Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование саморегуляции группы в напряженных ситуациях в условиях естественного эксперимента

А.В. Корнев,

А.Н. Еремина

Курск, Россия, Курский государственный университет,

[email protected]

 

В сложных ситуациях саморегуляция группы выступает основным фактором сохранения группы как субъекта. Группа, рассматриваемая как субъект деятельности, по существу представляет собой функциональную систему. А.Л. Журавлев отмечает: «коллектив как субъект управления (воздействия) рассматривается … как социальная единица, обладающая способностью к реальному управлению и самоуправлению» [1, с. 150]. Проблема заключается в том, чтобы найти те механизмы, которые обеспечивают в первую очередь сохранность группы.

Гипотеза исследования состояла в том, что одним из важнейших механизмов в группе как саморегулирующейся системе в напряженных ситуациях является организованность.

Организованность, как один из основных параметров группы, содержит в себе основной социально-психологический механизм саморегуляции – способность к самоорганизации, которая проявляется в совпадении личного и группового вариантов организационных отношений в группе [2].

Социально-психологическим механизмом регуляции поведения личности в трудовом коллективе является его ценностно-нормативная система, а психологическим механизмом – система ценностных ориентаций личности, определяющих ее направленность на саморегуляцию или самоорганизацию.

В ходе эмпирического исследования были найдены и другие механизмы. Наши исследования проводились на базе Областной школы молодежных лидеров «Комсорг». Для экспериментального изучения механизмов саморегуляции были взяты 14 групп. Для выявления механизмов саморегуляции создавались временные группы из юношей разных отрядов, которые еще не имели опыта совместной деятельности в таком составе. Каждой группе предлагалось поработать на аппаратурных тренажерах («GOAL», «Арка», «Беседка»). Им сообщались нормы работы, рекордные значения и низкие показатели. Ход работы и результаты фиксировались в журнале наблюдений и с помощью видеосъемки. В качестве критериев успешности работы выступали: время, точность, согласованность действий, психологическая атмосфера.

Были получены следующие результаты: самые высокие показатели на тренажерах были у групп, составленных из шефов-инструкторов, командиров отрядов и четырех официальных отрядов. В сводных отрядах результаты были значительно ниже. Однако 6 групп из 14 изъявили желание поработать на тренажерах дополнительно, чтобы улучшить свои результаты. В этих группах получены искомые сведения о генезисе механизмов саморегуляции.

В первую очередь происходило развитие деловых и организационных отношений между членами группы. Эмоциональные отношения на некоторое время становились латентными, но затем актуализировались вновь, но уже на другом более высоком уровне. Создавались диады и триады сотрудничающих юношей. Формировались наиболее оптимальные способы взаимодействия между этими микрогруппами.

Во-вторых, происходила интеллектуализация деятельности. Обсуждались ошибки при выполнении задания и создавались оптимальные варианты индивидуальных действий. Предлагались различные варианты сотрудничества и взаимодействия.

В-третьих, включалась рационализация индивидуальных действий. Исключались лишние движения и ненужные вербальные формулировки (например, «Тихо! Работаем не спеша, аккуратно»).

В-четвертых, для снятия напряжений использовался юмор.

Наиболее показателен следующий случай, который произошел в 52 летней смене школьного актива «Комсорг», проходившей с 17 июля по 7 августа 2012 года на базе лагеря «Орленок». В этом году обновился шефский отряд. Пришли молодые инициативные, но не всегда опытные ребята. В некоторых отрядах вместо шефов-инструкторов работали стажеры. Это еще более ослабило организованность лагеря. И хотя в целом работа лагеря протекала нормально, появились проблемы сохранности отряда «Ровесник 2». К 28 июля 10 человек из 16 под разными предлогами уехали домой, но причина в большинстве случаев была в одном мальчике. Он с самого начала смены попытался самоутвердиться за счет девочек. Одних он оскорблял, других преследовал, третьих обзывал и придумывал им клички, а про четвертых сочинял небылицы и распространял не только в отряде, но и за пределами. Одной девочке он угрожал тем, что обещал всем рассказать что-то ужасное про нее, но она оказалась умнее и выставила его самого в нехорошем свете. Этот мальчик не вынес проигрыша и сам уехал домой. Стажер О.А. в смятении, она не знала, что делать и поддалась панике. Оставшиеся шесть человек отряда находились в полной растерянности, так как не представляли, как они будут участвовать в лагерных делах. Некоторые размышляли об отъезде домой. Существование отряда оказалось под угрозой распада. В такой критической ситуации были проведены мероприятия по мотивации к сохранению отряда для полноценного функционирования в делах лагеря. Вначале была проведена беседа со стажером О.А., а затем мы собрали оставшихся шесть человек и побеседовали о жизни в целом и в частности о том, что трудности закаляют сильных и отнимают силы у слабых. Вначале беседы ребята настороженно слушали и не проявляли активности. Я уверенным тоном говорю им, что ситуация в отряде дает им шанс проверить свои силы. Может быть, именно сейчас решается вся их судьба – какими они станут в дальнейшем: будут добиваться цели или же пасовать перед трудностями, бросать начатое дело. Рассказываю ребятам поговорку «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Рисую им схему – поступок, привычка, характер, судьба. Минут через 10 в их глазах появляется интерес, а затем искорки надежды. Через полчаса все начинают активно обсуждать предстоящие мероприятия, и я понимаю, что мое присутствие уже необязательно.

