлева

г. Москва, Россия, Институт психологии РАН,

[email protected]

 

Средства массовой коммуникации как фактор социализации молодежи.

Ценностный мир современной молодежи формируется в условиях противоречивости социальной и духовной ситуации. С повышением стандартов потребления, в связи с общим кризисом перед молодыми людьми встают материальные проблемы. По мнению Т.В. Кулаковой, выявленное доминирование в структуре ценностного сознания учащейся молодежи ориентаций на экономическую безопасность отражает сохраняющееся на протяжении 15 лет кризисное состояние общества. Полученные данные свидетельствуют о характерной для массового сознания современной учащейся молодежи ориентации на ценности, которые связаны с фрустрацией потребности в экономической безопасности. Так, если тип ориентаций преимущественно на экономическую безопасность распространен среди 42% молодых людей, то тип личности, в первую очередь ориентированной на ценности социализации (семья, образование, карьера, друзья, хорошая работа), связанные с достижением определенного социального статуса, характеризует 33,9% учащихся, а направленность на ценности индивидуализации (саморазвитие и самореализацию) – лишь 1,7% (Кулакова, 2006).

Современные жизненные реалии подвергают нравственность молодежи серьезным испытаниям на прочность. В ходе опроса многие респонденты признают, что трудности, с которыми им приходится сталкиваться в разных сферах жизни, вынуждают их к серьезной «инвентаризации» ценностей. В результате большинство молодежи (55%) вынуждено признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы и соглашаться с тезисом, что «чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы». Противоположной точки зрения, что лучше не добиться успеха, но не переступить через нормы морали, придерживаются 44% молодежи. Около половины опрошенных резко негативно высказываются в отношении большинства поступков и явлений, которые принято считать неэтичными, и заявляют, что они никогда не могут быть оправданы (Грядунов, 2009; Орлова, 2009).

К этому фактору необходимо добавить средства массовой информации, пропагандирующие преимущества потребительского образа жизни, индивидуалистическое поведение, вследствие чего разрушается привлекательность нравственных идеалов, носителями которых выступали предыдущие поколения (Казанов, 2002). При этом целостность общественной жизни состоит в единстве материальной и духовной деятельности, поскольку развитие человека заключается именно в его духовности.

Средства массовой информации в современной России играют все более и более значимую роль в вопросах формирования ценностей и выступают одним из значимых факторов формирования ценностных ориентаций молодежи. В частности, электронные СМИ заполняют значительную часть досуга молодежи, а следовательно, выступают как важнейший инструмент формирования духовного мира, культурных ценностей, социальных установок (Петченко, 2007).

Исследования факторов формирования ценностных ориентаций молодежи позволяют констатировать приоритетность воздействий средств массовой информации в бюджете свободного времени населения, которые не только информируют, но и воспитывают, развлекают, обучают, изменяя строй мышления, стиль восприятия, а также тип культуры. Именно просмотр телепередач наряду с общением – наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру (Максимов, 2008; Брик, 2009).

Возрастающее влияние средств массовой коммуникации – процесс, характерный для современного мира в целом. Постоянное развитие технических средств и каналов массовой коммуникации, их всеобъемлющий характер сделали их основными трансляторами социальных и культурных ценностей, фактически заменившими такие традиционные институты социализации, как семья, школа, общественные организации (Полуэхтова, 1997). Средства массовой коммуникации воздействуют на массовое сознание, широко распространяя и популяризируя определенные социокультурные образцы, стили жизни и нормы поведения, моделируя идеальный образ реальности, к которой необходимо стремиться.

