Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 9. Культура как система игр. Семиотика возможного мира

1. Определите сущность понятия игры в культуре. Почему можно говорить о том, что культура есть система игр и что культура развивается посредством игры?

2. Почему понятие языковая игра применимо к анализу культурных (семиотических) объектов и практик? В чем сущность игр по правилам системы / с преодолением правил системы?

3. Приведите примеры игровых практик культурного пространства. В чем состоит их семиотический механизм?

4. На примере новеллы Х.Л.Борхеса «Тлён. Укбар. Орбис Терциус» определите вид семиотической игры (игра с языками, с текстами культуры) и семиотические способы создания возможного мира Тлёна. Насколько этот мир оказывается достоверным?

5. Определите способы создания возможного мира в текстах, относящихся к визуальным коммуникациям – например, гравюрах М.Эшера. В чем противоречивость этого мира? Считаются ли данные сообщения энтропийными? Достоверными? Как вывести код их прочтения?

Практическое занятие № 10. Семиотика литературы

1. Определите причины, по которым текст считается семиотически неоднозначным объектом (онтологический статус текста; существование исключительно в интерпретации-переводе).

2. Что понимается под «правами текста» / стабилизаторами его интерпретации?

3. Почему текст существует одновременно как закрытая и открытая структура?

4. Определите понятие текст как знак. Дайте характеристику составляющим текстового знака (носитель, референт, система референтов, значение и смысл).

5. В чем состоят функции текста-знака?

6. Почему текст можно рассматривать как отдельный знак, изучая его отношения к другим текстам-знакам и как систему знаков? Покажите на примерах, что персонажи, портретное описание, сюжет какого-либо текста действительно можно анализировать как знаки, выявляя их значение и смысл на основании анализа способа отображения референтов, комбинаций с другими знаками, функциональной роли в системе текста и т.д.

7. Определите связь между понятиями семиозис, семиосфера, гипертекст, текст в тексте, текст о тексте.

8. Как связаны понятия семиозис и интерпретация?

9. В чем состоит нелинейность процессов порождения и интерпретации художественного текста?

10. Каковы возможности и границы семиотического анализа (интерпретации) текста культуры?

11. Кодирование, избыточность в языке и тексте. Проблема восприятия энтропийных текстов. Способы уменьшения энтропийности сообщения.

12. Сделайте семиотический анализ текста Гертруды Стайн Роза есть роза есть роза есть роза …. Каков код данного сообщения? Какова степень его энтропийности?

13. Приведите примеры энтропийных сообщений. Являются ли фуги И.С.Баха, гравюры М.Эшера энтропийными сообщениями?

14. Почему в современной культуре возрастает значимость проблемы авторства? Как решалась эта проблема в культуре Средневековья?

 

 

Практическое занятие № 11. Семиотика фальсификации

1. В чем состоит семиотический механизм фальсификации?

2. Опишите семиотические способы и виды фальсификаций.

3. Приведите примеры множественных фальсификаций в романах У.Эко, И.Грошека, М.Павича, в прозе Х.Л.Борхеса. Объясните их семиотический механизм.

4. Объясните явления двойничества, псевдоавторства, псевдотекста и псевдоперевода с семиотической точки зрения.

5. Можно ли зеркальное отражение считать знаком отображаемого объекта? Дайте семиотическое обоснование.

6. Определите роль фальсификаций в культуре.

7. Сделайте семиотический анализ ситуации фальсификации на примере эссе Х.Л.Борхеса «Борхес и я». Покажите, каким образом эта ситуация приводит к резкому возрастанию текстовой энтропии.

8. Сделайте семиотический анализ следующей ситуации фальсификации:

 

Середина одного манускрипта была безвозвратно утрачена. В подобном виде этот текст не годился для продажи. Поэтому, не долго думая, я разыскал среди свитков, которые пылились у меня на полках, подходящий по формату и почерку огрызок и вклеил его в середину. В результате получился цельный манускрипт, который уже можно было продать. Если не обращать внимания на некоторые нестыковки и шероховатости, то в общем и целом текст мне понравился (по: И.Грошек. Реставрация обеда).

 

9. Переведите на язык семиотики ситуацию, в которой субъект как знак теряет свой единственный референт (себя самого), объясните семиотический механизм фальсификации:

 

Никита слушал львиноликого собеседника, …, гадая, что за существо перед ним, способное выражаться как скотопас, передавая речь односельчан, но и с королевским достоинством, пересказывая беседы с придворными и с монархом. Есть ли душа, недоумевал он, у этого субъекта, имеющего разные голоса для показа различных душ? И если в нем живут различные души, которую из них я-то сам принимаю за истинную? (У.Эко. Баудолино)

 

 

Практическое занятие № 12. Проблема истинности языкового

Отображения

1. Определите понятие истины в философии, логике, психологии, семиотике. Выпишите определения из соответствующих справочников и словарей.

2. Охарактеризуйте основные теории истинности.

3. Почему не возможна абсолютная истинность в отношениях языков с миром?

4. Почему отображение носит вероятностный характер, и ни один из языков не является «зеркалом мира»?

5. Объясните, почему следующие высказывания Борхес считает истинными? В границах каких теорий истинности?

a. Любое стихотворение годы превратять в элегию.

b. Самые верные наши подруги – ушедшие, они неподвластны ни ожиданию, ни тревогам и страхам надежды.

c. Единственный подлинный рай – потерянный.

d. Мы в силах сотворить любое чудо. Но не делаем этого. Потому что в воображении оно гораздо реальней.

6. Дайте семиотическое объяснение следующему высказыванию: Истина не то, чем кажется в данный миг (У.Эко. Имя розы).

7. Как проблемы истинности раскрываются в текстах Х.Л.Борхеса Притча о дворце. Сад расходящихся тропок. Три версии предательства Иуды. Алеф. Борхес и я?

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...