Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






К вопросу о духовно-нравственном самоопределении

Современных подростков

Л.В. Отрохова

г. Курск, Россия, Курский государственный университет,

[email protected])

 

Процесс формирования ценностных ориентаций опосредован многими социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами: материальными условиями жизнедеятельности, индивидуально-типичными чертами старшеклассника, его наклонностями, способностями, коммуникативными умениями, качеством учебно-воспитательного воздействия школы, семьи и других институтов социализации [1]. Одним из важнейших факторов формирования ценностных ориентаций является культурное наследие. Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что изменения в социальной сфере неизбежно вызывают изменения в культуре общности и, соответственно, в структуре «Я» каждого ее члена. К примеру «рыночная ориентация», «мир конкуренции» порождает стремление к славе, к преимуществу над другими.

Следовательно, уровень развития общества обуславливает количественное и качественное содержание потребностей, а направленность определяет содержание социальных и моральных ценностей молодежи. Через направленность личности ценностные ориентации находят свое реальное проявление, а в активной деятельности приобретают характер устойчивых мотивов общения и деятельности и, пройдя сложный диалектический путь, превращаются в убеждения. Именно поэтому эффективная социализация может рассматриваться как процесс приобретения, усвоения и формирования такого набора и такой иерархии потребностей личности, наиболее благоприятные для развития общества и во всем богатстве и разнообразии их потенциальных возможностей [4].

Следует иметь в виду, что мировоззренческая проблема не решается один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты в жизни приведут к пересмотру юношеских позиций. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам, отказываясь от прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне.

В связи с этим полезно вспомнить положение Э. Эриксона о необходимости мировоззренческого выбора в юности. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.

Новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л.И. Божович называла «самоопределением». Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего.

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Большое значение имеет оценка сверстников, того коллектива, в который входит подросток [1].

Именно в подростковом возрасте коллектив сверстников во всей сложности отношений встает перед ребенком, возникают необходимость в нем разобраться и возможность ответить его требованиям. Нередко подросток начинает ориентироваться в этих требованиях, подражая товарищам, иногда заимствуя не только хорошее, но и плохое. Он старается чаще бывать с товарищами и все перенимает у них: интересуется тем, чем интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они. Как правило, друзья подростка бывают для него и «самыми умными», и «самыми красивыми», и «самыми веселыми». Словом, у подростка появляется образец, ориентирующий и направляющий его поведение [6].

В размышлениях о поведении товарищей складывается система требований не только к их поведению и личным качествам, но и оценка своих собственных достоинств и недостатков. Ориентируясь на товарищей, подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся сверстниками, именно поэтому, по мнению А.С. Макаренко нужно в первую очередь «формировать личность нового человека» в совместном труде и постепенном выстраивании ценностей коллектива и каждого его члена [4].

В процессе становления личности и ее морально-этических качеств весомую роль играет процесс обучения и отношение к нему старшеклассников. Под воздействием представлений о своем будущем юноши уделяют большее внимание предметам, которые, по их мнению, повлияют на их профессиональное и личностное развитие, в связи с этим появляется тенденция отвлечения внимания от предметов, направленных на духовное развитие. В этом плане очень важно отметить роль художественной литературы в морально-этическом развитии личности современных старшеклассников. В современном мире, который по сути является результатом смещения ценностей от духовных к материальным, наблюдается отход от гуманитарной направленности развития личности в сторону прагматичности и рациональности мышления, что зачастую исключает возможность обращения к духовным проблемам личности. Современные старшие школьники зачастую проявляют интерес к ценностям материального плана и путям достижения материальных благ, забывая при этом о духовных дефинициям и их становлении.

Процесс формирования ценностных ориентаций опосредствованное многими социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами: материальными условиями жизнедеятельности, индивидуально-типичными чертами старшеклассника, его наклонностями, способностями, коммуникативными умениями, качеством учебно-воспитательного воздействия школы, семьи и других институтов социализации [6]. Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что изменения в социальной сфере общества неизбежно вызывают изменения в структуре «Я» старшеклассника. К примеру «рыночная ориентация», «мир конкуренции» порождает стремление к славе, к преимуществу над другими.

Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, с ее духовно-нравственным наследием. Именно художественная литература питает ум и воображение, открывая образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

Особую значимость в данном случае приобретает социально-психологическое исследование возможностей и механизмов преодоления инфантилизма, духовной опустошенности, тревожности растущих людей, поддержка и развитие их социально значимых инициатив гражданско-патриотической направленности, т.е. социальное обучение как формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальных уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей.

 

Литература

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1995. – 360 с.

2. Дубровина И.В. Семья и социализация // Мир психологии. – 1998. – №1. – С. 54-59.

3. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3 Психология образования. – 3-е изд. – М., 1998. – 632 с.

4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: ИТРК, 2003. – 736 с.

5. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация содержания социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир психологии. – 1998. – №1. – С. 5-11.

6. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). – Воронеж: Кварта, 2007. – 210 с.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...