Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 3. Функциональные стили речи

 

Общая характеристика стилей

Язык как явление социальное выполняет, как уже отмечалось, различные функции. Для реализации основных функций языка (общения, сообщения и воздействия) исторически сложились и оформились разновидности литературного языка, каждая из которых традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определенными особенностями и противопоставлена другим таким же разновидностям литературного языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями. Эти разновидности принято называть функциональными стилями. Возникнув на внеязыковой основе, стили различаются между собой внутриязыковыми признаками - принципами отбора, сочетания и организации средств из общенационального языка.

В настоящее время выделяется следующие стили: разговорный, осуществляющий функцию общения, и книжные (научный, официально-деловой, публицистический и литературно-художественный). Поскольку функции в реальном общении часто переплетаются, то можно говорить лишь об относительной замкнутости, изолированности стилей друг от друга. Прежде всего отметим, что объединяет все стили.

1. Основную часть языкового материала в любом стиле составляют нейтральные, межстилевые средства. В то же время ядро каждого из них образуют присущие именно ему особые языковые средства с одинаковой стилистической окраской, с едиными нормами употребления. Именно это определяет «лицо» стиля. Например, слова молекула, соединение, вещество, элемент мы безошибочно отнесем к научному стилю, слова депутат, выборы, правительство, премьер-министр и др.- к газетно-публицистическому, а слова налогоплательщик, работник, работодатель и др. – к официально-деловому.

2. Между стилями существует тесное взаимодействие, взаимопроникновение. Например, сочетание «подписать договор» может употребляться как в политической сфере, так и в сфере деловых отношений. Значительная часть разговорной лексики сейчас используется в разных стилях.

3. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в устной, так и в письменной форме. Каждый стиль включает в себя произведения разных жанров, имеющих свою специфику.

4. Каждый стиль представляет собой особую речевую систему с характерными только для нее лексическими и грамматическими особенностями, подчиненными выполнению какой-либо коммуникативной задачи. Знание специфики каждого стиля позволяет говорящему или пишущему создавать такой речевой вариант, который наиболее целесообразен и уместен для конкретной ситуации общения. Например, сравним несколько фраз.

1) Я вас слушаю. 2) Я – весь внимание. 3) Готов я внять твоим речам. 4) Ну, что у тебя там? 5) Давай, выкладывай, не тяни резину!

Первая фраза является нейтральной. Вторая фраза представляет собой официальный, подчеркнуто вежливый ответ собеседника; в третьей фразе использование устаревшего глагола «внять», свойственного высокому стилю, в сочетании с фамильярным «ты» придает высказыванию легкую иронию, шутливость. Четвертая фраза выдержана в разговорном стиле и говорит о пренебрежительном отношении говорящего к собеседнику (ну свидетельствует о раздражении). Пятая фраза – грубая, она включает просторечный глагол выкладывать, разговорно-просторечный эффект фразы усиливается сниженным фразеологизмом тянуть резину. Таким образом, в зависимости от ситуаций общения мы используем в речи единицы, которые, помимо своего основного (предметного) значения, имеют дополнительное значение. Эти дополнительные значения принято называть стилистическим значением (или стилистической окраской) слова. Так, дополнительную информацию пренебрежительного отношения к собеседнику в предыдущем примере несет междометие ну; окраска фамильярности содержится в словах показуха, передряга, неодобрения – разгильдяй, трепотня, одобрения – трудяга, молодчина.

 

Стилистическая норма

Стилистическая норма регулирует отбор определенных слов, форм слов, предложений в зависимости от ситуации и отношения говорящего (пишущего) к тому, о чем говорится или пишется. Стилистическая норма связана с таким явлением, как экспрессивность. Экспрессия придает речи образность и стилистическую окрашенность. Например: по сравнению с нейтральным словом квартира, сфера употребления которого практически неограниченна, слова коммуналка и хрущевка подразумевают неофициальность и непринужденность общения, кроме того в конкретных текстах они могут приобретать эмоционально-экспрессивную окраску.

Экспрессивные компоненты значения языковой единицы называют стилистическим значением (стилистической окраской)

Существует два вида стилистической окраски – функционально-стилистическая и эмоционально-оценочная.