Результаты исследования, выполненного Н.А. Матвеевой, показали, что телевидение негативно воздействует на следующие группы ценностей подростков:

1) надличностные, общезначимые ценности:

· духовные (т.к. современное телевидение в целом пропагандирует весьма сомнительные моральные ценности);

· ценности познания (познавательные передачи находятся вне сферы интересов подростковой аудитории, их познавательные потребности целенаправленно не развиваются);

· эстетические (эстетическое восприятие подростков во время просмотра телевизионного эфира практически не развивается или развивается неадекватно из-за низкого художественного уровня передач);

· 2) ценности альтруистические: «чуткость», «толерантность» и т. п.;

· 3) внутриличностные ценности, выражающиеся в низкой оценке таких индивидуальных личностных качеств:

· душевные (скромность, сдержанность, воспитанность и т. п., вместо которых молодежь привлекает «смелость», «наглость»);

· интеллектуальные (образованность), которую подростки понимают скорее как внешний атрибут «успешности» (Матвеева, 2010).

Исследования развития ценностного сознания позволяют выявить усиливающееся воздействие рекламы на процесс социализации современной молодежи, а также ее деструктивную роль в трансформации ценностей подрастающего поколения, в становлении и укреплении социально-позитивных гражданских и нравственных качеств молодежи. Анализ рекламных образов, формируемых средствами массовой информации, показывает, что они не создают для молодежи образцы достойного поведения, которые соответствовали бы общественным интересам и потребностям (Брик, 2009).

В современном мире массовая коммуникация является тем видом управляющей деятельности, которая осуществляет формирующее воздействие на систему ценностей как отдельного индивида, так и общества в целом. Средства массовой коммуникации оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на современное молодое поколение и общество в целом. Они существенно влияют на формирование эстетических и нравственных ценностей молодежи. Необходимо разработать принципы и методы работы средств массовой коммуникации с молодежью для формирования у подрастающего поколения более высокого уровня культуры.

Характеристика морально-этических ценностных ориентаций молодежи в современном российском обществе.Можно отметить следующие тенденции, характерные для ценностных приоритетов современной молодежи. Молодые люди отмечают, что в современных условиях каждый человек, пытаясь выжить и самоутвердиться, удовлетворяет собственные потребности, ставя «личное» выше «коллективного». На смену коллективистско-патерналистскому сознанию, которое было характерно для старших поколений людей, в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа (Шарова, 2004).

В молодежном сознании происходит стихийное формирование философии «практического индивидуализма». В структуре ценностей возрастает преобладание индивидуалистической ориентации. Как в массовом сознании россиян, так и в структуре ценностных ориентаций молодежи снижается роль духовных приоритетов, востребованность гуманистических ценностей и возрастает интерес к потребительски-гедонистическим и экономическим. Ценности современной молодежи отличаются ориентацией в большей степени на личные интересы, усилением эгоистических тенденций, безразличия в отношении Другого (Баева, 2004; Спиридонова, 2004; Грядунов, 2009). Прагматизм большинства нынешней молодежи ведет к нарастанию в обществе эгоизма, цинизма и агрессивности (Мошкин, Руденко, 1994; Манова, 2010). Узко индивидуальный, эгоистический дух ведет к обеднению человеческих потребностей, подавляет чувства сопереживания, уважения к другим и к самому себе. Происходит эмоциональное отчуждение людей, что ведет к социальной разобщенности (Казанов, 2002; Шарова, 2004).

Результаты исследования, выполненного Л.Б. Осиповой, показали, что в иерархии ценностей подростков в целом снижается статус саморазвития, духовности, аккумулирующий высшие человеческие ценности. Достаточно интенсивно идет процесс «размывания» в сознании подростков таких норм нравственности, как доброта, милосердие, порядочность, честность, ответственность и др. Взамен этому демонстрируется стремление самоутвердиться даже за счет ущемления интересов других людей (Осипова, 2006).

Данные исследования «Традиции и ценности молодежи», выполненного В.В. Орловой в 2007 г. в Томской области и г. Томске, также свидетельствуют о том, что распространение среди молодежи настроений цинизма и равнодушия к идеалам в наибольшей степени ощущается в возрастной группе 17 – 19 лет, в которой склонность к цинизму отмечается чаще всего — 46% (34% среди 20 – 23-летних и 31% среди 24 – 26-летних опрошенных). Напротив, среди представителей старшей молодежи 69% уверены, что их сверстники тянутся к идеалам, позволяющим прожить жизнь осмысленно (при 66% среди 20 – 23-летних и 54% среди 17 – 19-летних респондентов). Половина опрошенных в возрасте 17 – 26 лет (48%) согласились с утверждением, что сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном от того, что было раньше, и многие традиционные моральные нормы уже устарели. Противоположной точки зрения придерживается 52% молодых людей, которые уверены, что основные моральные нормы не подвержены влиянию времени и всегда остаются актуальными и современными (Орлова, 2009).

Коммерциализация взаимоотношений членов общества, размывание коллективистских принципов поведения серьезно дезориентировали молодых людей в системе приоритетов, девальвировали социальное значение не только простых норм нравственности (доброты, милосердия, бескорыстия, честности и др.), но и высококвалифицированного труда, который из разряда основных ценностей (целей жизни) постепенно переходит в категорию средств достижения потребительских благ. В социальных установках на способы деятельности все чаще обнаруживаются нетворческое отношение к социально необходимому труду, предпочтение исполнительских функций, общественная индифферентность, нежелание взять на себя ответственность (Потапов, 2002). Тем не менее, несмотря на происходящие ценностные трансформации в современном российском обществе, в ценностных ориентациях работающей молодежи сохраняются гуманистические установки, универсальные, общечеловеческие и национальные ценности в качестве базовых (Кузьмина, 2008).

Таким образом, политические, социально-экономические, идеологические изменения в обществе отразились на формировании системы ценностных ориентаций современной молодежи, которая индивидуалистические и прагматические ценности принимает в качестве базовых и социально приемлемых, при этом традиционно нравственные ценности отошли на «второй план». В сознании значительной части молодых людей утвердилось понимание того, что в современной действительности сложно преуспеть, если придерживаться нравственных норм (Потапов, 2002; Светлова, 2003).

Наблюдается тенденция к доминированию агрессивных поведенческих стандартов, сравнительная индифферентность к духовным и интеллектуальным ценностям, установка на особую престижность материального достатка и немедленное удовлетворение социальных запросов, но в то же время игнорирование государственных и общественных интересов и целей (Артюхович, 2002). Этому способствует и доминирующая в средствах массовой информации тенденция замены коллективизма, общечеловеческих идеалов солидарности, взаимопомощи людей на крайний индивидуализм (Казанов, 2002).

Зачастую ценности великой отечественной культуры, как народной, так и классической, вытесняются из сознания молодых людей образцами массовой культуры, ориентированными, прежде всего, на достижение стандартов «американского образа жизни» (Кузьмина, 2008). В период, когда финансово-экономическая составляющая страны находится в кризисном положении, материальное богатство в виде доминантой ценности стремится стать основой жизни общества, его первоочередной целью. Данная негативная тенденция подталкивает российское общество и соответственно отдельную личность к забвению национальных традиций, выражающих в себе духовно-нравственные устои, веками сохраняющие и организующие естественные социальные структуры, стабилизирующие жизнь этносов (Ераносов, 2010). Рост «социального эгоизма» россиян становится серьезным препятствием для оптимизации модернизационного процесса (Артюхович, 2002).

Система нравственного воспитания молодежи как актуальная научная проблема в современном российском обществе. В современной России наметилась устойчивая тенденция смены социокультурной системы ценностей россиян. Уже сейчас необходимо предпринимать меры по сохранению и воспроизводству тех духовно-нравственных ценностей россиян, которые всегда выгодно отличали их от представителей иных культур (Арефьев, 2007).

Контрастность ценностных представлений, нормативных эталонов и поведенческих стандартов россиян требуют выработки единой нормативно-ценностной системы общества, ориентированной на общечеловеческие ценности и способной стать надежной основой для успешного личностного становления современников (Артюхович, 2002). Задача дальнейших исследований состоит в формировании научно обоснованной системы воспитания человеческих качеств, соответствующей традиционным ценностям российской культуры и современной цивилизации.

