Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ педагогических идей А.С. Макаренко в контексте теории современных педагогических технологий

Н.И. Стрекалова

г. Курск, Россия, Курский государственный университет,

[email protected]

 

В 1994 году увидела свет удивительная книга «Макаренковцы (Что сталось с теми, кого воспитывал Макаренко)». Написал ее талантливый журналист Лев Алексеевич Чубаров, который много лет изучал судьбы воспитанников А.С. Макаренко. В книге он пишет: «Свыше трех тысяч детей, в том числе с изломанным детством, прошли через педагогические руки Антона Семеновича Макаренко, и ведь ни один из них не попал в тюрьму, не оказался полицаем в годы войны, не покинул Родину в трудное для нее время. Нет среди них ни подлеца, ни труса, просто плохого человека. Имею моральное право судить о том, ибо знавал лично 700 – 800 из трех тысяч, общался с ними около сорока лет» [3, c. 157]. Уже только одна эта цитата говорит об эффективности педагогической практики А.С. Макаренко.

Вот уже более двадцати лет идет процесс пересмотра педагогического наследия А.С. Макаренко. На протяжении долгих лет его педагогические идеи рассматривались как классика отечественной педагогики, они лежали в основе практической деятельности классных руководителей, вожатых. Затем наступил период критики. Сейчас вновь активизируется интерес к личности и педагогическому наследию Антона Семеновича, обсуждаются различные аспекты его педагогической практики, ее составляющие, результативность. Во многом это связано с переосмыслением социальных функций школы. Сегодня, когда воспитание вновь становится приоритетным направлением ее деятельности, понятно, что осуществлять этот процесс необходимо с учетом новых социально-экономических тенденций, переосмысления самой категории «воспитание»: в наше время оно воспринимается не как политическая, а как культурно-историческая ценность.

Параллельно с этим на протяжении последних десятилетий происходит активное проникновение технологизации в сферу социальных процессов, разрабатываются разнообразные технологии учебно-воспитательного процесса, одним из условий профессионализма в области образования считается использование технологического подхода. Отношение к педагогическим технологиям неоднозначно, идут споры: насколько педагогический процесс может быть технологичным?

Современное понимание технологии в педагогике имеет три основных аспекта: научный: технологии являются научно обоснованным решением определенной проблемы; формально-описательный: технологии – это модель, описание целей, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов; процессуально действенный: технология – это сам процесс деятельности, последовательность и порядок функционирования, изменения всех компонентов, в том числе и субъектов деятельности.

Обобщив теоретические работы по проблеме педагогических технологий, можно выделить следующие их качества: системность, комплексность, целостность, иерархичность, преемственность, научность, концептуальность, логичность, процессуальность, вариативность, управляемость, диагностичность, прогнозируемость, воспроизводимость, эффективность. Все перечисленные качества являются одновременно и требованиями, предъявляемыми к технологиям и критериями технологичности.

Одним из первых термин «технология», применительно к учебно-воспитательному процессу, ввел А.С. Макаренко. Выступая перед учителями он часто использовал такие понятия, как «инструмент воспитания», «педагогическая инструментовка», «техника», «механизмы», «детали», «перспективы» и т.д. Макаренко вообще считал, что к педагогическому труду можно подходить как к производству, а воспитателя рассматривать как рабочего, которому вверяется серьезная деловая функция, точная, пусть и трудная, но все же посильная задача. Можно даже сказать, что технология воспитания – одна из базовых проблем его педагогического наследия. Как ни странно, но именно технологичность позволила А.С. Макаренко выйти на новый, научный уровень. Обосновывать сущность данного понятия ему приходились неоднократно, так как она была противоречивой и в его время. Об этом свидетельствуют воспоминания и записки, на которые во время встреч с педагогами отвечал А.С. Макаренко: «В последней части своей книги Вы сравниваете процесс воспитания детей с технологическим процессом. Не перегнули ли Вы палку в своих суждениях? Никак нельзя согласиться со сравнением обработки металла и живого человека». Отвечая, А.С. Макаренко говорил, что «…некоторые детали человеческой личности можно штамповать. На меня педагоги ужасно кричат за это. Возьмем, например, привычку к чистоте, к точности. Это буквально штампуется в коллективе. Вы создаете общие условия, ежедневный опыт… Это действительно можно сравнить со штампом. Но, как и в штамповочном деле, требуется тонкая работа...», – отвечал он [2, c. 98]. В данном случае нельзя не согласиться с педагогом. Привычка является важным моментом воспитательного процесса.

Если обобщить основные положения педагогической теории А.С. Макаренко, можно выделить такие ее компоненты, как система целей, система способов и средств, система условий, система результативности.