С точки зрения функционально-стилистической выделяют такие виды окраски, как книжная и разговорная. Они выделяются на фоне нейтральных, неокрашенных единиц. Например, к книжным словам традиционно относят слова, связанные с разными сферами интеллектуального труда(проектировать, оппонировать), заимствованные слова (ипотека), слова церковнославянского происхождения (нивелировать, феномен, благодеяние), официально-деловые (вышеизложенный), специальные (формация) и публицистически окрашенные (рейтинг). В толковых словарях стилистическая окраска слов зафиксирована в стилистических пометах, которые даются в скобках перед толкованием лексического значения слова, например: конфиденциальный (книжн.), конфигурация (спец.), содружество (высок.), юрисдикция (офиц.), конфузливый (разг.), кочет (обл.), голубушка (поэт.) и др.

К эмоционально-оценочным относятся слова, в значении которых содержится оценка предмета речи, ситуации общения. В словарях мы можем встретить следующие пометы: бабуля (ласк.), симпатяга (одобр.), тьмутаракань (неодобр.), фигляр (пренебр.), хапуга (презр.), болван (бран.).

В литературном языке используется система средств выражения с близким значением, но с разной стилистической окраской. Синонимичны могут быть формы слов (свитера – свитеры, штемпеляштемпели), отдельные слова. Так, в словах ходить – блуждать и слоняться главное различие в их экспрессивной окраске: ходить – нейтральное, общеупотребительное слово, блуждать – архаичное, с оттенком книжности, слоняться – разговорное, сниженной экспрессии, с оттенком неодобрительности. Стилистические синонимы могут и не иметь смысловых различий, например, лицо – лик – физиономия – морда обозначают одно и то же, но по-разному. Слово в словаре может иметь 2 пометы, характеризующие его с точки зрения как функциональной, так и эмоционально-оценочной, например: бездарь (разг., пренебр.), драндулет (разг., шутл.), подвизаться (высок. и ирон.), безвинный (книжн. и устар.) В разных словарях могут использоваться разные системы помет.

Стилистическую окраску могут иметь также грамматические формы и словообразовательные средства. Так, в родительном падеже формы существительных с окончанием – у и – ю более свойственны разговорной речи (в отпуску, в цеху). Это же касается некоторых форм множественного числа с окончанием – а (бухгалтера, клапана), являющихся разговорными и профессиональными вариантами. Стилистическая окраска словообразовательных средств указывается в грамматиках. Например, приставка со- употребительна в специальной терминологии и в газетно-публицистической речи, т.е. в книжных стилях речи (соавтор, сограждане, соучастник), а приставка недо- - в разговорной речи ( недовесок, недоумок, недоросль).

Стилистическая окраска слова может со временем меняться. Многие слова, которые раньше оценивались как книжные, воспринимаются сейчас как нейтральные и не имеют помет в современных словарях (безвластье, героизм, интуиция и др.), а слова, которые ранее не имели стилистической окраски (например, слово танцовщик в значении артист балета дается в современных словарях с пометами «спец. и офиц.» ( Л.И.Скворцов. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М. – СПб., 2006).

Различная стилистическая окраска языковых единиц позволяет наилучшим образом выразить не только содержание речи, но и показать, как собеседники оценивают ситуацию и цель общения, как относятся друг к другу.

Если в одном стиле употребляются языковые средства, типичные для другого, это приводит к стилистическим ошибкам. Наиболее часто встречаются ошибки, связанные со стилистически неправильным словоупотреблением. К их числу относится неуместное употребление канцеляризмов, злоупотребление специальными терминами в ненаучном тексте, использование разговорной и просторечной лексики в книжных текстах. Стилистические ошибки портят речь, нередко производят комическое впечатление. Особенно важно соблюдение стилистических норм в письменной речи.

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы понимаете выражение «функциональные разновидности речи»? Дайте определение стиля.

2. Какие общие черты присущи всем разновидностям речи?

3. Что понимается под стилистической окраской слова?

4. Какие виды стилистической окраски слова вы знаете? Приведите примеры.

5. Каково значение помет в толковых словарях?

6. Какие ошибки принято считать стилистическими? Приведите примеры.

Рекомендуемая литература

1. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка: учеб. пособие для вузов / Д. Э. Розенталь. – М.: Изд-во «Высшая школа», 1974.