Совокупность свойств, качеств человека определяется, прежде всего, свойствами и качествами той социальной среды, в которой он развивается. Следовательно, совершенствование личности, ее ценностные ориентации зависят от дальнейшего прогресса общественных отношений в результате идеологической, воспитательной деятельности общества, которая носит целенаправленный, сознательный характер. В процессе воспитания развиваются деловые, эмоционально-чувственные, интеллектуальные, общественно-политические, нравственные, эстетические качества личности, формируются ценностные ориентации, соответствующие общественным идеалам. Эта большая и сложная задача может быть успешно решена только на основе действительно научных рекомендаций, разработанных совместно философами, социологами, экономистами, психологами, педагогами (Подольская, 1984).

Молодежь и ее развитие определят векторы дальнейшей социокультурной динамики всего общества. Поэтому ценностное управление должно быть направлено прежде всего на молодежь. Одним из ключевых факторов является система образования, способная привить определенную систему моральных ценностей (Сысоева, 2006; Манова, 2010).

Система ценностных ориентаций определяет направленность деятельности личности, уровень ее социального творчества и нравственной зрелости, способность и готовность стать социально активным субъектом общественного бытия (Осипова, 2006). Подростковый и юношеский возраст является тем периодом, когда развиваются и формируются психологические структуры, обеспечивающие зрелость личности. Речь идет о становлении самосознания, интенсивно складывающейся у человека системе ценностных ориентаций, идеалах, убеждениях. Центральным в процессе личностного становления в этом возрасте является нравственное развитие.

Морально-нравственное развитие представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Оно включает в себя формирование моральных ценностей, убеждений, представлений, усвоение детьми основных нравственных понятий и категорий, формирование нравственного самосознания и т. д. Усвоение детьми содержания нравственных понятий является важной стороной их морально-нравственного развития. Нравственные категории и нормы выступают эталоном, критерием для оценки себя, окружающих, построения отношений с людьми. В подростковом возрасте формируется образ идеального-Я ребенка и его самооценка. Под углом зрения ценностей, зафиксированных в идеальном Я, ребенок начинает оценивать себя и других. Поэтому важным моментом воспитательной работы является формирование идеалов подростка (Светлова, 2003).

Усваивая нравственные нормы, ребенок знакомится с содержанием нравственности как таковой и имеет возможность самоопределиться, выбирая ту или иную нравственную позицию. Поэтому знание нравственных принципов и норм в психологии традиционно рассматривается как важная составляющая нравственного сознания личности. Именно наличие этих обобщенных нравственных принципов и законов делает поведение человека по-настоящему нравственным. Для воспитателей, родителей и учителей задача нравственного воспитания молодежи в возрасте 14–17 лет состоит в том, чтобы формировать целостное мировоззрение учащихся, в котором нравственность выступает неотъемлемым компонентом.

Нравственное развитие может осуществляться хаотично, но высшего его уровня можно достичь только целенаправленными воспитательными усилиями. В зависимости от особенностей воспитания обнаруживается разная степень выраженности составляющих направленности личности, уровня ее нравственного развития. С повышением уровня нравственной воспитанности наблюдаются изменения в ценностных ориентациях и мотивации личности. Чем больше уровень нравственной воспитанности, тем более личность ориентирована на духовные ценности, творчество и мотивирована альтруистически. Социально дезадаптированной молодежи, нравственным воспитанием которой долгое время никто целенаправленно не занимался, в меньшей степени присущи альтруистические мотивы поведения, характерна доминирующая направленность на дело, низкие показатели самоотношения, большая экстернальность в области достижений и интернальность в области неудач. У социально адаптированных юношей и девушек, обучавшихся основам этики, доминирующей является ориентация на творчество. Сопровождают это – довольно высокая ориентированность на дело, интернальность в области достижений, высокая склонность к сотрудничеству, творческому процессу (Бровченко, 2004).

Дальнейшее прогрессивное развитие общества предполагает повышение удельного веса творческого потенциала, что еще раз подчеркивает значимость и необходимость разработки комплексных программ ценностного воспитания молодежи. Именно креативность личности в первую очередь определяет успех в профессиях, связанных с созданием принципиально нового, оригинального продукта, с совершением открытий. Рассматривая связи психологических свойств населения и экономических показателей развития страны, А.Л. Журавлев подчеркивает высокую значимость формирования креативности как психологического свойства в рамках образовательной системы (Журавлев, 2011).

Уровень нравственной воспитанности больше у людей творческих. Это значит, что развитие творческих способностей в процессе воспитания отчасти может способствовать и нравственному развитию, но не гарантировать его, если акцент делать только на нем. Воспитательные системы, ориентированные на развитие как творческих способностей, так и альтруистической мотивации поведения и духовные ценности, достигают цели формирования нравственной личности в случае применения соответствующих методов.

Таким образом, нравственное воспитание приводит к формированию четко выраженной нравственной направленности личности. Нравственная направленность личности проявляется в ее ориентации на высшие духовно-нравственные ценности, лежащие в основе альтруистической мотивации деятельности, и предпочтении в основном творческой деятельности.

Воспитательные программы должны включать комплексное воздействие на все три составляющие направленности – мотивационную, ценностную и деятельностную, на их гармоничное развитие. Интериоризация нравственных ценностей включает несколько последовательных этапов, в результате прохождения которых информация нравственного содержания усваивается личностью, приобретает мотивационную действенность (Бровченко, 2004).

В период активного социального становления личности (13/14–16/17лет) необходимо проводить различного рода мероприятия, способствующие ознакомлению с общечеловеческими ценностями, осознанию общественных и индивидуальных ценностных приоритетов, расширению сферы ценностных предпочтений. Большое значение имеет работа по сплочению членов группы и формированию положительного психологического микроклимата в ней. В подростковом и юношеском возрасте важны тренинги общения, личностного роста и нравственного прогнозирования, способствующие развитию адаптивно-приспособительных свойств личности и улучшению положения в системе межличностных взаимоотношений (Дюдюкина, 1998).

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из важнейших проблем, так как будущее народа определяется уровнем сознания и нравственными устоями людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь. Несмотря на то что ценности личности в целом меняются на различных этапах ее развития, многие из них, сформировавшись в подростковом возрасте, остаются устойчивыми на протяжении всей жизни. Поэтому от того, какие ценности усвоит молодежь, во многом зависит перспектива социально-экономического, социально-политического и социокультурного развития общества.

Для своего дальнейшего развития общество нуждается в формировании самоактуализирующейся личности с устойчивой системой смысложизненных ценностей, способной к высоким профессиональным достижениям, в специалистах, характеризующихся высоким уровнем нравственной культуры. Таким образом, в центре внимания должна находиться культурно-нравственная сторона образования, единство профессионализма и нравственности как основы формирования гуманистического общества, способного при самом интенсивном техническом развитии не терять нравственные ориентиры. Высокая нравственная культура увеличивает эффективность труда, развивает самого человека (Казанов, 2002).

От того, какие ценности и ориентиры будут культивироваться в обществе, и от того, каких принципов, норм и ценностей придерживается молодежь, во многом зависит успех предпринимаемых в стране попыток выхода из кризиса. Пристальное внимание к системе духовно-нравственных ценностей, возрождение, культивирование и развитие вековых духовно-нравственных традиций способно обеспечить необходимое стабильное существование и развитие общества как единого социального организма. Обращение всего социума к исконному, фундаментальному, традиционному культурному наследию России является продуктивным направлением преодоления большинства негативных процессов и явлений, происходящих в стране (Адеева, 1995; Гусарова, 2005; Ераносов, 2010; Сидорова, 2010).

Неотъемлемым условием позитивного существования и развития современного российского социума является сохранение традиций, выражающихся в обществе посредством сложной системы моделей и стереотипов жизненного поведения, духовной и нравственной практики народа, существующих в современном социокультурном пространстве в качестве неоценимого духовно-нравственного опыта. Важно сохранить и укрепить общую ориентацию российских граждан на совокупность базовых нравственных ценностей, которые способны выступить единым духовным консолидирующим началом (Ераносов, 2010).

От характера ценностей, которыми руководствуется молодежь при выборе жизненных стратегий, от мировоззренческих установок молодежи зависит не только ближайшее будущее российского государства, но и будущее цивилизации. Поэтому необходимым и актуальным является своевременное системное изучение ценностных ориентаций молодежи, разработка системы формирования нравственной культуры молодежи. В современных условиях очень важно осуществлять объективный анализ реального состояния тенденций духовно-нравственной жизни молодых россиян, усилиями ученых выработать концепцию нравственного воспитания молодежи, учитывающей ее жизненные реалии и потребности, способствующей развитию культуры личности.

Поворот сознания молодежи в сторону нравственного идеала в сочетании с такими качествами, как инициатива, деловая активность, трудолюбие, стремление к профессиональному и интеллектуальному росту, является основной проблемой формирования современного нравственного сознания и современной нравственной культуры в целом. В концепции национальной безопасности Российской Федерации провозглашено укрепление и сохранение нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма в качестве основных национальных интересов в духовной сфере бытия современного общества и личности. Являясь важнейшим духовным ориентиром, патриотизм призван воспитывать и развивать в человеке стремление к высоким духовно-нравственным идеалам посредством активно-деятельностной самореализации каждой личности на благо государства. Наиболее ярким проявлением патриотизма является искренняя любовь к своему Отечеству, знание традиций своего народа и уважение к ним (Ераносов, 2010).

Как никогда остро стоит проблема формирования одухотворенной, гармонически развитой личности с устойчивыми нравственными ориентирами, воспитания у молодых людей высоких гражданских качеств, чувства нравственного долга и ответственности за будущее страны и своего народа. Конечной целью воспитания выступает человек с высоким уровнем самоуважения, чести и достоинства, человек, способный нести ответственность за свои решения и перед самим собой, и перед другими людьми. В качестве определенного заслона на пути распространения чисто прагматического подхода к жизни можно поставить воспитание чувств красоты и справедливости (Артюхович, 2002; Казанов, 2002; Сагеева, 2009).

Одной из наиболее важных социальных задач является ценностное воспитание молодежи. Процесс формирования личностной системы ценностей, ценностных ориентаций происходит в результате воздействия на личность различных факторов, среди которых наиболее значимыми являются семья, образовательные структуры, средства массовой информации. Поэтому эта задача должна решаться совместными усилиями всех агентов социализации: семьи, школы, учебных заведений, формальных молодежных организаций. Нельзя переоценить в этой области и возможности государственной молодежной политики (Гусарова, 2005).

Гуманизация образования является не только фактором формирования общей культуры личности, но и в значительной степени – средством формирования ее нравственной культуры. Требуется создание в вузах новых форм организации культурно-образовательных центров и комплексов (Казанов, 2002). Необходимо использовать доступность телевидения и с его помощью положительно воздействовать на формирование нравственности. Данные многочисленных исследований показывают, что свободное время большинство россиян проводит либо за телевизором, либо за чтением газет и журналов. С учетом этого необходимо, чтобы средства массовой коммуникации выступали в качестве источника информации, формирующей общечеловеческие ценности (Муталова, 2009). Усилия средств массовой информации, интеллигенции, направленность воспитательного процесса в целом должны способствовать созданию в обществе благоприятной среды, при которой престижными будут такие личностные качества, как порядочность, достоинство, патриотизм, профессионализм, уважение к старшим, осознание ответственности за себя и близких.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...