Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии инструментальной диагностики установок межличностного взаимодействия в профессиональной среде

В.Б. Никишина

г. Курск, Россия, Курский государственный медицинский университет

[email protected]

 

Отечественная социальная и организационная психология с момента своего возникновения развивалась в практико-ориентированном направлении, и те исследовательские программы, которые реализовывались даже в советский идеологический период, как в стратегическом, так и в технологическом аспекте были ориентированы на решение задач социальной реальности. Эти практико-ориентированные тенденции в направлении социально-психологической диагностики были отчасти нивелированы в 90-х годах прошлого века безусловным копированием зарубежного опыта. Продуктивные наработки советской социально-психологической школы были значительно обесценены и забыты.

В логику наших исследовательских рассуждений было поставлено две задачи: сохранить преемственность с отечественной социально-психологической школой и наполнить современным технологическим содержанием изучение установок межличностного взаимодействия в профессиональной среде.

Введение понятия социальной установки в психологическую науку относится к началу ХХ в. и связано с именем советского ученого Д.Н. Узнадзе. Установка, по Д.Н. Узнадзе, является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. И вплоть до Второй мировой войны проблема исследования социальных установок характеризовалась бурным ростом популярности и огромным числом исследований. В 40-х гг. ХХ в. наметился упадок исследований по данной проблематике, в связи с рядом обнаружившихся затруднений и тупиковых позиций. Возрождение интереса к проблеме социальной установки в 60-е гг. ХХ в. связано с возникновением ряда новых идей, несмотря на признание кризисного состояния исследований. В 70-х гг. отмечается явный застой, связанный с обилием противоречивых и несопоставимых фактов в изучении социальной установки.

Рассматривая установку не как вообще отношение, а как позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, как диспозицию, возможно её транскриптировать к установлению профессиональных взаимодействий (А.Г. Асмолов, 1977; П.Н. Шихирев, 1979; Л. Ланге, 1988; Дж. Дэвис, 1972; Ю. Петерсон, 1986; К. Ховланд, 1992).

В зарубежной психологии проблема исследования социальной установки осуществлялась инвариантно: как состояние (Ф. Хайдер, Л. Ланге, К. Марбе, Г. Олпорт, У. Томас, Ф. Знанецкий); как реакция (Фестингер, Д. Майерс), как целостное отражение (Э. Толмэн); как ценностное отношение (Дж. Г. Мид, Э. Пратканис, А. Гринвальд, Ф. Зимбардо, М. Ляйппе).

В отечественнной психологии социальная установка используется для описания отношений личности как члена группы к некоторым социальным объектам; механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения; процесса социализации и изменения установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности поясняет, как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.

Социальная установка (attitudes) представляет собой психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта, реализуемое в готовности реагировать определенным образом (Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская, 1978).

Анализируя подходы к структуре социальной установки, М. Смит (1942) выделил типичную трехкомпонентную структуру социальной установки, в которой выделяются: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки); б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

Обобщенный анализ функционального содержания социальной установки позволяет выделить следующие функции:

· приспособительную – направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

· когнитивную функция – дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

· функцию саморегуляции – выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

· функцию защиты – способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Условиями формирования социальной установки являются периодическое включение в соответствующую деятельность и многократное получение соответствующей информации; включение в престижную, значимую группу, в которой эта позиция, установка поддерживается.

Рассматривая профессиональную деятельность исходя из представления условий формирования социальной установки в простраивании концепции диагностической процедуры в исследовании установок межличностного взаимодействия в профессиональной среде, мы руководствовались следующими принципами: принципом измеряемости изучаемых параметров; принципом единства теории и практики; принципом доказательности и принципом технологичности в организации и проведении процедуры.

Целью диагностического моделирования была разработка и создание инструментальной технологии в оценке установок межличностного взаимодействия в условиях профессиональной деятельности. Мы сразу отказались от использования опросной системы в построении диагностической технологии и стали ориентироваться на интерактивные ресурсы: методика моделирует ситуацию реального взаимодействия, реализует процессуально-результатное содержание взаимодействия, относится к категории интерактивных и позволяет ее использовать как в лимитированном (экспресс) формате, так и в широком.

Методика «Рука» предназначена для оценки готовности к взаимодействию в процессе решения профессиональных задач. Данный инструмент используется в групповой диагностике, количество участников может варьироваться в диапазоне от 5 до 20 человек.

Процедура работы с методикой «Рука» включает ряд этапов: первый этап – участникам предъявляется инструкция и оборудование методики (лист кальки и маркеры черного и красного цвета); второй этап – участники в инструктивно отведенное время (30-40 секунд) выполняют задание; третий этап – анализ выполнения задания, оценка параметров взаимодействия в группе, сравнение с образцами выполнения других групп, расширение содержания осознания индивидуальных установок.

Диагностические параметры методики: лидерство, сплоченность, готовность к взаимодействию, направленность.

Оценка статистической валидности методики по определенным диагностическим параметрам осуществлялась через сопряженные процедуры – социометрия (Морено), «Арка» (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, С.В. Сарычев) и др. Исследование проводилось в 22 учебных и 18 профессиональных (структурных подразделениях) группах. Результаты корреляционного анализа по параметру лидерство и социометрии статуса свидетельствуют о высокой сопряженности (r=0,89). Результаты корреляционного анализа по параметрам готовность к взаимодействию и сплоченность (по методике «Арка») имеют высокий уровень взаимосвязи (r=0,7).

Полученные при использовании разработанной авторской методики «Рука» результаты отражают основные закономерности социально-психологической диагностики. Высокий уровень валидности предлагаемой методики позволяет решить задачу социально-психологической диагностики установок межличностного взаимодействия в профессиональной среде через диагностику таких параметров, как лидерство, сплоченность, готовность к взаимодействию, направленность.

Литература

1. Абелите Л.Л. Изучение связи уровня субъективного локуса контроля и социальных установок у медицинских сестер в Латвии // Молодой ученый. Т.2. – 2011. – № 6. – С. 77–92.

2. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия «установка» в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 377–392.

3. Бассин Ф.В., К проблеме осознаваемости психологических установок // Психологические исследования. – Тбилиси, 1973. С. 45–51.

5. Имедадзе И.В. Структура деятельности и теория установки // Психологический журнал. – 1989. – № 5.

6. Лапьер Р. Установка и деятельность // Вопросы психологии. – 1987.
–№5. – С. 17–19.

7. Норакидзе В. Г. Свойства личности и фиксированная установка //Вопросы психологии. – 1983, № 5.

8. Фестингер Л. Ситуативное развитие ситуации и установка // Вопросы психологии. –1989. – № 2.

10. Ховланд К. Понятие установки в общей и социальной психологии. – М., 1974.

11. Чернышев А. С. Руководство по применению прибора-модели «Арка». Курск: Изд-во «Педсервис», 1997. –28 с..

12. Шихирев П.Н. Исследования социальных установок в США // Вопросы философии. – 1973. – № 2. – С. 166.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...