Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итоговая контрольная работа по семиотике

 

 

1. Дайте определения следующих понятий: знак, референция, значение знака, смысл знака. В чем состоит принципиальное отличие основных структурных моделей знака – диады и триады?

2. Дайте краткую сущностную характеристику измерениям семиозиса. Можно ли поставить рядом понятия семиозис и гипертекст?

3. Каким семиотическим проблемам посвящен следующий текст Борхеса?

 

Мне снится тигр, безгрешный, мощный, мудрый и кровавый.

Я вижу сквозь бамбуковый узор узор на шкуре тигра…

Но понимаю, что хищник, вызванный моей строкой,

Сплетенье символов, простой набор литературных тропов,

Он порождение сознанья, конструкция из слов.

А тигра, вне мифов рыщущего по земле, мне словом не достигнуть.

4. Обозначьте типы выделенных в данных высказываниях знаков (в семиотической классификации):

а) Отныне я буду называть тебя Жалом, – сказал он клинку.

б) Бильбо погрузился в мечту о беконе, яйцах и жареном хлебе.

в) Без голоса кричит, без зубов кусает, без крыльев летит, без горла завывает (Ветер).

г) Голлум … – черный как сама темнота, с двумя громадными круглыми бесцветными глазами… (Дж.Р.Толкиен. «Туда и обратно»)

 

5. В одном из эпизодов «Властелина колец» Дж.Р.Толкиена дано описание двери, ведущей в царство гномов. Посмотрите на это описание глазами Семиотика:

 

В верхней части, под аркой, увитой эльфийскими рунами, обрисовывалось изображение молота и наковальни, увенчатое семизвездной короной. Еще ниже означились два дерева с полумесяцами наверху. А прямо посередине ярко сияла многолучевая звезда.

– Это знак Дарина! И Деревья Высоких Эльфов! И Звезда Дома Феанора! – воскликнул Гэндальф. Надпись на языке эльфов Древнего Запада означает: «Двери Дарина Повелителя Мории. Скажи друг и входи».

o Обоснуйте, почему дверь как вещь и объект стала Дверью как Знаком?

o Какое сообщение передается посредством визуального изображения?

o Определите виды знаков (описываемого визуального текста), их референты, степень конвенциональности значений. В какой системе эти изображения приобретают значения?

o Каким знаком (по отношению к визуальному тексту) является вербальный метатекст? Позволяет ли вербальный текст «восстановить», повторить само изображение?

o Какое сообщение передается вербально? Гэндальф понял, что сообщение зашифровано. Толкиен говорит, что маг несколько раз пытался его декодировать: произносил множество заклинаний, пробовал подбирать множество эльфийских слов, произносил по-эльфийски Edro! (Откройся!), но дверь не открывалась. После недолгого отчаяния Гэндальф ясным голосом произнес наконец единственное слово – Mellon! – и дверь открылась.

o Как звучит это слово по-русски?

o Обоснуйте семиотически, почему необходимо было слово только на эльфийском языке?

o В какой теории истинности слово-разгадка оказалось истинным?

o Какую семиотическую функцию оно выполняет в знаковой ситуации?

o Каков был код данного сообщения? Определите вид этого кода.

 

6. Опишите и обоснуйте способ соотношения двух типов реальности на примере следующего текста: … и видеть в бодрствовании сновиденье, когда нам снится, что не спим (Х.Л.Борхес).

Какая из теорий истинности приложима к интерпретации данного текста?

Опишите способы создания энтропии в тексте. Что здесь выступает в качестве шума?

 

7. Переведите на язык семиотики. Опишите семиотическую ситуацию, для которой следующий текст является иллюстрацией:

 

«Добрейший Адсон, – отвечал учитель. – Всю поездку я учу тебя различать следы, по которым читаем в мире, как в огромной книге. Сказал же Алан Лилльский: «Всей Вселенной нам творение – будто изображение, книга, зеркало …». Он судил о неисчерпаемом обилии символов, коими Господь через посредство своих творений глаголет к нам … Однако Вселенная еще красноречивей … и говорит не только о самых далеких вещах (о них всего туманней), но и о самых близких, и о них – яснее ясного (У.Эко. «Имя розы»).

 

 

Темы для докладов и сообщений

o Символы книга, лабиринт, библиотека, дерево (ризома) в культуре ХХ в. (на примере текстов У.Эко и Х.Л.Борхеса).

o Семиотика зеркала.

o Иконизм в современной массовой культуре.

o Символизация в ритуалах и мифах.

o Проблема индивидной / общей номинации в новелле Х.Л.Борхеса «Фунес, чудо памяти».

o Возможности и границы языков визуальной коммуникации, музыки, формальных языков (по выбору).

o Семиотические проблемы перевода невербальных текстов на вербальный язык.

o Семиотическая теория интерпретации У.Эко.

o Семиотика детективных текстов А.Конан-Дойля, А.Кристи (по выбору).

o Семиотика истинности в текстах Х.Л.Борхеса «Притча о дворце», «Сад расходящихся тропок», «Три версии предательства Иуды», «Алеф», «Борхес и я».

o Семиотика моды.

o Семиотика фотографии.

o Семиотика фольклорного текста.

Вопросы для повторения

1. При каких условиях вещь становится знаком?Чем знак отличается от вещи?

2. Расположите виды знаков по степени абстракции. Как меняется потенциал знака в зависимости от степени «близости» к референту?

3. Чем отличаются модели знака у Ф.де Соссюра и Ч.Пирса?

4. Какова цель введения понятий семиозис, гипертекст?

5. Каково соотношение понятий язык, алфавит, код, алгоритм, речь и текст?

6. Какова роль иконических знаков в мышлении?

7. Что может выступать в качестве шума в коммуникации?

8. В чем вы видите «плюсы» и «минусы» энтропии?

9. Что такое прагматика сообщения?

10. Вспомните виды знаков в семантической и семиотической классификациях.

11. Насколько отчетлива граница между естественными и искусственными знаками?

12. Почему формальные языки называются формальными?

13. Каковы основные тенденции в развитии знаковых систем?

14. Почему семиотические исследования возможны применительно к культуре? Каков их потенциал?

15. Выступают ли звук речи и музыкальный звук в качестве знака? Является ли зеркальное отражение знаком? А ксерокопия?

16. Какова структура коммуникативного акта?

17. Почему любые знаковые системы именуются языками?

18. По каким параметрам противопоставлены твердые и мягкие языки?

19. Каковы семиотические функции рамы в текстах живописи?

20. Объясните семиотический механизм фальсификации. Какие виды фальсификаций вам известны?

21. Объясните явления псевдоавторства, псевдоперевода, двойничества с семиотической позиции.

22. Каковы семиотические способы создания возможных миров? В чем отличие реалистических миров от фактофиксирующих?

23. Почему знаковые системы носят вероятностный характер?

24. Объясните сущность понятия языковая игра.

25. Почему референт знака всегда отсутствует в акте коммуникации? Может ли знак слиться с референтом?

26. Приведите примеры рекурсивности и серийности в литературе.

27. Способы соотнесения знака и референта.

28. Как соотносятся понятия смысл знака и синтактика знаков?

29. Можно ли и на каких основаниях разграничить значения и смыслы? Почему значение всегда конвенционально?

30. Каковы причины избыточности информации в сообщении? Как упорядочить передаваемое сообщение?

31. Проверьте, можете ли вы описать структуру любого конкретного знака (изображения, слова, цифры, плана и т.д.).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...