2. Дунев, А. И. Русский язык и культура речи: учеб. для вузов / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, А. Ю. Кожевников и др.; под ред. В. Д. Черняк. – М.: Изд-во «Высшая школа» – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

Задания

1. Определите стилистическую окраску следующих слов. При необходимости обращайтесь к словарю.

Дефолт, летоисчисление, атмосфера, церемониал, аферист, бездарь, лузгать, страшенный, столовка, мигрант, свидетельствовать, подвижник, рукастый, рукодельничать, усугубить, квалифицированный, трудоустроить, странник.

2. Подберите к следующим нейтральным словам синонимы с разной стилистической окраской.

Строить - , идти - , сильный - , грустный -

3. Найдите нарушения стилистической нормы в предложениях, взятых из официальных документов.

1) Правительство России одобрило основные принципы концепции реформирования системы оплаты труда бюджетников. 2) Зарплаты подтянут к минимуму. 3) В тарифной сетке залатают дыры.4) Дома временного проживания предназначены для временного проживания граждан, проживающих в доме, включенном в состав домов временного проживания (из текста закона).

4. Исправьте стилистические ошибки в сочинениях школьников.

1) Этот поступок Татьяны врезался в мою душу навсегда.2) Пушкин решил написать пару-тройку романов. 3) Я хочу сказать, что Онегин – клевый мужик. 4) Его романы сразу получили звания шедевров от современников.

5. Укажите в предложениях, взятых из газетных текстов и заголовков, слова, имеющие стилистическую окраску. Считаете ли вы уместным их использование в языке газеты?

1) Муниципалы угодили в коллизию (заголовок). 2) Костяк служащих должны составлять мужчины. З) Несколько лет назад в Россию хлынули из-за рубежа бизнесмены. 4) Хватит кошмарить бизнес! (заголовок). 5) Над многими политиками довлеет груз старых представлений о взаимоотношениях прессы и власти. 6) Строители ушли на перекур(заголовок). 7) Иностранцы грузят Россию просьбами разрешить сборку автобусов и грузовиков. 8) Мировой экономике предрекают рост (заголовок). Чиновничья мимикрия вместо реформы (заголовок). 9) Рекламщикам поставили «неуд»(заголовок). 10)В авангарде удорожания идут продукты для бедных. 11) Продуктовую инфляцию в России до рекордных отметок разогнали беднейшие покупатели. 12) Сенсорная комната предназначена для снятия физического напряжения и для релаксации.

5. Прочитайте фрагмент из статьи-завещания А.И.Солженицына «Жить не по лжи!», написанной в 1974 г. Проанализируйте использованную автором лексику с точки зрения функционально-стилистической и эмоционально-оценочной. К какому стилю вы отнесете это произведение?

…Когда насилие врывается в мирную людскую жизнь – его лицо пылает от самоуверенности, оно так и на флаге несет, и кричит: «Я – Насилие! Разойдись, расступись – раздавлю!». Но насилие быстро стареет, немного лет – оно уже не уверено в себе и, чтобы держаться, чтобы выглядеть прилично, - непременно вызывает себе в союзники Ложь. Ибо: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием. И не каждый день, не на каждое плечо кладет насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи – и в этом вся верноподданность.

И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!

И это прорез во мнимом кольце нашего бездействия! – самый легкий для нас и самый разрушительный для лжи. Ибо когда люди отшатываются ото лжи – она просто перестает существовать. Как зараза, она может существовать только на людях.

Не призываемся, не созрели мы идти на площади и громогласить правду, высказывать вслух, что думаем, - не надо, это страшно. Но хоть откажемся говорить то, чего не думаем! ( «Российская газета», 7 августа 2008 г., №167)

6. Прочитайте текст из газеты «Утро Петербурга» (2-3 июня 2008 г.). Найдите в нем слова и словосочетания, имеющие различную стилистическую окраску. Какую функцию они выполняют в данном тексте? Насколько стилистически оправдано их употребление в данном тексте?

Рекламой – по печени!

…Даже не верится, что относительно недавно не было рекламы ни в газетах, ни на радио, ни на телевидении, ни в Интернете. Впрочем, его тогда тоже не было.

А теперь без рекламы никуда! Она нас преследует и днем и ночью, она достает нас повсюду, включая мобильную связь. То и дело приходят SMS поучаствовать в очередном «лохотроне». Про «лохотрон» на телевидении и спам в Интернете и говорить нечего.