В результате удалось не только сохранить отряд, но и мотивировать ребят на активную жизнь и участие в мероприятиях лагеря. Они до конца смены сохраняли высокую активность, в мероприятиях лагеря шли на равных с другими отрядами и загрустили в конце смены, когда пришла пора расставания. На вопрос психолога: «Что бы вы сделали, если бы сегодня начиналась смена?», – они дружно ответили: «Мы бы стали первыми!». А одна девочка добавила: «Мы бы сразу убрали ЕГО из отряда». Его не хотят даже называть по имени. Так и остался в памяти ребят только «ОН».

Основным механизмом саморегуляции для каждого стало желание стать сильнее в сложившейся ситуации, победить ситуацию. Групповыми механизмами саморегуляции явились: организованность, желание понимать друг друга, четкость и согласованность действий при выполнении совместной деятельности и, наконец, обобщенное стремление к успеху.

Увидеть в другом такого же человека, как и ты сам, – это один из основных этапов на пути к взаимопониманию. Но когда один ставит себя выше других, происходит отчуждение и группа отвергает такого индивида.

Мы считаем саморегуляцию социального поведения личности одной из разновидностей психической саморегуляции, при которой регулятором активности личности в форме ее социального поведения выступает осознаваемая и в разной степени принимаемая личностью ценностно-нормативная система ее социума. Принятие личностью этой системы в качестве регулятора своего поведения зависит от ее направленности к бесконфликтным отношениям со своим социумом, благодаря которым личность пытается найти наиболее устойчивое равновесие своего социального положения. Суммирование индивидуальных способов саморегуляции ведет к появлению нового качества группы – нравственного компонента саморегуляции группы.

Литература

1.Журавлев, А.Л. Психология совместной деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 640 с.

2.Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материале исследования молодежных групп и коллективов): дис. ... д-ра психол. наук. – М., 1980.

Влияние социальной среды на развитие механизма дифференциации ценностных ориентаций у молодежных лидеров разного пола[8]

И.Н. Логвинов

г. Курск, Россия, Курский государственный университет

[email protected]

 

Исследованиефеномена молодежного лидерства в учебных группах обуславливается решением задач по модернизации российского общества. Динамичные процессы, протекающие в современной экономической, и социально-политической жизни нашей страны, делают востребованным появление новых лидеров, которые, став позже руководителями, будут способны возглавить поступательное движение вперед нашей страны. Личностные качества (и в особенности направленность личности) являются ведущим фактором успешной реализации лидерских амбиций. В личности лидера особое место занимают именно его ценностные ориентации, поскольку они определяют отношение субъекта как к наличию определенных личностных свойств у себя, так и к постановке тактических и стратегических целей своей деятельности [1].

Следовательно, для лидеров молодежных групп важно наличие высокого уровня развития механизма дифференциации инструментальных и терминальных ценностей, поскольку это позволяет им из множества возможных целей выбирать именно ту, достижение которой позволит успешно решить задачи, стоящие перед их группой членства. Системообразующим фактором формирования дифференциации инструментальных и терминальных ценностей, по данным А.С. Чернышева [3] и С.В. Сарычева [2], выступает социальное обучение, которое осуществляется в специальных развивающих социальных средах.

