Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Итоговая контрольная работа по семиотике
1. Дайте определения следующих понятий: знак, референция, значение знака, смысл знака. В чем состоит принципиальное отличие основных структурных моделей знака – диады и триады? 2. Дайте краткую сущностную характеристику измерениям семиозиса. Можно ли поставить рядом понятия семиозис и гипертекст? 3. Каким семиотическим проблемам посвящен следующий текст Борхеса?
Мне снится тигр, безгрешный, мощный, мудрый и кровавый. Я вижу сквозь бамбуковый узор узор на шкуре тигра… Но понимаю, что хищник, вызванный моей строкой, – Сплетенье символов, простой набор литературных тропов, Он порождение сознанья, конструкция из слов. А тигра, вне мифов рыщущего по земле, мне словом не достигнуть. 4. Обозначьте типы выделенных в данных высказываниях знаков (в семиотической классификации): а) Отныне я буду называть тебя Жалом, – сказал он клинку. б) Бильбо погрузился в мечту о беконе, яйцах и жареном хлебе. в) Без голоса кричит, без зубов кусает, без крыльев летит, без горла завывает (Ветер). г) Голлум … – черный как сама темнота, с двумя громадными круглыми бесцветными глазами… (Дж.Р.Толкиен. «Туда и обратно»)
5. В одном из эпизодов «Властелина колец» Дж.Р.Толкиена дано описание двери, ведущей в царство гномов. Посмотрите на это описание глазами Семиотика:
В верхней части, под аркой, увитой эльфийскими рунами, обрисовывалось изображение молота и наковальни, увенчатое семизвездной короной. Еще ниже означились два дерева с полумесяцами наверху. А прямо посередине ярко сияла многолучевая звезда. – Это знак Дарина! И Деревья Высоких Эльфов! И Звезда Дома Феанора! – воскликнул Гэндальф. Надпись на языке эльфов Древнего Запада означает: «Двери Дарина Повелителя Мории. Скажи друг и входи». o Обоснуйте, почему дверь как вещь и объект стала Дверью как Знаком? o Какое сообщение передается посредством визуального изображения? o Определите виды знаков (описываемого визуального текста), их референты, степень конвенциональности значений. В какой системе эти изображения приобретают значения? o Каким знаком (по отношению к визуальному тексту) является вербальный метатекст? Позволяет ли вербальный текст «восстановить», повторить само изображение? o Какое сообщение передается вербально? Гэндальф понял, что сообщение зашифровано. Толкиен говорит, что маг несколько раз пытался его декодировать: произносил множество заклинаний, пробовал подбирать множество эльфийских слов, произносил по-эльфийски Edro! (Откройся!), но дверь не открывалась. После недолгого отчаяния Гэндальф ясным голосом произнес наконец единственное слово – Mellon! – и дверь открылась. o Как звучит это слово по-русски? o Обоснуйте семиотически, почему необходимо было слово только на эльфийском языке? o В какой теории истинности слово-разгадка оказалось истинным? o Какую семиотическую функцию оно выполняет в знаковой ситуации? o Каков был код данного сообщения? Определите вид этого кода.
6. Опишите и обоснуйте способ соотношения двух типов реальности на примере следующего текста: … и видеть в бодрствовании сновиденье, когда нам снится, что не спим (Х.Л.Борхес). Какая из теорий истинности приложима к интерпретации данного текста? Опишите способы создания энтропии в тексте. Что здесь выступает в качестве шума?
7. Переведите на язык семиотики. Опишите семиотическую ситуацию, для которой следующий текст является иллюстрацией:
«Добрейший Адсон, – отвечал учитель. – Всю поездку я учу тебя различать следы, по которым читаем в мире, как в огромной книге. Сказал же Алан Лилльский: «Всей Вселенной нам творение – будто изображение, книга, зеркало …». Он судил о неисчерпаемом обилии символов, коими Господь через посредство своих творений глаголет к нам … Однако Вселенная еще красноречивей … и говорит не только о самых далеких вещах (о них всего туманней), но и о самых близких, и о них – яснее ясного (У.Эко. «Имя розы»).
Темы для докладов и сообщений o Символы книга, лабиринт, библиотека, дерево (ризома) в культуре ХХ в. (на примере текстов У.Эко и Х.Л.Борхеса). o Семиотика зеркала. o Иконизм в современной массовой культуре. o Символизация в ритуалах и мифах. o Проблема индивидной / общей номинации в новелле Х.Л.Борхеса «Фунес, чудо памяти». o Возможности и границы языков визуальной коммуникации, музыки, формальных языков (по выбору). o Семиотические проблемы перевода невербальных текстов на вербальный язык. o Семиотическая теория интерпретации У.Эко. o Семиотика детективных текстов А.Конан-Дойля, А.Кристи (по выбору). o Семиотика истинности в текстах Х.Л.Борхеса «Притча о дворце», «Сад расходящихся тропок», «Три версии предательства Иуды», «Алеф», «Борхес и я». o Семиотика моды. o Семиотика фотографии. o Семиотика фольклорного текста. Вопросы для повторения 1. При каких условиях вещь становится знаком?Чем знак отличается от вещи? 2. Расположите виды знаков по степени абстракции. Как меняется потенциал знака в зависимости от степени «близости» к референту? 3. Чем отличаются модели знака у Ф.де Соссюра и Ч.Пирса? 4. Какова цель введения понятий семиозис, гипертекст? 5. Каково соотношение понятий язык, алфавит, код, алгоритм, речь и текст? 6. Какова роль иконических знаков в мышлении? 7. Что может выступать в качестве шума в коммуникации? 8. В чем вы видите «плюсы» и «минусы» энтропии? 9. Что такое прагматика сообщения? 10. Вспомните виды знаков в семантической и семиотической классификациях. 11. Насколько отчетлива граница между естественными и искусственными знаками? 12. Почему формальные языки называются формальными? 13. Каковы основные тенденции в развитии знаковых систем? 14. Почему семиотические исследования возможны применительно к культуре? Каков их потенциал? 15. Выступают ли звук речи и музыкальный звук в качестве знака? Является ли зеркальное отражение знаком? А ксерокопия? 16. Какова структура коммуникативного акта? 17. Почему любые знаковые системы именуются языками? 18. По каким параметрам противопоставлены твердые и мягкие языки? 19. Каковы семиотические функции рамы в текстах живописи? 20. Объясните семиотический механизм фальсификации. Какие виды фальсификаций вам известны? 21. Объясните явления псевдоавторства, псевдоперевода, двойничества с семиотической позиции. 22. Каковы семиотические способы создания возможных миров? В чем отличие реалистических миров от фактофиксирующих? 23. Почему знаковые системы носят вероятностный характер? 24. Объясните сущность понятия языковая игра. 25. Почему референт знака всегда отсутствует в акте коммуникации? Может ли знак слиться с референтом? 26. Приведите примеры рекурсивности и серийности в литературе. 27. Способы соотнесения знака и референта. 28. Как соотносятся понятия смысл знака и синтактика знаков? 29. Можно ли и на каких основаниях разграничить значения и смыслы? Почему значение всегда конвенционально? 30. Каковы причины избыточности информации в сообщении? Как упорядочить передаваемое сообщение? 31. Проверьте, можете ли вы описать структуру любого конкретного знака (изображения, слова, цифры, плана и т.д.). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |