Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статусная структура межличностных отношений спортсменов

Д.С. Каськова, Т.В. Недуруева

г. Курск, Россия, Курский государственный медицинский университет [email protected], [email protected]

 

Проблема подготовки к спортивной деятельности, содержащая в своем решении медико-биологическую и педагогическую стороны, отдельным звеном выделяет специфические психолого-педагогические факторы, влияющие на успешность деятельности спортсменов.

Опираясь на принципы системного подхода в изучении спортивной деятельности и ее успешности на основании теоретического анализа, нами были выделены две группы факторов, обеспечивающих эффективность и результативность спортивной деятельности: психолого-педагогические и индивидуально-личностные.

Для изучения влияния психолого-педагогических условий и индивидуально-личностных факторов на успешность спортивной деятельности нами было проведено эмпирическое исследование.

Методы исследования. В качестве методов исследования нами были применены:

1. Структурированное интервью.

Была проведена беседа со спортсменами, занимающимися групповым видом спорта и со спортсменами, занимающимися индивидуальным видом спорта, с целью выяснения условий, необходимых для достижения успеха в данных видах спорта.

2. Анализ продуктов деятельности.

Проводилась работа с документацией, отражающей результаты достижений (по проведенным играм) спортсменов, с целью выяснения успешности в их спортивной деятельности.

3. Аппаратная методика исследования лидерства и организованности групп подростков и старшеклассников «Арка» (А.С. Чернышева).

4. Проективные методы:

-Тест цветовых отношений Эткинда (ЦТО);

Нами были использованы методы описательной и сравнительной статистики: анализ средних тенденций (мода, медиана и среднее), анализ мер изменчивости (размах и стандартное отклонение), критерий различий для численно измеренных данных («U»-критерий Манна-Уитни и «t»-критерий Стьюдента) и критерий для анализа качественно представленных данных («χ2»-Пирсона), факторный анализ.Все расчеты проводились с использованием статистического пакета фирмы StatSoft STATISTICA 6.0. для Windows.

Исследование проводилось на базе спортивных школ тенниса г. Курска, г. Адлера, г. Сочи и футбольных команд г. Курска в 2008-2010гг. Всего в исследовании приняли участие 178 респондентов в возрасте от 11 до 15 лет (95 спортсменов-теннисистов и 83 спортсмена-футболиста). В результате анализа продуктов деятельности были определены следующие параметры деления спортсменов по критерию успешности на группы успешных и неуспешных: 1) количество побед спортсменов в междугородних и международных соревнованиях; 2) фиксация достижений спортсменов в Ежегоднике соответствующей Федерации России, где зафиксированы результаты, показанные российскими спортсменами на важнейших российских и международных турнирах.

На основании выделенных критериев мы выделили группы успешных (N=52 человека, 11–15 лет) и неуспешных теннисистов (N=43 человека, 11–15 лет), а также группы успешных (N=41 человек, 11–15 лет) и неуспешных (N=42 человека, 11–15 лет) футболистов.

Рассмотрим психолого-педагогические характеристики спортсменов в индивидуальных и групповых видах спорта. Как мы определились ранее, такие психолого-педагогические условия, как характер, стиль и эффективность взаимодействия в группе, эмоциональное состояние спортсменов, ролевые установки по позициям «лидер-исполнитель», психолого-педагогические установки в системе «спортсмен-тренер», «спортсмен-тренировка», установка на результат в системе «победа-поражение», определяют успешность спортивной деятельности, как в индивидуальных, так и в групповых видах спорта.

Для проверки рабочей гипотезы о том, что психолого-педагогические условия определяют успешность спортивной деятельности, как в индивидуальных, так и в групповых видах спорта, мы разделили всех спортсменов на группы по двум критериям: вначале выделили группы спортсменов, занимающихся индивидуальными (теннис) и групповыми (футбол) видами спорта; затем каждую группу разделили еще на две подгруппы – успешных и неуспешных спортсменов.

В соответствии с концептуальной логикой нашего исследования при оценке психолого-педагогических условий успешности спортивной деятельности в индивидуальных и групповых видах спорта нами рассматривались три основных системы взаимодействий: «спортсмен-спортсмен», «спортсмен-тренер», «спортсмен-соперник».

В качестве методов исследования психолого-педагогических условий успешности спортивной деятельности в индивидуальных и групповых видах спорта использовались психологическая методика «Арка» А.С. Чернышева и «Цветовой тест отношений» (ЦТО) Эткинда.

В результате моделирования ситуации совместной деятельности спортсменов, занимающихся индивидуальным видом спорта (теннисисты) с помощью методики «Арка», нами получены следующие результаты. Статистическая оценка результатов проводилась с помощью критерия χ2-Пирсона и t-критерия Стьюдента.

По всем типам взаимодействия (соперничество, сотрудничество и конфликт), были выявлены статистически значимые различия на высоком уровне статистической значимости (р<0,05).

При этом в группе успешных спортсменов наиболее выражен сотрудничающий характер взаимодействия, а в группе неуспешных спортсменов преобладает соперничающий характер взаимодействия. При исследовании стилей взаимодействия получены статистически значимые различия по таким стилям, как демократический и либеральный (р< 0,05), различия по авторитарному стилю не достигли значимого уровня, и свидетельствуют лишь о статистической тенденции.

При этом в группе успешных спортсменов наиболее выражен демократический стиль взаимодействия, а в группе неуспешных спортсменов либеральный стиль взаимодействия.

По виду эмоционального состояния также получены статистически значимые различия (р<0,05) между успешными и неуспешными спортсменами-теннисистами. При этом в группе успешных спортсменов наиболее выражено положительное эмоциональное состояние, а в группе неуспешных спортсменов отрицательное.