Поэтому цель исследования состоит в изучении влияния социальной среды на развитие механизма дифференциации ценностных ориентаций у молодежных лидеров разного пола. В качестве объекта исследования выступил феномен молодежного лидерства в малой учебной группе.

В качестве базы исследования выступили лидеры малых учебных групп – 8-11 классов школ г. Курска и Курской области, а также их сверстники, прошедшие социальное обучение в областной школе молодежных лидеров Курской области (ОШМЛ) «Комсорг» [4]. В качестве зависимой переменной выступал механизм дифференциации ценностных ориентаций молодежных лидеров. Независимыми переменными были определены пол испытуемых, их возраст (подростковый или старший школьный), место проживания (районы Курской области, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или «чистые» районы), социальное обучение (опыт социального обучения в ОШМЛ «Комсорг» [4] или отсутствие такового).

Предметом исследования является влияние социальной среды на развитие механизма дифференциации терминальных и инструментальных ценностей у молодежных лидеров разного пола.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что уровень развития механизма дифференциации терминальных и инструментальных ценностей молодежных лидеров детерминирован их полом и социальной ситуацией развития.

Статус лидера в малой учебной группе у испытуемых, вошедших в выборку, определялся на основе методики «Карта-схема психолого-педагогической характеристики…» и испытаний на приборе-модели «Арка». Изучение уровня развития механизма дифференциации ценностных ориентаций молодежных лидеров разного пола осуществлялось нами при помощи методики М. Рокича.

Анализ гендерных особенностей дифференциации терминальных и инструментальных ценностей молодежных лидеров начнем с обсуждения эмпирических данных исследования респондентов подросткового возраста. Результаты изучения данного показателя у испытуемых из обычных школ, проживающих в чистых районах, показали, что среди лидеров-подростков мужского пола не удалось выявить лиц, у которых исследуемый феномен отсутствует. Средний уровень развития анализируемого референта характерен для абсолютного большинства опрошенных (их удельный вес составляет 97,8 %), тогда как 2,2 % опрошенных характеризуются высоким уровнем. Большинство подростков – лидеров женского пола (69,6 %) имеют низкий уровень дифференциации терминальных и инструментальных ценностей. Около трети респондентов (30,4 %) обладают высоким уровнем развития исследуемого показателя. У девочек-подростков также не удалось выявить лиц, у которых дифференциация ценностей отсутствует. Сравнение уровня дифференциации терминальных и инструментальных ценностей лидеров-подростков разного пола выявило наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели исследуемого референта (χ2 = 29,14; p<0,01).

Данные исследования, раскрывающие уровень дифференциации терминальных и инструментальных ценностей у лидеров-подростков из обычных школ, проживающих в загрязненных радиацией районах, показывают, что среди респондентов мужского пола абсолютное большинство имеют низкий уровень исследуемого референта (96, 9%). Высокий уровень анализируемого показателя характерен для 3,1 % исследованных молодежных лидеров. Среди лидеров-подростков мужского пола не удалось выявить лиц, у которых исследуемый механизм отсутствует.

Среди лидеров-подростков женского пола три четверти (75 %) опрошенных имеют низкий уровень дифференциации терминальных и инструментальных ценностей. Лишь 25 % обладают высоким уровнем развития исследуемого показателя. Среди лидеров-подростков женского пола не удалось выявить лиц, у которых отсутствует дифференциация терминальных и инструментальных ценностей.

Сравнение уровней развития механизма дифференциации терминальных и инструментальных ценностей лидеров-подростков разного пола из обычных школ, проживающих в загрязненных радиацией районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели исследуемого референта по сравнению с испытуемыми мужского пола (χ2=19,86; p<0,01).

Анализ гендерных аспектов уровня дифференциации терминальных и инструментальных ценностей лидеров продолжим анализом результатов исследования респондентов подросткового возраста, прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг», постоянно проживающих в «чистых» районах. Результаты изучения данного показателя у испытуемых позволяют утверждать, что среди лидеров-подростков мужского пола не удалось выявить лиц у которых дифференциация терминальных и инструментальных ценностей отсутствует.

Средний уровень развития анализируемого референта характерен для абсолютного большинства опрошенных (их удельный вес составляет 94,3 %). Кроме того, 5,7 % респондентов характеризуется высоким уровнем дифференциации ценностей.

Согласно полученным данным, среди подростков-лидеров женского пола 50 % имеют низкий уровень дифференциации ценностей. Отметим также, что столько же респондентов обладают высоким уровнем развития исследуемого показателя. Сопоставление уровня дифференциации ценностей лидеров-подростков разного пола, прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг», проживающих в чистых районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели (χ2=48,83; p<0,01).

Данные, которые характеризуют уровень дифференциации ценностей у лидеров-подростков, прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг», но проживающих в загрязненных радиацией районах Курской области, показывают, что среди лидеров-подростков мужского пола, прошедших социальное обучение, абсолютное большинство имеют низкий уровень дифференциации терминальных и инструментальных ценностей (90 %). Высокий уровень развития анализируемого референта у молодежных лидеров характерен лишь для 10 % респондентов.

Среди подростков-лидеров женского пола немногим более половины (52%) имеют низкий уровень дифференциации ценностей. Остальные 48 % характеризуются высоким уровнем развития исследуемого показателя.

Сравнение уровня дифференциации терминальных и инструментальных ценностей лидеров-подростков разного пола, постоянно проживающих в радиоактивно загрязненных районах Курской области и прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг», показало наличие между ними статистически гендерных достоверных различий, при этом лица женского пола характеризуются более высоким уровнем (χ 2 = 36,33; p<0,01).

Результаты изучения уровня развития механизма дифференциации терминальных и инструментальных ценностей у лидеров юношеского возраста из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, позволяют констатировать тот факт, что среди лидеров-старшеклассников мужского пола не удалось выявить лиц, у которых исследуемый механизм вообще отсутствует. Средний уровень развития анализируемого референта характерен для абсолютного большинства респондентов (91,3 %), а еще 8,7 % респондентов характеризуется высоким уровнем. Среди лидеров-девушек 68 % имеют низкий уровень дифференциации ценностей. Около трети из них (32 %) характеризуются высоким уровнем развития исследуемого показателя.

Сравнение уровней развития механизма дифференциации терминальных и инструментальных ценностей у лидеров разного пола юношеского возраста, проживающих в «чистых» районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели исследуемого референта (χ2 = 16,75; p<0,01).

С другой стороны, эмпирические данные, которые характеризуют механизмы дифференциации терминальных и инструментальных ценностей у испытуемых юношеского возраста из обычных школ, но проживающих в загрязненных радиацией районах Курской области, позволяют утверждать, что среди лидеров-юношей абсолютное большинство имеют низкий уровень (93,8 %), тогда как высокий уровень характерен для 6,2% респондентов.

Среди лидеров-девушек 73% имеют низкий уровень развития, и лишь только 27 % характеризуются высоким уровнем дифференциации терминальных и инструментальных ценностей. Сравнение уровней развития механизма дифференциации терминальных и инструментальных ценностей лидеров разного пола юношеского возраста из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, причём лидеры женского пола имеют более высокий уровень (χ2=15,63; p<0,01).

Анализ влияния социальной среды на развитие механизма дифференциации ценностных ориентаций у молодежных лидеров разного пола продолжим обсуждением результатов исследования респондентов юношеского возраста, прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах.

Согласно полученным эмпирическим данным, среди респондентов мужского пола не удалось выявить лиц, у которых исследуемый механизм вообще отсутствует. Средний уровень анализируемого референта характерен для 87,5% респондентов, а 12, 5% характеризуется высоким его уровнем. Среди лидеров-девушек 67,5% имеют низкий уровень дифференциации ценностей, тогда как 32,5 % характеризуется высоким уровнем. Также как и у испытуемых мужского пола, у лидеров-девушек не удалось выявить лиц, у которых исследуемый механизм вообще отсутствует.

Сравнение уровней дифференциации ценностей лидеров-старшеклассников разного пола, прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг», проживающих в чистых районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели (χ2=11,47; p<0,01).

Данные исследования, которые отражают дифференциацию терминальных и инструментальных ценностей у лидеров юношеского возраста, прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг», но проживающих в загрязненных районах, показывают, что среди респондентов мужского пола абсолютное большинство имеют низкий уровень развития механизма дифференциации ценностных ориентаций (88,8%). При этом высокий уровень характерен для 11,2% респондентов.