Спору нет, реклама нужна всем. Но добросовестная, которая не вносит вас в заблуждение относительно свойств и качества предлагаемой продукции. Ишь чего захотел, скажут на это рекламодатели. Не обманешь – не продашь!

Для продавца хороша та реклама, которая достигает своей цели любыми средствами. Вот только достигает ли? Ведь наш брат не любит, когда ему что-то навязывают. А посему навязывание покупателю торговой марки, товара или услуги нередко вызывает у нас реакцию активного отторжения.

Не секрет, что первыми жертвами рекламы становятся старые да малые. Особенно у пожилых людей снижается критическое отношение к шарлатанам, которые, напялив белые халаты, изображают врачей и навязывают нам чудодейственные пилюли и БАДы. Такая раскрутка лекарственных средств заставляет людей думать о боли и старости, лишает их психического равновесия, многие просто впадают в депрессию.

Шансов у потребителя избежать столкновения с рекламой товара, честно говоря, негусто. Поэтому все чаще он становится объектом манипуляции. Тем паче что реклама обращена к конкретному человеку.

Нет, я не против рекламы. Я против ее назойливости. Ведь она буквально заполонила окружающее пространство. К примеру, на телевидении часовая телепередача нынче едва ли не на треть состоит из рекламных блоков. И главное, несмотря на закон, обязывающий не увеличивать громкость в рекламных блоках, телевизионщики и в ус не дуют, изо всех сил пытаясь достать нас децибелами.

Примитивизм и назойливость рекламы давно стали притчей во языцех. Все мы видим, что ее объем растет не по дням, а по часам. И закрадывается подозрение, что эффективность рекламы снизилась, и, вместо того чтобы подумать о качестве, потребителей стараются взять ее количеством.

 

Научный стиль речи

 

Научный стиль принадлежит к книжному стилю нормативного литературного языка и обслуживает научную сферу общения. Для него характерны следующие особенности:

1) монологический характер;

2) предварительное обдумывание высказывания;

3) строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи;

4) логичность, последовательность изложения;

5) стремление к точности, краткости, однозначности;

6) насыщенность специальной лексикой – терминами;

7) использование абстрактной лексики;

8) преимущественное употребление существительных;

9) сложные синтаксические конструкции (предложения).

Ведущими стилеобразующими чертами научного стиля считаются: обобщенный характер изложения информации, вневременной план повествования, беспристрастное изложение информации (отсутствие эмоционально-экспрессивных средств), логическая последовательность изложения, точность, однозначность излагаемой информации, насыщенность содержания, использование характерных для данного стиля лексических и грамматических конструкций.

 

Лексические нормы в научном стиле

Характерная примета научного текста – термины. Под термином понимается слово или словосочетание, выражающее определенное научное понятие в конкретной области научного знания. Доля терминов в научном тексте невелика (примерно 10-15 %), однако они являются наиболее информативной частью научных текстов. Термины отличаются однозначностью.

Одни термины обозначают общенаучные понятия и используются в разных областях научного знания, например: атом, молекула, формула, аспект, синтез, анализ и др., другие носят узкоспециальный характер и употребляются в одной области, например: гребнечесание, льнотеребление, колосник и др.

С точки зрения происхождения термины научных текстов могут быть: а) заимствованными из других языков (интеграл, вектор, аппарат) и б) возникшими в результате переосмысления слов общелитературного языка . Так, например, слово «масса» в общепринятом значении означает «множество, большое количество чего-либо», а в физике – «одна из основных величин механики, измеряющая количество вещества в теле, меру инерции тела по отношению к действующей на него силе»;слово «лицо» в общеупотребительном значении - «передняя часть головы человека», а в специальном (терминологическом) значении – «лицевая сторона полотна».

Некоторые слова общеупотребительного языка используются как термины одновременно в разных науках, например, слово «движение» употребляется как термин в философии, физике, химии, биологии, политике. Переход общеупотребительной лексики в термины приводит к изменению лексической сочетаемости слова. Так, слово «вода» в общеупотребительном значении сочетается со многими словами ( вода чистая, вкусная, прозрачная, холодная, горячая, пресная, соленая и др.), а, например, в химии это слово имеет уже ограниченную сочетаемость (тяжелая вода, дистиллированная вода) .

Большинство терминов образованы на основе уже известных слов и по известным словообразовательным моделям: а) в результате сложения основ (рекламодатель, износоустойчивость, ценообразование, платежеспособность, счет-фактура, фирма-изготовитель), б) в результате использования известных словообразовательных элементов

(недвижимость, реимпорт, деноминация, недопоставка, макроэкономика); в) в результате сложения слов (потребитель рекламы, точка пересечения, наклонная плоскость и др.).

Основная часть лексики научных текстов – это слова литературного языка, используемые в общепринятых значениях. Многие слова имеют абстрактное значение, например: развитие, фактор, движение, выражение, длительность, интенсивность, течение и др. Это связано с тем, что в научных текстах преобладают названия понятий и значительно реже встречаются названия действий.

В целом научной речи не свойственно разнообразие лексики, а объем текста увеличивается главным образом за счет многократного повторения одних и тех же слов и терминов в разных сочетаниях.

За пределами научной речи остается нелитературная и эмоционально-экспрессивная лексика.

 

Грамматические нормы в научном стиле речи

Нормативным для научного стиля речи является широкое использование следующих форм:

а) глагольно-именных словосочетаний, например: прийти в соприкосновение (ср.: общеупотр. соприкасаться), иметь отличие (ср. общеупотр.отличаться), привести доказательство (ср. общеупотр. доказать), произвести вычисление (ср. общеупотр. вычислить).

б) сочетаний с согласованными и несогласованными определениями, например: туристский сервис, рекламная акция, совместное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, единое экономическое пространство, волокна растительного происхождения.

в) имен существительных с суффиксом -ние со значением действия, процесса, образованных преимущественно от глаголов, например: изменение, колебание, кручение, теребление и др. и существительных женского рода с суффиксом –ость, обозначающих свойства, например: вязкость, теплопроводность, упругость и др.

Имена существительные и прилагательные в количественном отношении преобладают над глаголами. Наиболее частотной формой существительных является родительный падеж в определительном значении, так называемые «цепочки родительных падежей» - словосочетания, в которых родительный падеж позволяет более точно назвать объект исследования, например: изменение условий труда работников сферы обслуживания; расширение сферы применения и увеличения функциональных возможностей двигателей; системы подчиненного регулирования параметров электроприводов и др.

Формы предложного падежа чаще всего употребляется с предлогом при в условно-временном значении, например: при образовании, при рассмотрении, при изменении др.

В научных текстах редко встречаются местоимения 1 и 2 лица единственного числа, в этой функции часто используется местоимение 1 лица множественного числа, например: мы рассмотрим …, обратимся…., перейдем…., отметим…, сравним…, сопоставим …и др.

Большинство глаголов утрачивает часть своих значений и употребляется в одной видовой форме (чаще в форме настоящего времени несовершенного вида, обозначая при этом длительность, постоянность действия или констатацию факта), например: считаться, находиться, утверждать, находиться, влиять, зависеть, использовать, различать и др.

Значительная часть глаголов выступает в роли связок: быть, являться, заключаться, служить, представлять собой и др.

В научной речи наблюдается переход одних частей речи в другие (чаще знаменательных в служебные), например: в силу, в случае, в соответствии, в качестве, в результате, за счет, в виде, методом и др.

Широко используются союзы, союзные слова и другие средства выражения связи (см. об этом ниже).

Особенности синтаксической организации научного текста связаны с широким использованием разного типа сложных предложений, которые представляют собой емкую форму для описания сложных явлений. При этом используются составные подчинительные союзы: благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что, в силу того что, несмотря на то что и др., позволяющие более точно, чем простые союзы, выразить отношения между частями сложного предложения (отношения причины и следствия, условия, сравнения и др.).

Наиболее употребительными типами простых предложений являются: 1)неопределенно-личные с глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего или прошедшего времени ( Различают несколько видов рекламы ), 2)обобщенно-личные с глаголом 1 лица множественного числа настоящего или прошедшего времени ( Рассмотрим устройство механизма), 3) безличные предложения ( В разделе рассматривается…; Следует остановиться…; Необходимо осветить… и др.)