Статистически значимые различия по показателям «лидер» и «исполнитель», выявлены не были.

В качестве показателя эффективности совместной деятельности, мы рассматриваем показатель скорости сборки модели «Арка».

В результате анализа скорости «сбора» инструментальной модели получены статистически значимые различия между группами по t-критерию Стьюдента (р≤0,005): скорость сбора арки значимо выше (время, затраченное на сбор арки меньше) в группе успешных спортсменов.

Моделирование ситуации совместной деятельности в группах успешных и неуспешных спортсменов-футболистов с помощью методики «Арка» дало следующие результаты. Статистическая оценка результатов проводилась с помощью критерия χ2-Пирсона и t-критерия Стьюдента.

В группах спортсменов-футболистов были выявлены статистически значимые различия (р≤0,005) по таким типам взаимодействия как соперничество и конфликт.

При этом в группе успешных спортсменов-футболистов характер взаимодействия преимущественно сотруднический, а в группе неуспешных – преобладает сопернический характер отношений.

Полученные результаты доказывают наши представления об успешности спортивной деятельности в групповых видах спорта (взаимосвязь успешности и сотрудничества).

Однако половина респондентов в группе успешных спортсменов-футболистов показало противоречивые данные, демонстрируя соперничество и конфликт. Мы объясняем полученные результаты сложившейся на момент исследования ситуацией в команде – тренер сообщил о своем уходе.

Исследование стилей взаимодействия у спортсменов в групповом виде спорта показало наличие статистически значимых различий (р≤0,005) по таким стилям как демократический и либеральный.

При этом для успешных спортсменов-футболистов характерен демократический стиль взаимодействия, а для неуспешных – либеральный.

Характеризуя эмоциональное состояние в группах спортсменов-футболистов, мы отмечаем схожие тенденции. Статистически значимых различий по видам эмоционального состояния мы не получили.

При этом для групп спортсменов-футболистов характерна следующая тенденция: отсутствует выраженное эмоциональное состояние в команде (для половины характерно положительное эмоциональное состояние, для другой половины команды – отрицательное).

Полученные результаты согласуются с данными, полученными по обозначенным выше показателям: характер взаимодействия и стиль взаимодействия.

В результате анализа скорости «сбора» инструментальной модели получены статистически значимые различия между группами по t-критерию Стьюдента (р≤0,005): скорость сбора арки значимо выше (время, затраченное на сбор арки меньше) в группе успешных спортсменов-футболистов.

При этом мы видим, что спортсмены групповых видов спорта значительно быстрее собирают инструментальную модель, чем спортсмены индивидуальных видов спорта.

Таким образом, анализ результатов исследования по методикам «Арка» и ЦТО позволяет сделать выводы о том, что в индивидуальных видах спорта, в группе успешных спортсменов-теннисистов преобладает сотрудничающий характер взаимодействия, демократический стиль руководства, высокая эффективность взаимодействия, что свидетельствует о высоком уровне ответственности, самостоятельности и самоорганизованности. Позитивное эмоциональное состояние в процессе совместной деятельности способствует эффективности взаимодействия между спортсменами и тренером, что повышает эффективность тренировочного процесса. В группе успешных спортсменов-теннисистов преобладают позитивные установки на тренера, тренировку, положительный результат деятельности (на победу) и нейтральные – на отрицательный результат деятельности (на поражение), что характеризует процесс целеполагания.

У неуспешных спортсменов преобладают соперничающий характер взаимодействия, либеральный стиль руководства, отрицательное эмоциональное состояние, что свидетельствует о недостаточности самостоятельности и самоорганизованности, и предполагает активную позицию тренера в организации этапов реализации спортивной деятельности. У большого числа респондентов выявлены негативные установки на тренера, тренировку, на результат деятельности (установка на поражение).

Анализ результатов исследования установки на тренера и на тренировку по методикам «Арка» и ЦТО в групповых видах спорта позволяет сделать вывод о том, что у успешных спортсменов-футболистов преобладает сотруднический характер взаимодействия, демократический стиль взаимодействия. Отсутствие интегрированности в эмоциональном состоянии спортсменов в группе успешных спортсменов-футболистов, а также смешанность установок в отношении тренера мы связываем с ситуацией, в которой на момент исследования находилась команда – смена тренера.

В группе неуспешных спортсменов-футболистов преобладает сопернический характер отношений, дизинтегрированность в стиле взаимодействия и эмоциональном состоянии. При этом в данной группе спортсменов выявлена положительная установка на тренера и тренировку. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной самостоятельности, недостаточном уровне организованности команды. Отсутствие взаимодействия и сплоченности в команде с положительным настроем на тренера и победу создают общую дезинтеграцию психологических и педагогических характеристик команды.

 

Литература

1.Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. – М.:ИП РАН, 2005.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

3. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. – М., 1978.

4. Коломейцев Ю.А. Социальная психология спорта: учеб. метод, пособие. – Мн.: БГПУ, 2004. – 292с.

5. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. – М.: ФиС, 1959.

6. Роттер Дж. Теория социального научения // Психология личности: словарь-справочник / под ред. П. Горностай, Т. Титаренко. – К.: «Рута», 2001.

7. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М.: ФиС, 1980.

8. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): дисс. ... док.психол. наук. – М., 1980. – 335 с.

9. Чернышев А.С. Исследование группы как субъекта деятельности и субъекта общения в работах Л. И. Уманского и его учеников // Социально-психологические аспекты оптимизации развития молодёжных групп в изменяющихся социально-экономических условиях. – Курск, 2000. – С. 6–12.

10.Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л. Аппаратная методика исследования лидерства и организованности групп подростков и старшеклассников. – Курск: Изд-во Курск.гос.пед.ун-та, 2001.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...