Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологические основания диагностики индивидуального диапазона организаторских склонностейН.П. Фетискин г. Кострома, КГУ им. Н.А. Некрасова
Результаты наблюдения и обобщения независимых экспертных оценок позволили Л.И. Уманскому создать системное представление об индивидуальном диапазоне организаторских способностей (Л.И. Уманский, 1980. С. 101-113). Автором выделены два компонента диапазона организаторской деятельности, определяемые по деятельностной широте и возрастной направленности, и два компонента стиля организаторской деятельности, определяемых по ведущей форме воздействия и динамическим особенностям психики. Краткая характеристика индивидуальных диапазонов и стилей организаторской деятельности, выделенных Л.И. Уманским, дается ниже. Специфические проявления индивидуального диапазона организаторских способностей. В процессе сопоставления индивидуальных проявлений организаторских способностей в различных видах деятельности Л.И. Уманский обнаружил, что организаторские способности у разных людей характеризуются неодинаковой широтой или индивидуальным диапазоном деятельностной успешности. Например, отдельных субъектов отличает неограниченный (широкий, общий, неспецифический) диапазон организаторских способностей, которые одинаково успешны в любом виде организуемой групповой (учебной, трудовой, общественной) деятельности. У других субъектов индивидуальный диапазон организаторских способностей ограничивается какой-либо одной деятельностью – либо учебной, либо трудовой, либо общественной, либо какой-то другой. Выход за рамки избранной деятельности у таких организаторов завершался провалами и неудачами. Такой вид организаторской деятельности именовался Л.И. Уманским видовым индивидуальным диапазоном. Однако видовой диапазон не является пределом деятельностной широты организаторских способностей. По мнению Л.И. Уманского, наибольшая ограниченность деятельностного диапазона характерна для организаторов с очень узкой или специальной направленностью (художественной, музыкальной, спортивной и др.) Успешность организаторских способностей у таких лиц в других видах деятельности имеет отрицательную модальность. Отмеченные факты послужили основой для следующих выводов Л.И. Уманского: а) диапазон организаторских способностей колеблется от общего, широкого или неспецифического до специального, узконаправленного. Срединное положение в индивидуальном диапазоне организаторских способностей занимает видовой диапазон; б) индивидуальный диапазон организаторских способностей – явление довольно устойчивое, наблюдается во всех возрастных группах, и его необходимо учитывать в практической работе. Приведенные многочисленные факты и обобщения Л.И. Уманского послужили основой для разработки методики опенки широты деятельностного диапазона (Н.П. Фетискин, 2011). В созданной методике о бщая широта диапазона организационно-деятельностных предпочтений определяется по трем уровням направленности: полидеятельностный диапазон направленности (широкий); монодеятельностный диапазон направленности (видовой); узкоспециальный диапазон направленности. Парциальные характеристики диапазона организационно-деятельностных предпочтений включают следующие шкалы: широта организационно-деятельностной направленности; широта организационно-деятельностной успешности; широта организационно-деятельностной адаптивности; широта организационно-деятельностного взаимодействия; широта организационно-деятельностной самореализации. В дальнейших исследованиях организаторов Л.И. Уманский (1980) обнаружил еще один вид индивидуального диапазона организаторских способностей – возрастную избирательность. По мнению Л.И. Уманского, возрастное соотношение организаторов и организуемых в школьном возрасте, как правило, имеет односторонний характер: младшие не организуют старших, во всяком случае, при разнице в возрасте более чем два года. Но оказалось, что не все организаторы-школьники могут руководить одинаково успешно как сверстниками, так и учащимися моложе себя. Нередки случаи, когда ученик способен организовать сверстников и оказывается беспомощным в организации малышей, а бывает и обратное: ученик, прекрасно организующий малышей, оказывается неспособным организовать сверстников. Имеется немало и таких школьников, которые одинаково успешно руководят и сверстниками, и младшими. Первый тип зависимости организаторских способностей от возрастной избирательности (способен организовать сверстников и не способен организовать младших) можно назвать возрастной ограниченностью организаторских способностей, второй (способен организовать только младших) – педагогической избирательностью и третий тип (отсутствие возрастной избирательности) – возрастной неограниченностью. Последний вид индивидуального диапазона организаторских способностей нередко становится предметом обсуждения и пристального внимания руководителей и педагогов в связи с ролевым назначением старшеклассников или подчиненных. Следуя этому, Л.И. Уманский пришел к выводу о том, что «возрастная ограниченность организаторских способностей проявляется в невозможности перенести организаторскую успешность в работе со сверстниками на работу с учащимися более младших возрастов, чем сам организатор. Возрастная ограниченность – нередкое явление у школьников и взрослых. Отсутствие эмоционального удовлетворения, напряженность, растерянность (иногда доходящая до страха, «дето-боязни»), беспомощность, переход к администраторским методам руководства (единоначалие и авторитарность), стремление «заорганизовывать» детей и молодежь, шаблонность и т. п. – вот наиболее яркие симптомы возрастной ограниченности по данным исследования и отзывам испытуемых» (Л.И. Уманский, 1980. С. 106). Заслуживает внимание и авторское размышление о специфике возрастных ограничений и педагогической избирательности. По мнению Л.И. Уманского, «возрастная ограниченность организаторских способностей – явление более четкое по сравнению с педагогической избирательностью. Возрастная ограниченность не содержит требования одного важнейшего качества, необходимого для педагогической избирательности, – способности познания младших, вхождения в их жизнь, межвозрастного сопереживания. Способность познать другого человека – ровесника или младшего – имеет различные основания. В первом случае необходимо усвоить психологические особенности, которые отличают индивидуальное в личности сверстника, во втором – и индивидуальное, и возрастное (Л.И. Уманский, 1980. С. 107). С учетом значимости возрастной направленности в организаторской деятельности и эмпирический опыт Л.И. Уманского, нами была разработана психодиагностическая методика «Самооценка возрастного диапазона организаторских предпочтений» (Н.П. Фетискин, 2011). Основу этой методики составили следующие шкалы: организаторские склонности к работе со сверстниками; организаторские склонности к работе с группами старших возрастов; организаторские склонности к работе с группами младших возрастов; склонности к организаторской деятельности без возрастных ограничений. Возрастной диапазон организаторских способностей определяется на основе количественного сопоставления баллов, полученных в парциальных параметрах организаторских предпочтений, включающих следующие деятельностные параметрические характеристики: избирательную склонность к организаторской деятельности, организаторскую успешность, удовлетворенность ОД, адекватность ожиданий и принятие в предпочитаемых группах. В настоящее время в костромской психологической школе проводятся исследования по определению гендерного диапазона организаторских ориентаций и управления мужскими и женскими группами. Материалы |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |