Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа по новой теме. Знакомство со сказкой
А теперь прочитаем поэтическую, хотя и без рифм сказку. Сказка сказывается, словно печальная песня поётся.
Определите, какая это сказка: волшебная, бытовая или о животных?
Дети читают сказку вслух по частям.
1 - УЧИТЕЛЬ,
2 - УЧЕНИК,
3 - УЧЕНИК,
4 - УЧЕНИК.
Прочитайте, как заканчивается сказка самостоятельно, про себя.
Сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" - ВОЛШЕБНАЯ.
(Превращение человека в животное, принятие ведьмой облика Алёнушки, оживление с помощью живой воды.)
Чтобы убедиться в этом нам, надо со сказкой поработать.
Физкультминутка
Мы немножко отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд. Вверх на солнце посмотрели - И всех лучики согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, Дружно топаем. Хватит детки отдыхать. А теперь начнём читать.
2.5.Работа над содержанием сказки
а) Словарная работа
Проведём работу по уточнению предложений, словосочетаний.
Шли- шли:стоит коровье копытце;
:::::::.лошадиное копытце;
:::::::козье копытце полно водицы.
Как вы себе это представляете?
(следы копыт животных, наполненные водой)
Есть такое предложение: "ШЛИ-ШЛИ - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает".
Как вы понимаете эти слова?
А кто такой купец?
Богатый торговец, тот, кто торговал.
Найдите в тексте абзац, где купец встретил Алёнушку.
Дети читают отрывок вслух.
- Одному козлёночку было ведомо:
Как вы понимаете эти слова? (известно)
б) Почему никто "ведьму не распознал", только Иванушке "всё было ведомо"?
(Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козлёночком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит и то, что делается в земном мире, но и видит и другую, волшебную сторону событий).
Давайте найдём отрывок, где Козлёночек бежит на бережок и зовёт Алёнушку.
Как нужно читать эти слова?
(ученик читает выразительно, вслух)
Что значит котлы чугунные: ( КОТЁЛ - большой сосуд для варки, обычно с круглым дном. Чугун - первая выплавка из железной руды)
Ножи булатные? (Булать - узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой.)
Сколько раз Иванушка просил сестрицу разрешить ему напиться? А выплыть на бережок? (3 раза. В волшебной сказке действует магия числа 3, поскольку это число волшебного мира.)
Сколько раз понадобилось козлёночку перевернуться через голову, чтобы обернуться мальчиком Иванушкой? (Прочитайте. В сказке сказано, что козлёночек "три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой". (с.126 ))
А в других сказках, какие волшебные числа тебе встречались?
"Кот в сапогах", Вступление к "Руслану и Людмиле", "Сказка о рыбаке и рыбке". (три сына у мельника, три месяца подряд кот приносил королю подарки, "тридцать витязей прекрасных", "тридцать лет и три года")
Число "3" соотносилось с кругом и выражало замкнутость чужого мира: круг неба, например. Поэтому, волшебное число героев - всегда "3": 3 богатыря, 3 сестры, 3 брата; все события повторяются в сказке 3 раза.
2.6. Беседа по репродукции картины В.М.Васнецова "Алёнушка"
Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка". [Рисунок1]
Какай же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.
"Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет".
Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)
Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.
Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.
А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый?
(именно с водой связаны все грустные события сказки)
Какие грустные моменты в сказке связаны с водой?
(найдите эти строчки и прочитайте)
Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца.
Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.
Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. С.123. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. СТР.123. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. Стр. 124 .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнонёхонько закричал: : .).
Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.
Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное;
Ключевая вода оживляет Алёнушку).
Так что же роднит сказку и картину?
Грустное настроение, лирическая тональность.
( Пояснение: "лирический", "поэтический" могут обозначать сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек "лирически" настроен, имеют ввиду, что его душа открыта самым тонким восприятия и чувствам, что он поэтически смотрит на мир).
Какими же средствами переданы эти два произведения?
Литературное произведение - словом.
Картина - красками.
Закрепление новых знаний
Вернёмся к вопросу с которого мы начали работать со сказкой.
Почему же сказка "Сестрица Алёнушка и братец Ивашушка" - волшебная?
(превращение человека в животное, принятие ведьмой облика Алёнушки, оживление с помощью живой воды) (карточки)
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |