Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологический климат коллектива как фактор становления совместной деятельности

А.С. Михайлов

Г. Курск, КГУ,

[email protected]

 

Решение задачи модернизации экономики России предполагает оптимизацию не только технико-технологических, но и социальных процессов в производственных организациях, что невозможно без глубокого исследования причин и закономерностей развития отношений между людьми в первичной производственной группе, влияющих на социально-психологический климат. Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности, возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической ситуации требует существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления.

Социально-психологический климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей корпоративной культуры организации, но одновременно и проблема решения завтрашних, перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений. Формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива является одним из главных условий эффективности совместной деятельности [7].

Общепсихологическая теория деятельности вряд ли может быть построена на основе изучения только той ее формы, которая определяется как индивидуальная. Психологические исследования должны быть направлены и на социально-психологический климат, и на совместную деятельность коллектива. Понятия «социально-психологический климат» и «совместная деятельность» весьма широкие. Вообще говоря, любое проявление жизни общества и коллектива может быть рассмотрено как совместная деятельность людей. Строго говоря, социально-психологический климат является составной частью деятельности совместной. Поэтому в принципе исходный пункт анализа индивидуальной деятельности состоит в том, чтобы определить значимость социально-психологического климата в деятельности совместной, а соответственно и функцию данного индивида в группе. Это является обязательным условием исследования мотивов, целеобразования и структуры деятельности (в том числе особенностей взаимоотношений и динамики социально-психологических процессов). Конечно, с целью научного исследования можно индивидуальную деятельность «вырезать» из общего контекста и рассматривать ее изолированно. Но при этом неизбежно картина становится неполной [5].

Совместная деятельность - это огромная область проблем, пока еще слабо разработанных. Фактором, объединяющим людей в совместной деятельности и направляющим ее, является общая цель. Эта цель может быть связана с перспективами жизни реализующей ее группы людей, но она может иметь и эпизодический характер, т.е. определяться только обстоятельствами некоторого момента. Однако в любом случае она должна сохраняться в течение всего времени выполнения совместной деятельности. Цель индивидуальной деятельности рассматривается главным образом как феномен опережающего отражения; вместе с тем другой аспект ее психологического анализа – личностный. Оба эти аспекта можно выделить также в изучении совместной деятельности. Что касается первого из них (цель как образ будущего продукта деятельности), то для психологии, прежде всего, важно исследовать, как общая цель становится достоянием каждого индивида, входящего в группу, и в какой форме она отражается в его голове. Будет ли она выступать в форме наглядного представления или «логической конструкции», зависит от социально-психологического климата коллектива и индивидуально-психологических особенностей каждого участника совместной деятельности. Не менее важно изучить также влияние этих особенностей на процесс формирования общей цели и способов ее достижения. Сформированная общая цель определяет спецификацию задач каждого из участников совместной деятельности, а следовательно, и те конкретные действия, которые должен выполнить каждый из них. При этом каждое отдельное действие каждого из участников выступает именно как составная часть совместной деятельности и может быть понято только в ее логике. При рассмотрении действия самого по себе процесс трансформации цели в систему задач (о чем говорилось в предыдущем параграфе) вообще не может быть раскрыт. В изучении общей цели совместной деятельности особое значение приобретает второй, личностный, аспект. Включаясь в совместную деятельность, люди могут иметь (и обычно имеют) разные цели; случаи их полного совпадения скорее исключение, чем правило. Вопрос о том, как на этой основе формируется общая цель и как с ней соотносятся цели индивидуальные, является, пожалуй, ключевым для психологического изучения совместной деятельности. Подход к его решению еще не разработан; не созданы и эффективные методы исследования. Отметим лишь некоторые моменты, важные, с нашей точки зрения, для поиска такого подхода [1].

Во-первых, было бы большим упрощением представлять дело так, что каждая личность, включающаяся в совместную деятельность, имеет одну-единственную цель. В процессе жизни у личности формируется определенная система целей, в которой одни занимают ведущее, другие – подчиненное положение. При этом их соотношение динамично. Иначе говоря, каждая личность характеризуется сложноструктурированным и динамичным «полем целей». Благодаря этому создается возможность согласования индивидуальных целей и формирования той общей, которая требуется для организации конкретной совместной деятельности.

Во-вторых, когда речь идет об общей цели, то имеется в виду не только совпадение целей, которые ставятся отдельными личностями, участвующими в совместной деятельности. Более важно, что она связана с потребностями группы как целостного образования. В этом смысле общая цель как бы стоит над целями отдельных личностей, являющихся членами этой группы; личные цели выступают как производные от общей. Здесь возникает вопрос о том, как тот или иной участник совместной деятельности трансформирует общую цель в собственную, понимает свою роль в ее реализации, а также как он понимает цели и роли других участников [2].

Процесс целеобразования в совместной деятельности пока еще не изучен в должной мере социальными психологами психологии. Можно лишь в очень общей форме сказать, что он существенно зависит от социальных условий совместной деятельности. Формирование общей цели является первым и непременным условием совместной деятельности. Если такая цель (по каким-либо причинам) не сформирована, то совместная деятельность просто не состоится. Соотношение цели и мотивов в совместной деятельности еще более сложно, чем в индивидуальной. Объединенные в ней индивиды имеют общую цель, но мотивы их могут быть и обычно бывают различными. Здесь возможны многообразные варианты - от относительного совпадения мотивов участников совместной деятельности до их антагонизма. «Переплетение» индивидуальных мотивов в совместной деятельности создает подчас весьма сложную картину, порождая множество разнообразных эффектов, например изменение индивидуальных мотивов и целей в условиях совместной деятельности, «обогащение» мотивационной сферы каждого из ее участников или распад совместной деятельности в результате столкновения мотивов (впрочем, даже при столкновении индивидуальных мотивов общая цель может быть сохранена).