Вся педагогическая система А.С. Макаренко построена на основе программирования целей. Цель воспитания – это программа становления личности в конкретной воспитательной системе (программа стандарт и индивидуальный корректив к ней). «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть… и характер внешних проявлений, и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знание…», – отмечал Макаренко. Формулируя цели воспитания, он ориентировался на гуманистический образ человека. Сам А.С. Макаренко пишет об этом так: «Я не мог найти никаких “научных подходов”». Я вынужден был обратиться к своему воображению о человеке, а для меня это означало обратиться к Горькому». У М. Горького человек всегда хороший. Хороший не в моральном и не в социальном понимании, а в понимании красоты и силы. Хорошее в человеке всегда приходится проектировать, и этому, по словам Макаренко, необходимо педагогам учиться у Горького.

Задумываясь о программе воспитания личности, Макаренко сталкивался с вопросом: эта программа должна быть одинаковой для всех? Нужно ли «вгонять» каждую индивидуальность в эту программу, в стандарт и можно ли жертвовать индивидуальной привлекательностью? Предпосылкой такой программы стали выводы, к которым он пришел со временем: «Для меня не возникло вопроса: должен ли быть мой воспитанник смелым человеком. Здесь я предположил стандарт, что каждый должен быть смелым, трудолюбивым, патриотом». Программирование целей воспитания – ведущий механизм педагогической технологии педагога. Он моделировал общие и индивидуальные цели воспитания. Общие предопределяются социумом, а индивидуальные – особенностями природы личности. При этом он подчеркивал, что проектирование личности как продукта воспитания должно проходить на основе заказа общества.

Важным элементом педагогической технологии Макаренко была система перспективных линий. Их построение базируется на иерархическом прогнозировании от близких к дальним. Ведущим технологическим механизмом у А.С. Макаренко является прогнозирование, т.е. предусмотрение перспективы. Учитывая данное свойство, достигаем целесообразности деятельности. Уметь прогнозировать – значит уметь мыслить масштабно, комплексно, творчески. По мнению Макаренко, эти качества обязательно должны быть у воспитателя. Сначала надо организовать саму радость, превратить ее в реальность, превращать простые виды радости в более значительные для человека, т.е. от простейшего удовлетворения – к глубокому чувству. Такое прогнозирование реализуется в планировании школьной жизни. Во время его осуществления важно учитывать интересы, потребности детей, а также особенности каждого возраста, которые определяют их перспективу: мечта – младший школьный возраст; творческое дело, интерес – средний; организация конкретных дел – старшеклассники.

А.С. Макаренко разработал и реализовал своеобразный инструментарий, впоследствии получивший название педагогики параллельного действия. Педагогика параллельного действия предусматривает «параллельность» как единство разного, при котором сохраняется самостоятельность каждого субъекта педагогического взаимодействия. При таком подходе воспитание выступает как атрибут жизни, собственной деятельности воспитанника, всего коллектива, а воспитанник становится не пассивным объектом воздействия. Именно так А.С. Макаренко понимал и реализовывал в практической деятельности принцип гуманизма: в единстве социального и индивидуального педагогического управления и самостоятельности, личной ответственности человека за свою судьбу. Воспитание основывалось на опыте поведения, соответствовало педагогическим целям, в нем преобладало развитие творческого актива личности.

Еще один механизм технологии Макаренко – организация деятельности коллектива на разновозрастной основе, что позволило организовать внутри коллективные отношения, приближенные к семейным. В их основе – забота, взаимопомощь. Такой стиль жизни и оказывал содействие накоплению положительного жизненного опыта, а для педагога – обращение к опыту воспитанника, на основе чего моделировалось сотрудничество.

А.С. Макаренко первым поставил вопрос о мастерстве педагога, без которого невозможно достижение цели. И символично, что первая кафедра педагогического мастерства была создана в Полтавском педагогическом институте. В том, который окончил Антон Семенович, а через некоторое время и В.А. Сухомлинский. Мастерство педагога в понимании А.С. Макаренко – это целый комплекс знаний и умений, личностных качеств. Сам Макаренко ими обладал, и это было результатом кропотливой, вдумчивой работы над собой. В то же время во многих воспоминаниях можно прочитать, что он был «педагогом от природы одаренным». Врожденным его качеством был оптимизм, который он позже обосновал как важнейший технологический механизм построения перспективных линий, как движущую силу, которая побуждает к развитию. Он заражал воспитанников энтузиазмом и энергией, обладал декламаторскими и педагогическими способностями. По его мнению, личность воспитателя, его профессионализм также можно рассматривать как составляющие педагогической технологии.

Прошли годы, но в практике современных школ четко заметны черты педагогического наследия А.С. Макаренко. Как подтверждение этому – применение таких педагогических технологий: технологий трудового воспитания, технологий контекстного профессионально ориентированного обучения, технология «Школа – центр воспитания в социальной среде», технологии коллективного воспитания и т.д.

Литература:

1. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. – М.,1987.

2. Фролов А.А. Организация воспитательного процесса в практике А.С.Макаренко. – Горький, 1976.

3. Чубаров Л.А. Макаренковцы. – М., 1987.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...