Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок литературного чтения (2 класс)

УСТНОЕ

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Сказки

 

Сказка фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора, включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию.

 

Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику. Тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традицией клише:

· Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:

«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;

· «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;

· «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказочная концовка, финал;

· «Общие места» — кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды:

ü Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами:

ü Клишированное описание портрета — «Баба-Яга, костяная нога»;

ü Клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.;

· Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»;

· Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»;

· Общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец».

 

Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки):

1. Устность.

2. Коллективность.

3. Анонимность.

 

В УНТ выделяют три жанра сказки:

 

· Сказка о животных (животный эпос) — это сказки, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

 

Например: Бычок-смоляной бочок, Волк и семеро козлят, Волк и Лиса, Журавль и цапля, Заюшкина избушка и т.д.

 

· Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

 

· В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома.

 

· Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

 

· Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

 

· Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

 

Например: Гуси-лебеди, Иван-крестьянский сын и чудо-юдо, Морозко, По щучьему веленью, Снегурочка, Царевна-Лягушка.

 

· Бытовые сказки. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

 

Например: Каша из топора, Как жена мужа провожала, Мужик и мошенники и т.д.

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по русской народной сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

 

Ход урока

2.1. Проверка домашнего задания. Подготовка к восприятию

 

Урок начнём с проверки домашнего задания.

 

Поднимите руку те, кто готов сегодня прочитать наизусть стихотворение.

 

Наизусть домашнее стихотворение прочитает:

 

(ученик у доски читает стихотворение Константин Бальмонта)

 

У чудищ

 

Я был в избушке на курьих ножках.

Там всё как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.

 

Но я был в шапке, был в невидимке.

Стянул у Старой две нитки бус.

Разгневал Ведьму и скрылся в дымке.

И вот со смехом кручу свой ус.

 

Пойду, пожалуй, теперь к Кащею.

Найду для песен там жемчугов.

До самой пасти приближусь к Змею.

Узнаю тайны - и был таков.

 

А теперь послушайте музыкальное произведение. (Музыка М.Мусоргского "Прогулка"; "Избушка на курьих ножках" (Баба-Яга).)

 

Представьте себе картину, которую нарисует вам ваше воображение.

 

Что вы представили себе, когда слушали музыку? (Высказывание детей).

 

Что же общего у этих двух произведений?

 

(волшебство, сказочный сюжет, сказочные герои, лес, Баба Яга)

 

Сказочные приёмы в авторском стихотворении и в музыке.

 

В чём различие этих произведений?

 

1 - музыкальное произведение мы слышим;

 

2 - литературное произведение, мы видим, читаем, слышим.

 

Различными средствами можно изобразить сказку.

 

Подготовка к восприятию и сообщение темы урока

 

 

 

Подумайте, почему сказки, колыбельные песни, прибаутки, пословицы, скороговорки называются устным народным творчеством?

 

(на доске выставлены карточки) УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

 

Что означает каждое слово?

 

(ответы учитель записывает на доске)

Уста, губы Придумывал народ При пересказе каждый придумывал своё -" из уст в уста " творил

 

 

Народную сказку не записывали, а пересказывали по памяти. Её "сказывали", передавали из уст в уста.

 

- Как называется первая часть любой истории? (Завязка)

 

- Начало развития действия?

 

В русской народной сказке завязка называется ЗАЧИН.

 

Физкультминутка

 

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Вверх на солнце посмотрели -

И всех лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Дружно топаем.

Хватит детки отдыхать.

А теперь начнём читать.

 

2.5.Работа над содержанием сказки

 

а) Словарная работа

 

Проведём работу по уточнению предложений, словосочетаний.

 

Шли- шли:стоит коровье копытце;

 

:::::::.лошадиное копытце;

 

:::::::козье копытце полно водицы.

 

Как вы себе это представляете?

 

(следы копыт животных, наполненные водой)

 

Есть такое предложение: "ШЛИ-ШЛИ - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает".