Межличностные отношения раскрываются именно в соотношении мотивов людей, осуществляющих совместную деятельность. В условиях совместной деятельности мотив индивида, включенного в нее, так или иначе соотносится с мотивами других ее участников, и в силу этого он может измениться. В этих условиях раскрываются некоторые новые стороны в динамике индивидуальных мотивов. Сложность «переплетений» мотивов в совместной деятельности создает, пожалуй, наибольшие трудности в руководстве этой деятельностью. Чем перспективнее общая цель, направляющая совместную деятельность, тем больше возможность интеграции индивидуальных мотивов и превращения малой группы в подлинный коллектив. Это блестяще показано и в теории и на практике A.C. Макаренко.

Совместная деятельность (как и индивидуальная) предполагает планирование. Спецификация задач может разрабатываться группой в целом или даже одним из ее участников. Она выступает в роли основы общего плана совместной деятельности. Процесс планирования протекает по-разному в зависимости от функциональной организации группы, которая определяет меру участия в нем каждого члена группы. Было бы интересно специально исследовать, как в этом процессе проявляются индивидуальные способы планирования (см. выше). Спецификация задач в общем плане предусматривает не только состав и взаимосвязи технологических операций (и соответствующих действий), как это имеет место при планировании индивидуальной деятельности, но также распределение операций между участниками совместной деятельности и их координацию. Это, в свою очередь, предполагает учет уровня подготовки каждого участника и его индивидуально-психологических особенностей. В ходе реализации совместной деятельности общий план выполняет, прежде всего, координирующую роль, определяя функциональные взаимосвязи между участниками этой деятельности. На основе общего плана каждый из них формирует свой индивидуальный план (хотя бы и очень простой). При этом любой индивидуальный план строится не только как план собственных действий, но с учетом предполагаемых действий других участников совместной деятельности, их содействия или противодействия (например, «я должен выполнить действие в, после того как второй участник группы выполнит действие а; от того, как я выполню действие в, зависит действие с третьего участника и т.д.»). Иначе говоря, формирование индивидуального плана в совместной деятельности включает момент рефлексии [3].

Совместная деятельность обеспечивает большие (по сравнению с индивидуальной) возможности анализа и синтеза текущей информации: использование способов взаимной проверки и оценки воспринимаемых сигналов, их селекция и преобразование. То же можно сказать о принятии решений, а также о формировании оперативных образов и концептуальных моделей. Совместная деятельность, подобно индивидуальной, складывается из действий, как с материальными, так и с идеальными предметами. Психологический анализ предполагает определение состава этих действий и их взаимосвязей. Но здесь возникает и новая проблема. Это - проблема согласования действий, выполняемых разными участниками, от уровня которого существенно зависит ее эффективность. Существенным для организации совместной деятельности является согласование действий во времени [4].

Как отмечалось в начале, теоретические концепции деятельности формировались и развивались преимущественно на основе данных, получаемых в исследованиях деятельности индивида. Сложившиеся в этой области методы и принципы анализа, а также понятийный аппарат, конечно, сыграли большую роль в развитии психологической науки. Но дальнейшая разработка психологической теории деятельности настоятельно требует более активного изучения совместной деятельности как фактора становления социально-психологического климата коллектива, которая обладает специфическими характеристиками и особыми измерениями.

Можно полагать, что благоприятный социально-психологический климат коллектива оказывает влияние на становление и повышение эффективности совместной деятельности в группе, не только продуктивно влияет на её результаты, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные возможности индивида. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия в организации, что это позволит по-новому подойти к анализу единиц и элементов деятельности, обогатит теоретические представления о ее строении и системогенезе; вместе с тем изменится представление и об индивидуальной деятельности. Такие исследования откроют новые возможности психологического анализа субъекта деятельности. В целом возрастет «объяснительный потенциал» категории совместной деятельности.

 

Литература

1. Барабаш М.А., Мансуров Н.С, Москаленко К.А. Социальные ре­зервы производства. – М.: Моск. рабочий, 1986.

2. Кузьмин Е.С. К вопросу о социальной психологии// Проблемы общей и индустриальной психологии. – Л.: Знание. Ленингр. отдел., 1987.

3. Лапин Н.И. Социально-психологический климат первичного кол­лектива. // Руководитель коллектива. – М.: По­литиздат, 1987. – С. 28–40.

4. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

5. Ольшанский В.Б. Социально-психологический климат в коллекти­ве. Коллектив //Социальная психология. – М.: Политиздат, 1985.

6. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М.: Высш. школа, 1977.

7. Семенов В.Е., Машеро В.П., Тимофеев Ю.Т. Социально-психологический климат в первичном коллективе и производствен­ная Эффективность. //Психология – производству и воспи­танию. – Л., 1987. – С.24-39.

8. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования соци­ально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. – М., 1987. – С.3–18

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...