Среди девушек-лидеров немного более половины (51%) имеют низкий уровень дифференциации ценностей. Отметим также тот факт, что около половины респондентов (49%) обладают высоким уровнем развития исследуемого показателя. Среди респондентов женского пола не удалось выявить лиц, у которых исследуемый механизм отсутствует. Сравнение уровня дифференциации иерархий ценностей лидеров молодежных групп старшего школьного возраста разного пола, прошедших социальное обучении в ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных радиацией районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий между лицами женского и мужского пола (χ2=33,96; p<0,01).

Обобщая результаты проведенного исследования, представляется целесообразным сделать ряд выводов.

1. Девушки-лидеры по сравнению с юношами имеют более высокий уровень дифференциации ценностей.

2. Эмпирически установлено, что самый высокий уровень дифференциации терминальных и инструментальных ценностей обнаруживается у лидеров-девушек, прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг».

3. Лидеры-юноши, прошедшие социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг», по сравнению с респондентами из обычных школ имеют более высокий уровень дифференциации терминальных и инструментальных ценностей.

4. Различия в уровне дифференциации терминальных и инструментальных ценностей лидеров мужского и женского пола в конфликте детерминированы социальной ситуацией развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте.

Литература

1.Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. – М.: Ин-т психологии РАН, 2006.–333 с.

2. Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надёжности малых групп в различных социальных условиях: дис. … д-ра психол. наук. – Курск, 2008. – 259 с.

3. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): дис. ... д-ра психол. наук. – М., 1980. – 335 с.

4. Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). – Воронеж: Кварта, 2007. – 210 с.

Гендерный аспект волевых качеств современного студенческого лидера[9]

Логвинова М.И., Логвинова Т.И., Логвинов И.Н., Беспалов Д.В.

ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»,

[email protected]

 

Слова лидер («leader») и лидерство («leadership») образованы от англосаксонского корня «lead» (в переводе на русский – «дорога», «путь»), который происходит от глагола «leaden», что значит «путешествовать», «идти». В настоящее время в обыденном языке под лидером понимается: а) человек, более успешный по сравнению с другими в какой-либо деятельности; б) спортивная команда, набравшая большее количество побед или баллов; в) корабль, возглавляющий группу судов и т. п.

Однако понятие «лидер» в представленном выше позиционном понимании отличается от социально-психологического представления о лидерстве. Лидер-спортсмен, первым пересекший финишную черту, имеет мало общего с лидером группы. Лидер-спортсмен успешен, ему аплодируют, им восхищаются, однако затем он продолжает свой жизненный путь, и возможно, в гордом одиночестве. В отличие от него, лидер группы – это человек, у которого есть «идущие за ним» последователи. Таким образом, в социально-психологическом понимании лидерство связывается с более или менее организованной группой людей, объединенных общей целью, ценностями, интересами и т. п. [1].

Р.Л. Кричевской и Е.М. Дубовская рассматривают лидерствокак преимущественно психологический по своей природе феномен,спонтанно возникающий и развертывающийся в системе неформальных (неофициальных) отношений людей и вместе с тем выступающий средством организации отношений этого типа, управления ими.

Основу лидерства(прежде всего в малой группе) составляет процесс межличностноговлияния,разворачивающийся между лидером (наиболее активный, влиятельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер. Последствия влияния в лидерстве отражены в изменениях поведения, отдельных личностных черт, установок, мотивации и т.п. членов группы. Конечная цель влияния в лидерстве – ориентация людей неформальными (психологическими) средствами на решение стоящих перед группой задач [3].

Проблема лидерства является одной из основных в социальной психологии. Её изучением интенсивно занимались такие отечественные психологи как М.Г. Андреева, А.Л. Журавлёв, Р.Л. Кричевской, А.С. Чернышёв и др. При этом М.Г. Андреева считает, что лидерство следует рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Однако этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Особое внимание при рассмотрении феномена лидерства следует уделять процессу выявления лидера. Выявить действительные возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определённых обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться [1].

Динамичные процессы, имеющие место в современном обществе, значительные изменения, происходящие в производственных силах, ведут к возникновению напряженных и экстремальных ситуаций в общественной жизни, а следовательно, и в жизнедеятельности групп и коллективов. Одним из факторов, благодаря которому группа способна им эффективно противостоять, по мнению А.С. Чернышева, выступает именно лидерство [4].

Классические исследования молодежного лидерства в нашей стране относятся к трем историческим периодам – 20–30 годы, 50–70 годы и 80–90 годы ХХ века. Современные представления о феномене лидерства в основном базируются на данных указанных выше исследований, относящихся прошлому веку [4].

Заметим, что проблема волевой сферы современных молодежных лидеров на данный момент в значительной степени не изучена. А ведь от особенностей волевых качеств личности молодежных лидеров зависит вектор развития социума в будущем.

Трудно не признать, что для молодежных лидеров важен высокий уровень развития волевых качеств личности, позволяющий из множества путей достижения целей совместной деятельности выбрать оптимальный. А выбрав его, приложить все силы для организации деятельности членов группы по преодолению возникающих трудностей, чтобы успешно решать задачи, стоящие перед группой членства [5].

Рассмотрим такой элемент волевой сферы, как настойчивость. Настойчивость – волевое качество, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям, добиваться осуществления цели. Вполне вероятно, что низкий уровень развития настойчивости современных молодежных лидеров впоследствии может проявиться в нестабильности общественных отношений, произволе в отдельных его сферах, привести к рассогласованности между ожидаемыми и реальными результатами.

Низкий уровень развития у молодежных лидеров такого референта, как самообладание, также вряд ли положительным образом отразится на состоянии общества. Ведь самообладание определяется, как способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях. Неумение лидера справляться с внешним выражением эмоций, оставаться хладнокровным в экстремальной ситуации может навредить не только самому лидеру, но и его последователям.

Сказанное выше подчеркивает значимость изучения волевой сферы молодежных лидеров.

Изучение волевых качеств лидеров-подростков осуществляется достаточно планомерно. Например, глубокое исследование волевой сферы молодежных лидеров подросткового возраста проводилось представителями Курской социально-психологической школы С.В. Сарычевым и И.Н. Логвиновым. Примечательно, что рассматривались волевые качества лидеров молодежных учебных групп в разных образовательных средах и отличающихся социальными ситуациями развития. Кроме того, учитывался гендерный аспект [5].

Однако прослеживается тенденция, согласно которой наблюдается довольно редкое обращение психологов в своих исследованиях к изучению волевой сферы студенческих лидеров, что и побудило нас обратиться к более детальному исследованию этого вопроса. Ведь лидерство в студенческом и подростковом возрасте имеет существенные особенности. Так, подростковый возраст считается наиболее сложным, но и наиболее продуктивным для формирования лидерских качеств. А в юношеском возрасте человек реализует потребность в самоактуализации, в том числе и в лидерской деятельности, проявляет большую ответственность, решает сложные задачи, требующие активности самого субъекта [7].

Гендерный аспект лидерства представляет собой новую и активно развивающуюся область психологического знания, которая позволяет фиксировать интересные научные факты [4].

Исходя из этого, целью нашего исследования является изучение гендерного аспекта уровня развития волевых качеств личности у современных студенческих лидеров.

В качестве объекта исследования выступили волевые качества личности студенческих лидеров.

Предметом исследования являются настойчивость, самообладание и общий индекс ВСК молодёжных лидеров студенческого возраста.

Базой исследования выступили студенты-активисты Курского государственного университета, принимавшие участие в работе школы студенческого актива. Общий объём выборки составил 36 человек, среди которых 42% составили юноши, а 58% – девушки.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что гендер является фактором, детерминирующим особенности волевой сферы современных студенческих лидеров.

Для выявления молодежных лидеров нами использовалась методика «Карта-схема …» [9]. Волевые качества лидеров исследовались нами с помощью опросника ВСК [8]. Для установления наличия статистически значимых различий использовался непараметрический критерий хи-квадрат (χ2-квадрат).

Проанализируем теперь эмпирические данные, полученные при помощи опросника ВСК.

Как у юношей, так и у девушек-лидеров преобладает высокий уровень общего индекса ВСК, однако у девушек этот уровень наблюдается чаще (77% против 60%). Как в первой, так и во второй группе реже всего встречается низкий уровень этого показателя (у юношей – 7%, у девушек – 5%). Средний уровень развития отмечается у каждого третьего студенческого лидера мужского пола (33%) и каждого пятого молодежного лидера женского пола (18%).

Далее рассмотрим результаты изучения уровня развития волевой сферы по показателю настойчивость. Среди молодежных лидеров-юношей наиболее редко встречающимся уровнем исследуемого показателя является низкий, который характерен для 7% опрошенных. Доминирующим является средний уровень развития настойчивости. Им обладают практически три четверти испытуемых (73%). Каждый пятый исследуемый показал высокий уровень настойчивости (20%).

Среди студенческих лидеров-девушек низкий уровень настойчивости не зафиксирован. Преобладающим является средний уровень исследуемого референта, он составляет 71%. Почти у трети испытуемых наблюдается высокий уровень настойчивости (29%).

Следующий анализируемый референт – самообладание. Около половины респондентов мужского пола (53%) показало средний уровень развития данного показателя. Несколько реже встречается высокий уровень развития (у 40% респондентов). Низкий уровень диагностировался достаточно редко – в 7% случаев.

У студенческих лидеров-девушек преобладает высокий уровень развития самообладания (62%). У трети исследуемых (33%) лидеров из этой группы наблюдается средний уровень развития данного показателя. И только у 5% лидеров был выявлен низкий уровень развития самообладания у студенческих лидеров женского пола.

Полученные эмпирические данные, описывающие уровень развития волевых качеств у респондентов, были сопоставлены нами с помощью непараметрического критерия хи-квадрат.

В результате нами было установлено, что между уровнем развития самообладания студенческих лидеров-юношей и студенческих лидеров-девушек существуют статистически достоверные различия (χ2=9,73; р<0,01).

Кроме того между уровнем развития настойчивости молодежных лидеров мужского и женского пола также выявлены статистически достоверные различия (χ2=8,68; р<0,05).

Нами были сравнены данные по общему индексу ВСК студенческих лидеров-юношей и девушек-лидеров. В этом случае также были зафиксированы статистически достоверные различия (χ2=6,86; р<0,05).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что между уровнем развития волевой сферы современных студенческих лидеров мужского и женского пола существуют статистически достоверные различия.

На основе анализа данных, полученных в ходе проведения исследования гендерного аспекта волевых качеств современного студенческого лидера, можно сделать следующие ниже выводы.

1. Низкий уровень развития волевой сферы у студенческих молодежных лидеров как женского, так и мужского пола диагностировался крайне редко и не превышал 7% респондентов в каждой из исследованной групп.

2. Высокий уровень развития всех исследуемых референтов чаще встречается у молодежных лидеров-девушек, чем у лидеров-юношей.

3. Средний уровень развития исследуемых показателей чаще наблюдается у студенческих лидеров мужского пола.

4. Низкий уровень развития общего индекса ВСК, самообладания и настойчивости несколько чаще фиксировался у студенческих лидеров-юношей, чем у девушек.

 

Литература

1. Евтихов О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. – СПб.: Речь, 2007.

2. Краткий словарь психологических терминов. Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/16, (дата обращения 19.02.2013).

3. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.

4. Логвинов И.Н. Исследование потребности в общении молодежных лидеров: гендерный аспект // Человек познающий. Человек переживающий. Человек действующий: сборник научных статей / отв. ред. С.И. Галяутдинова, И.Н. Нурлыгаянов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012.

5. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. – Половая принадлежность как фактор развития волевых качеств лидеров молодежных учебных групп из радиоактивно загрязненных и «чистых» районов Курской области // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011.№24. – С. 972–978.

6. Логвинова М.И., Логвинов И. Н., Беспалов Д. В. Волевые качества личности современного молодёжного лидера // Сборник научных трудов Международной молодёжной научно-практической конференции «Лидерство и социальная активность российской молодёжи как стратегический ресурс развития общества». – С. 20–24.

7. Первитская А.М. Формирование лидерской деятельности в юношеском возрасте: Автореф. … дис. канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2007.

8. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010.

9. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): Автореф. дис. … доктора психол. наук. – М., 1980.

Личностная и ситуативная тревожность деструктивных лидеров полросткового возраста[10]

Логвинова Т.И., Логвинова М.И., Логвинов И.Н.

г. Курск, РФ, ФГБОУ ВПО «КГУ»,

[email protected]

Подростковый возраст – сложный этап в становлении личности индивида. Именно на этом этапе зачастую определяется, как в дальнейшем сложится судьба ребенка: будет ли он успешным, социально адаптированным человеком или пополнит число членов криминальных структур.

Подростковый возраст, в первую очередь, связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...