Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ результатов групповой психологической работы со школьниками во время восстановления их здоровья в медицинском стационаре

Т.В. Свиридова, А.С. Буслаева, С.Б. Лазуренко

г. Москва, Лаборатория специальной психологии и коррекционного обучения Научногоцентра здоровья детей РАМН

[email protected]

 

В настоящее время наблюдается увеличение числа хронических заболеваний у детей и подростков [1], что повышает актуальность поиска эффективных форм психолого-педагогической помощи школьникам в процессе лечения.

Научные данные многих исследований констатируют нарастание по мере взросления эмоциональных, личностных и коммуникативных проблем у детей с хроническими заболеваниями. Тяжесть физического состояния и искажение социальной ситуации в силу необходимости систематической госпитализации и соблюдения строгого режим лечения обусловливают фрустрацию основных психологических потребностей, крайнюю эмоциональную неустойчивость и повышенную возбудимость. К подростковому возрасту (12–13 годам) у детей, вследствие длительного течения болезни, постепенного ухудшения соматического и психического состояния, осознания своего физического отличия от сверстников, продолжительного ощущения острой тревоги за свою жизнь, может сформироваться симптомокомплкес эмоциональных и невротических расстройств по типу субдепрессии. Оно проявляется выраженным снижением социальной активности, повышенной конфликтностью в общении, склонностью к инкапсуляции, которые по мере взросления без специальной социальной и психолого-педагогической помощи усугубляются и могут преобразоваться в стойкое, необратимое расстройство психики и поведения.

Как показал наш опыт помощи детям с тяжелыми заболеваниями (такими, как муковисцидоз, рематоидный артрит, болезнь Крона, хронический гломерулонефрит), применение лишь индивидуальных методов работы с ребенком в системе психолого-педагогического воздействия оказывается малопродуктивным.

С целью компенсации социальных последствий болезни одной из наиболее эффективных форм помощи школьника является групповая работа, и она должна быть использована в период восстановления детского здоровья в медицинском стационаре.

При организации психолого-педагогической помощи детям с тяжелым хроническими заболеваниями в первую очередь должны учитываться длительность, степень тяжести, характер течения болезни, а также возрастные и индивидуальные психологические характеристики ребенка.

Психологическая поддержка должна быть организована в индивидуальной форме в случае тяжелого течения болезни или при поступлении ребенка на лечение в стационар в период обострения, т.е. в ситуации его значительной физической ослабленности, длительных болевых ощущений. Создание в палате стационара комфортных условий среды, включение в посильную продуктивную и познавательную совместную деятельность с психологом или другим ребенком (например, совместное рисование, лепка, конструирование, предметные и сюжетные игры), систематическая эмоциональная поддержка позволяют снизить степень эмоционального напряжения, удовлетворить потребность в познании и социальной активности, а значит улучшить его физическое и психологическое состояние.

Дети и подростки, у которых течение болезни контролируется и наблюдается положительный эффект от лечения, стабилизация состояния в период их лечения в стационаре, могут и с желанием принимают участие в групповых занятиях, т.к. общение и реализация в среде сверстников является ведущей длительностью и определяющим ее мотивом. Групповые занятия способствуют расширению поведенческого репертуара, укреплению положительного образа «Я», повышению коммуникативной компетентности детей (развитию навыков совместной деятельности в группе сверстников и оказания эмоциональной поддержки члену группы, соблюдения групповых норм и др.), а также удовлетворяют базовую психологическую потребность возраста, позволяют осуществить психическую активность, вызывают положительные эмоции и ощущение принятия. Через общение и совместную досуговую деятельность старшие школьники обучаются получать и давать эмоциональную поддержку сверстникам, находить способы самоподдержки, отрабатывать умения ставить и достигать цели, планировать собственное будущее, определять жизненные ценности и перспективы, осуществлять собственный выбор, осознавать собственные эмоциональные состояния и потребности.

Важной формой групповой психологической работы для детей и подростков с тяжелыми заболеваниями являются тренинги детско-родительских отношений. Они направлены на снижение эмоционального напряжения в отношениях взрослых с больным ребенком, улучшение взаимопонимания, обучение конструктивным способам взаимодействия. Положительная атмосфера в семье, возможность реализовать свои возрастные и индивидуальные потребности в ситуации жесткого соблюдения лечебного режима, частичной социальной изоляции значительно улучшают психологический настрой ребенка, повышают качество его жизни, а также снижают риск развития социальной дезадаптации.

Исключение психологической и социальной поддержки из программы реабилитации делает процесс лечения более длительным, истощающим физические и эмоциональные резервы ребенка, приводит к риску формирования отклонений в детской психике и поведении. Только путем реализации комплексного подхода к лечению болезни можно сохранить полноценную личность пациента, его интеллектуальный потенциал, сформировать активную социальную позицию, повысить качество жизни ребенка и его семьи.

 

Литература

1. Профилактическая педиатрия / ред. А.А. Баранова. – М.: Союз педиатров России, 2012. 484 с.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...