Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологические особенности молодежного лидерства в сфере студенческого самоуправления

Михайлова Г.В.

г. Курск, Россия, Курский государственный университет

[email protected]

 

Проблема лидерства в рамках групповой динамики рассматривается на протяжении многих лет большим количеством отечественных и зарубежных психологов. В нестабильное время экономических и социальных кризисов, биологических катаклизмов, которые вызывают такие последствия как повышение числа неврозов у населения, депрессивные состояния и профессиональное выгорание, необходимо влияние людей, которые смогут направлять, воодушевлять и мотивировать на преодоление трудностей нашу нацию.

XX век был посвящен прояснению детерминант, обуславливающих возникновение и функционирование феномена лидерства. Так, появился целый ряд теорий, которые раскрывали данное явление с разных сторон.

Первоначально феномен лидерства в малых группах рассматривался в контексте «теории черт», предложенной Е. Богардусом. В поддержку этой теории была создана М – шкала (Р. Кристи, Ф. Гайс). Взяв за основу концепцию макиавеллизма, они сфокусировались на выявлении того, какими личностными качествами обладает ведущий себя в согласии с ней лидер [1]. Но данная теория показала свою несостоятельность, в связи с тем, что они детерминировали лидерство наследственностью и не учитывали влияние социальных условий.

Начались новые изыскания условий возникновения лидерства, но уже вне личности, на основе влияния внешних факторов. Так различными авторами были выделены основные концептуальные предположения о сущности феномена: лидерство как функции группы; лидерство с точки зрения двух оснований – успешности групповой деятельности и взаимодействия между людьми как самоценного процесса; лидерство как функция ситуации (Р. Бейлс, Т. Ньюком и др.); лидерство как продукт конкретной уникальной ситуации [1].

Наиболее всеобъемлющей нам представляется «синтетическая» теория лидерства. Так, по мнению Б. Басса, высказанному в контексте «синтетического» подхода, лидерство определяется не какой бы то ни было одной переменной, а их рядом, в том числе целями группы, личностью лидера и факторами, детерминирующими изменения в групповом поведении [1].

В итоге, была предложена еще целая плеяда теорий лидерства, которые не нашли своего подтверждения.

Отечественный подход к проблеме лидерства ознаменовался исследованиями в реальных социальных группах. В данном контексте лидерство выступает как одна из составляющих групповой динамики. Впервые данное научное направление было представлено на примере лидерства в детских группах в работах А.С. Макаренко, А.С. Залужного, Е.А. Аркина и др.

Так, А.С. Макаренко не рассматривал вопрос лидерства как центральное понятие, но анализировал его как часть теории детского коллектива. Он соотносил феномен лидерства с целями деятельности коллектива и возможностью для каждого члена группы взять на себя ответственность за поступок, дело, другого члена коллектива и т.д. Эти факторы обеспечивали эффективность работы группы, успешное, бесконфликтное взаимодействие, основанное на взаимовыручке и сопереживание. А.С. Макаренко рассматривал ребенка, состоящего в коллективе и с позиции субъекта и объекта лидерства, что позволяло развивать гармоничную личность воспитанников. А.С. Макаренко первым предположил влияние высокой организованности группы на проявление феномена лидерства [3].

Продолжая заданный путь исследования феномена лидерства стали появляться теории развития коллектива, в которых раскрывалось формирование лидерской позиции индивидов в условиях групповой жизнедеятельности. Так появились работы И.П. Волкова, А.Л. Журавлева, Р.Л. Кричевского Б.Д. Парыгина, А.В.Петровского, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева и др.

Развивая подход А.С. Макаренко, курские социальные психологи под руководством Л.И. Уманского исследовали становление лидерства в условиях социального оазиса и в условиях социальной депривации [5]. В контексте данной теории лидерство входит в третий блок общих качеств в психологической структуре малой группы и выступает, как степень ведущего активного влияния личностей – членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач [6].

А.С. Макаренко в своей теории детского коллектива развивал замены и преемственность состава командиров, таким образом, каждый мог быть в роли командира и подчиненного, все находились во взаимодействии. Это помогало организованно передавать опыт друг другу и поддерживать положительный эмоциональный фон, не образуя привилегированного слоя командиров. Положение о единстве целей и труда соприкасается с аспектами совместной деятельности, организованностью и направленностью группы как блоки психологической структуры малой группы. Необходимо включение в коллектив «мажора», который будет обеспечивать уверенность в силах коллектива и каждого члена группы, себя самого, это спокойствие и активность, как считал А.С. Макаренко. Эти идеи приближенны к теоретическим обоснованиям параметрической концепции, а в частности, положений о подготовленности, интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности группы [3].

Нужно отметить, что и в параметрической концепции Л.И. Уманского и в теории развития детского коллектива А.С. Макаренко отражено поэтапное развитие коллектива [5]. Важным открытием А.С.Макаренко было то, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив [3]. В дальнейшем эти идеи были раскрыты А.С. Чернышевым, С.В. Сарычевым, Т.А. Антопольской, Д.В. Беспаловым [2; 4; 6]. Проблема лидерства изучалась в различных социальных группах и условиях.

Нас заинтересовала специфика влияния лидерства на интеграцию малой группы в системе студенческих профессиональных групп. Исследование проходило на базе ОБОУ СПО Курский педагогический колледж, с группами студентов-активистов, реализующими студенческое самоуправление. Нами было установлено, что в группах, достигших высокого уровня социально-психологической зрелости, развита высокая преемственность, демократический стиль руководства, сочетание разных типов лидерства у одного и того же человека, что способствует эффективности совместной деятельности. Они отличаются высоким уровнем как интеллектуальной, так и личностной рефлексивности, направленностью на дело, на коллектив, на создание благоприятного психологического климата. Лидеры таких групп легко интегрируют интересы учащейся молодежи и организуют эффективную совместную деятельность по достижению успеха среди других групп.

На этапе формирования данного коллектива нами было реализовано социальное обучение, во время которого учащимся необходимо было организовать ряд мероприятий под руководством преподавателя. В ходе данной работы были подтверждены теоретические положения теории А.С. Макаренко о воспитании личности в коллективе и через коллектив – активно взаимодействуя, члены группы постепенно проясняли для себя структуру самоуправления, сферы и направления работы, координационный состав и состав приемников или «резервных кадров».

Мы обнаружили, что профессиональная деятельность дает определенную установку респондентам на взаимодействие и реализацию совместной деятельности. Студенты отмечали, что как будущие педагоги они должны вести бесконфликтное общение, построенное на обсуждении и компромиссе, вовлечении максимального количества людей в рабочий процесс. Ими созданы традиции и ритуалы, используемые даже во внеучебной жизни при взаимодействии.

Условия, которые создаются в учреждениях среднего профессионального образования, формируют положительное социальное самоопределение, что в свою очередь, является главное задачей развивающей среды. В образовательный процесс организации внесены такие модули и дисциплины, которые развивают субъектность индивидов, поведенческий паттерн и формируют ценностные установки и ориентации молодежи. При взаимодействии с коллективом и через идентификацию себя с коллективом происходит повышение эффективности труда. В свою очередь, чем выше становится уровень зрелости группы, тем более референтна она для ее членов. В связи с этим, повышается уровень мотивации в профессиональной деятельности индивидов, чтобы соответствовать уровню подготовленности и успешности всем членам коллектива.

 

Литература

1. Бендас, Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.

2. Беспалов, Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности: дисс. …канд. психол. наук / Д.В. Беспалов. – Курск, 2005. – 159 с.

3. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко: Книга для учителя / И.Ф. Козлов. – М., 2000.

4. Петровский, А.В. Теоретическая психология: Учебное пособие / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2001. – 496 с.

5. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л.И. Уманский. – М., 1980.

6. Чернышев, А.С. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход) / А.С. Чернышев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев, В.И. Скурятин. – Воронеж: Кварта, 2007. – 210 с.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...