Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности личности будущих инженеров в условиях работы в экстремальной ситуации

Ю.С. Сорокопудова, М.А. Виниченко

г. Белгород, Россия, НИУ «БелГУ»,

[email protected]

[email protected]

 

Поведение личности часто раскрывается в какой-нибудь ситуации. Обстоятельства ситуации действуют на поведение личности, которая их воспринимает. Чтобы поведение активизировалось, необходима определенная связь между ситуативными и личностными характеристиками. В таком случае ситуация становится значимой для личности и следует ожидать от нее какого-либо поведенческого отклика.

Психические состояния людей в экстремальных ситуациях разнообразны. В начальный момент реакции людей обусловлены инстинктом самосохранения. Уровень целесообразности таких реакций различен у разных индивидов – от панических и бессмысленных до сознательно целенаправленных [5].

Значимость нашей работы состоит в необходимости изучения психологических особенностей работы личности в условиях экстремальной ситуации, так как для разумных действий в экстремальной ситуации необходимо понимать психологический аспект работы личности. Также изучение этой темы актуально в связи с тем, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях, их временные характеристики, вообще психофизиологические возможности людей – величины чрезвычайно вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности.

Психофизиологическая адаптация человека к экстремальным средовым условиям не может рассматриваться без учета психологических реакций, возникающих в границах нормы. Мы считаем целесообразным выделение уже в этих границах особенностей, вслед за которыми могут возникать ранние формы дезадаптационной патологии [2].

Личностная адаптация человека к экстремальным ситуациям – это очень важная социальная и индивидуальная характеристика.

Одним из признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающие равновесие организма как целого, во внешней среде протекают плавно, слаженно, экономно. Адаптивное регулирование обусловливается длительным приспособлением к окружающей среде, то есть не требует от человека особого напряжения для поддержания жизненно важных соматических и психических процессов [3].

Человек проходит несколько этапов при адаптации.

Подготовительный этап. Каждый человек, который впервые собирается попасть в необычные условия существования, воспринимает их как что-то неизвестное и поэтому пытается узнать как можно больше об этих условиях, уяснить задачи, предстоящие решать, овладеть необходимыми навыками. Такой подготовительный этап может иметь различную протяженность во времени. Также важно на этом этапе путем специального тестирования отобрать команду психологически совместимых людей и пройти специальный психологический тренинг [7]. Анализ субъективных переживаний людей, результаты психологических тестов показывают, что психическая напряженность на подготовительном этапе отличается при разных видах деятельности и различных испытаниях, которые связаны с жизненной угрозой, лишь степенью своей выраженности [15].

Этап предстартового психического напряжения. В период предстартового психического напряжения при существовании фактора риска у людей появляются сомнения в надежности технических средств, они мысленно продумывают возможные аварийные ситуации и свои последующие действия. Чем ближе к началу, тем интенсивнее эта форма психической деятельности, что приводит к дальнейшему нарастанию эмоциональной напряженности. Многократное пребывание в необычных условиях существования не освобождает человека от подобной интенсивной деятельности, которая сопровождается специфическими эмоциональными реакциями [11].

Этап острых психических реакций входа. В связи с преодолением барьера, который отделяет обычные жизненные условия от экстремальных, этап предстартового напряжения переходит в этап острых психических реакций входа в ситуацию. В течение преодоления психологического барьера при различных видах деятельности, которые сопряжены с угрозой для жизни, человек проживает сложные, противоречивые психические состояния – от эмоционального напряжения, которое вызвано чувством ответственности, страхом и тревогой на этапе старта, до двигательного возбуждения и радостного ликования после успешного завершения дела [8].

Этап переадаптации. Продолжительность процесса психической переадаптации тоже может колебаться в широких пределах. Характеристикой переадаптации является глубокий и освежающий сон, устойчивая работоспособность, гармоничные взаимоотношения с людьми, если в экстремальных условиях находится изолированная группа [12]. Важная из характерных особенностей этого этапа – формирование новых функциональных систем, которые позволяют верно передать реальную действительность в изменившихся условиях жизни.

При интенсивном и длительном воздействии психогенных факторов и отсутствии мер профилактики, при слабом типе высшей нервной деятельности, психологической неподготовленности и других неблагоприятных обстоятельствах этап устойчивой адаптации может смениться этапом неустойчивой психической деятельности. Для него свойственны необычные психические явления и состояния, не обособившиеся в четко очерченные формы нервно-психических заболеваний [7]. К таким явлениям относятся, например, доминантные (господствующие) идеи, которые возникают в условиях изменений информационной структуры. Основой для возникновения подобных идей является изоляция, которая приводит к ограничению круга интересов. При неимении собственного плана поведения и действий незначительные, случайные, обстоятельства могут принять для отдельных лиц доминирующее значение, на второй план отодвигая действительно необходимую деятельность [4].

Необычные психические состояния, которые возникают на этапе острых психических реакций и на этапе переадаптации, по своей феноменальной картине выходят за рамки реагирования в обычных условиях. Но необычные психические реакции возможно рассматривать как компенсаторные, которые обеспечивают переадаптацию личности к изменившимся условиям.

Эмоциональная напряженность свойственна и этапам завершающего психического напряжения и острых психических реакций выхода из экстремальных условий [10]. Также они характеризуются повышенной нервозностью, замедлением течения времени в восприятии и тягостными эмоциональными переживаниями.