 

Как вы понимаете эти слова?

 

А кто такой купец?

 

Богатый торговец, тот, кто торговал.

 

Найдите в тексте абзац, где купец встретил Алёнушку.

 

Дети читают отрывок вслух.

 

- Одному козлёночку было ведомо:

 

Как вы понимаете эти слова? (известно)

 

б) Почему никто "ведьму не распознал", только Иванушке "всё было ведомо"?

 

(Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козлёночком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит и то, что делается в земном мире, но и видит и другую, волшебную сторону событий).

 

Давайте найдём отрывок, где Козлёночек бежит на бережок и зовёт Алёнушку.

 

Как нужно читать эти слова?

 

(ученик читает выразительно, вслух)

 

Что значит котлы чугунные: ( КОТЁЛ - большой сосуд для варки, обычно с круглым дном. Чугун - первая выплавка из железной руды)

 

Ножи булатные? (Булать - узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой.)

 

Сколько раз Иванушка просил сестрицу разрешить ему напиться? А выплыть на бережок? (3 раза. В волшебной сказке действует магия числа 3, поскольку это число волшебного мира.)

 

Сколько раз понадобилось козлёночку перевернуться через голову, чтобы обернуться мальчиком Иванушкой? (Прочитайте. В сказке сказано, что козлёночек "три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой". (с.126 ))

 

А в других сказках, какие волшебные числа тебе встречались?

 

"Кот в сапогах", Вступление к "Руслану и Людмиле", "Сказка о рыбаке и рыбке". (три сына у мельника, три месяца подряд кот приносил королю подарки, "тридцать витязей прекрасных", "тридцать лет и три года")

 

Число "3" соотносилось с кругом и выражало замкнутость чужого мира: круг неба, например. Поэтому, волшебное число героев - всегда "3": 3 богатыря, 3 сестры, 3 брата; все события повторяются в сказке 3 раза.

 

2.6. Беседа по репродукции картины В.М.Васнецова "Алёнушка"

 

Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка". [Рисунок1]

 

Какай же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.

 

"Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет".

 

Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)

 

Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.

 

Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.

 

А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый?

 

(именно с водой связаны все грустные события сказки)

 

Какие грустные моменты в сказке связаны с водой?

 

(найдите эти строчки и прочитайте)

 

Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца.

 

Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.

 

Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. С.123. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. СТР.123. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. Стр. 124 .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнонёхонько закричал: : .).

 

Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.

 

Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное;

 

Ключевая вода оживляет Алёнушку).

 

Так что же роднит сказку и картину?

 

Грустное настроение, лирическая тональность.

 

( Пояснение: "лирический", "поэтический" могут обозначать сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек "лирически" настроен, имеют ввиду, что его душа открыта самым тонким восприятия и чувствам, что он поэтически смотрит на мир).

 

Какими же средствами переданы эти два произведения?

 

Литературное произведение - словом.

 

Картина - красками.

 

Закрепление новых знаний

 

Вернёмся к вопросу с которого мы начали работать со сказкой.

 

Почему же сказка "Сестрица Алёнушка и братец Ивашушка" - волшебная?

 

(превращение человека в животное, принятие ведьмой облика Алёнушки, оживление с помощью живой воды) (карточки)

 

Итог урока

 

Спасибо. Молодцы, мне было очень приятно с вами работать.

 

 

Былины.

 

Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

 

По сей день остается дискуссионным вопрос о происхождении былин как жанра. Описываемые в них события относятся к периоду X—XI вв., и традиционно возникновение былин датируют домонгольским периодом. Тот факт, однако, что былины являются сугубо русским жанром (т. е. отсутствуют в украинском и белорусском фольклоре), заставляет предположить, что они возникли в период после разделения этих трех этносов — не ранее XIV в.