Широко используются в научном стиле предложения с причастными и деепричастными оборотами, а также активные и пассивные глагольные и причастные конструкции (Эксперимент выполняется – эксперимент выполнен).

Порядок слов в предложениях, как правило, прямой (объективный). Это означает, что новая информация, ради которой формулируется мысль, располагается в конце предложения.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Какие из перечисленных признаков характерны для научного стиля речи? Укажите наиболее важные, на ваш взгляд, признаки.

1) Точность; 2) логичность; 3) строгость в отборе языковых средств; 4) краткость изложения; 4) использование большого количества разнообразных терминов; 5) повторяемость терминов в тексте; 6) однозначность употребления слов и терминов; 7) единообразие в использовании языковых средств; 8) стандартность в изложении; 9) последовательность в изложении; 10) связность частей научного текста; 11) трудность понимания научных текстов.

2. Приведите примеры общенаучных терминов, используемых в разных областях научного знания.

3. Назовите наиболее частотные способы образования терминов.

4. Перечислите основные части речи, используемые в качестве средств связи в научных текста

Рекомендуемая литература

1. Барыкина, А. Н. Пособие по развитию навыков письменной речи / А. Н. Барыкина, В. П. Бурмистрова, В. В. Добровольская.– М.: Изд-во «Русский язык», 1978. – 192 с.

2. Налимова, Т. А. Научный стиль речи: конспектирование, тезирование, реферирование, аннотирование: учебно-метод. пособие. – СПб.: СПГУТД, 2000. – 62 с.

3. Проскурякова, И. Г. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля / И. Г. Проскурякова, Р. К. Боженкова, Т. Ю. Волошинова и др. – СПб.: СПбГПУ, 2002. – 258 с.

4. Свидинская, Н. Т. Изучаем функциональные стили (официально-деловой и научный): учеб.-метод. пособие / Н. Т. Свидинская, Т. А. Налимова, И. А. Калинина. – СПб., СПГУТД, 2004. – 93 с.

 

Задания

1. Объясните смысловое различие в следующих парах слов. Cоставьте с ними словосочетания.

Цельный – целостный, информативный – информационный, рациональный –рационалистический, единый –единичный, особый –особенный, экономный –экономичный.

2. Составьте все возможные словосочетания, характерные для научного стиля, используя данные глаголы и существительные.

Углубить, выработать, возродить, отвергнуть, решить, составить, придать (представление, взгляды, знания, идеи, проблемы, статус, классификация).

3. Объясните значение слов иноязычного происхождения с помощью соответствующих русских эквивалентов.

Атрибут, адекватный, локальный, реляционный, дискретный, детерминированный.

4. Трансформируйте, где возможно, предложения, заменяя придаточные определительные синонимичными предложениями с причастным оборотом. Объясните, почему в некоторых случаях трансформация невозможна.

1) Периодический закон, который открыл Д.И.Менделеев, отражает глубокие закономерности строения атома.

2) Статья, которую он решил написать, будет посвящена важной проблеме.

3) Тот материал, который вы уже собрали для реферата, надо систематизировать.

4) Тема, к которой вы обратились, очень важна и интересна.

5) Процесс изменения состояния газа, который протекает при постоянном давлении, называется изобарическим.

6) Завтра состоится встреча ученых-экологов, которые приедут из разных стран мира.

5. Переделайте данные предложения в соответствии с нормами научного стиля речи.

1) Статья написана небрежно: она однобоко описывает явления, а также в ней нет библиографии.

2) Короче говоря, результаты эксперимента прежние.

3) Говорят, в результате ряда интересных опытов физики добились хороших результатов.

4) Он упорно продолжал исследовать проблему, но толку не было.

5) Системный метод исследования распространился в науке ХХ столетия.

6. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением норм научного стиля речи.

1) Античные материалисты уравнивали материю с неким телесным началом, которое было в основе всех вещей.

2) В античной культуре категория «бытие» применялась как средство философского осмысления мира.

3) Революция в физике на рубеже Х1Х и ХХ веков отказалась от прежней абсолютизации свойств как вечных и неизменных.

4) В средневековье природа считалась источником зла, которое человеку необходимо одолеть.

7. Прочитайте фрагмент текста, содержащий несколько определений рекламы из разных источников. Какие из них вам представляются наиболее полными? Попробуйте сформулировать свое определение рекламы.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...