Важное значение имеет этап возвращения в обычные жизненные условия, этап реадаптации. При длительном нахождении в измененных условиях жизни ряд автоматизмов, которые были выработаны ранее, забываются, утрачиваются. Однако продолжают действовать автоматизмы, характеризующие экстремальную ситуацию. Полное восстановление психических функций происходит именно на этапе реадаптации [14].

В течение долгого пребывания в измененных условиях и жестком воздействии психогенных факторов, а также при недостаточно высокой нервно-психической устойчивости и отсутствии мер профилактики этап переадаптации сменяется этапом глубоких психических изменений с развитием нервно-психических расстройств [9].

Между этапами переадаптации и глубоких психических изменений существует промежуточный этап неустойчивой психической деятельности, для которого существенно появление предпатологических состояний. Это состояния, которые ещё не сформировались в строго очерченные нозологические формы (конкретные заболевания), что позволяет рассматривать их в рамках психологической нормы.

Состояния психической дезадаптации у жертв экстремальных ситуаций – основная характеристика различных пограничных психосоматических и нервно-психических расстройств [13]. Они показывают направленность отклонений в поведении индивида. Самым важным, интегрирующим показателем адаптации или дезадаптации является тип целостной поведенческой стратегии человека.

Стратегии поведения в преодолении трудных жизненных ситуаций включают систему типов личностного реагирования субъекта в рамках экстремальной и постэкстремальной ситуации [1].

В соответствии с целями исследования, нами были подобраны методики по определению поведенческих реакций человека на экстремальную ситуацию. Для решения поставленных задач мы провели опрос по методике диагностики свойств темпераментных особенностей человека среди студентов 1–5 курсов в возрасте от 18 до 23 лет. Испытуемые обучаются на специальности «наноматериалы» инженерно-физического факультета НИУ «БелГУ». Среди опрошенных 28% представителей женского пола и 72% – мужского.

Опросник является личностным. Служит для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. Разработан В.М. Русаловым на основе собственной концепции темперамента.

Состоит из 105 вопросов. В тесте предусмотрена небольшая контрольная шкала, предназначенная для выявления тенденции испытуемого давать социально-желаемые ответы.

Анализ результатов опроса должен давать достаточно объективную картину. Проведя качественный анализ полученных результатов, мы выявили, что:

80% опрошенных имеют, как минимум, среднеразвитые показатели по всем свойствам темперамента;

50% опрошенных имеют высокоразвитую эмоциональность;

77% опрошенных имеют высокий темп поведения.

Деятельность человека в экстремальных условиях изучается путем анализа следующих характеристик:

– характеристика экстремальных факторов (внешние условия деятельности);

– характеристика психологических состояний и свойств личности (уровень интеллекта (интеллектуальная гибкость, практическое мышление, координация способностей, общая осведомленность); уровень личной стабильности (надежность, устойчивость (резистивность) к стрессу, уверенность в себе, ответственность, коммуникабельность, социабельность); отсутствие напряженности, тревожности и психопатологических симптомов; психодинамические свойства (нейротизм, экстравертированность-интровертированность, тип вегетативной саморегуляции и др.);

– характеристика результатов деятельности.

Умение вести себя в экстремальных условиях является неотъемлемой составляющей образа профессионала, который соотносится с уровнем развития его профессионального самосознания. При высоком уровне развития самосознания видение предметной области своего труда и профессиональных целей значительно шире, глубже, полнее, целостнее, чем у людей с более низким уровнем развития самосознания [5].

Наши исследования проводились среди студентов инженерной специальности. Для инженера чрезвычайно важно уметь контролировать свои эмоции и поведение, чтобы не подвергнуть опасности жизнь и здоровье окружающих, так как работа с оборудованием предполагает огромную ответственность.

В результате исследования было выяснено, что опрошенные имеют преимущественно среднеразвитые показатели по всем свойствам темперамента, что является положительной чертой. Также высокий показатель темпа поведения является важной чертой в условиях экстремальной ситуации, это гарантирует, что опрошенные не будут просто наблюдать за ситуацией и бездействовать; эмоциональная стабильность позволит рационально выйти из сложившейся ситуации.

Литература

1.Василюк Ф.Е. Психология переживаний: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.:МГУ,1984.

2.Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: Типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. – 1995.– №3.– С. 90–101.

3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2000.

4. Ихсанов Р.Ф. Человек в чрезвычайной ситуации. – Самара, 2005.

5. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. – Л., 1978.

6. Краснянская Т.М. Влияние экстремальности на актуализацию у ее субъекта потребности в безопасности // Информационное противодействие угрозам терроризма. – 2008. – № 12. – С. 23–31.

7. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб., 2000.

8. Линдеман Х. Система психофизической саморегуляции. – М., 1990.

9. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология: учеб. пособие для вузов. – Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 238–268.

10. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. –Ереван,1988.

11. Решетников М.М. и др. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия // Психол. журн. – 1989. – № 4. – Т. 10.

12. Сочивко Д.В. Психодинамикаличности в экстремальных условиях жизнедеятельности: автореф. дис. … док. психол. наук. – М., 2003. – 52 с.

13. Фоменко Г.Ю. Личность в экстремальных условиях: два модуса бытия. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006.

14. Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности: Учебное пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009.

15. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации // Психологический журнал.–1996.– №1.– С.19–34.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...