 

Былины делятся на 2 цикла:

1. Былины киевского цикла - повествуют о подвигах древнерусских богатырей и отражают исторические события времени правления Владимира Святого и его правнука Владимира Мономаха (слившихся в образ Владимира Красное Солнышко). Прототипами ряда былинных героев стали реальные личности. Некоторые сюжеты посвящены успешной борьбе Руси с кочевниками.

2. Былины новгородского цикла - бытовые, новеллистические. Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

 

Примеры былин:

киевский цикл - Алеша Попович и Добрыня Никитич, Алёша Попович и Тугарин, Василиса Никулишна и Данила Денисьевич, Илья Муромец и Идолище, Илья Муромец с Добрыней на Соколе-корабле, Добрыня и Дунай и т.д.

новгородский цикл - Вольга и Микула Селянинович, Вольга, Садко и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по литературному чтению "Богатырская сказка про Илью Муромца"

ЦЕЛИ: создать целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его в творчестве художников, сформировать понятие о былине, богатырской сказке - видах устного народного творчества.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник "Маленькая дверь в большой мир" (ч.1) Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой; репродукция картины В.Васнецова "Богатыри"; аудиозапись М.Мусоргского "Богатырские ворота"; толковый словарь, книжная выставка "Дива былинные",презентация.

 

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Актуализация знаний.

 

1.Упражнение в технике чтения. Задание 1 на стр.26 тетради.

 

-Собери и прочитай скороговорку. ( От топота копыт пыль по полю летит)

 

Речевая разминка. Сейчас мы с вами разогреем наши голосовые связки, поработаем над дикцией и интонацией. Давайте прочитаем эту скороговорку с

испугом

восторгом

хвастаясь

 

2. Проверка домашнего задания. Рассказ учеников о былине.

Что такое былина?

О чем рассказывается в былинах?

Назовите героев русских былин.

О каких подвигах богатырей вы знаете?

 

( Слайды "Русские богатыри")

 

II. Введение в тему урока.

 

Учитель. На протяжении нескольких уроков мы гостили в царстве сказок.

 

Сказка - это вид устного народного творчества. Какие еще виды устно народного творчества вам, ребята, известны?

 

Дети. Пословицы, поговорки, волшебные сказки, потешки, небылицы, былины.

 

III. Работа над "Сказкой про Илью Муромца".

 

Постановка проблемы.

 

Учитель. Что мы будем сегодня читать? Прочитайте заглавие.

 

- Если вспомнить название раздела, то о чем будет произведение?

 

- Какое отношение имеет сказка к богатырям? (Это особые сказки про богатырей и называются богатырскими).

 

- Кто такой Илья Муромец? (Рассказ учителя об Илье Муромце)

 

В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов- отсюда и фамилия. Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю:Как одно - то на небе красно солнышко. А один - то на Руси Илья Муромец:(слайд)

 

Неспроста древний Муром на высоком берегу Оки в парке установил памятник своему легендарному богатырю. Как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы. (Слайд)

 

":Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей.." :Из богатырей Илья Муромец ушел в монахи. А погиб защищая Киев от набега. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре. У изголовья перед его гробницей гласит надпись - "Илья из города Мурома".

 

К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. (слайд)

 

(Сообщения детей, слайды)

 

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

 

- Назовите на ней те предметы, которые говорят о древности сказки. (одежда, прически, изба:)

 

- Где Илья? Как вы догадались?

 

Чтение сказки по частям с комментированием.

 

После 1-й части:

 

- Почему у родителей Ильи не было фамилии? (Раньше на Руси не было фамилий. Это еще раз говорит о древних корнях сказки.)

 

- Что огорчило родителей?

 

Физкультминутка

 

Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку М.Мусоргского "Богатырские ворота" :

 

Дружно встали - раз, два, три -

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце - руки в боки,

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

 

Чтение 2-й части . Словарная работа. Объяснение слов и выражений по ходу чтения:

 

- Как понимаете "есть сын, да никуда не годящий?"

 

- Кто такой "странник"? ( Человек, который ходит пешком, странствует).

 

- Сколько это "чаша в полтора ведра"?

 

- Как понимаете "не прекословил" (не спорил), "тын" (забор из бревен или жердей).

 

Вопросы после второй части:

 

- Какое чудо сотворили странники с Ильей?

 

- Какой наказ они ему дали?

 

V. Итог урока.

 

- Что нового узнали на уроке?

 

- Какие события были главными?

 

- Что вас удивило?

 

- Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?

 

Самооценка своей работы на уроке.

 

Домашнее задание:

 

Задание 2 в тетради на стр.26. Прочитать 3-ю часть.

 

Найти пословицы о Родине (3-я группа)

 

Рассказ учеников о былинах

 

Былины название своё получили от слов "быль", "было". В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали и сами. Герои русских былин - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Еруслан Лазаревич, Василий Буслаевич:

 

Былины сочинялись как стихи; их обычно исполняли на праздниках, на пирах особые люди - сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и играли на гуслях - старинном музыкальном инструменте.

 

Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя или группы исполнителей. На Севере и в Сибири былины исполнялись соло - одним человеком; в южных районах России (например, у казаков на Дону или на Тереке) былины пелись хором. То есть, как и другие произведения устного народного творчества (сказки, загадки и пр.), былины являются исполнительским искусством.

 

Самое слово былины происходит от слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

 

На Севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины - слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа.

 

Былины - это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага.

 

Главным персонажем былин и является богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых "черным-черно, как черных воронов": Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри - Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Михайло Данилович, Сухман:

 

Былина - это произведение народного творчества исторического содержания, которое нараспев сказывали в старину. Иногда былины называют "старинами", т.е. песнями о старине. Есть былины героические или богатырские. Они рассказывают о борьбе русского народа с врагами. Есть былины, которые рассказывают о повседневной жизни русского народа времен Киевской Руси. Из уст в уста передавались былины из одного поколения к другому. На званых пирах, на веселых торгах, на городских площадях и перекрестках дорог сказители-старцы вели свои рассказы о славной истории земли русской.

 

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

(1769 — 1844)

Великий русский баснописец

Представьте себе пожилого человека. У него доброе лицо, умный, понимающий взгляд. А вокруг него — звери и птицы: Ворона и Лисица, Слон и Моська, Кукушка и Петух.

 

Человек этот — Иван Андреевич Крылов, а животные — герои его басен.

 

Что такое басня? Басня — это небольшое, чаще всего написанное в стихах произведение. В нём животные ведут себя совсем как люди: те же у них недостатки. В каждой басне есть совет, поучение или просто насмешка.

 

Иван Андреевич Крылов был знаменитым русским баснописцем. Долгую жизнь прожил Крылов. Всё было в этой жизни: и горе, и радость.

 

У него рано умер отец, Андрей Прохорович, бывший военный, храбрый и честный человек. Он был беден, и после смерти своей семье ничего не оставил. Вот и пошёл Ваня Крылов в том возрасте, когда ещё другие дети за партой сидят, работать. Нужно было помочь матери прокормить семью.

 

На службе насмотрелся он всякого. Жадность и лень, воровство и ложь, грубость и лицемерие.

 

И только книги скрашивали безрадостную жизнь. В наследство от отца достался мальчику старый деревянный сундук, обитый железом. А в сундуке были книги. Особенно нравились басни древнего баснописца Эзопа. Они были такие смешные, что, читая их, Ваня хохотал от души. Был еще и французский букварь. Мальчик переводил из него на русский язык басни француза Лафонтена.

 

Много времени прошло с тех пор. Стал Иван Андреевич журналистом2, потом работал в Публичной библиотеке3. В 1809 году вышла первая книга его басен. Было в ней 23 басни. Их читали, переписывали, а так как они легко запоминались, заучивали наизусть взрослые и дети. Признавая заслуги Крылова как баснописца, его избрали членом Российской академии наук.

 

Басни Крылова бессмертны.

 

И теперь среди людей можно встретить трудолюбивого Муравья и лентяйку Стрекозу, которая

 

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

 

 

А также — Лебедя, Щуку и Рака.

Не могут они договориться друг с другом:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

 

Можно узнать в некоторых из нас Мартышку, Осла, Козла и Мишку, которые не понимают, что всякому делу учиться надо. И одного желания для того, чтобы стать музыкантом, мало.

 

 

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

 

 

Басни эти подобны зеркалу: прочитает их человек и как бы посмотрит на себя со стороны, увидит свои недостатки и постарается от них избавиться.

 

 

 

 

 

 

Конспект урока чтения по теме: "И.А. Крылов "Басни". 4-й класс

 

Цель: обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова, расширить круг читаемых басен; воспитывать интерес к чтению басен; развивать умение выразительно читать, инсценировать басни, интерес к литературе как части общей культуры.

 

Оборудование:у каждого ученика учебник “В океане света” Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой 4 кл., ч.1; сборники басен И.А.Крылова; выставки рисунков-иллюстраций к басням, альбом иллюстраций по произведениям И.А.Крылова.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

 

Вступительное слово учителя.

 

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова. Еще раз обратимся к его произведениям, почитаем их и инсценируем.

 

Вспомните, пожалуйста, чем удивительна и необычна была жизнь Ивана Андреевича Крылова.

 

2. Обобщающая беседа. (Показ портрета И.А. Крылова)

 

Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны мышления народного. “Это наша крепкая русская голова, - сказал Н.В.Гоголь, - тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек”.

 

Обратите внимание на портрет. Что можно сказать об этом человеке? (открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека)

 

Как люди проявили любовь к этому человеку?

 

(В Санкт-Петербурге в Летнем саду есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.)

 

Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около “дедушки Крылова” всегда цветы, играющие дети?

 

Наблюдения, мысли народа, весь его многовековой житейский опыт воплотился мастерством писателя в предельно лаконичную форму басенной морали: “У сильного всегда бессильный виноват...”, “Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку...”.

 

И вы, ребята, можете продолжить зачитывать мораль разных басен и везде, как говорил тот же Н.В.Гоголь, “всюду у него Русь и пахнет Русью”.

 

Как вы понимаете эти слова Гоголя?

 

Что такого русского, необычного в баснях Крылова?

 

А что такое вообще басни?

 

Да, Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

 

Викторина

 

Кто лето красное пропел? {стрекоза)

 

Кто нашел жемчужное зерно? {петух)

 

Какие грызуны щуке хвост отъели? {крысы)

 

На кого лягушка хотела быть похожа? {вол)

 

Кто наделал славы, а моря не зажег? {синица)

 

Кому осел посоветовал познакомиться с петухом?

 

Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? {виноград)

 

Кто насолил всей деревне? (волк)

 

Кривляки в баснях Крылова (обезьяны)

 

В какой басне лев воевал и с кем?

 

В какой басне лев говорил с пчелой?

III. Итог урока.

 

Какие виды работ сегодня на уроке вам больше всего понравились?

 

Заключительное слово учителя.

 

Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Недаром еще А.С.Пушкин сказал: “...Крылов превзошел всех нам известных баснописцев”.

 

И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

 

Спасибо за урок!

 

 

Александр Сергеевич ПУШКИН

(1799- 1837)

Великий русский поэт

Родился Александр Сергеевич в Москве. Прадедом его был знаменитый арап Петра Великого — Абрам Петрович Ганнибал. Сын африканского князя, он был ещё мальчиком увезён с Родины в Россию. Пушкин был похож на прадеда: вьющиеся волосы, смуглый цвет кожи.

 

В детстве был Саша шалуном и проказником. И мать, Надежда Осиповна, за это частенько строго наказывала старшего сына (в семье Пушкиных кроме Саши было ещё двое детей).

 

Но непоседливый и озорной мальчишка, затаив дыхание, сидел и слушал, когда няня, или, как он её ласково называл, «мамушка», Арина Родионовна рассказывала чудесные русские сказки.

 

Образованием детей в семье Пушкиных, как и во всех дворянских3 семьях того времени, занимались гувернёры и гувернантки — специально нанятые для этого учителя. Саша был не слишком послушным учеником, но очень любил читать. Первые стихи он написал в восемь лет на французском языке.

 

Когда мальчику исполнилось двенадцать, он поступил учиться в Царскосельский лицей. Это было новое учебное заведение. Сам царь Александр I присутствовал на его торжественном открытии.

 

А затем начались будни. Шесть лет лицеисты должны были жить вдали от родных и близких.

 

Пушкин быстро привык к лицею, он стал для него настоящим родным домом. Ребята, а в лицее учились только мальчики, полюбили Пушкина за его ум, честность, весёлый нрав. А за непоседливость и проказы прозвали Егозой.

 

Товарищей было много, но самым лучшим другом Пушкина всегда оставался Иван Пущин. Ему поэт посвятил много стихотворных строк:

 

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,

Неволю мирную, шесть лет соединенья,

Печали, радости, мечты души твоей,

Размолвки дружества и сладость примиренья.

 

А потом была государственная служба. Царь не слишком-то жаловал Пушкина за его любовь к свободе и справедливости.

 

Только 37 лет прожил поэт. Но за свою короткую жизнь написал Александр Сергеевич Пушкин много поэм, стихотворений, рассказов и знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин».

 

Александр Сергеевич Пушкин сочинил он прекрасные сказки о покорном старике и жадной старухе; о красавице царевне и злобной мачехе, люто возненавидевшей падчерицу за её красоту и «кроткий нрав»; о славном князе Гвидоне и царе Салтане; о жадном попе и находчивом Балде.

 

Сказки Пушкина переносят читателя в необычный, полный колдовства и тайны мир, в котором побывал когда-то и сам поэт:

 

И я там был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

 

 

Сергей Тимофеевич Аксаков

(1791-1859)

Русский писатель, прозаик

 

Род Аксаковых или Оксаковых, как звали их в старину, был древен и восходил к знатному варягу, переселившемуся в XI веке на Русь со своею дружиной. Были среди Аксаковых бояре, воеводы, генералы, но самым знаменитым стало имя Сергея Тимофеевича Аксакова — русского литератора.

Серёжа Аксаков был очень одарённым мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».

Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы в Казанском университете, и в первые годы службы в Петербурге. Позднее, уже перебравшись в Москву, будучи цензором Московского цензурного комитета и сотрудником журнала «Московский вестник», он стал известным театральным критиком и первым оценил талант М.С.Щепкина и П.С.Мочалова.

Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно и первые книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. В эту пору С.Т.Аксаков — отец многочисленного и дружного семейства, гостеприимный хозяин дома, куда съезжалась вся литературная, театральная и музыкальная Москва. Друзья (а среди них были Н.В.Гоголь, М.Н.Загоскин, И.С.Тургенев, молодой Л.Н.Толстой) восхищались рассказами Аксакова-старшего о русской старине, о семейных преданиях, о красоте земли, которую он, страстный охотник и рыболов, знал как никто.

К вымыслу у автора «душа не лежала», а потому в своих книгах С.Т.Аксаков просто рассказал о том, что лучше всего знал и любил. «Записки об уженье» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) покорили читателей и критиков точностью и тонкостью наблюдений за жизнью природы и поэтичностью языка.

Тому, кто хочет узнать, какой была Россия в старые годы, надо прочесть книги С.Т.Аксакова «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением “Семейной хроники”» (1858).

Писатель, ничего не выдумывая, неторопливо и просто повествует об истории своей семьи. О том, как привольно жилось когда-то в уфимских

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...